Как помочь левше научиться писать. Обучение письму леворуких детей

Содержание

Ребенок левша: как научить писать девочку левшу, признаки этого и особенности ее развития, нужно ли переучивать ее родителям и прописи для этого

Как помочь левше научиться писать. Обучение письму леворуких детей

Заметив, что их ребенок – левша, одни родители впадают в панику, другие считают его будущим гением, третьи относятся философски: так распорядилась природа.

Не привлекайте внимание малыша к этому явлению, а ненавязчиво учите его жить в мире, приспособленном для праворуких людей. При воспитании учитывайте его эмоциональность и ранимость.

Левшу определяет не рука, а голова

Ученые установили, что нежелание действовать правой рукой не упрямство, у этого явления есть физиологические причины. Каждое полушарие головного мозга отвечает за противоположную половину тела.

Правое полушарие полностью формируется в 5 лет, оно связано с левыми конечностями и органами, а также отвечает за творчество, фантазию, эмоции.

Этот участок серого вещества воспринимает информацию от органов чувств, расположенных с левой стороны, и сразу создает единый образ.

Более практичное левое полушарие начинает работать в полную силу только после 8 лет. Эта часть мозга руководит работой правой половины тела и органов, расположенных справа. Мышление, логика, умение решать абстрактные задачи связаны с левой половиной мозга. Там проводится анализ полученной информации, сведения систематизируются и раскладываются «по полочкам».

Чтобы полушария работали согласованно, они соединены мозолистым телом, которое созревает уже в школьном возрасте. Пока согласованность между полушариями сформирована не полностью, ведущую роль играет то одна, то другая половина мозга.

Родители могли заметить, что год назад их ребенок рисовал одной рукой, а сейчас переключился на другую. В школьные годы у ребенка окончательно устанавливается ведущая рука.

Леворукость: разновидность нормы или аномалия

Точное количество левшей определить невозможно. Есть данные, что в мире этой особенностью обладает около 500 миллионов человек. В статистических документах можно встретить сведения и о 1,5%, и о 8% всего населения земного шара. Определить точные данные сложно, этот признак не заметен с первого взгляда, и не каждый человек признается в своей особенности.

К левшам в прошлые исторические эпохи относились по-разному. Иногда их не признавали, иногда молва наделяла сверхъестественными способностями.

До нас дошли имена не всех леворуких людей, сыгравших колоссальную роль в истории, науке или искусстве, но и такой список впечатляет. Многие американские президенты и правители других государств имели доминирующее правое полушарие.

Про эту особенность Наполеона, Цезаря и Пушкина знают многие, есть и другие, не слишком известные примеры:

  • вождь инков Япанку Локу;
  • космонавт Нейл Армстронг;
  • живописец Рафаэль;
  • актер Том Круз;
  • актриса Джулия Робертс;
  • режиссер Джеймс Камерон;
  • композитор Бетховен;
  • певец Стинг;
  • сказочник Андерсен
  • писатель Лесков, создавший повесть «Левша»;
  • футболист Марадона;
  • боксер Сандерс, победивший в 2003 г. Кличко.

Список можно продолжить на много страниц.

Если учесть, что детство многих известных людей прошло во время, когда леворукость считалась недостатком, возможно, многие кумиры прошлых поколений тоже были скрытыми левшами.

В некоторых странах, например в Китае, до сих пор леворукость считается аномалией. Родители прилагают колоссальные усилия, чтобы их дети были «как все», калеча этим нервную систему ребенка.

Почему ребенок рождается или становится левшой?

Причины, почему в некоторых случаях доминирует правое полушарие, до сих пор полностью не изучены. Иногда есть все предпосылки к рождению левши, а ребенок уверенно действует правой рукой, иногда наоборот, ничего не предвещало, а на свет появился левша. Ученые выделяют несколько причин такого явления:

  • наследственность;
  • стрессы, неправильный образ жизни и другие неблагоприятные факторы при беременности;
  • тяжелые роды;
  • травмы головы с повреждением левого полушария.

Левая рука может оказаться ведущей и в том случае, когда функции полушарий распределяются правильно. Такого человека нельзя назвать левшой, его психика, функции всех остальных частей тела и органов ничем не отличаются от людей с ведущими правыми конечностями. Для обозначения такой особенности придуман термин «леворукость».

Подобные ситуации случаются, когда в семье есть левша и малыш подражает этому человеку. Другая причина – травма правой руки. Если в дошкольном возрасте малыш около полугода был вынужден пользоваться только левой рукой, привычка может сохраниться, даже когда вторая конечность полностью восстановится.

Чтобы определить, какое полушарие доминирует, присмотритесь, каким ухом ребенок слушает шум моря в ракушке, каким глазом смотрит в калейдоскоп, на какой ножке прыгает.

Особенности детей с ведущим правым полушарием

У всех малышей полушария развиваются неравномерно, доминирует то одно, то другое. В раннем возрасте вы не определите будущего левшу ни по ведущей руке, ни по характеру. После 5 лет отличия становятся заметными. Ребенок не только всю сложную работу делает левой рукой, у него заметны и особенности психики:

  • богатая фантазия, хорошее воображение;
  • творческие способности;
  • мечтательность;
  • ранимость;
  • обидчивость;
  • быстрая утомляемость.

У деток в раннем возрасте родители могут заметить некоторые предпосылки леворукости.

