Чему учат советские и современные мультфильмы? Чему на самом деле учат мультфильмы.

Чему учат современные мультфильмы

Чему учат советские и современные мультфильмы? Чему на самом деле учат мультфильмы.

Каждый в детстве хотел быть похожим на кого-то: сверстника-заводилу, старших братьев или сестёр, а часто ещё и на персонажей мультфильмов или фильмов. Анимация — важный инструмент социализации дошкольников и учеников началки.

В рамках инициативы телеканала Cartoon Network «Месяц антибуллинга» Мария Терещенко, программный директор «Большого фестиваля мультфильмов», рассказала, как современные мультсериалы помогают детям понять, что такое дружба и отношения в коллективе.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Создать фон нормы

Содержательные, нравственно-этические критерии, которые предъявляют взрослые к мультфильмам, вырабатывались годами, сегодня их накопилось уже изрядное количество.

Учитывая, как много времени современный ребёнок проводит с мультфильмами, сегодняшнее общество ждёт, что анимация будет помогать дошкольникам разбираться, как устроен мир и социум, находить в них собственное, уникальное и комфортное место, считает Терещенко.

К началу XXI века взрослое общество стало требовать от мультфильмов, чтобы они служили для ребёнка буквально теоретическим и наглядным пособием, как жить и строить взаимоотношения с другими.

Такие требования к детскому контенту предъявлялись далеко не всегда. В прошлом герой не обязан был вести себя идеально: довольно часто мультфильмы шли от обратного, изображая и, возможно, высмеивая несовершенный мир, лень, глупость, грубость. Сегодня более эффективным (особенно в контенте для дошкольников) считается положительный пример, изображение позитивных паттернов общения.

«Создатели современной анимации стараются как можно реже показывать дурной пример, сосредотачивая внимание на том, как позитивно разрешать конфликты, выстраивать отношения с группой, как реагировать на что-то новое, незнакомое, непохожее», — объясняет Мария Терещенко.

По ее словам, в анимационных сериалах для детей младшего возраста есть ряд негласных правил — желательно, чтобы герои были вежливы, и обязательно, чтобы соблюдали нормы безопасности: всегда надевали шлем перед тем, как поехать на велосипеде, пристегивались, садясь в машину. «Это создает фон нормы», — подчеркивает эксперт. Подражая любимым героям, ребёнок подхватывает и эти небольшие хорошие привычки.

2. Показать мир с другой стороны

Мультфильмы позволяют детям увидеть и рассмотреть другого человека: его внутренний мир и переживания, прочувствовать и понять, каково оказываться в той или иной ситуации, какие ощущения испытывает другой человек. Через сопереживание героям мультфильмов дети лучше начинают понимать чувства реальных людей и учитывать их в своём поведении.

В частности, это касается и проблем в коллективе. Что переживает человек, сталкиваясь с неприязнью других, что он чувствует, когда его дразнят. Конечно, непосредственно тема буллинга редко становится предметом обсуждения в мультфильмах для дошкольников и младших школьников (её и непросто было бы разыграть, учитывая, что эпизод сериала длится пять-десять минут).

«Как только ты начинаешь это разыгрывать, то возникает риск принести больше вреда, чем пользы», — говорит эксперт

Хотя в мягких формах дошкольные сериалы могут касаться тема буллинга: например, момента депривации, когда ребёнок чувствует себя одиноко, с ним никто не хочет играть, или дискриминации по гендерному признаку — девчонок не берем. Тема «Я и коллектив» важна для большинства дошкольных анимационных сериалов от «Лунтика» до «Смешариков».

Ребёнок-зритель видит, что персонажу на той стороне плохо и грустно, сопереживает ему, поэтому в жизни ему уже куда сложнее будет сказать «я не хочу с тобой дружить», «ты не такой, поэтому мы не возьмём тебя в игру», потому что срабатывает эмпатия.

3. Научить говорить о буллинге

По словам Марии Терещенко, сама по себе тема травли не нова для России, но активно обсуждать её в общественном поле начали только в последние годы. Терещенко вспоминает главный фильм, посвященный теме буллинга — «Чучело», снятый ещё в 1984 году.

«В те времена фильм был настоящей сенсацией, но когда смотришь на него из XXI века, задумываешься, правильно ли он обсуждает тему буллинга. Слишком он, пожалуй, романтизирует то, как героиня противостоит коллективу. Это опять же к разговору о ролевой модели: слишком уж хочется быть такой, как она.

