Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»

Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка

Название: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,опытно – экспериментальная деятельность , Старшая группа
Брылунова Марина Николаевна Должность: воспитатель Место работы: МАДОУ детский сад №210

Месторасположение: г. Пермь

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»

Тема: «Магнит и его свойства» .

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи: — познакомить детей с понятием «магнит»;

-сформировать представления о свойствах магнита;

— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

-Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и диск).

-Интересно от кого? (На диске изображен Пин)

-Вы узнали кто это?

— Что это может быть?

— А зачем же он к нам приходили?

— Может ответ на диске?

Я поставлю диск и мы посмотрим что же нам хотят сказать наш друг »

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Вос.: Да вот это задачку загадал нам Пил.

-А вы знаете что такое магнит? (Ответы детей).

Какой магнит (дети рассматриваю магниты в руках)

Магнит- это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, что бы мы ни чего не перепутали, направление нам укажут стрелки. Отправляемся на поиски?

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Также интересное занятие по экспериментированию: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительное вещество-вода»

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д. ).

Вос.: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Нашли нужный ключ).

-Давайте возьмём каждый по ключу и проверим а вдруг ещё какой- нибудь притянется к магниту. (Дети нет).

-А почему?

-А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод: И что у нас получилось? (Дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягиваются).

Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше.

А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2: на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята очень интересно а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Смотрите что у нас получится.

-Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (ДА).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. (Достают скрепки).

Какой можно сделать Вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду)

Молодцы у нас всё получилось и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята посмотрите ещё одно задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3 : Посмотрите ,кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать что нашли в песке).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

-У всех получилось найти спрятанный предмет?

-У меня был …….

-А у вас что?

Какой можно сделать вывод?( Молодцы все предметы в песке отыскали, а это значит что магнитные силы свободно походят через песок.)

Но нам нужен ключ берём его и отправляемся дальше.

А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: посмотрите 3 ключа у нас есть , а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание нам нужно разделится на пары.

Посмотрите что мы будем делать. (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

-У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Продолжаем движение по стрелкам.

Возвращаемся к сундуку.

Вос.: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

-А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

-Как же нам выбрать ключ который откроет замок? (Ответы детей)

(на столе схема нужного ключа).

(Ребёнок берёт схему)

Вос.: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Да действительно конструктор и не простой а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. А может вы знаете где ещё используют магнит. (Ответы детей).

Ребята посмотрит Пин нам ещё что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас посмотрите где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось?

А что вы узнали сегодня нового о магните?

Что вам понравилось?

А где вы захотели использовать магнит?

А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит мы узнаем в следующий раз.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе: «В гостях у Снежной королевы» | Чудо ребенок

Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка

Цель:

— познакомить детей со свойствами льда: скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

— учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

— способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вступительная часть

Приветствие.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Воспитатель. — Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

— Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

—  Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

—  Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

—  Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

— Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

— Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

—  А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

«В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В лабораторию нас унесет».

— Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

Нельзя громко разговаривать.

— Почему? (ответы детей)

Нельзя бегать, толкаться.

— Почему?

Быть аккуратными и внимательно слушать.

— Почему?

— Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

Основная часть

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

— Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

Опыт № 1

Проверить: лед — скользкий?

Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

—  Так какой лед? (скользкий)

—  Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

— Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 2

Проверить: лед хрупкий или нет?

Дети ломают кусочек льда руками.

—  Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

—  А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

— Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

— Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 3

—  Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. ( Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

Опыт № 4

— Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

—  А что это значит? (Лед легкий)

— А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

—  А кто живет в реках? (ответы детей)

— И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

— Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

Выставляется карта с результатом опыта.

Опыт № 5

Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

— Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

— А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

— Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

—  А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

— А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

—  Почему? (так как можно заболеть)

—  Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

Воспитатель. —  Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

«Крибле, Крабле, покрутись,

И в саду окажись.»

Заключительная часть

—  Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

Итог. Рефлексия

https://www.youtube.com/watch?v=QqXJH-4taHc

Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

— Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

— Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка

Дети старшего дошкольного возраста находятся на такой стадии развития мышления, когда им не только интересен окружающий мир. Юных исследователей интересуют и причины происходящего в нём. Им уже мало узнать «почему», детям также любопытно узнать «как».

Экспериментирование в старшей группе

Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.

Полезно наблюдение за животными

К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.

Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:

  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • умения сотрудничать со сверстниками;
  • анализировать полученные результаты.

Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.

Эксперименты в ДОУ развивают

В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.

К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.

Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир.

При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки).

Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.

Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.

Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.

Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:

  • Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
  • Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
  • Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.

Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат.

Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.

В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи.

Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.

  Наблюдения на прогулке и в уголке природы в средней группе

Занятия-эксперимент в старшей группе

Планируя занятие-эксперимент в дошкольной группе старшего возраста, воспитателю рекомендуется составить конспект, проект занятия, презентацию, определить тему и опыты, которые он собирается предложить провести детям во время занятия, определить и собрать необходимый набор инструментов и материалов.

Эксперимент с песком увлекает

Картотека опытов и экспериментов

Для упрощения планирования занятий-экспериментов, разработаны картотеки опытов, объединённых одной темой.

Детям наиболее интересны будут опыты с материалами, веществами или средами, с которыми они регулярно встречается в своей повседневной жизни:

После того как дошкольники ознакомятся с экспериментами на занятиях, они смогут их самостоятельно повторить.

Эксперименты с воздухом

Картотека опытов с воздухом знакомит детей с его свойствами, ролью в жизни человека, способами его обнаружения:

  • Опыт № 1. Как обнаружить воздух? Взять прозрачный полиэтиленовый пакет, смять его, показать, что он пустой. Наполнить его воздухом и закрыть отверстие. После этого опять попробовать его смять. Пакет не мнётся. Выводы: воздух принимает форму предмета, в котором он находится. Воздух — «невидимка», так как даже через пакет, наполненный воздухом, можно видеть другие предметы.
  • Опыт № 2. Воздух занимает место. Внутри пустого стакана ко дну прикрепить кусочек бумаги. Перевернуть стакан, и строго перпендикулярно опустить его в воду. После этого достать стакан и проверить бумагу. Она сухая. Выводы: воздух не позволил воде смочить бумагу, следовательно, он занимает место.
  • Опыт № 3. Воздух необходим для жизни. Попросить детей вдохнуть полной грудью, затем выдохнуть. После этого попросить малышей задержать дыхание насколько смогут. Выводы: человек не может не дышать долгое время, значит без воздуха он не сможет жить.

Эксперименты с водой

Картотека опытов с водой, которые знакомят детей с её свойствами, состояниями:

  • Опыт № 1. Окрашивание воды. Взять несколько стаканов с тёплой и холодной водой. Положить на дно каждого маленький предмет. Его можно увидеть через стенки стакана. Потом в каждый добавить разное количество краски разных цветов (один стакан — один цвет краски) и помешать воду. Вода в емкости окрасилась в цвет краски. Выводы: вода прозрачная, ей можно придать любой цвет, в тёплой жидкости краска растворяется быстрее, чем больше краски, тем насыщенней цвет воды.

Эксперименты с водой пойдут на пользу

  • Опыт № 2. Испарение воды. Набрать в металлическую ёмкость воду. Поставить на горелку с сухим спиртом и поджечь его. Наблюдать, что происходит с водой, пока она полностью не выкипит. Над закипающей жидкостью на держателе закрепить холодную крышку от ёмкости с таким расчётом, чтобы на ней конденсировался пар. Выводы: вода при нагревании испаряется, на холодных предметах оседает (конденсируется). Внимание: данный опыт проводить только под надзором воспитателя.
  • Опыт № 3. Таяние льда. На три тарелки положить по куску льда. В одну емкость подлить тёплую воду, в другую — холодную, в третью ничего не доливать. Наблюдать, что происходить с кусочками льда и фиксировать время их таяния. Выводы: лёд — это замёрзшая вода, в тёплой жидкости лёд тает быстрее, в холодной быстрее, чем на воздухе.

Опыты с магнитом

Картотека опытов с магнитом, которые знакомят детей с его свойствами, понятием магнетизма:

