Как сделать, чтобы ребенок захотел читать. Как сделать, чтобы ребенок убирал игрушки

Содержание

Порядок в детской: как научить ребёнка убирать игрушки

Как сделать, чтобы ребенок захотел читать. Как сделать, чтобы ребенок убирал игрушки

Не правда ли, детская свободная игра удивительна? Ребёнок так увлечённо развивается! Но давайте будем честны — это также огромный беспорядок. Красивый, потрясающий, полный значения бардак.

И навести порядок после такой игры — непросто. Ещё сложнее научить ребёнка убирать игрушки самостоятельно.

Хочу поделиться советами, с помощью которых мои дети стали лучше поддерживать порядок в детской.

Организация порядка в детской с малышом

Я считаю мифом истории о том, что в детской по Монтессори всегда царит идеальный порядок, а довольный ребёнок спокойно занят одной-единственной игрушкой. Всё разложено по полочкам, материалы возвращаются на свои места, и порядок в детской комнате поддерживается постоянно. Это далеко от реальности. Если в Монтессори-классе ещё можно увидеть подобное, то дом — это дом. Мы там живём.

Мой 9-месячный сын Август сейчас в возрасте исследователя. Как и все дети. Он решительно настроен изучить всё вокруг.

Это означает, что он должен стащить каждый предмет с полки, попробовать на зуб, потрясти, постучать, подбросить, уронить, взять снова и повторить раз десять. Малыш оставляет за собой хаос, куда бы ни пошёл.

Его не заботит, что за собой нужно убирать. Он слишком занят исследовательской работой. Следуя по пути разбросанных вещей, я всегда знаю, куда сын пошёл.

Зона движения или игровое пространство вашего ребёнка не должны быть идеальными, и это нормально. Мой сын дойдёт до этого со временем, и ваш ребёнок тоже

Но, в конце концов, мы хотим, чтобы ребёнок брал материалы с полки, занимался с ними и снова ставил их на место. Как научить ребёнка убирать игрушки? Нужно начинать работать над этим с раннего возраста.

Сензитивный период восприятия порядка начинается у тоддлеров, и его сила только увеличивается к моменту, когда ребёнок идёт в начальную школу. Но я открыла для себя несколько приёмов, которые помогают создать основу для порядка в детской, существующего в Монтессори-среде.

  1. Ограничьте выбор материалов. Я обнаружила, что ограничение доступных игрушек помогает остановить гигантскую волну бардака, которую создаёт Гас (точнее, любой ребёнок). У нас на стеллаже стоит всего несколько вещей одновременно. Поэтому даже если они все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы. В худшем случае, понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок в комнате.
  2. Найдите каждому предмету своё место. Убедитесь, что всё в вашей домашней Монтессори-среде имеет чёткое место. В комнате для совсем маленьких детей мне нравится использовать маленькие корзины или миниатюрные подносы. Это даёт вам обоим чёткое представление, куда нужно вернуть материалы после игры. К тому же корзины тоже можно с удовольствием изучать.
  3. Показывайте, показывайте, показывайте. До знакомства с Монтессори я дожидалась дневного сна Генри и быстро убирала разбросанные игрушки, пока он спал. Сын просыпался и снова видел порядок, возникший словно по волшебству. Но теперь, с Монтессори, я выбрала другой подход — позитивное моделирование поведения, которое хочу увидеть. Так, только Гас заканчивает заниматься чем-то, я с улыбкой возвращаю предмет туда, где он должен лежать. Я ничего не говорю и не придаю своим действиям особое значение, я просто делаю, а он смотрит и впитывает. Уверена, в конце концов, он последует моему примеру.

5 советов как научить ребёнка убирать игрушки

Прежде, чем перейти к советам, я хотела бы заметить, что очень важно уважительно относиться к бардаку, когда ваши дети ещё не закончили играть. Такое случалось много раз: дети увлечены игрой, но нам надо собираться и уходить.

Если они всё ещё работают с материалом, я позволяю им оставить всё как есть и не заставляю их раскладывать игрушки по местам. Я считаю, что это неуважительно к детям и подавляет их творческое развитие.

Но если они начинают делать что-то другое, и при этом говорят, что закончили играть, нужно убрать игрушки в комнате.

Пока дети не закончили играть, бардак — это естественно

Подготовьте среду для наведения порядка в детской

С самого начала пространство для игры должно быть подготовлено к уборке. Игровая комната должна быть упорядочена и организована, чтобы дети понимали, куда убрать игрушки. Убедитесь, что в вашей домашней среде легко ориентироваться.

