День ярилы-солнца. Славянские праздники – ярило мокрый

Содержание

Ярилин день 2018: обряды, приметы, традиции славянского праздника

День ярилы-солнца. Славянские праздники - ярило мокрый

В народе Ярилин день называют также “Макушкой лета”, так как он приходится на самую жаркую пору сезона.

Ярило — бог солнца, тепла, весны и плотской любви, который отличается ярким темпераментом. Его считали богом плодородия – в старину поговаривали, что на Ярилу все живое “приходит в яр”, то есть начинает плодоносить.

По легендам, от союза Ярилы с Матерью-Землей, которая до той поры была безжизненной, и произошло все живое на планете, в том числе и человек.

Ярилу считали самым младшим среди солнечных богов, однако уважительное отношение древних славян к его культу от этого было не меньше. Легенды гласят, что в этот день остальные боги мерялись с Ярилой своей силой, но он неизменно побеждал в схватках.

В старину в честь Ярилы устраивали шумные игрища, нередко на брачную тематику, пиры, ярмарки и кулачные бои. Ярилин день имеет сакральное значение — на солнечный праздник можно заглянуть в будущее, примириться с домовым, обрести здоровье и сохранить молодость.

Когда возник праздник

Точная дата возникновения праздника неизвестна – его корни восходят к тем далеким временам, когда на Руси еще не было христианства. Ярилин день — долгожданный праздник бога солнца по древней славянской традиции встречали в первый день июля.

В этот день древние славяне просили помощи у небесных светил, природы и животных. День Ярилы-Солнца считали праздником окончания весны и начала лета.

Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Участники языческого праздника

Солнечного бога чествовали и в другие дни — праздники в честь Ярилы обычно отмечались с 21 марта (день весеннего равноденствия, Масленица) и следующие за ним дни, вплоть до середины лета.

Несмотря на то, что православная церковь против подобных праздников и называет это язычеством и идолопоклонством, Ярилин день не утратил былой популярности. Люди продолжают верить в силу солнца и отмечать макушку лета. Особенно этот праздник почитают восточные славяне.

Традиции и обряды

Ярилин праздник называли особенным – в старину говорили, что его “целый год ждут” и он “всем дням день”.

В этот день традиционно все отдыхали от полевых работ, устраивали праздничные ярмарки, веселые народные гуляния с играми и состязаниями, на которых молодежь показывала свою силу и ловкость. Люди верили, что чем веселее пройдет праздник, тем удачнее будет год.

Устраивали пиры и в полях с обязательными блюдами — яичницей, пирогами и сладостями. По вечерам молодежь разводила костры, возле которых водили хороводы, пели песни и веселились.

Девушки и парни одевали самые лучшие и яркие наряды, угощали друг друга сладостями, устраивали шествия с барабанным боем. Девушки, как правило, украшали себя лентами и цветами.

Мужчины, ради забавы, рядились в пестрые платья, надевали шутовские колпаки, украшали наряды лентами и бубенчиками. Прохожие угощали ряженых выпечкой и сладостями — встреча с ними сулила удачу, богатый урожай и счастье в личной жизни.

Ярилу часто изображали в виде красивого юноши на белом коне, голову которого украшает венок из весенних цветов, а в руках колосья. Поэтому в некоторых местностях в Ярилин день выбирали красивого парня или девушку, сажали на белого коня, на голову возлагали венок из полевых цветов, а в руки давали колосья.

Коня с “Ярилой” водили по полям, приговаривая: “Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!” Назывался этот обряд “Отмыкание Земли”.

Поскольку Ярило — бог не только солнца, но и плотской любви, поощрялись игрища брачного характера. В этот день, как и на Ивана Купалу, отношения между парнями и девушками были свободными, однако все оставалось в рамках благопристойности.

© photo: Sputnik / Ilya Pitalev

Участники языческого праздника

Браки, заключенные на Ярилу, признавались законными, а дети, рожденные после праздника, считались рожденными в браке. Если любовь была невзаимной, обращались к приворотам, которые в этот день были более эффективными, чем обычно. Поэтому, знающие люди старались не упустить Ярилин день.

В этот день женщины оправлялись в лес за ветками для венков. В старину считали, что женщины склонны к спорам, сплетням, зависти, и чтобы всех примирить и обеспечить хорошие отношения в течение всего года, придумали обряд – нужно было поглядеть друг другу в глаза сквозь венок.

Незамужние девушки в этот день шли гадать на берег речки. Они бросали венки в воду и смотрели, куда поплывет и с какой стороны ждать женихов. Главное, чтобы венок не утонул, а то свадьбы ближайший год не видать.

В старину в этот день, перед восходом солнца, колдуны и знахаря ходили в отдаленные места “слушать клады”. И если клад пожелает явить себя, можно было легко и быстро разбогатеть.

Люди считали, что в этот праздник Земля-матушка менее тщательно следит за своими тайнами, поэтому их можно разгадать.

Народные поверья гласят, что в этот день нечистая сила пряталась особенно тщательно. Нечисть боится солнца и в обычные дни, не то что в посвященный дневному светилу праздник.

