Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку Как приучить детей к порядку личный опыт.

Содержание

Как приучить ребенка к порядку: полезные советы для родителей

Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку Как приучить детей к порядку личный опыт.

Аккуратными не рождаются – ими становятся, так что у вас есть все шансы приучить ребенка к порядку.

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»

Наверное, у многих из нас еще свежи воспоминания о том, как родители пытались приучить нас к порядку, заставляя прибираться хотя бы в своей комнате. Но… игрушки всегда категорически отказывались отправляться на свои места, а разбросанные вещи почему-то все время грозились превратиться в ковер, ровным слоем застилающий пол. Теперь история продолжается, но уже с вашими детьми?

Полезные советы родителям, как приучить ребенка к порядку

В идеале ребенка нужно начинать приучать к порядку, как только он начнет проявлять первый интерес к уборке, то есть с 2-3 лет.

В этом возрасте дети будут воспринимать процесс как новую игру, поэтому вполне смогут собрать свои игрушки и помочь протереть пыль, помахивая тряпочкой по полкам рядом с мамой.

Не препятствуйте таким проявлениям самостоятельности и не говорите малышу «у тебя не получится», «ты еще слишком мал» или «не мешай», иначе он привыкнет, что за него все делают старшие, и момент может быть упущен, тогда приучить ребенка к чистоте будет сложнее.

Постарайтесь превратить наведение порядка в увлекательную игру: убирайтесь под музыку и в этот день помимо традиционных « надо протереть пыль-пропылесосить-помыть полы» разбирайте вместе с ребенком «ящики с забытыми мелочами» и шкатулки, к которым у него обычно нет доступа. Вечером можно не просто собирать игрушки, а готовить комнату к приходу эльфов, которые будут танцевать в темноте и могут споткнуться о разбросанные игрушки. Пусть малыш знает, что если оставить кукол спать на полу, однажды они могут обидеться.

Постарайтесь не просто заставлять ребенка бездумно убираться по схеме «игрушки-книжки-пыль…» или «потому что так надо», а объяснить ему, для чего нужен порядок. Аргумент «завтра будет проще найти нужную вещь» на первых порах может не срабатывать.

Объясните, что вам неприятно находиться в комнате, где все разбросано, покажите, как вы следите за порядком в своем шкафу и предложите сделать то же самое «самому» и научить порядку свои игрушки.

Дети обожают подражать взрослым и с удовольствием будут делать «как мама».

Чтобы ребенку было легче поддерживать порядок в комнате, у каждой вещи должно быть свое место: для книг – полки, для игрушек – отдельная коробка, для вещей – шкаф, для носков и нижнего белья – отдельный ящик, так ребенку будет легче ориентироваться, куда что складывать.

Ни в коем случае не наказывайте ребенка за беспорядок, иначе любовь к чистоте может исчезнуть, даже не появившись.

Малышу не особо интересно просто протереть полку и сложить на нее все свои игрушки, поэтому, пока он маленький, придумайте для него сценарий, например, что игрушки собираются в кругосветное путешествие, хотят открыть новые неизведанные территории и не должны брать с собой пыль, потому что она может быть опасна.

Стоит учитывать, что детям легче воспринимать конкретные поручения, а не абстрактную просьбу «прибраться в комнате», так что давайте им четкие задания (расставить книжки на полке, выбросить фантики от конфет и т.д.). Можно написать, что необходимо сделать, на листе бумаге, чтобы в ваше отсутствие ребенок ставил галочки или вычеркивал выполненное яркими фломастерами.

Если у вас двое или больше детей, можно устраивать конкурсы, кто уберется быстрее.

Ни в коем случае не приучайте ребенка убираться за награду, иначе впоследствии «за просто так» он откажется наводить порядок.

Малыш должен получать мелкие задания регулярно, а не от случая к случаю, но старайтесь не давать однообразных поручений, иначе уборка быстро наскучит, предоставьте ему право выбора – «помогать маме на кухне или складывать игрушки в коробку?»

Не стоит ругать ребенка за неловкость и переделывать при нем то, что ему не удалось – заново вытирать пыль или перемывать полы.

