Дидактические игры по правовому воспитанию. Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка

Квест-игра

Дидактические игры по правовому воспитанию. Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка

Цель мероприятия: формирование элементарных представлений о Конституции России у дошкольников посредством ознакомления с основными правами и свободами, представленных в документе.

Задачи мероприятия:

  • Помочь детям осознать, что они имеют свои права.
  • Развивать умение называть свои права, используя карточки.
  • Воспитывать у ребят умения аргументировано высказывать свои взгляды.
  • Формировать навыки командной работы.

Описание и формы организации деятельности детей:

Дети в свободной игровой деятельности. Педагог из-за ширмы начинает показ кукольного театра. Дети обращают внимание, что кто – то громко плачет. Появляется Зайчик и говорит о том, что злая Лиса его выгнала из домика, отобрала у него игрушки, одежду и еду. Он хочет домой, к своим родителям, но не знает, как прогнать Лису.

Ребята считают, что так с Зайчиком поступать нельзя, ведь он еще ребенок и не сможет сам о себе позаботиться. Педагог выходит из-за ширмы и обсуждает с детьми, как помочь Зайчику. Ведь злая Лиса нарушила его права. А какие права детей ребята знают? Педагог активизирует внимание ребят на карте, кусочек которой торчит из-за ширмы.

Приложение 1.

 Дети рассматривают карту и решают следовать по ее маршруту, взяв с собой Зайчика. На карте 6 разноцветных кружков (движение по карте начинают в любом из двух направлений), ребята находят соответствующий карте первый круг в группе, выполняют игровое задание и двигаются дальше.

После прохождения всех пунктов карты у ребят остаются карточки, собрав которые, они без затруднений вспомнят об основных правах детей.

Оборудование и материалы: ширма, куклы би-ба-бо Лиса и Заяц, карта (Приложение 1.

), лист А4, белый восковой мелок или свеча, простые карандаши, бусы с контейнерами от киндер-сюрпризов, различные мелкие игрушки, пустой блистер от таблеток, емкость с крупой (горох, фасоль) или макаронами, ватман с расчерченными окошками и крышей, модели членов семьи, воздушный шарик. Шкатулка с замком, ключ к ней, тонкая веревка.

«Таинственное письмо»

Перед детьми чистый лист бумаги. Педагог говорит о том, что на этом листе засекречена очень важная информация. Кроме стаканчика с простыми карандашами рядом ничего нет. Чтоб ее узнать, надо проделать определенные действия (лист бумаги закрасить простым карандашом). На листе восковым мелком или свечой нарисована ложка.

Вывод: дети имеют право на еду.

Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку. Приложение 2.

«Волшебные бусы»

На веревочке нанизаны закрытые контейнеры от киндер – сюрпризов. В них лежат различные мелкие игрушки и пустой блистер от таблеток. После того, как дети извлекут все предметы, делают вывод о том, что тут лишнее и почему.

Вывод: дети имеют право на медицинскую помощь.

Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку. Приложение 3.

«Найди все предметы»

Перед детьми емкость с крупой (горох, фасоль) или макаронами. Внутри различные маленькие игрушки: машинка, пупсик, игрушечная посуда. Следует найти все предметы и сказать, что их объединяет.

Вывод: дети имеют право на игрушки.

Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку. Приложение 4.

«Разложи правильно»

На столе лежит ватман с расчерченными окошками и крышей. Это дом. Дети запоминают, в каком окошке расположен каждый из членов семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, брат старший, брат младший и сестра). После этого педагог убирает всех из окошек и просит расставить всех людей по своим местам.

Вывод: дети имеют право на семью.

Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку. Приложение 5.

«Достань подсказку»

Перед детьми сдутый шарик с подсказкой внутри. Догадываются о том, что достать ее можно только надув и лопнув шарик. На подсказке изображен домик.

Вывод: дети имеют право на жилье.

Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку. Приложение 6.

«Шкатулка с секретом»

Через различные предметы (ножки столов, стульев, ручки шкафов) протянута веревка. На одном конце веревки находится ключ, а на другом прикреплена шкатулка. Открыть ее можно только протянув через всю веревку ключ для ее замка. После выполнения задания открывают шкатулку, в которой находятся предметы одежды (носочек, майка).

Вывод: дети имеют право на одежду.

Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку. Приложение 7.

Итог: Педагог с детьми подходят к ширме и говорят Лисе, чтоб она не нарушала права Зайчика. Лиса просит назвать его права и убегает, говоря, что больше так не будет (можно прибегнуть к помощи второго педагога или заранее записать Лису и просто включать аудиозапись).