На Ярилу ждали сверхъестественных явлений — солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые “дыры”, сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир.

Для этого в полдень брали крепкие березовые ветки и сплетали их в косу, с которой шли на крутой речной берег и смотрели сквозь нее. По преданию, таким образом можно было увидеть духов умерших родственников и живых близких людей, от которых давно нет известий.

На Ярилин день оставляли угощение домовому, и, если к вечеру угощения исчезали, люди считали, что домовой остался доволен подношением и рад жить вместе с хозяевами, соответственно в доме будет царит счастье и благополучие.

Угощения оставляли и на могилах родственников, навещая их и поздравляя с солнечным праздником.

Люди верили, что Ярила в этот день может помочь избавиться от болезней и прочих невзгод — надо только искренне попросить его об этом на утренней заре в уединенном месте.

Приметы

В этот день собирали лекарственные травы и другие растения, наделенные магическими свойствами. Люди считали, что горячий напиток из целебных трав, собранных в Ярилин день, избавляет от многих недугов. Целебными травами кормили скот, украшали дом для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей.

Утренняя роса на Ярилин праздник считалась целебной, дарующей молодость, красоту и здоровье. Поэтому, в старину люди умывались ею, набирали в небольшие емкости, чтобы давать тяжелобольным, смачивали простыни и оборачивались в них.

Скот, в день бога солнца выгоняли на пастбище, чтобы и он походил в Ярилиной росе. Кстати, в этот день скотину кормили досыта, так как считали, что чем больше животные съедят, тем плодородней будет год.

В огороде устраивали смотрины урожая, искали первые плоды — один огурец закапывали, чтобы урожай был хороший, остальные подавали к трапезе.

В этот день люди косили и сушили траву, а затем набивали ею матрасы – считалось, что на такой перине можно не только хорошо выспаться, но и поправить свое здоровье.

Детей и домашних животных в этот день было принято легонько стегать вербовыми прутиками, при этом желать им здоровья и хорошего роста.

Много примет в этот день было связано и с погодой. Если 1 июля выпадал солнечный день, то следующие за праздником семь дней будут жаркими.

Утренний туман, ветер винтом, а также вечерняя заря золотисто-желтая с розовыми отблесками сулили хорошую погоду. А месяц на небе такой, что на нижний рожок можно “повесить” ведро предсказывал засушливые дни.

Много росы – уродится просо, а мошка над озимью — к улову перепелов.

По хвостам животных также предсказывали погоду на оставшееся лето. Если хвосты опущены — к дождям, если хвосты приподняты — к жаркой погоде.

Родившихся в этот день считали хранителями традиций, знатоками всех годовых праздников и примет.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Ярилин день 1 июля 2019, макушка лета, как праздновали на руси, народные приметы, славянские традиции праздника

День ярилы-солнца. Славянские праздники - ярило мокрый

Издревле 1 июля считался макушкой лета, Ярилиным днем, днем палящего солнца. На Руси праздник был посвящен, как ясно из названия, Яриле. Несмотря на то, что с христианством начали искоренять подобные праздники, этот продолжают отмечать по сегодняшний день.

Традицию устраивать гуляния в Ярилин день не искоренили. Сам же праздник теперь толкуют иначе: в этот день, в разгар лета, святые начинают меряться силой с Ярилой, не никогда его не побеждают. В праздничный день появились определенные приметы, на которые рекомендуется обратить внимание.

В дохристианские времена в честь Ярилы, по традиции, устраивали веселые застолья, ярмарки, кулачные бои и шумные игрища. Наши предки наделяли этот день особой мистической силой. Девушки в этот день гадали на венках.

Бросали их в воду, куда поплывет — оттуда ждать жениха. Утонет —  не очень скоро девушка найдет своего супруга. В этот день  дом украшали целебными травами, умывались росой, так как считали ее полезной. Просили у Ярилы здоровья и достатка.

Существовала примета, что после Ярилиного дня жара будет длиться ровно семь дней.

Вопрос о том, кем же являлся Ярило — божеством или всего лишь ритуальным персонажем — долгое время оставался открытым, трактует Википедия. Часть исследователей считает, что нет никаких данных, что Ярило был славянским божеством.

Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством.В энциклопедическом издании, вышедшем под редакцией Н. И.

Толстого в 2012 году, Ярила однозначно трактуется как «персонификация праздника» (представление природных явлений и сил в образе действующих лиц, в том числе человека).

Как люди на Руси отмечали Ярилин день

Ярилин день всегда припадает на 1 июля. Он считается макушкой лета, особенным праздником.

На Руси верили, что в такой день происходят сверхъестественные явления: замедляется ход солнца, на земле появляются «дыры», через которые виден край света.

Также история праздника гласит: в полдень девушки заплетают косы, вплетая в них веточки березы, и смотрят сквозь них с крутого берега у речки. Говорят, многие видят родных и близких, которые уже давно не дают о себе знать.