И обязательно хвалите своего юного помощника, даже если он сделал что-то неумело, иначе рискуете задушить на корню его веры в собственные способности.

По возможности убирайтесь вместе, чтобы уборка не превращалась в скучную рутинную работу, которую ребенку предстоит проделать в одиночестве.

Маленькие хитрости, которые помогут приучить ребенка к порядку

Не стоит придавать чистоте в доме педантичное внимание, ребенок должен научиться убираться по мере необходимости так же естественно, как и чистить зубы два раза в день и умываться поутру. Вот маленькие хитрости, которые помогут упростить процесс:

По возможности не используйте в отделке детской зоны или комнаты материалы-«пылесборники» (пушистые ковры, драпировки, тяжелые гардины, которые трудно снимать).

Мелкие предметы лучше уберите в ящики или специальные коробки и шкатулки: с коробки стереть пыль легче, чем с каждой маленькой вещицы.

Не стоит превращать детскую в выставку игрушек – вместе с малышом рассадите на стеллажах только любимых зверей, кукол и «предметы первой необходимости». Все остальное можно убрать в коробки и достать, когда ребенку надоедят привычные игрушки.

Приблизительно с 2 лет дети уже могут выполнять простые действия на кухне – расставлять тарелки и раскладывать столовые приборы. Сначала выполняйте все действия вместе, затем постепенно приучайте ребенка мыть за собой грязную чашку, вытирать посуду, а также выбрасывать мусор в корзину.

С 4 лет (а иногда и раньше) ребенок уже захочет самостоятельно решать, как лучше и красивее расставить предметы на полке в своей комнате – не пресекайте его стремление к прекрасному.

Не старайтесь сразу нагрузить ребенка по полной, поручив ему много дел. Начните с 2-3 постоянных обязанностей (например, собрать игрушки, отнести грязное белье в корзину, собрать портфель, сложить игрушки), и обязательно контролируйте их исполнение.

Постепенно у малыша могут и должны появиться и другие постоянные обязанности. Например, он вполне справится с поливом комнатных растений, если купить для этого маленькую лейку.

И напоследок

Помните, что приучение ребенка к чистоте – процесс кропотливый и постоянный, а также что вы для детей – самый главный пример, и дети копируют не только ваши хорошие привычки.

Именно поэтому постарайтесь не жаловаться в присутствии детей, что устали и не хотите мыть посуду или убираться, иначе на следующий день можете услышать, как они повторяют все, услышанное от вас накануне применительно к наведению порядка в детской.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь нанаш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

И ЕЩЕ НЕМНОГО ИНТЕРЕСНОГО

Скрин-фри детство: как занимают детей родители, которые из принципа не включают мультфильмы

Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад

Личный опыт: как живет семья, в которой растет ребенок с аутизмо

Как приучить детей к уборке: 2 важных правила

Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку Как приучить детей к порядку личный опыт.

Ключевым моментом в воспитании детей многие родители считают приучение ребенка наводить порядок в своей комнате. Безусловно, это важный и практически необходимый навык. Начинается все с уборки игрушек в самом раннем возрасте. Но не все дети с готовностью выполняют эту обязанность. Как приучить свое чадо к порядку?

Ключевым моментом в воспитании детей многие родители считают приучение ребенка наводить порядок в своей комнате. Безусловно, это важный и практически необходимый навык. Начинается все с уборки игрушек в самом раннем возрасте. Но не все дети с готовностью выполняют эту обязанность. Как приучить свое чадо к порядку? 

Для этого существуют 2 важных правила

Правило №1

Не думайте, что ваш сын (или дочь) с готовностью и без напоминаний станут делать в доме уборку и следить за порядком, если вы сами его не поддерживаете. Ключ к любому воспитанию – собственный позитивный пример.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Когда мама ест пиццу у компьютера и оставляет тарелку с крошками тут же, забывая о ней, когда папа надевает утром не чищенные ботинки, для ребенка это – образец порядка. И не стоит требовать от него чего-то иного.