В результате квеста у детей создается набор карточек со схематичным изображением прав человека, которые могут быть собраны в брошюру или представлены на информационном стенде. Приложение 8.

Месячник «Правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ»

Дидактические игры по правовому воспитанию. Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка

Составила: педагог-психолог Ильгова С.Н.

Цель работы: способствовать становлению более совершенного человека в нравственном плане через формирование основных правовых знаний.

Достижение данной цели идет по трем направлениям:

  1. обеспечение правовой грамотности сотрудников;
  2. повышение уровня правовых и педагогических знаний родителей;
  1. правовое воспитание детей.

Задачи в работе с сотрудниками:

  1. изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие и закрепляющие права ребенка;
  2. разработать систему работы ДОУ по правовому воспитанию детей;
  3. обеспечить соблюдение и защиту прав ребенка в детском саду;
  4. вооружить педагогов знаниями по правовому просвещению родителей, отслеживанию нарушений прав ребенка в семье.

Задачи по работе с родителями:

  1. познакомить с содержанием статей Конвенции о правах ребенка и другими юридическими документами, гарантирующими права ребенка;
  1. помочь признать права ребенка;
  1. привлечь родителей к работе по соблюдению и защите прав ребенка;
  1. повысить ответственность родителей за воспитание и образование своего ребенка.

Задачи по работе с детьми:

  1. познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
  1. способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);
  1. развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
  2. разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Ожидаемый результат:

  1. Сформированность у детей следующих нравственных качеств:
  2. Терпимости, отзывчивости, уважения к другим людям, а также умений: прийти на помощь другому человеку, противостоять отрицательному примеру в поведении, разрешать конфликты в современной жизни правовыми способами.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап.
  • Деятельностный этап.
  • Заключительный этап.
  • 1 этап — подготовительный
    • Изучение литературы.
    • Диагностика детей.
    • Анкетирование родителей.
    • Анкетирование педагогов.
  • Подбор материала по правовому воспитанию.

Основные задачи в работе с родителями:

  • знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;
  • повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;
  • воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;
  • перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;
  • создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительный деловой контакт»
  • 2-й этап. Деятельностный этап.
№ п/пМероприятиеВремя   проведенияМесто проведенияОтветственные
Работа с воспитанниками
1Занятие по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право…» В течение неделиСтаршие группыВоспитатели групп
2Занятие по правовому воспитанию «Очень важные права»В течение неделиПодготовительные   группыВоспитатели групп
3Рассматривание иллюстраций и презентаций о правах.В течение неделиВсе возрастные группыВоспитатели групп
4Беседы с детьми:«Что такое права ребёнка»«Как дружить без ссоры»«У каждого есть имя»«Жизнь дана на добрые дела»“Как люди пришли к тому, что права надо защищать”(Ж. “Читаем, учимся, играем”№3/2002 стр.17)Постоянно в рамках проектаВсе возрастные группыВоспитатели групп
5Занятие по правовому воспитанию «Я — самый, самый!»(право на сохранение своей индивидуальности)В течение неделиСредние группыВоспитатели групп
6Игры и проблемные ситуации для дошкольников:«Что такое хорошо и что такое плохо»«Не поделили игрушку»«Рядом с тобой друг»«Запрещается – разрешается»«Мы разные, но у нас равные права»«Я похож на тебя, но отличаюсь» «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»«Цветик-семицветик»«Что было бы, если…»Постоянно в рамках проектаВсе возрастные группыВоспитатели групп
7Чтение литературных произведений по теме и обсуждение:  сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»; отрывков из сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит. Путешествие в страну обезьян» и т.д.Постоянно в рамках проектаВсе возрастные группыВоспитатели групп
8Знакомство с пословицами и поговорками отражающими право но образование. Зарисовка некоторых поговорок (пословиц)Постоянно в рамках проектаСредние, старшие, подготовительные группыВоспитатели групп
9Оформление выставки рисунков:«Я и мои права»В течение неделиМБДОУ №107Воспитатели группзам. зав по ВМР
10Просмотр фильмов и мультфильмов по теме недели.Постоянно в рамках проектаСредние, старшие, подготовительные группыВоспитатели групп
11Дидактические игры: «Я имею право…»«Я не должен…»«Составь эмблему права».Постоянно в рамках проектаСредние, старшие, подготовительные группыВоспитатели групп
12Сюжетно-ролевые игры: «Поход», «Путешествие», «Семья» и другие игры.Постоянно в рамках проектаСредние, старшие, подготовительные группыВоспитатели групп
13Театрализованные игры, игры-драматизации:Постоянно в рамках проектаСредние, старшие, подготовительные группыВоспитатели групп
14Диагностическая методика Е. В. Соловьевой (подготовительная группа) c целью выявления уровня правовой культуры дошкольниковНа 1 этапеПодготовительные группыВоспитатели групп, педагог-психолог
15Изучение семейной атмосферы (социометрия межличностных отношений в семье)На 1 этапеСтаршие и подготовительные группыВоспитатели групп, педагог-психолог
16Проект «Изучаем свои права»В течении 2017/2018 учебного годаМБДОУ №107Воспитатели групп, старший воспитатель, педагог-психолог
Работа с родителями
17Распространение тематических буклетов о правах детей, по пропаганде ответственного родителя, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми и др.В течение месяцаМБДОУ №107Воспитатели групп
18Оформление информационного стенда и страницы сайта  по правовому просвещению родителей (нормативно-правовые документы (выписки из Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного Кодекса РФ, Закона об образовании и др.), указаны контактные телефоны служб по защите прав несовершеннолетних)В течение месяцаМБДОУ №107Воспитатели группПедагог-психолог
19Оформление группового тематического стенда для родителей «К ребёнку с добром».В течение месяцаМБДОУ №107Воспитатели групп
20Оформление памяток для родителей:«Наказывая, подумай: зачем?»«Искусство быть родителем»«Четыре заповеди мудрого родителя»«Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах»В течение месяцаМБДОУ №107Воспитатели группПедагог-психолог
21Консультирование граждан по вопросам опеки и попечительства, усыновления, детско-родительских отношенийВ течение месяцаМБДОУ №107Воспитатели группЗаведующий
22Общее родительское собрание «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить! Защита прав и достоинства маленького ребенка». В течение месяцаМБДОУ №107Администрация, педагог-психолог
23Анкетирование родителей по правовому воспитанию: «Какие вы родители?»«Наказания и отношения к ним»На 1 этапеМБДОУ №107Воспитатели групп, педагог-психолог
Работа с педагогами
24Выставка литературы по правовому воспитанию дошкольниковВ течение месяцаМБДОУ №107Старший воспитатель
25Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников»В течение месяцаМБДОУ №107Старший воспитатель
26Анкета «Стиль педагогического общения»В течение месяцаМБДОУ №107Педагог-психолог
27Деловая игра. Справочное педагогическое бюро «Защита прав и правовое воспитание Презентация   для педагогов по правовому воспитанию дошкольников ребенка» Опросник для воспитателей«Знание нормативных документов по охране и защите прав детства»В течение месяцаМБДОУ №107Старший воспитатель, педагог-психолог
28Памятки для воспитателей«Признаки жестокого обращения и насилия»«Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах»«Изучение семейной атмосферы»«Типы семей (исследование в ДОУ)»«Правила для воспитателей»В течение месяцаМБДОУ №107Старший воспитатель, педагог-психолог
29Обновление списка семей детей «группы риска»Сентябрь, октябрьМБДОУ №107Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели групп

3 этап – заключительный.

  • Диагностика детей;
  • Анализ проведенной работы;
  • Обработка и оформление материалов проекта.

Дошкольники старшего возраста просмотрели мультфильмы:

Права детей: дидактические игры

Дидактические игры по правовому воспитанию. Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка

Цель: дать повод малышам задуматься над тем, что не все дети имеют родителей.

Задачи:

  1. Научить видеть социальную несправедливость в ситуациях со сказочными героями, вносить предложения по улучшению или исправлению ситуации.
  2. Закрепить понятие «сирота».
  3. Развивать чувство сопереживания к детям, у которых нет родителей.

Материал: иллюстрации сказок «Три поросенка», «Золушка», «Дикие лебеди», «Белоснежка» и другие.

Правила игры: игроки должны объяснить детям о правах, какие права детей были нарушены.

Ход игры:

1 вариант.

Могут играть в игру 2 и более детей.

Взрослый читает отрывок сказки, а дети-игроки называют сказку, находят соответствующую иллюстрацию и объясняют другим детям о правах, какие права детей были нарушены.

Игра заканчивается, когда все картинки будут рассмотрены, а также объяснены.

Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»

Цель: закрепить знания детей о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Материал: кубик с иллюстрациями изображения правами ребенка.

Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые изображены на картинке.

Ход игры:

Дети становятся в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик в руки друг другу.

Когда звучит сигнал, ребенок, который получает кубик, рассматривает свою картинку и рассказывает о праве ребенка, которое на нем изображено.