На Руси в Ярилин день шли на покосы, чтобы наполнит матрацы свежайшей высушенной травой. Вечером разжигали костры, плясали и пели вокруг них, пили чай. Принято было устраивать «брачные» игры, пировать. Также разворачивались ярмарки, и проводились кулачные бои.

Любопытно, что даже предки спорили, кто такой Ярила. Одни утверждали, что он – бог солнца, вторые – бог любви, третьи – природных сил. Говорили, что с 1 июля начинается обильное плодоношение. Часто возникает вопрос, почему Ярилин день – «макушка лета». Все просто – праздник припал на ту пору, когда сезон самый жаркий.

С Ярилиного дня собирали целебные травы, лекарственные растения:

  • листья двудомной крапивы;
  • плоды и кору калины;
  • плоды и листья малины;
  • корни лопуха;
  • семена и корнеплоды моркови;
  • листья и корни одуванчика;
  • пастушью сумку;
  • подорожник;
  • чистотел;
  • полынь;
  • пустырник.

Ранним утром на Руси в праздник гнали скот на пастбище, чтобы его омыла «ярилина» роса. Старались умыться этой росой, обмыть тело, чтобы сохранить свое здоровье, молодость.   Вербными прутиками легонько били детей и скот, чтобы они были здоровы.

К «Макушке лета» девушки и парни готовились особенно, по традиции, они надевали лучшие наряды, угощали друг друга сладостями. Девушки украшали себя цветами и лентами, а парни, ради веселья, надевали пестрые платья и шутовские колпаки.

Ряженых, по традиции, прохожие угощали сладостями и выпечкой — встреча с ними считалась хорошей приметой, сулившая богатый урожай, удачу и счастье в личной жизни.

Ярилу изображали красивым юношей на белом коне, с колосьями в руках и венком из весенних цветов на голове.

Поэтому в некоторых местностях, в Ярилин день, по традиции, на белого коня сажали красивого парня или девушку, с колосьями в руках и венком на голове, и водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!» Это традиция называлась «Отмыкание Земли».

В Ярилин день поощрялись игрища брачного характера, поскольку Ярило — бог и плотской любви.

В Ярилин день, как и на Ивана Купалу, между парнями и девушками отношения были свободными, однако все оставалось в рамках благопристойности.

Кстати, браки, заключенные на «Макушку лета», как и дети, рожденные после этого дня, признавались законными. А если любовь не была взаимной, использовали привороты, которые в Ярилин день были намного эффективнее, чем обычно.

Незамужние девушки в этот день, по традиции, гадали на берегу реки. Для этого венки бросали в воду и смотрели, куда поплывет, значит и жениха ждать с той стороны. Плохая примета, если венок утонул — свадьбы в ближайший год не видать.

На Ярилин день, по традиции, домовому оставляли угощение, и, если оно к вечеру исчезало, люди считали, что подношением домовой остался доволен и рад жить вместе с хозяевами, соответственно, в доме будет царить благополучие и счастье.

Традиция оставлять угощения на могилах родственников, поздравляя их с «Макушкой лета», сохранилась до наших дней.

По традиции, люди, встав на заре, в уединенном месте просили Ярилу избавить от болезней и прочих невзгод, так как верили, что это в его власти.

Приметы Ярилиного дня, 1 июля

Ярилин день богат приметами:

  1. 7 дней после праздника будет жарко
  2. низко туман утром, ветер, как винт – к погожим дням
  3. острый нижний рожок месяца – к засухе
  4. всюду роса – к хорошему урожаю проса
  5. если трава росой покрыта, косой ее легко срезать будет
  6. от сенокосной росы и сутулые выпрямляются
  7. отвар из собранных в праздник лекарственных трав поможет от любой болезни
  8. вороны под тучами – к ненастьям
  9. новая паутина, вечерняя радуга – на хорошую погоду
  10. беспокойное поведение лягушек — к дождю
  11. розового цвета вечерний закат – днем будет солнце

Приметы «Макушки лета»

В Ярилин день собирали целебные травы и растения, наделенные магическими свойствами – по приметам, горячий напиток, приготовленный из них, избавлял от многих недугов.

Хорошей приметой было украшать дом целебными травами, так славяне защищали жилище от града, пожаров, насекомых-вредителей и так далее, а также кормили ими скот, чтобы уберечь его от разных напастей.

На Ярилин день утренняя роса, по приметам, считалась целебной – ею умывались, давали пить тяжелобольным, заворачивались в простыни, смоченные росой, чтобы сохранить красоту, молодость и здоровье.

Скотину в этот день кормили досыта – славяне считали, что чем больше съедят животные, тем плодородней будет год. А также с утра выгоняли на пастбище, чтобы животные походили по целебной росе.

На «Макушку лета» косили и сушили траву, а затем ею набивали матрасы – по приметам, на такой перине можно было не только хорошо выспаться, но и здоровье поправить.

Хорошая примета на Ярилин день легонько стегать детей и домашних животных вербовыми прутиками, чтобы они выросли здоровыми и статными.