Сверстники произносят уже много слов, хотя пока не могут построить грамотную фразу, а ваш никак не начинает говорить? Перепуганная мама уже хочет обратиться за медицинской помощью, и вдруг ее молчун выдает длинное и связное предложение. Делать вывод о доминировании правого полушария пока рано, но первый симптом вы уже получили.

Ребенок растет, его словарный запас увеличивается. Речь хорошая, грамотная, но ответы на вопросы, требующие логического или абстрактного мышления, он дает после некоторых раздумий. Зато сказки, фантазии, творческие идеи льются из него рекой.

На прогулке левша не закрывает рта, он рассказывает или поет песенки собственного сочинения обо всем, что попадается на глаза. Не просите его помолчать, дайте выход творческой энергии.

Возможно, через несколько десятков лет творениями вашего юного вундеркинда будет восхищаться весь мир.

Как воспитывать ребенка-левшу?

Никогда не говорите ребенку, что он не такой, как все, в чем-то отличается от других детей. Не сообщайте всем подряд об его особенности. Если дошкольник сам заведет такой разговор, скажите, что все люди разные. Никого не удивляет, что у одного человека черные волосы, у другого – русые, это не хорошо и не плохо, так распорядилась природа.

Никогда не показывайте своей озабоченности особенностью ребенка. Чтобы не огорчать вас, он может через силу работать правой рукой, что вредно скажется на его психике.

Не пытайтесь переучивать левшу. Родственники и друзья могут давать советы заставить его действовать правой рукой, чтобы обе конечности были развиты одинаково. Такие нагрузки на нервную систему непосильны для малыша. Придет время, и он научится нужным действиям.

Взрослые с доминирующим правым полушарием приспосабливаются водить машину, работают на аппаратах, приспособленных для праворуких людей.

Все эти умения разовьются по мере необходимости, а в детском возрасте насильственное вмешательство в работу мозга может привести к множеству негативных последствий:

  • нервному тику;
  • энурезу;
  • заиканию;
  • неврозам;
  • неправильной работе органов пищеварения.

Высокая эмоциональность затрудняет способность ребенка отстаивать свое мнение в споре, разговаривать в конфликтных ситуациях. Маленький левша начинает заикаться, терять нить беседы.

Создайте дома доброжелательную атмосферу и научите ребенка уходить от конфликтов. В пылу спора он все равно ничего не докажет, лучше подождать, пока все успокоятся, а потом изложить свою точку зрения.

Чтобы робость не перешла в комплекс, найдите для левши занятие, которое у него получается лучше, чем у других. Научите дочь вязать, и вскоре девочка станет сама придумывать оригинальные узоры. Умение создавать эксклюзивные кофточки поднимет ее престиж в глазах одноклассниц. Мальчик может показать себя в спорте, моделировании.

Трудности, к которым должны быть готовы родители

Не все педагоги относятся к работе творчески, многие просто выполняют свою обязанность – заложить в головы учеников определенное количество знаний за отведенное время. Если левше не повезет, и он попадет к такому учителю, родители могут увидеть у него в дневнике двойки по точным наукам.

В самых критических случаях преподаватель станет утверждать, что ваш ребенок тупой и его место в школе для недоразвитых. Не спорьте и не расстраивайтесь, просто в душе пожалейте человека, посвятившего свою жизнь нелюбимому делу.

Переломить ситуацию все равно невозможно, зато в ваших силах найти учебное заведение, где к каждому ученику подходят с учетом его индивидуальности.

Нельзя сказать, что левша совершенно неспособен к точным наукам. У него вызывают сложности задания, требующие пространственного, абстрактного или логического мышления. Родителям нужно несколько раз объяснить ему сложную тему.

Когда ребенок поймет основы, он сможет находить для задач совершенно неожиданные пути решения. В будущем специалист, умеющий находить креативные нестандартные методы выхода из сложных ситуаций, станет востребованным в любой отрасли.

Маме желательно тоже проявить творческую жилку. Ученик младших классов никак не может понять, что такое «икс». Придумайте историю, что так зовут отважного спасателя, который приходит для помощи в решении сложных задач и примеров. Абстрактный символ ребенку неинтересен, а герой, вызывающий положительные эмоции, сразу стимулирует умственную работу.

Перед поступлением ребенка в школу познакомьтесь с программами разных учебных заведений, узнайте, какой области там уделяется особое внимание. Физико-математические лицеи лучше сразу отбросить, зато гимназии с гуманитарным, музыкальным, художественным или спортивным уклоном станут неплохим вариантом.

Кстати, в боксе и некоторых других видах спорта у левшей есть преимущество перед противником: их действия непредсказуемы, бросок или удар с неожиданной стороны часто приносит победу.

Заранее договоритесь, какой рукой будет писать ребенок. Даже если обе кисти у него развиты одинаково, перекладывать ручку из правой руки в левую нельзя. Устал – прервись, сделай гимнастику для пальчиков, отдохни, а потом снова займись рисованием.

Научите левшу, как нужно правильно держать карандаш, располагать листок и в какой позе сидеть. Фломастер должен лежать на среднем пальце, сверху письменный прибор придерживает указательный палец, а сбоку – большой. Оптимальное расстояние от пальцев до пишущего кончика – 4 см, так ребенку будет хорошо видно, что выходит из-под его пера.

Не требуйте стандартного наклона букв вправо, вашему ребенку удобнее выводить прямой шрифт.