Игра продолжается до тех пор, пока все иллюстрации будут рассмотрены.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: закрепить знания детей о больших правах маленького ребенка. Учить детей понимать свои возможности при выполнении отдельных правил, прав.

Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Воспитывать желание стараться быть справедливым.

Материал: красные и зеленые кружочки с изображением лица детей, разноцветные лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на хорошую жизнь или нарушение их.

Правила игры: игроки должны вокруг зеленого кружочка выложить лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного кружочка выложить лепестки с изображением нарушения права ребенка.

Ход игры:

В игре могут принимать участие двое и больше детей.

1 вариант.

На столе посередине кладут 2 кружочка (зеленый и красный), а лепестки на столе выкладывают изображением к столу.

Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: право ребенка защищается или нарушается.

Если на лепестке изображена картинка с защитой прав ребенка, ее выкладывают вокруг зеленого кружочка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красно кружочка.

Игра заканчивается, когда оба цветка будут составлены.

2 вариант.

Играет два ребенка. Одному ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого находятся картинки с изображением защиты прав ребенка, второму ребенку – с изображениями нарушения прав ребенка.

Выигрывает тот игрок, который первый составит цветок.

Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»

Цель: закрепить знания детей о правах маленького ребенка. Совершенствовать навыки чтения. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.

Материал: части «цепочки»: на одних – графическое изображение прав ребенка, на других – словесное объяснение графических изображений.

Правила игры: за словесным объяснением прав ребенка, малыши подбирают картинки с графическим изображением, объясняя их содержание, образуя цепочку. И наоборот.

Ход игры:

1 вариант

Воспитатель или ребенок зачитывают словесное объяснение прав ребенка на одной части цепочки. Дети находят соответствующее графическое изображение, соединяют шнурком, и рассказывают о праве ребенка, которое на нем изображено.

2 вариант:

Дети отбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с помощью воспитателя или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяют шнурком.

Побеждает тот, кто быстрее соединит цепочку.

Дидактическая игра «Мы – будущие первоклассники»

Цель: добиться осознания собственного статуса и места в обществе старших детей в детском саду.

Подвести детей к выводу о том, что они старшие воспитанники в детском саду.

Формировать умение мотивировать свое отношение к роли будущего школьника.

Учить перечислять те действия, которые усвоены хорошо, адекватно оценивать свои умения.

Материал: шесть рисунков, изображающих различные виды мотивации будущего школьника; шесть конвертов с небольшим рассказом, в котором каждый из мотивов выступает как личная позиция одного из персонажей; кубик с изображением кружков от 1 до 6.

Правила игры: игрок должен объяснить свою точку зрения изображения на рисунке.

Ход игры:

В игре могут принимать участие от 2-х до 6-ти детей.

Перед началом игры на столе выкладываются картинки с изображением различных видов мотивации будущего школьника и шесть конвертов с небольшими рассказами.

С помощью считалки определяют, какой ребенок первым начнет игру.

Ребенок бросает кубик с кружочками и называет число, которое соответствует количеству кружочков на кубике, потом находит конверт с такой же цифрой.

Взрослый достает из конверта рассказ и читает его, а перед игроком выкладывается карточка с такой же цифрой. Ребенок рассматривает ее и объясняет свою точку зрения другим детям о правах.

Когда все рисунки-карточки будут рассмотрены, игра заканчивается.

Побеждает тот игрок, который правильно и досконально объяснит свою точку зрения.

Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Дидактические игры по правовому воспитанию. Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка

Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы.

Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.

Правовое мышление – основа будущего

Правовое воспитание – один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.

Своевременное правовое воспитание позволит взрослым быть уверенными в будущем детей: они и себя не дадут обидеть, и чужих прав не ущемят.

Главные  правовые аспекты возрастного периода дошкольника  – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь.

Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.

Доу – основной участник правового воспитания

Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.

Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения.

Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев.

Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Успех работы по правовому воспитанию во многом зависит от личного примера воспитателя, умения привлечь внимание к фактам окружающей жизни, создать жизнерадостную обстановку, укрепить веру детей в добро и справедливость.

Малыши должны иметь уверенность, что они надежно защищены от зла и несправедливости.

Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим.

Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.

  Что делать, если ваш ребенок не говорит в пять лет

Занятия в младшей группе

Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.

На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.

Средняя группа

От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.

При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.

Мероприятия в старшей группе

На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство.

Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.

В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.

Работа в подготовительной группе

Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.

По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью.

Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия.

Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.

  Тесты для подготовки в школу детей-дошкольников 6-7 лет дома

К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:

  • активной социальной, нравственной позиции;
  • положительных личных качествах;
  • умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
  • ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
  • стремлении самосовершенствоваться.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.