А между тем девочка выбирает не самый правильный путь. Романтичный, но не очень правильный», — говорит эксперт.

«Когда мы проводили кинозанятие с подростками и обсуждали немецкий фильм „Эксперимент“, то затронули как раз и тему буллинга: большинство ребят посчитали, что если ты столкнулся с этой проблемой, то должен справиться с ней сам. И это категорически неправильно.

Потому что человек не в состоянии самостоятельно справляться с травлей без последствий для психики.

Об этом нужно говорить, чтобы обращение к взрослому в подобной ситуации стало для ребёнка абсолютной нормой, чтобы ему даже в голову не приходило, будто это трусливо или недостойно — всё это манипуляции, которые являются частью коллективного абьюза.

„Если ты жалуешься, ты — трус и ябеда“, — говорят абьюзеры своей жертве. Нет. Ребёнок должен знать, что в подобных ситуациях надо обращаться к взрослым, а не геройствовать», — говорит Мария Терещенко.

По ее словам, проблема буллинга чаще поднимается в игровых фильмах для старших классов или в сериалах для школьников, но, к сожалению, в России их очень мало. Что до дошкольного контента, он работает с этой темой скорее профилактически, не в ключе «что делать, если…», а помогая выстроить коллектив так, чтобы буллинг и травля были бы невозможны.

Это работа на создание таких отношений в коллективе, где каждый имеет право на понимание и уважение

При этом, говорит Терещенко, в зарубежной анимации есть сериалы, рассчитанные на школьников средней и старшей школы, где тема взаимоотношений раскрыта более подробно и может касаться в том числе и травли. Например, «Удивительный мир Гамбола» или «Время приключений», которые идут в эфире телеканала Cartoon Network.

«Такой же странный, как и я»:

4. Быть разными

По словам Марии Терещенко, сейчас в российском анимационном мире выстраивается ситуация, когда с экрана телевизора дошкольник может и не узнать, что сверстники могут враждовать между собой. Правильно ли это? Вопрос остаётся открытым.

Эксперт подчеркивает, что тема влияния мультфильмов на детей активно изучалась, но к однозначным выводам исследователи не пришли. По словам Терещенко, доказано, что есть краткосрочное влияние — час-два. «Никаких доказательств, что ребёнок всерьёз руководствуется теми же принципами, что и его любимые персонажи в анимационных сериалах, нет», — говорит Мария Терещенко.

Однако эксперт подчеркивает, что ролевые модели ребёнок действительно часто черпает из мультипликации, поскольку они более ясные и цельные, чем в жизни. «Конечно, ролевая модель может быть перенята и у старшего брата, и у мальчика из двора, но чаще из мультиков. И то, как изменились эти ролевые модели, как они стали доброжелательнее, просоциальнее — это важно в каждодневном поведении.

На глубокие морально-этические установки это вряд ли сильно влияет, но именно поведенческие мелочи перенимаются у персонажей весьма и весьма активно

И это тоже немаловажно, потому что многое в социальных коммуникациях складывается именно из мелочей. И сейчас — что тоже немаловажно — таких «ролей» стало в анимации намного больше.

Самый яркий пример — это, конечно, женские роли.

Ещё недавно в основном девочкам предлагалось быть маленькими принцессами, теперь же юные зрительницы могут примерить на себя любые роли, включая учёных, спортсменок, комиков и смелых героинь», — резюмирует Мария Терещенко.

Секрет успеха современных героев

“Фиксики” — это маленькие существа, которые живут внутри технических устройств и исправляют их поломки.

Екатерина Кокшарова, семейный психолог:

— Фиксики такие же, как и люди. У них есть мамы и папы, они тоже ходят в школу и живут рядом с человеком, и это, в первую очередь, очень привлекает детей.

А ещё они очень таинственны, ведь о них никому нельзя рассказывать (“Кто такие фиксики — большой, большой секрет!”— строчка из заставки мультфильма)! Дети обожают всё, что связано с тайнами, загадками и их собственными секретами. Это и делает данный сериал таким популярным.

Благодаря этому мультфильму дети узнают, как правильно обращаться с устройствами, осваивают технику безопасности в быту.

“Фиксики дают простые ответы на сложные детские вопросы на доступном каждому ребёнку языке и являются хорошими помощниками для родителей по адаптации ребёнка к современному миру технологий”

“Барбоскины” — семья собак с пятью детьми. 