Преимущества и недостатки жизни левшей

Ребенок не должен воспринимать себя ни как будущего гения, ни как отклонение от нормы. Относитесь к нему с обычной любовью и вниманием. Заранее встретьтесь с его будущей учительницей и расскажите об особенности дошкольника. При этом папе с мамой нужно знать, в чем сильные и слабые стороны левши, чтобы вовремя предотвратить возможные опасности и конфликты.

Мир устроен для удобства людей с доминирующей правой рукой. Левши должны постоянно приспосабливаться, и это неудобство тоже можно отнести к преимуществам. Они умеют сами подстраиваться под обстоятельства, проявлять гибкость.

В результате человек с доминирующим правым полушарием учится водить машину и сдает экзамен на права не хуже остальных. Он приходит на производство и осваивает оборудование, рассчитанное на праворуких работников.

Эта особенность дает людям и другие преимущества:

  • уникальный способ переработки информации позволяет генерировать креативные идеи;
  • высокий творческий потенциал;
  • способность находить нестандартные решения различных проблем;
  • в некоторых видах спорта (бокс, фехтование, теннис) противнику трудно приспособиться и предугадать действия левши.

Конечно, леворукость создает и много сложностей. Дети часто бывают жестокими, ищут в своей среде изгоя, объект для насмешек. Часто жертвами становятся их сверстники, имеющие какие-нибудь особенности. Ситуация усугубляется еще и тем, что левши очень болезненно реагируют на негативное мнение окружающих. Есть и другие отрицательные стороны леворукости:

  • медленное обучение чтению;
  • сложность в распознавании геометрических фигур;
  • неправильное или зеркальное изображение букв и цифр;
  • быстрая утомляемость.

Родителям нужно помочь ребенку в первые школьные годы. Контролируйте, как ваш маленький левша делает домашние задания. Отнеситесь к его ошибкам доброжелательно, вместе разберитесь, почему он неправильно решил задачу или написал букву.

Придумайте мнемонические правила в эмоциональной веселой форме: буква «з» поворачивается Задом к соседкам, написанным после нее. А если сказать ему, что овал – это круг, на который сел слон, ребенок никогда в жизни не перепутает эти фигуры.

Не огорчайтесь, если ваш ребенок левша не показывает признаки одаренности. Любите своего малыша таким, какой он есть, радуйтесь вместе с ним, старайтесь утешить при неудачах, помогайте найти выход из сложной ситуации.

Обращайте внимание на положительные характеристики, свойственные леворуким детям, и используйте их при выборе внешкольных занятий.

С вашей поддержкой ребенок сумеет в полной мере воспользоваться возможностями, которые дает доминирующее правое полушарие, и преодолеть сложности, вытекающие из этой особенности.

Источник:

Ребенок левша и его особенности развития

Леворукие люди у окружающих вызывают неоднозначный интерес. Некоторые уверены, что такой человек уникальная, творческая личность. Другие же считают данную особенность изъяном и, если он обнаруживается у ребенка, пытаются избавиться от него методом переучивания.

Как преодолеть трудности обучения письму левшей: методы, приемы, игры | Все Для Детей

Как помочь левше научиться писать. Обучение письму леворуких детей

Мир создан для правшей – в этом убеждаются маленькие левши и их родители, сталкиваясь с множеством школьных проблем. Обучение письму леворуких детей выделено в особую категорию.

Если в остальных видах учебной деятельности левши и правши идут нога в ногу, то письмо вызывает большие трудности.

Есть ли методы, способные облегчить письменный  труд левшей? Являются ли они эффективными, и возможно ли их использование дома?

Три основные причины леворукости детей

Согласно наблюдениям специалистов, дети, пишущие левой рукой, унаследовали эту особенность от родителей. Если отец или мать левша, то шанс родить леворукого ребенка возрастает в 11- 12 раз.

Леворукость определяют не только гены. Бывают и более серьезные причины – например, нарушения деятельности мозга, а именно, его левой стороны. Поскольку правая рука контролируется левым полушарием, при поражении такового происходит смена ведущей руки.

Третья причина –травмирование правой руки. Вынужденное «безделье» при серьезной травме заставляет ребенка приспосабливаться к новым условиям. Некоторые детишки просто подражают любимому члену семьи. В отдельных случаях наблюдается умение писать двумя руками.

«Двурукость», как проблема обучения письму

При незнании, умение писать обеими руками рассматривается как положительный фактор развития ребенка и его особенной интеллектуальной организации. Однако отсутствие доминирования одной из рук может быть сигналом отрицательных особенностей развития мозга.

К пятилетнему возрасту у большинства малышей ведущая рука определена. Родители сами видят, какой рукой предпочитает пользоваться карапуз. В противном случае следует убедиться, что малыш не нуждается в психологической коррекции взаимосвязей полушарий мозга — отсутствия доминирования одного из них.

Как леворукость влияет на способности ребенка

Все вышеназванные факторы развития ребенка сформировали разное отношение к проблеме обучения левшей письму:

  • левши – творческие натуры, для усвоения нового необходимо дополнительное время;
  • левши – прекрасные приспособленцы в хорошем смысле этого слова;
  • левши и правши равны в своих возможностях.

Некоторые взрослые левши еще помнят те времена, когда учитель вынужден был любой ценой переучить маленького левшу в правшу. Мучились все – дети, родители и сами педагоги. К счастью, бессмысленное требование кануло в Лету. Новейшие методики учитывают особенности обучения леворуких детей письму и дают практические рекомендации по их обучению.