  • Опыт № 1. Что может притянуть магнит? Разложить на столе вещи из разных материалов, хорошо знакомых детям: карандаш, лист бумаги, стальную скрепку, пластмассовый деталь конструктора, металлический, но не железный предмет, и т. д. К каждой вещи поднести магнит и наблюдать, что происходит. Выводы: магнит притягивает только стальные (железные) предметы.
  • Опыт № 2. Воздействие магнита через препятствие. С одной стороны бумажного листа положить стальную скрепку, с другой — приложить магнит. Наблюдать, что происходит со скрепкой. Взять толстую и тонкую разделочную доски вместо листа бумаги и наблюдать за поведением скрепки. Затем взять пластиковый и стеклянный стаканы с водой, и поочередно бросить в них скрепку и, воздействуя магнитом снаружи, достать скрепку из стакана. Выводы: магнит притягивает предметы через препятствия и, чем толще препятствие, тем слабее воздействие магнита.
  • Опыт № 3. Намагничивание стальных предметов. Держа магнит на весу, примагнитить к нему скрепку, а уже к ней — другую. Каждый ребёнок по очереди прикрепляет свою скрепку к получившейся цепочке. Выводы: железные предметы под воздействием магнита временно приобретают его свойства.

Магнетизм изучают уже в ДОУ

Опыты с песком

Картотека опытов с песком, которые знакомят детей с его свойствами:

  • Опыт № 1. Из чего состоит песок? Рассыпать на листе бумаги горсть сухого песка, отделить от неё малую часть, разделить её на составляющие. Внимательно, через увеличительное стекло, рассмотреть составляющие песка. Выводы: Песок состоит из отдельных маленьких частиц-песчинок.
  • Опыт № 2. Сыпучесть песка. Взять горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой на лист бумаги. Наблюдать образовавшуюся кучку. Затем таким же образом каждый ребёнок насыпает песок сверху на эту кучку. Наблюдать, что происходит с песчаной кучкой. Выводы: песок образовал конусовидную горку, чем больше насыпать, тем выше конус, и шире его основание.
  • Опыт № 3. Свойства мокрого песка. В ёмкость с сухим песком вылить стакан воды. Наблюдать, что произошло с водой. Взять намокший песок и лепить из него разные фигуры, по желанию детей. Оставить их до полного высыхания. Наблюдать, что произошло с фигурами. Выводы: мокрый песок может принять любую форму, вода «склеивает» отдельные песчинки, после высыхания фигура снова распадается на отдельные песчинки.

  Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

Игры-эксперименты

Эксперименты можно проводить, как часть игры, представляя, что малыши сами являются частью эксперимента, или, на примере проводимого эксперимента, представить определённые взаимодействия в живой природе.

Например, опыт с двумя лампочками и батарейкой. На этом поставленном опыте объяснить необходимость отдыха для человека. Одна лампочка постоянно подключена к батарейке, другую периодически отключают от напряжения.

Ребёнку предложить представить, что лампочка, это организм человека, провода — мышцы. Первая лампочка со временем перегорает, вторая продолжает работать.

Выводы: человеку надо периодически отдыхать, чтобы не перегореть, как первая лампочка.

Практическое пособие

Планируя занятия с проведением опытов, воспитателю следует изучить методическую литературу по этой теме.

Литература от Тугушевой и Чистяковой

Одним из таких пособий является книга «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», авторы Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

В ней собраны примеры конспектов занятий по экспериментально-исследовательской деятельности, опытов, игр-экспериментов с указанием необходимых материалов и оборудования для их проведения, подобраны схемы для изготовления поделок своими руками.

Все должно происходить под наблюдением воспитателя

Данное пособие значительно облегчает педагогу организацию и проведение занятий-экспериментов.

Опытно-экспериментальная деятельность в старших группах ДОУ необходима для гармоничного развития дошкольников и подготовки их к школе. Подобные занятия не требуют значительных финансовых средств, для их организации необходимо желание педагога.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Портал педагога | конспект занятия по опытно–экспериментальной деятельности в старшей группе

Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка

Авторы: Шматкова Ирина Владимировна, Пафнучева Лариса Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение “Детский сад присмотра и оздоровления №173”
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия по опытно–экспериментальной деятельности в старшей группе “Поможем капельке”
08.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №173»

Конспект занятия

по опытно – экспериментальной

деятельности в старшей группе

« Поможем Капельке»

Выполнили: Шматкова И.В.

Пафнучева Л.В.

г. Кемерово 2018 год.

Цель – Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий,

холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский

интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования.

Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных

представлений сформулировать правила безопасности со льдом.

Материалы и оборудование: игрушка Капелька, презентация на ноутбуке,

кусочки льда, пипетки, соль, краска, салфетки, тарелочки с водой, чайник с

горячей водой, таз, молоток.