Ольга Одинцова, психолог:

— В мультфильме рассказывают о жизни детей в большой, сложной, но в целом дружной семье, где интересам каждого находится своё место. Как и любая сказка, этот мультфильм становится полем для культурных проекций, для обозначения и закрепления ролей, идентификации, выхода из сложных ситуаций, разрешения конфликтов.

Взрослый или ребёнок легко может идентифицировать себя с одним или несколькими героями. Мультфильм рассказывает о дружбе, о справедливости, о том, что надо уважать друг друга, а также о ссорах, о непонимании, об обидах и надеждах. Обо всём том, что хочет знать и уметь каждый ребёнок, о том, в чём нуждаются, но часто забывают взрослые.

 Именно поэтому так популярен и любим данный мультсериал.

“Маша и Медведь” — девочка-хулиганка и терпеливый, добрый Мишка.

Марина Филоненко, семейный психотерапевт:  

— Короткие истории, почти никаких диалогов, динамичные сюжеты — и мультгерои становятся для детей почти что членами семьи. Дети видят реалистичных персонажей, которые играют, танцуют. Маша и Медведь легко разбираются в житейских ситуациях, которые возникают и у маленьких зрителей. Детям понятна атмосфера, в которой живут герои. А самое привлекательное — это игра.

В мультфильме все играют! “Маша и Медведь” учит прежде всего дружбе, взаимовыручке. Персонажи мультика не боятся дел. Они вместе учатся варить кашу, жонглировать, стирать, сажать овощи в огороде. Играя, герои показывают детям, что всему можно научиться. Эти знания и умения приобретаются через смекалку и упорство, которые демонстрирует Маша.

А ведь это главные качества, которые прививаются в процессе взросления и учёбы.

Для сравнения мы проанализировали и самый популярный зарубежный мультсериал для девочек My Little Pony: Friendship is Magic.

My Little Pony: Friendship is Magic — приключения маленьких пони в волшебной стране Эквестрии.

Екатерина Кокшарова, семейный психолог: 

— Это мультфильм только о женской дружбе, её аспектах и нюансах.

В главных героинях сосредоточены типы личностей девочек: любительница книг и учёбы, красотка, трудолюбивая, нежная любительница животных, спортсменка, которая вечно в движении, озорница, устраивающая праздники. Поэтому каждая телезрительница может найти себя.

Этим и привлекателен мультсериал. Кроме самих персонажей в нём отлично показана смена времён года, что даёт возможность детям младшего возраста обратить внимание на природу, развивает фантазию и воображение.

Как мультфильмы становятся классикой 

По мнению семейного психолога Елизаветы Матосовой, с помощью мультипликации взрослые люди стараются передать детям основополагающие знания и ценности, среди которых:

  • добро, зло и справедливость;
  • семья (полная и неполная), отношения между супругами, детско-родительские отношения;
  • помощь сиротам;
  • любовь, ответственность и чувство долга;
  • уважение к старшим, старость;
  • жизнь и смерть близких людей;
  • одиночество, которое может испытывать и ребёнок, и взрослый;
  • помощь людям и забота о них.

Картины, которые наиболее ярко дают представление об этом, пересматриваются по несколько раз.

“Гадкий я” 

Андрей Брагин, психолог:

— Мультфильм рассказывает, как мужчинам подчас сложно справляться с чувствами. Главному герою было тяжело ещё и потому, что в его семье было не принято делиться чувствами и принимать любовь. Есть и другой аспект: герой принимает на себя непривычную роль отца трёх девочек.

Он очень важен для их развития, ведь благодаря взаимодействию и общению с отцом дочки получают опыт общения с мужчинами. Но не у всех этот опыт бывает, и тогда девочкам в будущем будет сложно налаживать общение с мужчинами, строить отношения, заводить семью.

Мультфильм рассказывает о том, как персонажи заполнили эти пробелы в жизни друг друга, создав семью. Мультфильм подходит даже для самых маленьких — от 6 лет.

“Вверх”

Андрей Брагин, психолог: 

— В этом мультике показаны созависимые отношения, в которых желания одного человека постепенно становятся желаниями другого: один человек настолько поглощается другим, что его индивидуальность перестаёт существовать.