Я заметила, что корзины — отличный вариант для хранения фигурок животных, деревянных, магнитных или других конструкторов. Если понятно, где что лежит, детям намного легче убираться.

Всё должно быть устроено просто, чтобы дети смогли расставить всё по местам без вашей помощи.

Подавайте пример, будьте вовлечёнными

Станьте моделью для подражания, особенно если дети ещё не понимают, чего от них ждут, или они ещё совсем маленькие.

Если вы новичок в Монтессори, или если дети с рождения не приучены, что после игры материалы следует убрать на место, вам нужно это продемонстрировать. Покажите им, что уборка — это приятная и необходимая часть занятия.

Не делайте это рутиной, относитесь к ней так же, как к демонстрации любых других жизненных навыков. И даже если ребёнок уже привык убирать игрушки, ваш пример поможет закрепить эти навыки.

То же самое относится и к маленьким детям, им нужен ваш пример, чтобы понять, чего от них ждут. Другими словами, сдерживайте свои ожидания о том, насколько самостоятельно дети могут раскладывать игрушки по местам и сделайте процесс уборки приятной частью ваших занятий.

Дайте ребёнку возможность выбрать

Выбор — важная часть Монтессори-среды. Будь то свобода выбора деятельности или свобода передвижения, в каждой ситуации ребёнку нужно предоставить альтернативу. Кроме того, этот приём поможет избежать сопротивления со стороны ребёнка.

Если вы видите, что дети не справляются с уборкой, покажите им возможные варианты: «Ты хочешь убрать красные кубики или синие?», «Нам нужно сначала убрать машины или дороги?».

Подобные вопросы предоставляют ребёнку свободу выбора и облегчают выполнение небольших задач.

Разрешите им изучать окружающие предметы

То, что дети наводят порядок в детской, не означает, что они не могут изучать окружающие их вещи. Они этим и занимаются. И исследование может быть прекрасной частью процесса уборки. Например, на днях мы с детьми убирали игрушки после долгой интересной свободной игры. И сын начал собирать магнитный конструктор.

Кроме квадратных частей. Да, это не самый эффективный способ наведения порядка, но в это время он изучал детали конструктора. Это было не менее важной деятельностью, чем сама игра.

Просто помните, что наведение порядка в детской не должно быть неприятным процессом, он включает в себя работу с материалами и уважительное отношение к ребёнку.

Примите тот факт, что дети отвлекаются

Наконец, имейте в виду, что процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок может отвлекаться на другую работу или исследование. И это нормально. Разрешите ему отдохнуть, оставайтесь на месте, а затем предложите выбор.

Вспомните себя, как вы работаете, всегда ли от начала до конца занимаетесь одним и тем же делом? Или вы делаете перерывы на то, что вам нравится? Признаюсь, я проверяю Инстаграм, складывая бельё. То же самое для ребёнка.

Позвольте ребёнку отвлечься, а затем помогите ему вернуться к наведению порядка.

Так, например, когда мы убирали тот самый бардак, который я описывала выше, на глаза Норе попался пазл. Я наблюдала, как она его взяла, собрала и вернула на полку. В этот самый тот момент я предложила ей на выбор пару действий, чтобы вернуть её к уборки. Отвлеклась она, может быть на 3 минуты, но зато вернулась с новыми силами.

Подводя итог, скажу, что главное в том.

чтобы ребёнок убирал игрушки — это заранее организовать игровое пространство и сдерживать свои ожидания относительно самостоятельности детей в организации порядка в детской.

Затем привлекайте детей, показывая пример и предлагая на выбор разные задачи. Со временем ликвидировать бардаки становится проще, и вам не надо будет постоянно всё держать под контролем.

От редакции
Приучение ребёнка к уборке игрушек — один из способов развития его самостоятельности. Но есть и другой путь — через одевание. При раннем самостоятельном одевании закладываются те самые «Я могу!», «Я сумею!», «У меня получится!». Онлайн-курс «Одеваюсь сам! Развитие самостоятельности»

Автор — Николь КаваноПеревела Мария Петренко

Источник текста и фото: thekavanaughreport.com

Как научить ребенка от 2 лет убирать свои игрушки — 10 важных шагов к самостоятельности

Как сделать, чтобы ребенок захотел читать. Как сделать, чтобы ребенок убирал игрушки

Дарить маленьким детям игрушки – это всегда удовольствие, независимо от пола ребенка. Игрушки покупают мамы и папы, ими «заваливают» бабушки и дедушки, их всегда приносят гости – друзья и близкие. И вот уже игрушки малыша можно грузить вагонами, а под их завалами перед сном хочется заснуть от усталости.