Правило №2

Важно учить детей следить за порядком еще в ранние годы, чтобы не сформировалась привычка разбрасывать вещи. В противном случае любовь к беспорядку будет крайне сложно искоренить. В этом вопросе не бывает «рано»: правила поддержания чистоты и порядка закладываются у малышей рано: это происходит, когда ребенок начинает ходить, внятно говорить и осознает себя отдельной личностью.

Возраст 2-3 года

В данный период придется набраться терпения. Дети еще не могут держать в памяти правила поведения, концентрировать внимание. Поэтому вам придется раз за разом напоминать о том, что надо, например, собрать игрушки в корзину (коробку).

Это необходимо знать! До 4-х лет малыши в силу физических и психологических нюансов не могут самостоятельно и без напоминаний наводить порядок и раскладывать предметы по местам.

Детям приятно пребывать в хаосе, им присущ данный способ организации пространства. Но прививать любовь к чистоте и порядку следует начинать с первых лет.

Превратите уборку в увлекательную игру. Совместная деятельность объединяет, дарит положительные эмоции. Пусть это будет веселая забава, результатом которой явится убранная комната.

Пока ребенок вам только помогает в меру своих возможностей. Если вы заметили, что сын или дочь проявляет инициативу и начинает сам выполнять какие-либо домашние дела – не останавливайте, не критикуйте, а, наоборот стимулируйте и поощряйте его.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

Выделите ребенку персональные подручные средства (тряпочку для стирания пыли, веничек, совок). В возрасте «я сам!» это очень важные моменты. Делать уборку вместе необходимо систематически, не «под настроение».

Возраст 4-6 лет

Навык убирать и складывать вещи уже сформирован, и ребенок, поиграв, уже в состоянии располагать игрушки по местам без помощи взрослых.

Процесс уборки должен быть комфортным. Например, выдвижные ящики, полки – на соответственном для ребенка уровне.

Закрепляйте в памяти сына или дочки, как именно должны располагаться предметы, игрушки. Пусть это будет так, как ему удобно.

Прекрасное подспорье в формировании навыка уборки – это сказки.

Это необходимо знать! Сказочные образы и герои – язык, наиболее понятный детям 4-х-6-ти лет. Берите на вооружение знакомые нам с детства сказки и придумывайте их вместе с ребенком в процессе уборки.

Возраст 7-8 лет

Первые школьные годы – это время, когда порядок крайне необходим для школьника, чтобы процесс обучения проходил максимально эффективно.

Важность приобретают систематизация окружающего пространства: организуйте на пару с ребенком порядок в помещении таким образом, чтобы каждый предмет находился на своем месте. Книги – на полке, игрушки – в специально приспособленном ящике, одежда – в платяном шкафу, школьные принадлежности – в письменном столе.

В этот период пора привлекать ребенка к посильным ему делам по дому.

Это необходимо знать! Стоит ли поощрять денежно работу по дому? Нет, если мы говорим о ежедневных, беспрекословных обязанностях ребенка. Однако, не возбраняется поощрять работу, проделанную сверх нормы.
Важно понимать, что не все является мусором. Это могут быть ценные для ребенка мелочи, его «сокровища»: коллекция камешков, поделки, различные материалы для творчества.

Подростковый период

А теперь вспомните себя в этом возрасте.  Как для вас было необходимо персональное пространство, как вы ревностно оберегали тайны и собственное право пользоваться вещами и комнатой. Теперь вы можете понять своего дорогого подростка.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Не нарушайте его персональные личные границы. Не начинайте наводить порядок в его вещах. Не посягайте на подростковые тайны.

Это необходимо знать! Если беспорядок в помещении, где живет подросток – только верхушка айсберга, и вас тревожит его поведение, имеет смысл проконсультироваться с психологом, чтобы наладить отношения и вместе справиться с проблемой ребенка.

Конкретная форма порядка или, наоборот, беспорядок в детской комнате – это внешнее проявление его сути. Учитесь понимать своего ребенка, не теряйте с ним контакт, будьте ему другом.опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Как приучить ребенка к порядку, чистоте в доме и дисциплине

Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку Как приучить детей к порядку личный опыт.