Ход занятия: Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;

– Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся и с ними. Это не все

гости, посмотрите, у нас ещё одна гостья, как вы думаете, кто это? (показ

Капельки). Она пришла не просто к нам в гости, она пришла за помощью.

Здравствуйте, дорогие ребята, я путешествовала по свету и потерялась, не

помню дороги домой, помогите мне пожалуйста. Ну что, поможем Капельке?

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете откуда могла взяться Капелька? (Ответы детей).

Давайте посмотрим на компьютере , может ты Капелька, вспомнишь.

(Показ презентации, после каждого слайда спрашивает Капельку оттуда ли

она?)

Последний слайд: Да ребята, я вспомнила, я из льда, там живут мои друзья,

мы стояли рядышком, близко друг к другу и держались за руки.

Воспитатель: Ребята, Капелька вспомнила, что она из льда, а как вы думаете,

как она туда попала? (высказывания детей)

Воспитатель делает вывод: У воды есть три состояния, жидкое – это вода,

газообразное – это пар, и твердое- это лед. Я предлагаю вам поиграть в игру,

которая так и называется «Вода, пар, лёд»

Игра-опыт.

Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях

Когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и

могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и

попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит

весной.

Когда температура поднимается и становится совсем жарко, то ее молекулы

отпускают ручки друг друга и разлетаются – получается пар, как из чайника.

И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

А когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие

капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно –

они замерзли. Давайте мы встанем близко друг к другу и станем плотным

кусочком льда.

Воспитатель: Мы обещали Капельке вернуться домой, но чтобы это сделать

нам придется узнать больше о свойствах льда, а для этого нам придется

отправится в нашу научную лабораторию и провести несколько опытов, как

настоящие ученые – исследователи.

— Кто такой ученый – исследователь? (это- много знающий и образованный

человек, который проводит опыты, исследования и узнает, что –то новое).

— Давайте вспомним, как должны вести себя исследователи в лаборатории:

работать аккуратно, друг –другу не мешать, по возможности помогать

друзьям, ничего не брать в рот.

Опыт 1: ( Воспитатель раздает каждому ребенку по кусочку льда)

Воспитатель:

– Ребята, какой лёд? ( холодный, мокрый, прозрачный, твердый)

Проведите пальчиком , он скользкий, Что с вами будет, если вы пойдете

или побежите по ледяной дорожке? (Можно поскользнуться и упасть).

Почему?

– Все верно, если он твердый, наверное ничего не боится, давайте

проверим.

Опыт 2: Кусочек льда разбиваю молотком, он твердый , но хрупкий.

Опыт 3: Возьмите 2 кусочка льда и положите на тарелочку, один кусочек

оставим для сравнения а второй посыпем солью, понаблюдайте, какой

кусочек льда растает быстрее.

Правильно, лёд посыпанный солью тает быстрее, именно поэтому дворники

зимой посыпают ледяные дорожки солью.

Если посыпать солью лед можно не только понаблюдать за таянием, но и

немного порисовать,. Возьмите пипеткой немного краски и капните , там где

соль разъела лед образовались канальчики , краска покажет вам их.

Опыт 4: Воспитатель:

Ребята, вы мне не сказали, лед тяжелый или легкий?

Чтобы не спорить, давайте проверим, если он легче воды, он будет плавать а

если тяжелее, то утонет. Возьмите кусочек льда и опустите в воду. Правильно

– не тонет, значит какой вывод мы можем сделать? Лёд легче воды. В

холодных морях Арктики плавают огромные куски льда, которые не тонут,

их называют айсбергами. (показ картинки)

Воспитатель:

Пока мы проводили опыты, ваши руки замёрзли, давайте согреем их и

поиграем в пальчиковую игру « Дружат в нашей группе девочки и

мальчики…»

Воспитатель:

Пока мы играли, вы про капельку не забыли, чтобы отправить ее домой, мы

вынесем её на улицу, придет весна, она растает и превратится в ледяные

сосульки, вернётся к своим друзьям, согласны? А ты Капелька согласна?

Да, ребята, вы мне очень помогли, спасибо, в знак благодарности я дарю вам

угощение. Достает бутылек с замороженными витаминками, прощается и

уходит.

Воспитатель:

Ребята, а как будем угощение доставать? ( рассуждения детей) Ждать будем

до весны?