Психологические тонкости в обучении левшей письму

Врожденный пессимизм, которым щедро наделены левши, вносит свои коррективы в общий настрой занятий. Леворукие дети очень ранимы, поэтому им нужен особый подход.

  • Медлительность и инертность левшей доставляет много хлопот и выводит родителей из себя. Тем не менее, такие дети нуждаются в понимании, они не выносят понуканий, угроз, унизительных сравнений. Воспитание левши должно происходить на волне легких подшучиваний и позитива.
  • Категорически не рекомендуется напоминать детям, склонным к унылости, их былые неудачи. Методика обучения письму леворуких детей должна учитывать подобные особенности, потому что именно каллиграфия доставляет левшам наибольшее число неудач.
  • Необходимо помнить об импульсивности и дотошности левшей и не обижаться, если они, не задумываясь, остановят рассказчика, зададут уточняющий вопрос и уйдут в себя, обдумывая новую информацию.
  • Левши с трудом ориентируются в пространстве. Это находит свое отражение в занятиях по письму, при чтении и решении математических заданий.
  • Леворукие малыши предпочитают действовать по плану, поэтому творческие задания могут вызвать новые трудности.
  • Пробелы в знаниях левшей недопустимы. Эти школьники с нестандартным мышлением и трудностями в письме, очень доскональны. Чем подробнее алгоритм, тем выше шанс, что левша сделает задание правильно.

Особенности обучения письму левшей

Многие родители волнуются, что не сумеют научить левшу красиво писать, потому, как он держит ручку не так, как обычные дети. Было бы большой ошибкой приучать леворукого ребенка сидеть и держать ручку так, как это делают правши.

Правильная посадка

Посадка левши за письменным столом ничем не отличается от общепринятой.

Рабочий стол

Расположение предметов на столе у леворукого малыша несколько другое:

  • источник света стоит справа;
  • тетрадь лежит в зеркальном отображении – с наклоном вправо или прямо;
  • в процессе заполнения страницы, тетрадка сдвигается вверх.

В школе, где оборудование класса ориентировано на праворуких учеников, освещение располагается не совсем удобно для левши. Решить проблему можно, усадив школьника у окна, с левой стороны парты.

Как держать ручку

Если Вы заметили, что воспитываете ребенка-левшу, нужно позаботиться, чтобы как можно раньше, еще до школы, научить его писать ручкой правильно:

  • отступить от кончика ручки около 3,5 – 4см;
  • держать ее двумя пальцами (большим и указательным) и кладут на «подушечку» – средний палец; в отличие от праворукого письма, указательный палец левши должен быть выпрямлен, чтобы не закрывать строчку.

Ориентация в тетрадке

Левши часто путают стороны в тетрадке, поэтому им иногда «намечают» руки – это может быть браслетка или часы.

  • для левши допустимо и даже предпочтительно писать буквы прямо, без наклона вправо;
  • написание без отрыва для левши практически невозможно, поэтому это требование к каллиграфической грамотности  для леворуких не актуально.

Ошибки левшей при письме и методы их коррекции

Как правильно научить писать левшу? Для леворуких детей характерна более стойкая склонность к дисграфии. Поэтому все действия родителей и педагогов должны быть направлены на предупреждение недочетов:

  • зеркальное написание;
  • незнание того, откуда начинать писать;
  • склонность «уезжать» со строки вверх и вниз;
  • нарушения последовательности букв;
  • написание лишних и недостающих букв.

Профилактика и исправление каллиграфических недочетов состоит в срисовывании картинок и схем. При чем, нужно обращать внимание, чтобы при выполнении задания ребенок не разворачивал детали рисунка в обратную сторону. Хороший эффект дают занятия прикладным творчеством: аппликацией, рисованием узоров, вышиванием.

Предпочтительные темы работ – геометрические, животных и растительные орнаменты. Такие виды творчества характерны для народных промыслов – росписи посуды и игрушек, создания эскизов, вышивки. Занятия ручным трудом облегчают ножницы для леворуких.

Прописи для левшей – довольно эффективные тетрадки, последнее слово методики в вопросе, как научить писать леворукого ребенка. Развивающие тетрадки, методички для родителей, беседы с учителем помогут левше адаптироваться к школе и стать успешным учеником.

Этапы в обучении письму леворуких школьников

Левшам гораздо труднее осваивать письмо, чем их праворуким товарищам. Проблему осложняет отсутствие энтузиазма в силу их психологических особенностей. При малейшей неудаче или критике, ученик готов бросить работу и даже возненавидеть каллиграфию.

Как научить писать левшу? Чтобы сформировать стойкие навыки, нужно соблюдать алгоритм работы с новым материалом.

Знакомство с буквой

  • расскажите, из каких элементов состоит новая буква;
  • покажите, как и в каком порядке, она пишется;
  • при демонстрации написания желательно пользоваться фломастером, так как он дает более четкий след и показывает последовательность нагляднее.

Пассивная практическая часть

Узнав, как писать новую букву, левша еще не готов работать ручкой. Предложите ему поруководить Вашей рукой. Пусть он говорит, что делать, а Вы будете выполнять.