Много примет в Ярилин день было связано и с погодой. Если 1 июля стояла солнечная погода, то следующие семь дней также будут жаркими.

Хорошую погоду, по приметам, сулили ветер винтом, утренний туман, золотисто-желтая вечерняя заря с розовыми отблесками. Засушливые дни предсказывал месяц, на нижний рожок которого можно «повесить» ведро.

Погоду на оставшееся лето предсказывали и по хвостам животных. Опущенные хвосты – примета, указывающая дождь, а приподнятые —погода будет жаркой.

Игрища, песни и пляски

В Воронеже долгое время, до 1763 года, существовало народное игрище, посвященное Яриле. Оно совершалось перед заговеньем на Петров пост. Накануне игрища готовились закуски и праздничные одежды, а с рассветом толпы двигались за город на большую площадь, расположенную вне Московской заставы.

 Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды.

Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем.

Песни, пляски и музыка сопровождали общее веселье.

Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие.

Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям…

Древние обычаи на Ярилу

Стародавний, освященный веками обычай, многие и многие годы спустя после исчезновения из памяти народной первобытного брака-умыкания, заставлял матерей еще не так давно посылать девушек «невеститься» на ярилины игрища. На последних допускалось самое свободное обращение молодежи обоего пола между собою. При этом все сопровождается полной благопристойностью.

Собравшимися затевается игра «в горелки». Высмотревшие себе невест становятся попарно с приглянувшимися им девицами в длинный ряд; один из них, которому выпадет жребий «гореть», выступает вперед всех и выкликает: «Горю, горю, пень!» — «Чего ты горишь?» — спрашивает его какая-нибудь девица-красавица. — «Красной девицы хочу!» — «Какой?» — «Тебя, молодой!».

После этого одна пара бросается в разные стороны, стараясь снова схватиться руками, а «горевший» пытается поймать девушку прежде, чем она успеет сбежаться со стоящим с нею раньше парнем.

Если «горящий» поймает девушку, то становится с ней в пару, а оставшийся одиноким «горит» вместо него; а не удается поймать, — он продолжает гоняться за другими парами.

Во время ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под ветвистыми деревьями, которые скрывали парочки.

Есть местности, где Ярилин праздник начинается тем, что девушки — целым хороводом — выбирают из себя одну, наряжают ее в цветы и сажают на белого коня. Все участницы игрища одеты в праздничные наряды, с венками из полевых цветов на головах. На Белой Руси поют при этом песню о боге-Яриле и его радстном-веселом хождении по свету белому:

А гдзеж ен нагою —Там жито капою,А гдзеж ен ни зырне —

Там колос зацвище!

День Ярило: когда и по какому сценарию отмечали древние славяне на Руси вешний праздник бога Солнца?

День ярилы-солнца. Славянские праздники - ярило мокрый

Упоминаний о Яриле не встречается ни в летописи Нестора, ни в других древних памятниках. Однако следы празднования в честь этого бога дошли до наших времен отголосками в виде лингвистических следов и обрядовых песен.

Бог Солнца у древних славян

Солнце играло важную роль в символической картине мира древних славян. Бог Солнца представал в славянской мифологии в разных ипостасях, в зависимости от времени года. Весной, после равноденствия, в свои права вступал Ярило.

Справка. Согласно описанию божественного пантеона древних славян, Ярило был рожден от бога Велеса и Дивы-Додолы, богини Небесной Влаги.

Предания описывают это божество как статного юношу. У Ярилы светлые волнистые локоны, а глаза голубые, как весеннее небо. На своем белом коне Ярило разъезжает босиком и с обнаженным торсом. Он весь – воплощение молодости, силы, красоты и страсти.

В его характере – неистовость, стремительность и ярость. Эти качества проявляются во всей весенней природе: в яркости и свежести красок, в том, как быстро сходит снег, превращаясь в бурные талые потоки, как набухают почки и пробивается первая зелень.

«Википедия» приводит различные попытки объяснения имени Ярилы: через связь с санскритским корнем ar («движение вверх»)и по аналогии с рядом славянских лексем, имеющих в своем составе древний корень «яр». Эта морфемная единица подразумевает стремительность, силу, молодость, и вошедший в имя божества, нашел свое отражение во многих языковых единицах и дошел до наших дней.

Молодая овца – ярка. Для обозначения ослепительного света используется слово «яркий». Яровые посевы первыми всходят весной. Такие славянские имена, как Ярополк, Ярослав, Ярина тоже напоминают о связи с корнем «яр». Не случайно считается, что первый визит Ярилы на землю проходит в дни весеннего равноденствия, когда солнце начинает отвоевывать себе время.
Справка. Символы Ярилы связаны с солнцем. Главный из них – славянская свастика. Крест имеет четыре луча, серпообразно загибающихся против часовой стрелки.

Ярило – покровительствует плодородию, ведь с его именем связана легенда о зарождении жизни на Матушке Сырой Земле. Солнечный Ярило освободил Землю от мрака, напитав ее светом. И расцвела Мать-Земля от весеннего солнышка, родив много живого. Куклу Ярило, как покровителя плодородия, мастерили с большим фаллосом.