Сколько на самом деле нужно малышу игрушек, и главное – как приучить карапуза убирать их за собой? Воспитываем самостоятельность с ранних лет!

статьи:

Сколько игрушек предоставлять ребенку 2-3 лет для игры, и какие?

С окружающим миром кроха начинает знакомиться через предметы, до которых он может дотянуться взглядом и руками. В первые годы жизни знакомство напрямую происходит через игрушки и игры.

Поэтому роль игрушек в этом возрасте весьма значимая, и выбирать их нужно с понимаем того, что игрушки – это первая «энциклопедия» для малыша.

Игрушки должны развивать, увлекать, обогащать личность малыша.

: Как научить ребенка убирать игрушки?



К 2-3 годам кроха уже имеет конкретный игровой опыт: он уже способен определить – какие именно ему игрушки нужны, что он будет делать с выбранными, и какого результата хочет добиться.

Ребенок уже знает, что ложкой можно накормить своего плюшевого медведя, а для машинок нужен гараж.

Игрушки следует покупать, исходя из четкого понимания: они должны развивать.

Какие игрушки нужны ребенку 2-3 лет?

  1. Матрешки, вкладыши, кубики: для развития логики.
  2. Мозаики, шнуровки, пазлы и конструкторы, игрушки для игр с водой и песком: для сенсорного опыта, развития мелкой моторики.
  3. Игрушки-зверюшки, домино и лото с изображениями зверей и растений, различных предметов: для расширения кругозора.

  4. Предметы быта, кукольные домики и посуда, мебель, сами куклы: для социального развития.
  5. Мячи и кегли, каталки и машинки, велосипеды и пр.: для физического развития.
  6. Музыкальные игрушки: для развития слуха.
  7. Игрушки-забавы (медвежата-лесорубы, волчки, клюющие курочки и др.

    ): для положительных эмоций.

Сколько игрушек можно давать малышу 2-3 лет одновременно?

Согласно мнению психологов, большое количество игрушек рассеивает детское внимание, и сосредоточиться на одной – уже проблема. Отсутствие внимательности и сосредоточенности – это «тормоз» для развития.

Чем меньше у ребенка игрушек — тем богаче его фантазия, тем больше игр он с ними придумает, тем проще его приучить к порядку.

Например, на улицу можно взять лопатку, совочек и формочки, и научить малыша в игре строить строительные площадки или гаражи, рыть каналы для будущих рек и проч.

Детскую комнату переполнять также не следует. Спрячьте лишние игрушки в шкаф, а потом, когда ребенку станет скучно со своими игрушками, поменяйте их на припрятанные.

Для игры достаточно 2-3 игрушек. Остальное – на полки и в ящики.

Что делать, если ребенок категорически не желает собирать игрушки после игры, перед сном, по требованию – важные советы

Вы каждый вечер со скандалом заставляете ребенка убирать игрушки? И он не хочет?

В 2 года – это нормально.

Но, в то же время, 2 года – это тот идеальный возраст, в котором пора приучать малыша к порядку.

Главное – помнить основные правила развития детской самостоятельности в уборке:

  • Организуйте пространство детской комнаты так, чтобы ребенку не только было удобно убирать игрушки, но и хотелось это делать. Красивые и яркие ящички и ведерки, сумки и корзинки всегда стимулируют детей к уборке.
  • Приучайте к тому, что у каждой игрушки – свое место. Например, звери живут на полке, конструктор в -контейнере, куколки – в домике, машинки – в гараже, и пр. Ребенок должен четко понимать, что всегда найдет игрушку там, куда убирал.
  • Используйте игровой формат уборки. Дети не терпят приказного тона, но обожают игры. Будьте мудрее – учите малыша прибираться в комнате через игру.
  • Будьте примером для чада. Пусть уборка перед сном станет семейной доброй традицией.
  • Не позволяйте ребенку лениться. Уборка игрушек должна происходить в обязательном порядке перед, например, купанием или вечерней сказкой. Выбирайте для уборки такое время, когда малыш еще не успел окончательно устать.
  • Уборка – не наказание! Чем веселее процедура уборки игрушек, тем с большим нетерпением ребенок будет ее ждать.
  • Обязательно хвалите малыша за порядок. Похвала – отличный мотиватор.