Активная практическая часть

Теперь позвольте левше писать самому. При этом зорко наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без необходимости. Комментирование вслух должно сопровождать все действия леворукого ученика, пока он не освоится достаточно, что бы работать молча.

Закрепление учебного эффекта

Учить писать левшу и закреплять материал можно таким методом, как анализ написанного. Ребенок должен подумать и рассказать, что он сделал хорошо, а где ошибся.

Для оптимизации обучения письму, полезна такая таблица, как прописной алфавит со схемами написания букв. Направление и порядок письма показаны с помощью стрелок и нумерации действий.

Эти плакаты – большая редкость. Поэтому Вы можете купить простой прописной алфавит и дополнить его самостоятельно.

Как научить левшу писать?

Как помочь левше научиться писать. Обучение письму леворуких детей

Как мама двух левшей (конечно же, самых талантливых, внимательных, открытых, творческих, да и что там мелочиться – самых лучших детей в мире ) я хочу поделиться опытом «вгрызания в гранит науки», так как первый класс для нас оказался не самым лёгким.

И не смотря на лояльное отношение современных учителей к левшам, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Например, постоянная грязь в тетрадях, буквы в зеркальном отображении и пропуск казалось бы самых явных букв в словах.

Методом проб и ошибок, консультаций с психологами и многоопытными преподавателями, мы немного улучшили ситуацию, но на это у нас ушёл год.

Поэтому, чтобы предостеречь Вас и Вашего одарённейшего ребёнка-левшу от возможных ошибок, расскажу, как вообще пишут левши и на что нужно обращать внимание, чтобы научить левшу писать красиво и грамотно.

О том, что левши считаются более творческими личностями, которые больше живут эмоциями и чувствами, которых сложно заставить что-то делать, только лишь потому, что «так нужно» или «так принято», я ужерассказывала.

Конечно, сложно говорить абсолютно про всех левшей (и я уверена, что мамы правшей могут со мной поспорить о чувствительности и обидчивости каждого ребёнка конкретно, не зависимо от активности его полушарий), но это – особенности левшей, которые нужно учитывать и при воспитании, и при обучении.

И самым трудным (нудным и противным) предметом, который требовал моего повышенного внимания и терпения сына, стало письмо. Очень медленно, без требуемого наклона, постоянно размазанные буквы – это только минимум, который я прощала.

А вот за пропущенные буквы и «зеркальное написание» я заставляла всё переписывать, к огромному недовольствию сына. При этом мы долго не могли правильно положить тетрадь, чтобы не мялись уголки, угадать с углом наклона тетради, чтобы буквы были согласно косым линеечкам, держать ровно спину.

Мне казалось, что сын даже ручку держит неудобно, поэтому, такой ужасный почерк.

Но оказывается, эти проблемы есть у всех левшей (или их родителей ). Главное – родителям понимать причину таких трудностей и корректно реагировать (проявляя огромное терпение, не подгоняя и ни в коем случае не травмируя нелестными эпитетами своё леворукое обидчивое чадо).

Важные моменты «левописания»

Вряд ли какая мама витает в облаках и верит, что ребенок, как только возьмёт ручку, сразу будет выводить ровненькие и аккуратненькие буквы. Поэтому, развитием мелкой моторики малыша нужно заниматься активно и регулярно, начиная буквально с рождения. Это укрепит пальчики, кисть, руку, ну и непременно скажется на общем развитии ребёнка.

Следующим подготовительным этапом к письму является

Создание грамотного и удобного рабочего места для левши

Важно организовать правильное освещение и наполнить рабочее пространство первоклашки, как элементами мебели, так и предметами, ориентированными на левшу.

Что касается освещения, то, хоть и рекомендуют его делать преимущественного с правой стороны и ставить дополнительный светильник с левой, я упростила задачу. И настольная лампа у нас стоит почти посередине стола, чуть сдвинувшись влево. Таким образом, сын видит и что пишет, и как пишет, и тень не падает на рабочую строчку.

Место за партой – тоже играет большую роль при обучении левши.

Приведу наш собственный пример: весь сентябрь я удивлялась, почему он пишет-пишет, а потом – рраз и куда-то уехала ручка… После непродолжительной беседы я поняла, что сын сидит с правой стороны парты, поэтому при письме он мешает праворукому соседу, а тот, соответственно, подталкивает локтем моего левшу. И как результат – у обоих в тетрадях ужас. После того, как учительница поменяла их местами, каждый почувствовал себя более комфортно за партой и тетради стали чище.

Правильная поза

Ровная спинка должна быть у каждого ребёнка, хоть правши, хоть левши. А правильная поза за партой или рабочим столом зависит от освещения и от высоты стола и стула. Ребёнок должен доставать ножками до пола (либо до специальной подставки), спина должна опираться на спинку стула или кресла, а стол должен быть примерно на уровне солнечного сплетения ребёнка.

На первый взгляд, всё предельно просто и понятно. Но на практике мой сын демонстрировал чудеса гибкости, и его поза была шокирующей: чуть приподнято и выдвинуто вперёд левое плечо, весь корпус наклонён немного вправо и голова тоже склонялась к правому плечу.

Таким образом, левая рабочая рука лежала на столе, правая – почти прижата к корпусу, поддерживала тетрадь, а наклоняясь, он пытался увидеть буквы, «выходящие из-под пера».

Методом проб и ошибок мы нашли удобную и правильную позу, и я постоянно контролировала её, пока он сам не привык.