Такие отношения могут рано или поздно закончиться, и человек, как герой этого мультика, останется с ощущением полной пустоты внутри. Оставшись без второй половинки, человек будет проживать уже не свою собственную жизнь, а будет жить жизнью партнёра, его желаниями, надеждами, стремлениями.

Этот мультфильм об одиночестве и привязанности, он учит тому, что нельзя отказываться от своего собственного “я”, какой бы сильной ни была любовь. Смотреть его лучше с детьми 10—12 лет.

“Унесённые призраками” 

Андрей Брагин, психолог: 

— На примере главной героини мультфильм показывает, что ребёнку в семье родители отвели роль спасителя. Дети должны помогать родителям, но не спасать! Получив однажды такую роль в своей семье, ребёнок в последующем будет воспроизводить ту же модель в своей семье, взваливая на себя всю ответственность за быт, воспитание детей, мужа и так далее.

И это касается не только семьи, но и отношений с другими людьми. Потрясающим образом такой человек будет “вляпываться” в разные истории, где постоянно нужно кого-то спасать. Эта история потому и показана такой выдуманной, что, по сути, ребёнок не должен спасать родителей в реальной жизни. Лучше всего смотреть этот мультфильм с детьми страше 10 лет.

“Король Лев”

Екатерина Кокшарова, семейный психолог: 

— В основе мультфильма лежит несколько основных постулатов и уроков. Здесь и острая тема смерти близкого человека, и предательство со стороны родственника, и понимание таких понятий, как дружба и семья. Фильм учит взрослых тому, как ругать за проступок, при этом давая понять, что ребёнок — самый важный для них человек. Ругать не обижая и не унижая, а давая по-настоящему важный урок.

В целом мультфильм учит правильным отношениям отца и сына, учит ценить свою семью, уметь оказывать поддержку родным, когда она нужна, и не бояться отстаивать семейные интересы. Но я бы не рекомендовала этот мультфильм всем. Скорее, он для более взрослых детей — школьников от 8 лет.

Советская мультипликация полезна для здоровья

— Современные дети по-прежнему с удовольствием смотрят главные многосерийные хиты “Союзмультфильма”: “Ну, погоди!”, “Винни Пух”, “Малыш и Карлсон”, — говорит главный редактор телеканала “Карусель” Вера Оболонкина.

Раньше мультфильмы были короткими, разнообразными по стилистике, музыку к ним писали известные композиторы и заслуженные деятели культуры, а персонажей озвучивали народные артисты. Именно поэтому они стали частью культуры и так любимы даже нынешним поколением.

— В любом старом советском мультфильме есть моральные ценности, которые важны всегда: доброта, милосердие, благородство, честность, справедливость, — говорит художник-постановщик киностудии “Союзмультфильм” Валерий Коваль. — Сегодня у мультфильмов задача поменялась. Они рекламируют, заставляют смеяться без повода и при этом очень редко помогают понять суть происходящего.

“Я бы порекомендовал всем родителям воспитывать детей на советских мультфильмах. Они самые гуманные и христианские в мире, полезны душе, потому что воспитывают в ребёнке сочувствие, покровительство немощным и доброту”

Семейный психолог Елизавета Матосова объясняет, каким именно образом сейчас привлекают внимание юных зрителей: “Создатели мультфильмов включают много ярких зрительных эмоционально заряженных эпизодов, когда что-то взрывается, горит, разрушается, происходят драки со сверхъестественными способностями героев и так далее. В эти моменты идёт некий отдых, эмоциональная разрядка, сброс накопившегося напряжения, что помогает зрителю смотреть мультфильм дальше”.

В связи с этим она советует родителям смотреть мультфильмы вместе с детьми, обсуждать увиденное, обращать внимание на те моменты, на которые реагирует малыш во время просмотра. “В этом случае ребёнок сможет сделать много новых открытий и пополнить свой интеллектуальный багаж”, — подчёркивает специалист.

Мультипликация — это не только развлечение для детей, но и отражение современной действительности. Меняются персонажи, сюжеты, юмор, диалоги, технологии. Но те важные знания о семейных ценностях, любви и дружбе, которые хранятся в мультиках, актуальны всегда.

Отечественные мультфильмы, которые учат плохому

Чему учат советские и современные мультфильмы? Чему на самом деле учат мультфильмы.

Всем человекам с извращенным чувством прекрасного посвящается. Дурной пример там, где его нет.