Нельзя:

  1. Приказывать и требовать.
  2. Кричать на ребенка.
  3. Заставлять силой.
  4. Убираться вместо него.
  5. Требовать идеальной уборки.
  6. Покупать уборку за призы и награды. Лучшей наградой должна быть похвала от мамы и сказка на ночь.

Основная задача мамы – приучить малыша не только трудиться, но и любить труд.

Чем раньше вы начнете, тем самостоятельнее будет ваше чадо.

Как научить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в детской комнате

Как было сказано выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.

Игры выбираем, исходя из психологических особенностей ребенка, его возраста и маминой фантазии.

Вашему вниманию – лучшие способы, самые эффективные и 100% работающие:

  • Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.
  • Креативный подход. Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.
  • Настоящий детский квест. Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!
  • Семейные вечерние «мини-субботники». Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.
  • Копим очки. Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.
  • Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.
  • Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась. Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например.
  • Каждой игрушке – свой домик. Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.
  • Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.
  • Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса.
  • Работаем на фасовке. Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).

: Развивалки. Как научить ребенка убирать игрушки?



Включайте фантазию! И ваше чадо полюбит уборку так же сильно, как мультики перед сном.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим родительским опытом и советами!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Автор статьи

Об авторе +10 Загрузка…

Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Как сделать, чтобы ребенок захотел читать. Как сделать, чтобы ребенок убирал игрушки

У ребенка в комнате кавардак, и вы ничего не можете с этим сделать? Задайте себе несколько вопросов:

  1. Умеет ли  ваш ребенок убираться в комнате, сформирован у него этот навык?
  2. Правильно ли организовано пространство в детской комнате?  Легко ли ребенку найти для каждой игрушки свое место?
  3. Достаточно ли вы поощряете и хвалите ребенка за усилия и прибранную комнату, или уборка  воспринимается как наказание?
  4. Вы сами аккуратный человек? В вашей квартире все на своих местах и идеальный порядок?

Давайте  теперь разберем все подробнее.

1. Достаточно часто  жалобы на неубранную комнату возникают у родителей, которые предъявляют малышу чрезмерные требования. Задание «убрать за собой игрушки» может оказаться не по возрасту. Например, двухлетний и трехлетний ребенок просто не может понять, как рассортировать кучу игрушек, он пока не умеет классифицировать предметы по категориям. 

Что делать?   Давать четкие инструкции. Например: «мягкие игрушки сложи в эту коробку, а конструктор в контейнер».

Дошкольнику лет до 4-5 сложно держать многосоставные инструкции («помой руки, переоденься, сложи вещи в шкаф, после этого убери на столе, сложи игрушки по местам и выкинь фантики от конфет). Не все взрослые-то могут удержать длинные списки дел.  Дробите задания и давайте следующее только тогда, когда предыдущее выполнено.

У ребенка часто не хватает произвольности, чтобы довести уборку до конца. Это нормально. Зоны, отвечающие за внимание и волю формируются до 9-11 лет. Малышу реально тяжело делать что-то последовательно и монотонно, соответствующие отделы мозга еще не дозрели.

Как помочь? Возьмите часть на себя, делайте вместе.  Даже ваше  присутствие в комнате во время уборке поможет ребенку себя организовать. Это называется внешним контролем.

2. Теперь с пространством. Бардак в комнате не потому, что дети не желают навести порядок, а не знают, как это сделать и не могут сами организовать пространство и, классифицировать игрушки. Их надо этому учить.

Покупаем ящики и контейнеры, желательно разных цветов. Маркируем. Для тех, кто умеет читать, ящики подписываем (например: «мягкие игрушки», «куклы», «конструктор»,  «краски и карандаши»). Для детей помладше – наклеиваем картинки. Для книг выделяем полочки.  Если определить каждой вещи свое место – считайте, половина игрушек уже будет убрана.

Иногда дети не хотят что-то убирать, потому что игра рассчитана на несколько дней (вспомните, как не хотелось вам ломать такую чудесную постройку из кубиков или город из конструктора). Поймите, простите и не ломайте.

Ни постройку, ни ребенка.

Найдите какие-нибудь решения, чтобы и великолепный замок из строительного материала сохранить, и оставить возможность для остальных членов семьи перемещаться в пространстве, не свернув себе шею, споткнувшись о кубик.

3. От чего следует отказаться при приучении ребенка к уборке? Не делайте уборку наказанием.

Хвалите и поощряйте наведение порядка в комнате.  Исключите слова: «Ну-ка уберись быстро», «Я тебе сказала», «А вот Маша». Такие фразы лишь усугубят положение. У ребенка выработается лишь неприязнь к уборке. Отрицательные эмоции вряд ли приведут к желанию наводить чистоту в детской.