Поэтому, не ждите, что ребёнок сам сядет ровно. Оказывается, это достаточно серьёзный труд. Зато, полгода совместных стараний и спина ребёнка «запоминает» ровное положение уже надолго, не зависимо от того, правша он или левша.

Как правильно располагать тетрадь?

Тетрадь у левши должна (хотя, логичнее сказать – может) располагаться таким образом, чтобы нижний левый угол рабочей страницы был напротив правого плеча ребёнка. Обратите внимание, угол не всей тетради, а именно страницы, которую, по мере заполнения, передвигает правая рука.

Благодаря такому наклону, левая рука ребёнка будет меньше уставать и он сможет видеть, что именно написал.

Но часто встречается и вариант письма, когда лист развёрнут на 90º, а движения ручки направлены снизу вверх (а не стандартно слева на право), что тоже вполне приемлемо.

Как левша может держать ручку?

Конечно, скорость письма и сам почерк зависит от того, как левша держит ручку. В основном, учитель в школе не компетентен в данном вопросе, поэтому, ребёнок сам ищет удобный для себя вариант. И ему нужно приспособиться таким образом, чтобы и буквы уже написанные не размазывались, и было видно, что пишешь.

Существует несколько вариантов письма левшей:

  • Шариковая ручка легко зажимается тремя пальцами под углом 50-60º («смотрит» на противоположное плечо). Большой и средний пальцы удерживают орудие письма, а указательный – контролирует его сверху. При этом не нужно слишком зажимать ручку и прогибать указательный палец. Кисть опирается на согнутый мизинец и нижнюю часть ладони. А расстояние от указательного пальца до пишущего шарика – от 2 до 4 сантиметров. Такой способ называется «зеркальным» отражением «праворукого» варианта письма и именно его чаще всего выбирают маленькие левши. Но он вызывает определённые трудности. Например, левой рукой ребёнок закрывает образцы букв, которые располагаются в обычных прописях слева.
  • Ручка зажимается пальцами аналогичным предыдущему способу образом, но кисть располагается над строкой, а противоположный конец ручки направлен от пишущего человека. К такому варианту письма ребёнок обычно «приходит» самостоятельно, ведь при таком изгибе кисти можно видеть написанное ранее и даже образцы в стандартных прописях.
  • Кисть, опираясь только лишь на ногтевую фалангу мизинца, находится под рабочей строкой и, что называется, на весу. При этом способе письма хорошо виден расположенный слева образец и ребёнку не нужно выгибать кисть, чтобы не размазать написанное. Правда, соблюдать требуемый наклон букв вправо совершенно невозможно.

Наклон букв при «левописании»

Одна из распространённых ошибок, допускаемых как учителями, так и родителями при обучении левши письму – это соблюдать требуемых наклон букв, потому как правонаклонное письмо для левши – крайне сложно и неудобно. Мало того, если учитель снижает оценки ребёнку-левше только лишь за почерк – его действия неправомерны.

Ведь, согласно методическим рекомендациям министерства здравоохранения (правда, еще 1985 года, но никем до сегодняшнего дня не отменённым), запрещается переучивать и снижать оценку за каллиграфию леворуким детям. В этом же документе говорится и о том, что левшам допускается как вертикально ровное написание букв, так и левонаклонное письмо.

И современные требования безотрывного письма к ребёнку-левше совершенно не относятся.

Еще некоторые особенности обучения левшей письму

Несколько другое, чем у правшей, развитие зрительно-пространственного восприятия приводит к зеркальному феномену, знакомому многим родителям левшей в различных вариантах проявлений.

Это может быть зеркальное чтение, зеркальное рисование, но чаще всего – зеркальное письмо, когда ребёнок может «зеркалить» целые слова (написание с последней буквы, например, вместо «мама» – «амам») или отдельные буквы.

В общем, ничего сверх существенного в этом для левши нет, но уделять внимание такому проявлению лекорукости нужно. Ребёнку можно помогать фиксировать начало строки, проводить фонетический разбор слова, произносить вслух каждую букву и всегда располагать справа образец букв и текста.

Приспособления для левшей

Помочь научить левшу писать могут специальные прописи, а также ручки и различные приспособления для формирования правильного захвата «орудия письма».

В отличие от традиционных прописей, рабочая тетрадь для левши помогает освоить направление письма по стрелкам, не имеет правостороннего наклона букв, все образцы располагаются справа, а вспомогательные знаки (звёздочки, флажки, точки и другие) используются для определения начала и конца строки.

В качестве подготовки ручки неординарного малыша к письму можно использовать специальные тренажёры для правильного писания. Выполненные в форме игрушки, они представляют собой насадку на любую шариковую ручку, помогая ребёнку правильно расположить пальчики при захвате ручки.

Для левшей существуют и специальные ручки, которые в большинстве своём имеют специальные углубления для пальцев, и наполнены быстросохнущими чернилами, предотвращая размазывание букв.

Но, кроме этого, ручки для левши имеют и специальный стержень с наконечником, благодаря которому ручка (которую левша при письме толкает вперёд, а не тянет за собой, как правша) не протыкает бумагу и обеспечивает лёгкий выход чернил.

Отдавая ребёнка-левшу в школу, каждый родитель в большей или меньшей степени сталкивается с определёнными трудностями в нелёгком учебном процессе чистописания. Ведь праворукая мама попросту не может взять кисть малыша и показать, как выводится эта закорючка, которая скоро станет буквой.