Так как Ярило – это одна из ипостасей Бога Солнца, то в его арсенале имеются стрелы, символизирующие солнечные лучи. Эти стрелы Ярило посылает на Землю, чтобы побороть холод и безжизненность зимних дней. Одновременно стрелы ассоциируются с оружием, поражающим сердца любовным чувством. Также атрибут Ярилы – золотой щит округлой формы, символизирующий солнце.

Ярилу суждено постоянно умирать и возрождаться вновь с весенними лучами. Об этом свидетельствуют два других символа. В правой руке он держит человеческий череп, ассоциирующийся со смертью и зимой. В левой – пучок золотых колосьев.

Предлагаем посмотреть видео о славянском боге Ярило:

Описание вешнего праздника

Праздник имел разные названия:

  1. «Ярилки»;
  2. «Ярилины гулянья»;
  3. «Ярилино заговенье»;
  4. «Ярилов день».

Один из вариантов уточняется по времени проведения – «Ярило вешний». Это празднование связано с представлениями предков от «отмыкании земли» весной, когда почва полностью освобождается от снега.

Даже после принятия христианства народные гуляния с чествованием Ярилы не прекратились и продолжались вплоть до XX века. Такие празднества сопровождались шумным весельем, обильными хмельными возлияниями, весёлыми песнями и плясками.

Сразу после празднования Ярилы Вешнего приступали к полевым работам. Это нашло отражение в пословицах:

  • «Ярилу первой сошкой встречают».
  • «На Ярилу и ленивая соха в поле выезжает».

Традиции и обряды на Руси

На Ярилу вешнего главным обрядом было вызывание плодородных сил земли.

Для этого выбирали юношу, наряжали его, как подобает Яриле, увешивали бубенцами, а на голову водружали венок.

Иногда вместо венка на юношу клали каравай хлеба, который после всех обрядовых манипуляций делили между участниками сценария. Воплощенного в молодом человеке Ярилу обводили троекратно вокруг поля.

Другая версия обряда предполагает участие не парня, а девушки. Возможно, таким образом селяне пытались подчеркнуть красоту божества.

Итак, в поселении находили самую прекрасную девушку, нарекая ее Ярилихой, невестой божества. Ее облачали в светлые одежды, голову украшали венком из цветов и сажали на белого коня.

В руки Ярилихе давали колосья и символическое изображение человеческой головы. В таком виде девушку провожали по полям.

23 апреля – Ярилин День. Важнейший славянский мужской праздник

День ярилы-солнца. Славянские праздники - ярило мокрый
– 3989

Ярилин День. Важнейший славянский праздник День, когда мужчины проводят важнейший обряд, обеспечивающий благополучие семьи на много месяцев вперед. К этому дню Природа завершила все весенние приготовления, пробудилась от сна. Неделя Первых Русалий как раз отмечала это пробуждение.

Отмыкание же, оплодотворение Мать-сырой Земли порождает бурный расцвет Природы, начинают расти травы, по деревьям струиться соки, оживляются птицы и звери, закладывается зерно будущего урожая. Мужская часть славянского праздника весны у славян, незыблемая культура славян.

Проведёте вы Ярилин день 2018 года как подобает?

Славянский праздник Первых Русалий, удивлявший множеством девичьих песен, хороводов и гаданий на суженного, закончился.

Отзвенел девичьими смешками да отсверкал лукавыми улыбками двадцать второе апреля, славянский женский праздник Лёльник, завершающий эту чародейную седьмицу.

Девушки, получившие от Лёли венки невесты, полны мечтами, а матери, снисходительно и довольно улыбаясь, прикидывают лучший день свадьбы. Начинается Ярилин День!

Настоящий мужской славянский праздник

Ну а мужчины? Вот и наступил на их улице Славянский Праздник! Двадцать третье апреля — Ярилин День, долгожданный день, когда спускается на Мать сыру Землю Ярило, молодой и ярый Бог Солнца, отмыкает Землю своим ключом и выпускает росу!

День, когда мужчины проводят важнейший обряд, обеспечивающий благополучие семьи на много месяцев вперед. К этому дню Природа завершила все весенние приготовления, пробудилась от сна. Неделя Первых Русалий как раз отмечала это пробуждение.

Отмыкание же, оплодотворение Мать сырой-Земли порождает бурный расцвет Природы, начинают расти травы, по деревьям струиться соки, оживляются птицы и звери, закладывается зерно будущего урожая.

Наступает время мужского славянского праздника!

Но Ярилу надо еще позвать! Просто так он не появится! Просто так в Природе не делается ничего! Что же делали мужчины в этот мужской славянский праздник? Знаете? Как ни удивительно, но они перво-наперво, исключительно мужской компанией, шли в заповедное уединенное место, на возвышенное место, которое называли Ярилиной Горкой, встречать Утреннего Ярилу! Очень мудрое правило в культуре славян! Здесь они проводили обряды, очищающие от скверны, от всего лишнего, будь то хозяйственные, личные, или общественные неурядицы. Эти обряды, выполненные утром на славянский праздник Ярилу Вешнего, были сильнейшим средством избавиться от порчи, сглаза, проклятий и любых болезней, даже неизлечимых. Купание в утренней росе, обращение к Яриле с искренними просьбами, давание зароков – вот что делали мужчины на заре, приветствуя появление Солнца, главного мужского славянского Бога!