Отечественные мультики — это не только мимими, уроки нравственности и доброты, но и пропаганда (на самом деле нет) лени, бродяжничества, слабоумия и отваги. Какой урок вынесете вы — так и будет. Пост объявлен праздником максимально неправильного восприятия всего на свете. Ирония mode on.

“Обезьянки”

Потрясающая иллюстрация отношения безалаберной #яжематери к своему #этожеребенку. Пока всклоченная и замызганная родительница занята неизвестно чем, свора ее #годовасиков наводит шорох не только в зоопарке, но и за его пределами.

Череда невинных шалостей достигает апофигея в седьмой серии, где один из приматов притворяется больным и вместе с братьями угоняет карету скорой помощи. Чтоб вы понимали, им за это даже ата-та не прилетело.

“Бандитский Петербург” по сравнению с мультфильмом про “Обезьянок” — сказочка от Оле Лукойе.

Бродяжничество

Вот тут даже напрягаться не нужно, чтобы дурной пример разглядеть. Просто ребенок живет в джунглях среди диких зверей. Тусуется там, между тем, не один год: растет, учится по деревьям лазать, от тигра-людоеда сбегает периодически. И все это так мило и романтично временами, что хочется оставить все мирское, голышом отправиться в цветущие зеленые заросли и прибиться к стае волков.

Ненадолго, впрочем, прибиться. Минут так на пять.
Карлсон, конечно, “умный, красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил”, но на деле похуже любого криминального элемента. Нашел обделенного вниманием мальчика, устроил в его комнате дебош с порчей имущества, обманным путем завладел материальными благами в виде банки варенья (1 шт.

), а после сподвиг потерпевшего на несанкционированную акцию, опасную для жизни — прогулку по крыше. В общем, таких друзей за ухо да в музей.Выросло несколько поколений людей, которые боятся турникетов: спасибо эпизоду с оторванным хвостом волка из “Ну, погоди!”, но сейчас не об этом.

Совершенно неясно как и когда поссорились главные герои, но их вражда неслабо так затянулась — более чем на два десятка серий. Изощренность попыток сделать друг другу больно может порадовать самого искушенного маньяка: застрелить, скинуть с высоты, переехать комбайном… Нормальная такая чернушка-то, если приглядеться.

Плохо, что у Винни-Пуха нет бабули, она бы нарадоваться не могла аппетиту дитятки. Но! Медведь в гостях у кролика поступил по меньшей мере похабно: заигрался в саранчу настолько, что и припасы все подмотал, и свою празднично пухлую тушу не смог уволочь восвояси. Если бы авторы мультфильма знали шутки про fat mom, точно пририсовали бы главному герою собственную орбиту.

Если кто в детстве басен не читал, напоминаем: стрекоза-тян и муравей-кун просто очень разные. Конец.

Ладно, накапайте валерьянки, мы продолжаем. Стрекоза любила тусоваться, а муравей впахивал как папа Карло — кто на что учился.

А когда замерзающая и голодная стрекоза попросила у старого друга помощи (чуть у батареи погреться и крошек со стола поесть) была цинично выставлена на мороз. Что было дальше, не знает никто, но скорее всего тянка замерзла насмерть и больше о ней никто не слышал. Такая история о злопамятстве, жестокости и оставлении друга в беде.

Слабоумие и отвага

Ситуация вызывает преодолимое желание фейспалмить до потери сознания: кусок теста ушел в лес, чтобы троллить голодных диких животных. Это была часть про отвагу. Но повелся на очень дешевый приемчик, придуманный лисой, из-за чего оказался съеденным. Это часть про слабоумие.

Мораль: если вы безмозглый, сидите дома не верьте лисе.Домашний Бобик пригласил в гости бездомного Барбоса, пока хозяина не было дома. И чтоб вы там чего лишнего не подумали, они просто друзья.

Но Бобик не нашел ничего лучше, чем навешать приятелю про свою сладкую жизнь, лосося на завтрак и личного раба — человека. Просто представьте, как вы приводите домой обездоленного и показываете телек с 2х2, новую консоль и таз черной икры. Ну, это как-то странно.

Ничего, Бобик потом был бит веником, пусть и не за вранье. Мультфильм должен быть маркирован плашкой “18+” и не рекомендован для просмотра людям со слабым сердцем.