Но «Искусство быть Мамой» – наука, наверное, самая крупномасштабная, и родителю просто необходимо знать, как научить левшу писать. К счастью, не всё так сложно, но и отпускать на самотёк не нужно. Главное, не «перегибать палку» в погоне за красивым почерком и чистыми тетрадками, ведь, вряд ли хоть один родитель скажет, что он любит своё леворукое чудо исключительно за красивые буквы.

Поэтому, любое обучение, как левшей, так и правшей, должно приносить только позитивные эмоции!

Как правильно научить писать левшу

Как помочь левше научиться писать. Обучение письму леворуких детей

Маленькие левши и родители, столкнувшись с множеством проблем в школе – убеждаются в том, что мир создан только для правшей. Обучение письму тех детей, которые пишут левой рукой, выделено в особую категорию.

Если в остальных прочих видах учебной программы правши и левши идут одинаково, то в письме левши сталкиваются с большими проблемами.

Существуют ли какие-нибудь способы, которые способны значительно облегчить труд леворучек? Являются ли они результативными, и можно ли использовать данные способы дома?

Три главных причини леворукости детей

Первая причина – если верить специалистам, дети левши, унаследовали данную особенность от своих генетических родителей. Если мать или отец левша, то шанс родить ребенка леворучку значительно возрастает в десять-двенадцать раз.

Вторая причина – но, как оказалось, леворукость определяют не только гены родителей. Существуют и более серьезные причины, например, нарушение деятельности левого полушария мозга у детей. Так как рука контролируется левым полушарием мозга, при его поражении происходит смена главной, ведущей руки.

Третья причина – травмирование правой руки. Ребенка заставляет приспосабливаться к новым условиям – вынужденное безделье при очень серьезной травме. Бывают случаи, когда некоторые детишки подражают во всем любимому члену семьи. Нередки случаи, когда ребенок может писать двумя руками.

Умение писать двумя руками, как проблема обучения письму

При незнании всех нюансов, умение ребенка писать обеими ручками, расценивается родителя как положительный фактор, интеллектуального и не только развития их чада. Может быть первым сигналом отрицательной особенности развития мозга, полное отсутствие доминирования одной из рук.

https://www.youtube.com/watch?v=r2CQMx8vDaM

У большинства малышей уже к пятилетнему возрасту, ведущая ручка определена. Родители сами замечают, какой рукой удобнее пользоваться их карапузу. Иначе, рекомендуется полностью убедиться, что ребенок не нуждается в медицинской психологической коррекции взаимосвязей обоих полушарий мозга, или отсутствия требуемого доминирования одного из них.

Все выше написанные факторы развития малышей создали разные отношения к массовой проблеме обучения письму левшей:

  1. Левши – это очень творческие натуры, для усвоения новой информации требуется дополнительное время;
  2. Левши – великолепные приспособленцы, в хорошем смысле;
  3. Левши, также как и правши равны в свих возможностях.

Большинство выросших левшей до сих пор помнят о том, что в детстве учитель был вынужден любой ценой научить маленького левшу писать правой рукой. Страдали все – педагоги, дети, родители.

К великому счастью, бессмысленные и необоснованные требования остались далеко в прошлом.

Методики современного мира учитывают особенности обучения детей пишущих левой рукой, и дают полезные и практические рекомендации по их обучению.

Обучение левшей письму – психологические тонкости

В общий настрой занятий вносит свои коррективы врожденный пессимизм, которым довольно щедро наделены дети левши. Так леворукие детки достаточно ранимы, и им требуется особый подход:

  1. Инертность и медлительность левшей выводит родителей из терпения и доставляет им много хлопот. Но, тем не менее, подобные дети нуждаются в усиленном внимании и понимании, они выносят унизительных сравнений, угроз, понуканий. Воспитание леворучек должно осуществляться на волне позитива и легких подшучиваний.
  2. Строго запрещено таким детям, которые склонны сильно к унылости, их прошлые неудачи. Подобные особенности обязательно должны быть учтены при методике обучения письму детей пишущих левой рукой, так как именно каллиграфия доставляет большее число неудач детям левшам.
  3. Следует помнить о дотошности и импульсивности детей левшей и ни в коем случае на них не обижаться, даже если они не раздумывая, остановят рассказчика, зададут какой-либо уточняющий вопрос, и обдумывая полученную информацию уйдут у себя.
  4. В пространстве левши дети с трудом ориентируются. При решении математических задач, при занятиях по письму или чтению – это находит свое отражение. Так как леворукие дети предпочитают действовать только по плану, и поэтому новые творческие задания могут вызвать трудности.
  5. Для левшей пробелы в знаниях недопустимы. Эти школьники с трудностями в письме и нестандартным мышлением, очень досканальны. Чем подробнее и понятнее алгоритм, тем значительнее выше шанс, что левша с заданием справиться правильно.

Обучение письму детей пишущих левой рукой – особенности

Большинство родителей очень переживают, что не смогут научить своего ребенка левшу писать красиво, так как он не может держать ручку как обычные дети. Большой ошибкой считается учить своего леворукого ребенка держать ручку и сидеть так, как это выполняют правши.

Рабочий стол для левши

Расположение на столе различных предметов у леворукого ребенка немного другое:

  1. Источник света обязательно должен стаять справа;
  2. Тетради обязательно должны лежать в зеркальном отображении – прямо или с наклоном вправо;
  3. В процессе заполнения страничек, тетрадь сдвигается вверх.