Второе обрядовое действие этого славянского праздника тоже удивляет своим глубоким символизмом. Мужчины уходили еще дальше в лес и кормили волков! Волк – это не просто один из видов диких животных. Волк – это мистическое, полное тайн, существо, олицетворение неизведанных тёмных сторон бытия.

Сильное, умное и колдовское существо, даже шерсть которого являлась мощным средством в руках колдунов. Именно в это утро славянского праздника, после очищения от скверны, мужчины задабривали волков, могущих помешать Яриле во время отмыкания Мать сыры-Земли.

Этот день иногда называют днем «волчьего пастыря».

И третье мужское действие в этот великий праздник. Работа! Единственный, пожалуй, славянский праздник, который надо было провести в поте лица своего, ритмично двигаясь из конца в конец своего поля, бороздя и вспахивая его, с раннего утра и до позднего вечера.

И уж потом, вечером, на том же поле, куда придут девушки да женщины в белых одеждах, продолжить славянский праздник чествования Ярилы Вешнего, вкусить пищи, собранной в братчину, да водить хороводы, прославляющие Мать-Землю и Отца-Солнце. Вот такой сакральный смысл этого славянского праздника Ярилин День!

Как это было в волшебной стране Северная сказка?

В книгах издательства «Северная Сказка» мы не могли обойти обойти вниманием этот важный день.

Есть целая сказка «О том, как Ярило в любви помог» в книге «Боги и люди» .

Вот красочное описание праздника Ярилин День.

И вот, однажды, наступил славянский праздник Ярилин День. Ярилу, Бога ярого весеннего Солнца, любовной страсти и плодородия, в деревне у нас очень чтили. Мужчины с утра участвовали в празднике — и стар, и млад. Идут на Ярилину Горку, каждый хозяин несёт хлеб-соль, складывают его кучкой, а специально выбранный хозяин троекратно кланяется на три стороны и произносит обращение к Яриле:

Гой ты, Ярила огненная Сила! С неба грядучи, ты возьми ключи, Отомкни ты Матерь – Сыру Землю, Пусти тёплу росу да на всю весну, На сухое лето да на ядрёно жито!

Гой! Слава!

А весь народ повторяет это за ним и тоже кланяется на три стороны. Покормив в лесу волков, идут на поля, трижды обходят их и поют:

Волочился Ярило По всему белу свету, Полю жито родил, Людям деток плодил. А где он ногою — Там жито копною, А где он глянет,

Там колос цветёт.

И принимались за труды первой пахоты.

Вечером выбирали самого красивого парня, надевали ему на шею науз – веревочку с подвеской, полной сухих ароматных трав да березовых сушеных листьев, и водили вокруг него хороводы, распевая песни.

А у нас Ярилин день, Я травку-муравку вытопчу,

Тебя, молоденьку, подержу…

На эти вечерние игрища допускались только молодые парни и девушки. После хоровода они разбивались на пары и разбредались, кто в поле, кто в лес.

Ярило любовь очень одобрял. Он даже проверял, все ли парни и девки в гулянье участвуют.

Ходит, смотрит, спрашивает, если что не так…

Дальше в сказке разворачивается целое трагическое действие со счастливым концом, а я хочу сказать вот что.

Мудрость народа, который жил вместе с Землей, а не просто заливал землю асфальтом, возводя на ней царапающие Небо высокие постройки,заключалась в простых обыденных действиях. И любой славянский праздник тому подтверждение, любое традиционное действие в славянской культуре имеет глубокий смысл.

Вставать и ложиться вместе с солнышком, отдыхать зимой и трудиться в остальное время года, следить за Солнцем и радоваться природным циклам.

Вот, на мой взгляд, настоящая гармония жизни. Культура славян — это, прежде всего, слияние с природными циклами, гармония с миром, в котором мы живём.

Статья «Ярилин День? Славянский праздник Месяца!»

День ярилы-солнца. Славянские праздники - ярило мокрый
Четвертого – седьмого (потому что выходные) июля пытаются современные славяне отметить праздник Ярилы, Ярилин день.Опоздали на тринадцать дней, к сожалению. Почему? Потому что путают по-прежнему, старый и новый стиль летоисчисления, потому не следят за солнцем.

Ярило – Бог Солнца, и время его силы от природного праздника весеннего равноденствия двадцать второго марта до летнего солнцеворота двадцать второго июня. Пытаться отпраздновать славянский праздник Ярилин день четвёртого — седьмого июля, увы!  Значит опоздать на тринадцать дней.

Расскажу о том, как чествовали  Ярилу и когда празднуют Ярилин день. Между тем славянские праздники в июле отмечают день Месяца.