История такая: девочке надоели обычные игрушки, и она приспосабливает для забав живого зайчонка, всячески его истязая (ладно, всего лишь пеленает и бантами украшает) на глазах у зайчики-матери. Боль, грусть и мольбы о пощаде читаются в глазах у животного, но кому какое дело.
При съемках ленты ни одно животное не пострадало.Телеканал 2×2

Популярные мультфильмы: учат ли они только хорошему?

Чему учат советские и современные мультфильмы? Чему на самом деле учат мультфильмы.

Мультик для ребенка – это не просто развлечение, это модель мира и взаимоотношений в нем

Дети очень впечатлительны, они быстро усваивают информацию и стараются во всем подражать своим любимым «мультяшным» героям. Поэтому очень важно понимать, какие мультипликационные фильмы смотрит ваш ребенок. Конечно, можно бесконечно рассуждать о пользе того или иного мультика.

Но мы это будем делать как взрослые люди, у которых уже сформированы моральные и нравственные ценности. Ребенок же только учится анализировать. Глядя на телевизионный экран, он старается понять – что же такое «хорошо», и что такое «плохо».

В этой статье мы попытаемся, основываясь на мнениях профессиональных психологов, педагогов, родителей, проанализировать несколько очень популярных мультиков. Чему же они учат наших детей? Итак, начнем.

Мультипликационный сериал «Телепузики»

Наверное, большинство родителей вместе с детьми посмотрели этот мультипликационный сериал, рассказывающий о волнительных событиях, которые переживают забавные инопланетные существа «телепузики».

Герои мультика – яркие и веселые персонажи: фиолетовый Тинки-Винки, зеленый Дипси, желтенькая Ляля и красненькая непоседа По. Именно из-за нее телепузики попадают в самые разные «передряги».

Телепузики были придуманы и созданы в Великобритании.

По мнению многих детских психологов, этот мультипликационный сериал ничему не учит детей. Некоторые даже называют главных героев «мультидуриками». Глядя на них, детине  развиваютс, а деградируют. Многих родителей возмущает тот факт, что  телепузики живут без взрослых. Убирает за ними пылесос, а управляет их поведением «голос свыше». Родителей нет, их функции выполняет автоматика.

Некоторых взрослых возмущает постоянное повторение одного и того же слова героями сериала. Другие же наоборот считают, что так маленькие дети быстрее запоминают новые слова. По поводу этого телевизионного сериала «сломано немало копий». Одно время сериал был даже запрещен к показу. Но большинство детей по-прежнему охотно следят за приключениями разноцветных героев.

Эти необычные человечки детям нравятся даже, несмотря на то, что у них неподвижные лица и стеклянные глаза, а вместо живота – телевизор. Сериал создан для детей от шести месяцев и до четырех лет. Психологи и детские врачи напоминают, что до одного года детям лучше вообще не смотреть телевизор.

А стоит ли разрешать знакомиться с этими необычными мультипликационными героями детям постарше – решать их родителям.

Монстер Хай – Школа монстров

У многих родителей этот мультик вызвал настоящий шок. Еще бы, страшные герои, уродливые животные, никакой смысловой нагрузки. Загробная тематика и девочки с клыками, конечно, могут заинтересовать своей необычностью ребенка, но каким образом это отразится на его психике?

Детские психологи однозначно заявляют, что этот мультик не для детей. Такие мультфильмы вызывают нездоровый интерес у детей, а они духовно и морально не готовы к восприятию такой информации.

Покемоны

Аниме-сериал «Покемоны» по праву считается одним из самых популярных среди подобных продуктов медиа-среды. Дети с большим вниманием следят за динамичным сюжетом каждой серии. «Покемоны» – японский сериал. В переводе с английского «покемон» — это «карманный монстр». В основе сериала лежат бои монстров.

Психологи считают, что в этом мультике слишком много агрессии, а это может негативным образом сказаться на психике ребенка. Кроме того, японские мультики слишком яркие, глаза от них быстро устают. После просмотра даже одной серии у детишек появляется «рябь в глазах».

По крайней мере, так утверждают многие родители в своих отзывах. Врачи предупреждают, что детям-эпилепсикам этот сериал к просмотру категорически запрещен.

Сюжет сериала интересный (особенно первые серии). Его просмотр не вызовет скуку.

Причудливые существа – главные герои сериала в конце девяностых были очень популярны в России.