Любая мама мечтает, чтобы в детской комнате ее малыша всегда были чистота и уют. Но далеко не все дети послушно убираются на своей территории, зная место всем своим вещам. Как можно научить своего ребенка порядку?

Когда нужно приучать?

Человек не наделен врожденным навыком поддержки чистоты, его нужно развивать, как и любой другой.

С какого возраста можно начинать это делать? Современные ученые сходятся во мнении, что структуры человеческого мозга, отвечающие за способность распределять и упорядочивать действия, организовывать важные процессы формируются вплоть до 18 лет.

Однако наиболее благоприятное время для приучения ребенка к чистоте в доме, так называемый сенситивный период, это возраст до 3 лет (подробнее о сенситивных периодах развития детей можно прочитать здесь). Именно в это время малышу наиболее важно получить представление о том, почему у каждой вещи должно быть свое место.

Кроме того, привычка жить в чистоте важна для полного гармоничного развития малыша. Ведь хаос, творящийся в его вещах, скорее всего, царит и в его голове, мешая сосредотачиваться, мыслить, принимать решения. Дети, приученные к порядку и аккуратности, более собранны и внимательны в обучении.

Чтобы у ребенка к 3 годам появилось ощущение, что порядок – это правильно, организовывать процесс нужно уже с рождения малыша. Его должны постоянно окружать чистота и упорядоченность вещей.

Поэтому задача родителей – во-первых, постоянно поддерживать чистоту в детской, пока малыш сам не может этого делать, а во-вторых – показывать ему в этом пример, содержа в чистоте остальное жилище.

Пока вокруг крохи бардак, он не получит понимания того, что это – плохо. И наоборот. Малыши всегда учатся на примере родителей.

Прививаем понятие

Понятно, что в год – полтора от ребенка глупо требовать идеальной чистоты: у него еще плохая координация, низкая произвольность, практически отсутствует понятие чистоты – он может неаккуратно кушать, пачкаться во время игр. Все это просто не позволит ему наводить в комнате идеальный лоск. В это время он может лишь помогать маме собирать свои игрушки перед сном.

Примерно к 2 годам детки начинают активно подражать взрослым во всем, в том числе и в уборке квартиры. Ни в коем случае нельзя отталкивать малыша в его желании. Понятно, что он еще неловок и неуклюж, за ним придется все переделывать.

Но получая постоянные отказы, малыш быстро утратит интерес не только к уборке, но и вообще к любой помощи взрослым.

Итак, важно всегда принимать помощь крохи, разделяя с ним домашние хлопоты.

Так у малыша постепенно сложится представление о необходимости выполнения домашних дел и о том, что это – важная часть уклада жизни в семье.

При этом необходимо всегда показывать малышу, что все действия в доме заканчиваются уборкой:

  • приготовление пищи;
  • прием пищи;
  • игры;
  • купание;
  • папина работа с инструментами (починка игрушек, например);
  • мамино рукоделие и т. д.

Пусть малыш помогает маме мыть или чистить овощи, расставлять тарелки к обеду или делать еще что-то вместе с ней. При этом он постепенно будет осознавать, что очистки, крошки на столе, грязная посуда, обрезки, огрызки, стружки и прочий мусор – это именно мусор и грязь, которые всегда нужно убирать. Это не только поможет привить навык уборки, но приучит малыша к дисциплине.

Никогда не убирайтесь сами в детской, не дождавшись нужной реакции крохи. Увидев хоть раз, что можно «не напрягаться», что за него все сделают взрослые, он в дальнейшем будет игнорировать ваши просьбы.

Зачем наводить порядок, если мама поворчит, а потом все равно сделает это сама? Можно лишь в игровой форме помогать крохе, говоря, например, что игрушкам уже пора спать.

Поддерживайте желание карапуза быть взрослым и самостоятельным: купите ему детские утюги, пылесосы, другие инструменты.