Славянский праздник Ярило в июле,  животворящей силы Солнца

Ярило – молодой, яркий, необузданный Бог Солнца. Властвует с двадцать первого – двадцать второго марта по двадцать первое – двадцать второе июня.

Просто вспомним, что Ярило  – молодой, яркий,  Бог пробуждения Природы, символ мужской силы и яра, Покровитель плодородия, любви, деторождения.

Это мужской Бог. Лучшие качества этого Бога, воплощенные в мужчине, делают такого мужа самым привлекательным для любви, создания семьи. 

Ярополк, Ярослав, Яромир, Яросвет – вот славянские мужские имена, впитавшие в себя ярый свет солнца.

Ярый – горячий, огненный, яровой  —  посеянный весной,  ярун – токующий тетерев,  ярий – весенний, страстный, полный молодых сил. Все эти слова славянского язычества — от образа яркого Ярилы – Солнца.

народная песенка в честь Ярило

Славянский праздник  Ярило — победителя

Его символ – копье, стрела, вращающийся солярный знак, похожий на древнее оружие воина. Ярило – еще Бог Победоносной Войны. Считалось, что к врагам Ярило-Солнце жалости не имел, поэтому поверженный противник – лучшее подношение божеству. Очень по-мужски.

Все славянские праздники, посвящённые этому Богу, и праздник Ярилы особенно,  пропитаны этой мужской энергией силы и победы. Славяне – мужчины были солнцепоклонниками, черпали силу победить врагов, любить женщин и быть защитником семьи. Поэтому важно знать, когда празднуют Ярилин День!

знак Ярило

Сколько праздников Ярилы в году? Ярилин день

Чествуют Ярило не один раз за годовой коловорот, это понятно. Но приходит он к нам, в соответствии с кругом жизни, разным Ярилой, то молодым, то старым.

Начнем описание с двадцать первого – двадцать второго марта. День весеннего равноденствия, праздник Комоедицы, переходящий в Заклички Весны . Как без Ярило позвать Весну – Лёлю! Чистят люди ближайшее возвышение, называемое обычно Ярилиной плешью, хороводы хороводят, костры жгут, зовут нежную красавицу Лёлю и победоносного Ярило.

Приходит Ярило Красный в этот день как юность, как пробуждение природы. Но настоящий славянский праздник Ярилыеще впереди!

Наступают двадцатые числа апреля. Ярило – тот, без которого невозможно провести праздник весеннего плодородия двадцать третьего апреля. Это  вершина первых русалий, праздника Лёльника – Ярилин день! Именно Ярило Буйный, как зрелость, буйство жизни,  сила засевания, спускается на Мать Сыру-Землю, отмыкает её своим ключом.

Тот день, когда Ярило отмыкает Сваргу, пускает росу на Мать Сыру-Землю, когда торжествует мужское жизненное начало и зарождается новая жизнь на полях, в лесах. С этого действия начиналось бурный рост трав, деревьев, начиналась весна, да и лето. Ярило хранит  цветы на деревьях, плоды, зелень, приплод стад, заботится о щедром осеннем урожае. Именно этот день зовется Ярилин день.

народные поговорки

Время Ярилино,  как никого другого славянского Божества, длится долго – до двадцать первого – двадцать второго июня, дня летнего Солнцеворота. Это день Ярило Ясного, символа старости, подведения итогов и пожинания плодов.

Именно поэтому двадцать второго июня происходит прощание с Ярилой, иногда обряды приобретают даже похоронные варианты. 

Прощай, ярый Бог! 

Природа клонится к спокойствию. Еще долго будет лето, еще будут солнечные дни, но весенняя ярость уже ушла, это совершенно правильно с точки зрения годового коловорота.

Что за славянский праздник Месяца?

Месяц – это не Луна, прежде всего. Это самостоятельный персонажславянского язычества. Разные ходят про него легенды, некоторые связаны с его любовью к деве-звезде Деннице. Славянские праздники в июле чествуют именно его, молодого и задорного Месяца.

Напомню слова из прекрасной сказки Александра Сергеевича Пушкина.

«Сказка о спящей царевне»

Именно сегодня ночью можно отметить скромный славянский праздник Месяца – выйти на природу вместе с любимым человеком, держась за руки, взглянуть на небо.

И может быть, любовь ваша окажется такой сильной, что увидите чудо этого праздника – это Месяц в честь своего праздника перебегает с места на место, переливается всеми семью цветами радуги.

Говорят, видели это люди, и жили потом долго и счастливо.

Считается издавна, что от созерцания этого прибавится сил. А если уж увидите, что месяц играет – то покажется, то скроется за облачком, значит, будет у вас хороший урожай и легкая уборка, благополучное лето. А если он хорошо виден, светит ясно, то осень будет тёплой и сухой. 

Вот сколько причин встретить правильныйславянский праздник в июле!

Читайте нашу следующую статью «Календарные обряды в Чуров день. Родится на смерть, а умирает на жизнь», перейдя по этой ссылке.

Другие статьи по теме славянские праздники:

Статья о свадебных обрядах,

статья о празднике Перуна.