Правильно быстрее всего бросить в горячую воду. Приносит чайник,

наливает горячую воду, достает витаминки. Садитесь на стульчики,

расскажите, что вам больше всего сегодня понравилось? Что было самым

сложным? За кого ты порадовался? (Раздает угощение)

Педразвитие |

Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка

Смирнова Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – детский сад “Сказка”
Населённый пункт: р.п.Красные Баки, Нижегородская обл.

Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Занятие по опытно–экспериментальной деятельности для детей старшей группы.”
04.11.

2018
Раздел: дошкольное образование

МАДОУ ЦРР-детский сад «Сказка», р. п. Красные Баки

воспитатель Смирнова Любовь Сергеевна

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей

старшей группы.

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности

как экспериментирование.

Задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,

продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных

средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с

научной точки зрения;

Развивать любознательность, память, познавательный интерес.

Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость

открытий.

Оборудование и материалы:

столы, заколки и бантики, одноразовые шапочки, 3 баночки водой, платочек,

ведерко с водой, тазик с водой, резиновые игрушки и кубики, 2 мандарина,

воздушные шарики с сюрпризом, растительное масло, таблетки аспирина,

краски, колонка со спокойной музыкой.

Предварительная работа: рассматривание объектов живой и неживой

природы, знакомство со свойствами воздуха, магнита, закрепление знаний о

свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой,

воздухом, магнитом.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам гости пожаловали. (Дети здороваются с

воспитателями). Интересно, зачем? Может поиграть?

Воспитатель: Ребята, я кое-что придумала…(собираются в кружок, педагог

предлагает детям превратиться во взрослых, а воспитателей гостей

превратим в ребят). Уважаемые, взрослые, чтобы вам не скучно было сидеть,

мы предлагаем вам с нами поиграть.

Эмоциональный настрой:

Вставайте вместе с нами в дружный круг, (все встают в круг)

справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг

повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а

воспитателей в ребяток. А теперь на три, два, раз – повернемся в круг сейчас.

Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось!

Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите

сюда. Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают

маленькую лабораторию. Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие?

Дети «взрослые»: Настоящие ученые! (надевают на головы шапочки).

Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию. А вы,

слышали, кто там работает?

Воспитатели «дети»: Там работают ученые.

Воспитатель: Молодцы. Правильно. А, что же делают ученые в лаборатории?

Не знаете? Давайте спросим ученых. Вадим Алексеевич, может, вы сообщите

детям, что же делают ученые в лаборатории?

В.А: Ученые проводят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты?

Нет? Давайте спросим другого ученого лаборатории. Ярослав Евгеньевич,

для чего вы проводите опыты и эксперименты?

Я.Е: опыты мы проводим, что бы узнать что-то новое или проверить, или что

ни будь придумать и увидеть новое…

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то

интересное? – Да.

Воспитатель: Только для начала вспомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Воспитатель: ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, а вы любите

загадки? Тогда слушайте.

Загадка: Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без … (Вода)

Воспитатель: Отгадку вы сможете увидеть на столе. Ребята, какая вода по

цвету? –Прозрачная. Сейчас с водой вы увидите настоящие фокусы.

Уважаемые лаборанты, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить

её в цветную?

1.Фокус с водой. Вода обычная становится разноцветной!

Секрет фокуса: Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с

закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта

акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки заранее наливается

вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит

слова: Я бутылку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем,

какого цвета вода? Называем..(красная). Ребята, я вижу, Катя так хочет

попробовать изменить цвет воды вместе с ученым. Кто из вас товарищи

взрослые поможет показать фокус еще раз с Катей.

Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, какой мы сделаем вывод?

-Вода может растворять краску и изменять цвет.

2. Ребята, в нашей лаборатории есть разные предметы, многие из них вам

знакомы. Сейчас, вы увидите, что может произойти с предметами, если их

отпустить в воду. Подойдите и возьмите по одному предмету, положите в

тазик. Что вы увидели? – Мяч, уточки и кубики плавают. А сможете назвать

из какого материала предметы? Правильно из резины и дерева.

Товарищи ученые объясните ребятам, почему предметы плавают, ведь они из

разного материала? Мария Сергеевна, пожалуйста. Вывод: Предметы из

дерева не тонут, а в резиновых предметах есть дырочка, значит в них

воздух. Воздух легче воды.

Воспитатель: Молодцы и «взрослые – ученые» и ребятки, загадаю еще вам

загадку:

Оранжевого цвета он зимой и летом.