В этом возрасте важно хвалить малышей за помощь маме, говоря, какие они молодцы. Тогда они привыкнут, что убираться – это приятно. Полезно придумывать и рассказывать сказки о чистоте и аккуратности, в которой главный герой – сам ребенок, который побеждает ужасную грязь и помогает маме.

Организуем пространство

Для того чтобы малыш мог сам наводить чистоту, перво-наперво он должен знать, что куда класть.

А потому обязательно нужно организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы для всего было предназначенное место.

То есть игрушки, конструкторы, принадлежности для рисования и творчества, книжки, спортивные снаряды, одежду и обувь нужно раскладывать и развешивать в предназначенные для этого места. А значит, в детской должны быть:

  • одежный шкаф;
  • стеллажи;
  • письменный стол;
  • контейнеры, органайзеры, корзины, коробки;
  • полки.

И перед тем как приучить ребенка к порядку, для начала вместе с ним нужно установить, где для чего место. Можно наклеить иллюстрирующие стикеры на контейнеры или полки (машинки, кубики, игрушки, карандаши), чтобы ему было легче ориентироваться. Важно, чтобы малыш сам пытался определить, где что ему хранить удобно.

Ну а если он решит, что в одежный шкаф будет складывать коллекцию резиновых игрушек, маме придется тактично объяснить ему, что у этого шкафа другая роль, и предложить другой вариант. Главное на этом этапе – обойтись без конфликтов. Это только отвернет малыша от любого желания убирать за собой (зачем ему лишний стресс?).

Постоянно прививайте своему чаду ощущение, что чистота – это приятно, а грязь – плохо, что в чистой комнате находиться комфортно и уютно, чистая одежда – это красиво и аккуратно. Так он со временем возрасту привыкнет, что порядок – это дело обязательное.

Полезные рекомендации

Как же приучить детей к порядку? Можно использовать разные приемы, которые помогут на этом сложном пути.

  • Создайте позитивный настрой. Скажите, как здорово и уютно будет в детской после уборки, как легко будет найти нужную игрушку и приятно играть в чистой комнате. Менторский тон не способствует правильному настрою ребенка на такое сложное для него дело.
  • Мотивируйте свое чадо тем, что в чистой комнате больше места для игр, меньше микробов, что сюда гораздо приятнее приглашать в гости друзей, что в комнате, где постоянно поддерживают чистоту, убираться намного быстрее.
  • Играйте. Например, кто быстрее уберется в своей комнате. Или кто аккуратнее сложит книжки, кубики. Придумайте сказку, в которой каждая игрушка на ночь отправляется спать в свой домик, потому что уже устала. Можно читать малышу книжку, пока он убирает вещи, и останавливаться, если он остановился. Можете петь веселые песенки вместе с ним, подсказывать, что куда положить, если он растеряется, комментировать, что за чем убирать. Это значительно облегчит ему задачу.
  • Если ребенок уже читает, можно составить квест, развесив по комнате стикеры с подсказками, что, куда и в какой последовательности убрать. Или развесить записки с просьбами от самих предметов в комнате, которые хотят, чтобы им помогли: помыли, сложили, почистили, убрали на место. Ребенку гораздо интереснее подметать ковер, который сам его об этом попросил, чем делать это по просьбе (или тем более приказу) мамы.
  • Разбивайте задачу на части. Просто «наведи порядок» — это фраза-катастрофа, способная вызвать у ребенка панику. Разложите ее на составляющие: сложи игрушки, поставь книжки на полку, протри пыль. При этом показывайте, что находится на своем месте, а что нужно убрать.
  • Нарисуйте картину порядка. Часто малыши просто не представляют, как должна выглядеть их комната, что такое чистота в ней. Расскажите, что порядок – это когда на полу нет игрушек или мусора, на столе все предметы сложены аккуратно, нет фантиков или огрызков, книжки стоят на полках, кроватка застелена, пыль вытерта.
  • Приучайте малыша к тому, что чисто должно быть не только в его комнате, и следить за этим должны все члены семьи. Привлекайте его к совместной уборке –пусть он помогает маме убраться в гостиной, папа помогает им навести порядок в спальне родителей. Пусть у ребенка будет ответственное поручение в совместной уборке: полить цветы, вытереть пыль в доме, почистить кошачий лоток или вынести мусор. Либо альтернатива – что из этого он хочет сделать сегодня.
  • Приучая к совместным действиям, постепенно давайте ребенку все более ответственные задания, даже если они не связаны с уборкой. Купить хлеба, заплатить за связь, привести домой младшего брата из садика. Это укрепит понимание того, что в семье все действуют сообща в любом деле.
  • Будьте готовы к тому, что чистота не самый главный приоритет в жизни ребенка. И даже имея представление о чистоте и навыки ее наведения, дети склонны не замечать, что творится вокруг них. Так что даже если ребенок умеет наводить порядок, вам еще долго придется напоминать ему о необходимости приведения комнаты в надлежащий вид. При этом общайтесь с ребенком на равных, укрепляя его чувство собственной значимости.