А также можно бесплатно скачать славянский календарь.

На праздник Ярило мокрый есть много традиций празднования

День ярилы-солнца. Славянские праздники - ярило мокрый

Троян (или Трибогов день) у древних славян -это праздник конца весны и начала лета, когда на смену молодому Яриле — Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Скорее всего, установлению этого праздника именно на сегодняшний день способствовала народная примета: ведь после дня Ярилы обычно на неделю устанавливается жаркая погода.

Согласно древнеславянской мифологии, этот день посвящен победе бога Трояна над Черным Змеем.

Ярило мокрый языческий праздник: история праздника

Языческий праздник древних славян, знаменовал переход к новому сезону, лету. Славили Трояна, по-другому праздник назывался Трибогов День. Ярила-Весень, хозяин весны, уступал место Дажьбогу. Считалось, что в этот день Троян победил Черного Змея.

Также в этот день оказывались почести так называемому Сварожьему Триглаву – его представляли три языческих божества Сварог, Перун и Велес. Эта триада отвечала за Правь, Явь и Навь.

Троян и представлял мощь этих троих божеств, когда они объединились для борьбы с Чёрным Змеем или Чернобогом, как его ещё называли.

В этот праздник славяне отдавали должное умершим предкам и изготавливали так называемые обереги – предметы, призванные защищать их от неприятностей, которые доставляли им русалки и души убитых. Чтобы уберечься от нечистой силы, женская половина селения «опахивала» его по кругу.

Народ утверждал, будто в этот день земля тёплая. Этому существовали подтверждающие поговорки «В Дух день земля паром исходит». Считалось, что в этот день нечистая сила отступает. Существовал также обычай накануне этого праздника слушать землю, которая «говорила» знающим, где лежит клад. Роса в этот день считается целебной.

В этот праздник были популярны такие обряды как, например, «Постриг». Он применялся к юношам и являлся своеобразным воинским посвящением.

Затем устраивался пир, на котором основными блюдами были сладости, пирожки, а также блюда из яиц. Также популярно было пиво, оно было участником некоторых обрядов.

Разыгрывались целые спектакли на потеху зрителям. Также устраивались танцы и игры сексуального толка.

Как правила после Ярилы стояла неделя жары.

Ярило мокрый языческий праздник: особенности празднования

Ярило Сильный (Ярило Мокрый) — наиболее обширный и разгульный праздник из всего комплекса Весенних чествований Ярилы.

Вот как описывает этот праздник, проходивший в Воронеже христианский священник Тихон Задонский в уже упомянутом выше источнике 1765 года:

«…множество мужей и жён старых и малых детей (…) собралось.

Между сим множеством народ, а я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки, приметил плясание жен пьяных со скверными песнями…».

По этим строкам, отбросив сугубо христианское желание очернить всё народное, всё связанное с исконной Славянской Культурой, можно судить о масштабности и общем настрое праздника. В этот день, наряду с песнопениями и плясками устраивались и кулачные бои, нередко доходившие до смертоубийства.

По свидетельствам этнографов, в сей праздник также выбирался парень, изображавший Ярилу. Он возглавлял шествие, а пастухи играли на жалейках.

В иных случаях — «коня» Ярилы изготавливали из связанных жердей, на кои сажался пастух с дудкой.

Нередко в рамках этого праздника наряду с обычными кулачными боями устраивался и обрядовый поединок — «выборный» Ярило бился на кулаках с таким же «Ярилой» из соседней деревни.

Наряду с кульминацией Весенней Яри, праздник Ярилы Сильного является ещё и отображением того, что Вешняя Сила Ярилы начиная с этого дня идёт на убыль (и продолжается это вплоть до Купалы, когда проводятся «Похороны Ярилы», когда Юное Весеннее Солнце — Ярило — обращается в Зрелого Мужа — Трисветлого Даждьбога — Летнее Солнце). Символическим отображением этого процесса в народной обрядности является скатывание горящих колёс с Ярилиных Плешей.

Ярило мокрый языческий праздник: обычаи на праздник

В этот день было принято делать амулеты и обереги, охраняющие от различной нечисти, русалок и умерших не своей смертью. Считалось, что нечистая сила боится Трибогова дня и не выходит из своих убежищ, а в ночь, открывается Сыра-Земля и дает возможность посвященным заглянуть в свои тайны. Поэтому колдуны и знахари старались попасть в эту ночь в лес, в надежде обнаружить зарытые клады.

Знахари собирали в этот день росу на весь год, она считалась целебной.

Простые крестьяне посвящали Трибогов день обряду обрезания волос «Постриги». После него юноши становились настоящими мужчинами, воинами.

Устраивали пир, главными блюдами которого были яйца, сладости, пироги и пиво. Рассказывали сказки, пели песни и водили хороводы. День считался благоприятным для романтического знакомства.

Христианская церковь пыталась запретить языческий праздник, но потерпела на этом поприще неудачу.

Ярило мокрый языческий праздник: народные поверья

О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.

В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады».

Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.