Не очень удобно для левшей, в школе, где все оборудование класса в основном ориентировано на праворуких учащихся, располагается главный источник освещения. Решить данную проблему очень легко, достаточно посадить леворукого школьника с левой стороны парты, у окна.

Как правильно держать ручку леворукому ребенку

Если вы стали замечать, что воспитываете леворукого ребенка, необходимо заранее позаботиться, еще до школы, о том как научить его писать правильно ручкой:

  • Следует от кончика ручки отступить на три-четыре сантиметра;
  • Держать ее следует двумя пальчиками, указательным и большим, и класть на подушечку среднего пальца. В отличие от письма праворукого, указательный пальчик леворукого ребенка обязательно должен быть выпрямлен, для того чтобы не закрывать строчку.

Правильная ориентация в тетради

Довольно часто в тетради левши путают стороны, поэтому необходимо им намечать ручки часиками или браслетиками. Самой распространенной ошибкой не только педагогов, но и родителей является, то, что они заставляют писать ребенка со стандартным наклоном буквы вправо, делать это строго запрещено, так как ребенку намного легче писать прямо.

Отличие в каллиграфии

  • Прямо, без наклона вправо не только допустимо, но предпочтительно для левши писать все буквы;
  • Для левши практически невозможно писать без отрыва, поэтому не актуальны требования к каллиграфической грамотности.

Основные ошибки леворуких детей при письме и способы их коррекции

Как правильно и без лишних нервов научить писать леворукого ребенка? Для левши характерна более заметная склонность к дисграфии. И поэтому все действия и методы педагогов и родителей обязательно должны быть направлены на предупреждения различных недочетов:

  1. Зеркальное написание;
  2. Неведение того, откуда правильно необходимо начинать писать;
  3. Склонность уходить со строк вниз и верх;
  4. Нарушение написания последовательности букв;
  5. Написание недостающих и лишних букв.

Исправление и профилактика различных каллиграфических недочетов включает в себя срисовывание схем и картинок. Также следует обращать свое внимание, на то что бы в процессе выполнения заданий леворукий ребенок в обратную сторону не разворачивал детали рисунка. Великолепный эффект могут дать занятия прикладным творчеством: рисование узоров, аппликацией, вышиванием.

Рекомендуемые темы работ – растительные, геометрические и животные орнаменты. Подобные виды творчества в основном характерны для народных промыслов – росписи игрушек и различной посуды, вышивки и создание эскизов. Ножницы для леворуких значительно облегчают занятия ручным трудом.

Довольно эффективные тетради – это прописи для детей левшей, последнее новинка методики в опросах, как правильно научить леворукого ребенка писать. Различные методички для родителей, развивающие тетрадки, беседы с педагогами могут помочь левше легче адаптироваться к школе и превратиться в успешного ученика.

Этапы в обучении письму школьников пишущих левой рукой

Леворуким детям намного сложнее осваивать письменные задания, чем их товарищам, которые пишут правой рукой. Еще данную проблему значительно осложняет полное отсутствие энтузиазма в силу психологических особенностей левши.

Даже при самой маленькой критике или неудачи, ученик левша сразу готов бросить работу и с легкостью возненавидеть каллиграфию.

Как правильно научить писать леворукого ребенка? Для того чтобы сформировать максимально стойкие навыки, необходимо тщательно соблюдать алгоритм работы с новыми материалами.

Знакомство с буквами

  1. Следует очень подробно рассказать из каких именно элементов, состоит новая буква;
  2. Подробно показать, как и в каком именно порядке ее следует писать;
  3. При демонстрации правильно написания рекомендуется использовать фломастер, потому что он позволяет оставлять более четкий след, и показать последовательность написание нагляднее.

Практическая пассивная часть

Узнав, как правильно следует писать новую букву, леворукий ребенок еще не готов работать ручкой. Следует предложить ему поруководить вашей рукой. Пускай он говорить, что необходимо делать, а вы будите выполнять.

Практическая активная часть

Далее позвольте своему левше писать самостоятельно. При этом очень зорко и внимательно наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без крайней необходимости. Комментирование процесса вслух обязательно должно сопровождать каждое действие леворукого ребенка, пока он сам достаточно не освоиться для того чтобы работать молча.

Закрепление учебного процесса

Учить правильно, писать леворукого ребенка следует следующим образом, необходимо тщательно анализировать написанное. Ребенок должен хорошо подумать и дать четкий ответ о том, где он допустил ошибку.

Для максимальной оптимизации обучения письму, очень полезна такая таблица, со схемами правильного написания букв, как прописной алфавит. Порядок и направление письма указаны специальными стрелочками и нумерацией действий.

Такие плакаты – довольно большая редкость. Поэтому лучше приобрести прописной простой алфавит и уже дополнить его самостоятельно.

Действительно, дети левши имеют некоторые отличия, но это не является чем-то негативным и отрицательным.

Даже если ваш ребенок не войдет в число лучших учеников, не стоит сильно переживать, так как рано иди поздно его талант обязательно найдет свое проявление.

Научить правильно, писать ребенка левшу совсем не сложно, просто следует проявить больше терпения и внимания, учитывать особенности своего чада, и не пытаться ему навязать непривычный образ действий, который может вызвать раздражение. 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.