Родители должны прочно запомнить одну фразу: меня очень огорчает твоя неубранная комната, но я все равно тебя люблю! Важно всегда воспринимать малыша таким, каков он есть, и давать ему понимание этого. Плох поступок, а не он сам!

Чего делать не стоит

В таком важном деле, как приучение к аккуратности и чистоте, задача родителей не только в том, чтобы делать все правильно, но и в том, чтобы не делать ничего неправильно. Ведь многие наши действия способны вызвать обратную реакцию, сводя на нет все усилия.

Итак, чего делать не нужно?

  • Уступать нежеланию малыша убираться, делая все за него. Повторим, что так он очень быстро поймет, что это «правило» работает: не сделаю – мама сделает все за меня сама. Это сделает ребенка не только неряхой, но еще и лентяем, эгоистом.
  • Во время кризиса 3 лет дети часто делают все наоборот. Поэтому важно проявлять всю родительскую мудрость, чтобы не разозлиться и не поднять крик, когда на просьбы убраться он начинает демонстративно все расшвыривать по комнате, следя за реакцией родителей, испытывая их терпение. У него сейчас не стоит задача сделать им назло и ослушаться. Он проходит процесс становления собственной личности, а это дело весьма сложное для такого возраста. Ему нужны помощь и поддержка, а не крики и упреки.
  • Не нужно сравнивать детей внутри одной семьи между собой, постоянно укоряя младшего тем, что старший более аккуратный, с него нужно брать пример, а младший – в кого он только такой неряха? Это может не только стать причиной обид и развития комплекса неполноценности, но и привести к постоянным конфронтациям между самими детьми, когда младший будет стараться самоутвердиться и завоевать больше родительского внимания доступными методами (ябедничая, сваливая вину за проступки на старшего, давя на жалость родителей, портя вещи старшего ребенка и т. д.).
  • Наказывать уборкой за проступки или плохие оценки. Такой подход уж точно не будет способствовать правильной мотивации. Любое наказание расценивается именно как наказание, лишение права голоса, ущемление желаний. Если ребенка обязали «вылизать» весь дом за провинность, это не привьет ему аккуратности (а как раз наоборот), да и от проступков не оградит.
  • Грозить наказанием за беспорядок (не подойдешь к компьютеру, пока не наведешь идеальной чистоты в своем свинарнике!). Итог будет тем же: ребенок начнет делать назло, тянуть время, вредничать. А затем он просто возненавидит уборку. По такому же принципу дети начинают ненавидеть сон, если их укладывали спать в качестве наказания.
  • Читать длинные нотации о бардаке, о том, почему это так плохо. Для ребенка гораздо понятнее, когда ему точно указывают на недостаток и ставят конкретную цель: фантики не должны валяться на полу, их место – мусорное ведро.
  • Укорять ребенка «свинством». Если он постоянно будет слышать, какой он поросенок, рано или поздно он примет этот ярлык и будет со спокойной совестью вести себя соответственно ему: раз я свинья, значит, мне можно разводить бардак, все свиньи так делают.
  • Требовать идеального результата. Это лишь усложняет дело. При этом ребенок либо вовсе станет равнодушным к тому, какая обстановка его окружает, либо превратится в нетерпимого грязененавистника, помешанного на стерильной чистоте.