Губка Боб

Американский мультипликационный проект «Губка Боб» был создан для детей от двух до одиннадцати лет. Главный герой, обитающий на морском дне, постоянно оказывается в центре непредсказуемых событий и всегда находит нестандартные решения выхода из них. Этот находчивый супергерой не смог оставить равнодушными детей из самых разных стран. Он стал всемирным любимчиком.

Есть ли недостатки у этого мультика?Детские психологи считают, что в поведении героев этого мультфильма полностью отсутствует логика. Кроме того, ситуацию усугубляют грубые выражения, которые можно нередко услышать из уст Губки Боба и Патрика. Их поведение некоторые родители считают аморальным.

Маша и медведь

По поводу этого мультфильма разгорелись нешуточные дебаты на страницах интернета. Кто-то из родителей считает этот мультик поучительным и добрым. Кому-то он категорически не нравится. А что о нем говорят эксперты и психологи?

Они называют главную героиню исключительно эгоистичной натурой. Девочка плохо воспитана и глупа. Маша по сценарию не несет никакой ответственности за свои поступки. Чему же хорошему она может научить детей?

Большой зеленый великан, живущий в сказочном государстве, пришелся по душе не только российским детям. Этот диснеевский мультфильм был признан одним из лучших по версии Imdd.

Колоритные герои мультфильма остроумны и изобретательны. Еще одним плюсом является замечательное музыкальное сопровождение. Мультик учит любить и противостоять злу.

Его смотрят с удовольствием не только дети, но и взрослые.

Некоторые родители считают, что этот мультфильм «для взрослых», так как в нем довольно пошловатые шутки и многовато агрессии. Детей могут заинтересовать вопросы: «Что случилось с птичкой?» и « Не было ли больно лягушке, когда ее надували?» Психолог Ирина Медведева считает, что главную героиню этого мультфильма можно назвать «садисткой».

Ничему хорошему наших детей она научить не сможет. Дети смеются, когда главная героиня своим пением убивает птичку. А это — измененное отношение к смерти. В сюжете мультика нет традиционного понятия «семья». Сами производители фильма подчеркивали, что их фильм воспитывает в детях толерантность.

Ирина Медведева напоминает, что этот мультик еще до выхода на экраны позиционировался как гей-фильм.

Японские мультфильмы «Аниме»

Яркие японские мультфильмы очень нравятся детям и подросткам. Но чему они учат наших детей?

По мнению детского психолога Ларисы Авраменко, японские мультфильмы оказывают крайне негативное влияние на детей. Героям этих мультиков свойственна непропорциональность в фигуре, а это признак неадекватного восприятия окружающего мира. Глаза в пол лица – показатель внутренней тревоги и страха.

Много вопросов вызывают и темы сюжетов японских мультфильмов. Лариса Авраменко считает, что в японском «Аниме» слишком много крови и жестокости. И многие родители с ней согласны. Некоторые врачи-психотерапевты уверены, что эти мультфильмы пропагандируют гендерные отклонения.

Как правило, они ссылаются на мультики:«Девочка под сакурой», «Нахальный ангел», «Земляничные яйца». Посмотрев эти мультфильмы, не согласиться с их выводами сложно.

Отсюда возникает вопрос – не будет ли ребенок копировать поведение главных героев? Не является ли японское «Аниме» орудием разрушения половой идентификации?

Симпсоны

Этот скандальный мультсериал смотрят дети во всем мире. Однако большинство психологов считают его очень вредным для детской психики.

https://www.youtube.com/watch?v=H3KiHKiAW4o

Некоторые этот комедийный сериал называют «неприкрытой пропагандой жестокости и насилия».

Многие родители возмущены грубостью героев и уверены, что цель этого мультфильма заключается в разрушении семейных ценностей. Однако именно этот сериал получил множество голливудских наград. В одной из серий «Симпсонов» пропагандируются однополые браки.

Американская академия педиатрии выступила с открытым заявлением, что подобные мультсериалы призывают детей к агрессии и насилию.

«Гриффины»

Этот комедийный мультсериал психологи называют «насмешкой над семейными ценностями». Кроме всего прочего, в сериале пропагандируется гомосексуализм и транссексуализм. И это мнение специалистов в области детской психиатрии.

Идеологи фильма внушают детям мысль, что гомосексуализм является врожденным и не является психическим заболеванием.

На мультсериалы «Гриффины» и «Симпсоны» были поданы три заявления в суд США и одна жалоба в суд РФ. Во всех жалобах указывалось, что в сериалах используется нецензурная лексика, поощряются гомосексуализм, лесбиянство, насилие.