Круглый, но не апельсин, очень сочный…( мандарин).

Воспитатель достает два мандарина и предлагает провести интересный опыт

с мандаринами: один очищенный, другой, с кожурой. Бросает их в банку с

водой.

– Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем это можно объяснить

? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах мандариновой

корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).

А теперь предлагаю всем встать и немного поиграть.

Игра “Бывает – не бывает”.

Дети и ученые становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети и

взрослые отвечают, если «Бывает»-то делают хлопок в ладоши и говорят

«да», если «не бывает»- то качают головой и говорят «нет».

•Воздух бывает теплый? (Да).

• Воздух бывает чистый? (да).

• Воздух бывает пушистый? (Нет).

• Воздух бывает легкий? (да).

• Воздух бывает грязный? (да).

• Воздух бывает сердитый? (Нет).

. Воздух прозрачный? (да)

Воспитатель: Молодцы и «взрослые – ученые» и ребята, все ответили

правильно.

А вы знаете ребята, воздух мы не видим, но его можно поймать. И сейчас

наши специалисты лаборанты вас научат ловить воздух. Кто из вас,

уважаемые лаборанты научит детей ловить воздух в пакет? Пожалуйста,

Валерия Дмитриевна, проходите. Артем Романович, помогите, раздайте

ребятам пакетики.

3.Опыт с воздухом№1.

В.Д: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нѐм?

Дети: Он пуст.

В.Д: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот

так и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон

воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всѐ место в мешке. Теперь

разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

Почему?

Дети: В нѐм нет воздуха.

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в

мешочке, а потом выпустили его.

Уважаемые работники лаборатории, а как еще мощно поймать воздух?

Ученые: Воздушным шариком.

Детям предлагается посмотреть, как шарики надуваются воздухом.

Опыт с воздухом №2

Воспитатель: Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель

предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и

запираем его в воздушном шарике.

Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не

поместится. Так что главное – не перестараться. Шарики в лаборатории не

простые, с сюрпризом.

Воспитатель: посмотрите «взрослые», как рады «дети», значит, не зря они

сегодня попали в нашу лабораторию. Вижу, что вам «взрослым – ученым»

тоже захотелось стать детьми…

Воспитатель: Ребята, наши «ученые – взрослые» тоже захотели стать детьми

и хотят тоже увидеть что- ни будь интересное…

Давайте снова встанем в круг.

(все встают в круг)

Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг

повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых-

воспитателей, а ученых- в ребят. А теперь на три, два, раз – повернемся в

круг сейчас.

Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, опять все получилось! Ребята,

присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые со своими

шариками, можете пройти сюда.

Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как

взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но

мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все

знать и им интересно все новое. Согласны? Я для вас сегодня приготовила

интересный опыт. Вы готовы увидеть, что-то новое и интересное?

Дети: Да. Готовы.

Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку и тогда догадаетесь, что нам

понадобиться для опыта.

Загадка:

От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.

Дети : Молоко.

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей.

Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться

палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться,

а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира

в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит

обезжиренное молоко.

Загадка:

Рыбу мы на нем пожарим,

Пожарим и котлетки.

Что же это? Отгадали? Назовите детки. (Растительное масло)

4.Опыт с водой , растительным маслом и красками

Для этого нам потребуется:

– пластиковая бутылка (или прозрачная ваза или колба, пустая банка тоже

подойдет)

– растительное масло

– вода

– пищевой краситель

– таблетки аспирина

В самом начале заполняем нашу бутылку (банку или вазу) на 2/3

растительным масло.

Потом доливаем холодную воду, капаем несколько капель пищевого

красителя. А теперь самое интересное, чтобы «оживить» нашу лавовую

лампу, мы кидаем таблетку аспирина и …Наслаждаемся чудом!

Воспитатель: Ребята, вам интересно было наблюдать, что происходит?

Дети: Очень интересно.

Воспитатель: А какой можно сделать вывод из этого опыта?

Что произошло с маслом, когда добавили воду в стакан?

Дети: Масло поднялось вверх, а вода опустилась вниз.

Воспитатель: значит масло легче, чем вода. Ребята, вам сегодня понравилось

наша деятельность? А что вам показалось самым интересным? А вам,

уважаемые воспитатели?

Воспитатель: Ну, что ж до новых встреч и новых открытий.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.