Здесь приведены самые действенные советы и рекомендации по приучению детей к порядку. Однако если все усилия родителей не дают вообще никаких результатов, стоит задуматься: возможно, кроха нарочито разводит бардак, чтобы обратить на себя родительское внимание, которым так обделен? Тогда помогут только терпение, забота и любовь.

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку Как приучить детей к порядку личный опыт.

17 Декабря 2018

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.  

“Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся.

Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства.

Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?”

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1.     Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 – 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту.

С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…

Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3.     Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем».

Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла.

Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4.     Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.
  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

  1. Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты.

    Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

  2. До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

    В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

    В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

    В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

    С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное – научите хорошо.

  3. Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  4. Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  5. Родители платят.
  6. Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел.

    Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама.

    Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  7. Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  8. Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  9. Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  10. Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.
  11. «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

  12. Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».
  13. Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь – это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку

Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку Как приучить детей к порядку личный опыт.

Дети – милые и прекрасные создания, с которыми, однако, бывает слишком много хлопот. Плохие оценки и шалости – ничто, по сравнению с реальной проблемой длинною в жизнь – беспорядком. Казалось бы: ребенок просто неряшлив или это возрастное, но это не так. Любовь к порядку и чистоте должна прививаться родителями.

Но как правильно приучить ребенка к порядку и с чего же начать?

 Первые шаги к порядку

Чтобы приучить ребенка к порядку нужно понять: что лично для вас является порядком и донести это до ребенка.

Возраст, с которого можно и нужно обращать внимание малыша на необходимость навести чистоту – 2-3 года. В этот момент ребенку уже можно донести, что конкретно в вашей семье считается чистотой и порядком.

Например, в одной семье просьба мамы навести порядок, означает влажную уборку, возвращение каждой вещи на свое место, полив цветов.

В другой семье эта же просьба является лишь призывом к тому, что нужно собрать игрушки и заправить постель.

Делая первые шаги в процессе приучения ребенка к порядку, следует помнить, что такие качества как организованность и внимательность находятся в стадии развития вплоть до 19 лет.

Также не стоит упускать из внимания и свое влияние на малыша. Дети до 5 лет полностью копируют членов своей семьи. Если вы не соблюдаете порядок, не демонстрируете ребенку процесс уборки на собственном примере или вслух комментируете необходимость уборки как наказание – то не ждите от малыша успехов на этом поприще.

Одним из главных принципов в процессе приучения к порядку – похвала. Многие родители часто грешат тем, что негативно комментируют действия ребенка или совсем не дают довести начатое до конца.

Обычная картина: мальчик пяти лет старается помочь маме и берет в руки пылесос. Долго и усердно он пылесосит небольшой ковер, затратив при этом все свои детские силы. И что он слышит от мамы? Здесь соринка, там соринка, плохо пропылесосил. Или вовсе отбирает пылесос, чтобы скорее закончить уборку.

Важно помнить: дети нуждаются в вашей похвале и поддержке. Воспринимайте любую детскую инициативу с восторгом. Хвалите ребенка, не упрекайте и не указывайте на недостатки. Главное – приучить ребенка к порядку, а остальные качества (точность, аккуратность, организованность, внимательность) сформируются с возрастом.

Как приучить к порядку ребенка 2-4 лет

Период от двух до четырех лет является сенситивным для прививания любви к порядку, а также для того, чтобы формировать чистоплотность как привычку.

Именно в этом возрастном периоде легче всего сформировать привычку соблюдать порядок.

Почему так важно сформировать именно «привычку»? Потому что этот термин означает выполнение какого-либо действия автоматизировано. То есть ребенок будет соблюдать порядок самостоятельно.

В этом возрасте достаточно мало приемов для приучения ребенка к порядку. Но, тем не менее, 2-4 года являются период самого эффективного воздействия на малыша. Следует соблюдать лишь несколько рекомендаций:

•    Собственный пример

В этом возрасте 90% успеха зависит от любви к чистоте и порядку членов семьи ребенка. Дети в возрасте 2-4 лет полностью подражают родителям. Демонстрируйте ребенку как вы моете посуду, как пылесосите или протираете стеллаж, чтобы ребенок взрослел с осознанием того, что уборка – это норма.