Футурама

Этот сериал был создан автором «Симпсонов» Мэтью Грюнингом. Главный герой Бендер – алкоголик, курильщик, получающий энергию из спирта. Он циничен, очень часто употребляет нецензурные слова. По сути, к этому сериалу со стороны детских психологов те же претензии, что и к двум предыдущим.

Саус парк или Южный парк

Эксперты убеждены, что этот многосерийный мультфильм высмеивает учителей и родителей. Несмотря на то, что в 2005 году этот мультфильм получил премию «Эмми», детские психологи не рекомендуют его к просмотру. И логика в их оценке явно прослеживается.

В мультике много сцен насилия, родители и учителя в сериале представлены в роли извращенцев, гомосексуалистов, проституток, убийц.

Согласитесь, довольно жесткие характеристики для людей, которые занимаются воспитанием детей.

Эксперты считают, что в этом сериале есть призывы к легализации наркотиков и явные насмешки над христианской верой. Прокуратура Москвы признала этот сериал экстремистским.

Винкс

В этом мультфильме героини-феи только и делают, что меняют наряды, и при помощи магии решают свои проблемы. Неестественно длинные ноги, исключительная худоба и максимально короткие юбки преподносятся как эталон красоты и стиля. Все диалоги примитивны, а герои явно отстают в своем развитии.

Психологи считают, что этот мультфильм пропагандирует культ внешности, воспитывает в детях инфантилизм и распущенность. Кроме того, многие эксперты усматривают в сценарии преднамеренное смешение социальных ролей мужчин и женщин.

Наша редакция познакомила вас с отзывами и рецензиями, которые в разное время были размещены на страницах интернета. Согласны ли мы с ними? Некоторые рецензии полностью отражают наши мысли, с некоторыми мы готовы поспорить. В одном мы уверены точно, наших детей воспитывают не герои мультфильмов, а мы с вами.

Конечно, прежде чем предложить вниманию ребенка тот или иной мультик, родители должны сами его посмотреть.

Уберечь ребенка от некачественной продукции медиа-среды вряд ли удастся. А вот вместе с ребенком порассуждать о поведении героев в наших силах. Помните, наших детей воспитываем мы, а не Уолт Дисней!

http://baragozik.ru

Чему учат советские и современные мультфильмы?

Чему учат советские и современные мультфильмы? Чему на самом деле учат мультфильмы.

Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных (созданных после 1991 г.) полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.

Наполнение советских мультиков

Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.

В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач подберем соответствующие мультфильмы (см. таблицу).

Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях.

Наполнение современных мультиков

Современные же мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др.

Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую.

Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально.

В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери.

А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек3»)! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем.

Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

 Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые.

Тот же Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Нинзя? Мультфильм «Черепашки-нинзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.).

Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка.

Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками” («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты2»).

Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.

Воспитательный аспект мультипликации

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия.

По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками.

Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.

Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди.

Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава – капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки.

А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное.

Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации.

Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»).

Юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»); князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»); в «Мадагаскаре» зебра дарит жирафу ректальный термометр, который тот сначала берет в рот, потом с отвращением плюет. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор.

Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение: рыгание, пукание (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»); женские трусики, брошенные льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.

Таким образом, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка.

Советские мультфильмы более просты и понятны детям, дошкольникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться.

Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию.

В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя. В современных мультфильмах одинаковые голоса, низкий уровень речевой культуры, бедность речи. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию, а современные – его отставанию.

Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка.

Современные же напоминают штамповку жанра: похожие сюжеты; похожие герои, которые говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, прыгают, падают; похожие звуки.

В современных мультфильмах много агрессии и раздражения, причем часто они творятся положительными героями.

Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения».

Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся.

Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире».

Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации.

Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме.

Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания.

Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.

Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом.

Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд.

А ведь мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать.

Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам.

Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей».

Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы детских учреждений, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения.

 А также выявить негативный потенциал, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного.

Если мультфильмы не перевести в разряд целенаправленных и контролируемых воспитателей, то они будут влиять на ребенка хаотично и негативно.

Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который способствует или препятствует познавательному, эстетическому, эмоционально-образному развитию дошкольников и младших школьников. Это касается всех мультфильмов.

Большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания, современные мультфильмы содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания.

По материалам диссертации А.Ф.Лалетиной

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.