•    Уборка – не наказание

Родители очень часто допускают очень жесткую ошибку, позиционируя уборку как наказание. Именно этот метод в последствие приводит к отторжению порядка. Уборка должна быть в радость, ассоциироваться с чем-то приятным.

•    Задания по возрасту

Малое количество родителей заставляют детей выполнять непосильные для детей 2-4 лет здания по наведению порядка и чистоты. Наоборот, детей принято жалеть и освобождать от каких-либо трудностей.  Но все же следует напомнить, что здания должны быть посильны для ребенка, не причинять ему боль и сильное утомление.

•    Игровая форма

Игровой метод в воспитании дошкольников активно используется во всех образовательных областях. Трудовая деятельность – не исключение.

Предложите ребенку представить, что в комнате начался дождь и все игрушки нужно убрать на полки (в корзину для игрушек, шкаф), устройте соревнование: кто поставит больше книжек на полку.

Благодаря этому методу дети воспринимают уборку лишь как увлекательную игру.

Как приучить к порядку ребенку 5-8 лет

По достижению ребенком пяти лет становится практически невозможно завлечь любимое чадо в уборку игровым методом. К детям в этом возрасте родители начинают относиться с более «взрослыми» требованиями, постоянно отмечают, что малыш уже большой и не считают нужным тратить свои силы на поиск новых методов. На этой почве случаются конфликты, которые также отвращают ребенка от уборки.

Правильно, он уже большой. Именно поэтому самое время начинать относится к уборке как к важной миссии, которую выполняет любой взрослый человек. Рассмотрим несколько рекомендаций:

•    Список дел

С пяти лет дети уже осваивают чтение. Этот факт наводит на мысль о множестве приемов: график семейных дежурств, индивидуальный список дел на день, индивидуальные обязанности. Напишите на листочке посильные задания для ребенка, непременно украсив его каким-нибудь приятным рисунком.

Оставьте на видном месте и дайте малышу проявить свою самостоятельность. Следует отметить, что о таких списках необходимо предупредить ребенка, иначе это вызовет негодование и даже бунт. Также популярны графики семейных дежурств.

Они предпочтительнее, так как ребенок видит, что он выполняет задание вместе с семьей и не чувствует себя обделенным.

•    Постоянство

Определите основные обязанности ребенка. Пусть только он всегда пылесосит и поливает цветы. На ваше усмотрение. Но малышу будет приятнее нести ответственность за определенные действия на постоянной основе.

•    Формирование самостоятельности

Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам. Зачастую ситуация складывается следующим образом: мама пять раз сказала протереть пыль с полок, ребенок проигнорировал просьбу, мама сама вытерла пыль с полок. Так делать нельзя. Мягко, но строго требуйте выполнения своей просьбы.

Как приучить к порядку с ребенка 9-15 лет

Переходный возраст, для которого характерна конфликтность, бунтарство, принципиальность, начинается как раз с девяти лет. Если говорить честно, то в этом возрасте прививать любовь к порядку и чистоте уже поздно, но донести до подростка необходимость уборки еще возможно.

•    Мотивируйте

Мотивация – движущая сила. Варианты «Если уберешься – комната станет чище» для подростков не эффективны. Учитывайте интересы подростка. Например, моя пол – он может слушать музыку, поливая цветы – смотреть телевизор.

•    Не высмеивайте

Подростки зачастую страдают от неуверенности в себе, заниженной самооценки, самокритичности и родительские насмешки и упреки раззадорят ребенка не на шутку. Если вы уже добились того, что ребенок начал уборку, то поддержите его, похвалите результат. Если же отношения с подростком носят конфликтный характер, то лучше оставить его в покое и не комментировать его действия.

Итак, мы выяснили, что приучать ребенка к порядку необходимо с малых лет, используя хитрости и педагогические методы воздействия.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.