Если малышу трудно дается уборка, попробуйте игру «Цветок». На листе бумаги размещайте «заработанные» малышом ромашки. Каждый цветок рисуйте только тогда, когда ребенок уберет игрушки после игры.

Когда на листе окажется небольшой букет, малыша ждет сюрприз, но не материальный (например, интересная игра вместе с родителями, разрешение немного поиграть за компьютером и т.п.)

Приемы, помогающие приучить ребенка убирать игрушки.

  1. Участвуйте в процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком.
  2. Сделайте уборку интересной. Превратите уборку в игру.

     Для начала попросите закатить машинки в гараж, уложить игрушки спать, подавать кубики, которые Вы складываете в коробочку и т.д. В дальнейшем ребенок все будет делать сам, без помощи родителей. Игра – станет вашим лучшим помощником.

    Устройте, например, соревнование: «Кто быстрее уберется», «Кто больше наберет, например, мусора в пакетики» (эту игру можно проводить после работы с бумагой и ножницами). Поделите визуально комнату пополам и соревнуйтесь, кто быстрее уберется на своей территории. Или разбросанные игрушки – это грибы, которые надо собрать. Победителю обязательно приз-сюрприз.

     

  3. Используйте элементы сказкотерапии. С  ребенком можно просмотреть мультфильмы на тему порядка или почитать книги. Например, мультфильм «Нехочуха»,  «Федорино горе», «Как стать большим» После прочтения и просмотра поговорите с малышом, о ком рассказ, что происходило, поговорите об отрицательной стороне беспорядка.

    Ребенок вполне способен  осознать, что такое хорошо, а что такое плохо.

  4. Есть вариант для любителей слушать интересные сказки. Иногда советуют соединить уборку в комнате с прочтением книг. Если ребенок усвоил правила уборки, и ему нужно только ваше присутствие, можно почитать ему, пока он убирается. Если вдруг малыш остановился, тоже сделайте паузу и т.д.

  5. Убирайтесь регулярно. Если вы выделяете каждый день время на наведения порядка, ребенок понимает, что уборка неизбежна, это его обязанность, привыкнет ,что это неизменный пункт в его распорядке. Поддержание порядка станет привычкой.

Крайние меры.

Малыш повзрослел, умеет наводить порядок, но вдруг отказался убираться? Иногда он просто испытывает вас и проверяет границы дозволенного: что случится, если я откажусь?Спросите малыша, не нужна ли ваша помощь и настаивайте на своем.

Не устраивайте разборки, а скажите спокойным голосом: «Если ты не уберешь игрушки, они от тебя убегут». Если ребенок не убрал за собой комнату – игрушки исчезают.

Объясните малышу, что игрушки спрятались, а «если будешь помогать маме убирать, то игрушки скоро вернутся на место»

В таком непростом деле, как приучении к порядку,  запаситесь терпением и пониманием. Помните, что никто не идеален, а беспорядок в комнате – это не причина для большой ссоры и нелюбви.

Психолог Лариса Милова

home

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4 простых правила, как научить ребёнка убирать за собой

Как сделать, чтобы ребенок захотел читать. Как сделать, чтобы ребенок убирал игрушки

Вы убираете квартиру вместе с детьми или за них? Многие психологи считают, что ребёнку полезно играть по общим для всей семьи правилам — это касается и наведения порядка. Как приучить детей не разбрасывать вещи или собирать их, рассказывает японская писательница Нагиса Тацуми, книга которой вышла в издательстве «Бомбора».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Определите место

Когда приходится раздумывать над каждым действием, работа превращается в сплошную мороку. Нужно создать для уборки условия, в которых можно действовать не задумываясь. Для этого очень важно, чтобы каждая вещь имела своё определенное место. Главный критерий — на этом месте она должна быть доступна для использования.

Ножницы можно убрать в верхний ящик стола. Школьные распечатки — во второй. Кукол поставить на полку возле кровати. Вязаных зверей — в ящик шкафа, где хранятся игрушки. Радиоуправляемые машинки — на верхнюю полку этого же шкафа.

Шапку — на крючок в прихожей. Снятую одежду — на вешалку…

Нетрудно решить, что модели самолетов можно поставить на одну полку с радиоуправляемыми машинками, а цветные карандаши положить в ящичек с мелками. Это сумеет даже ребёнок. Родителям нужно плавно подвести его к тому, чтобы он делал это самостоятельно.

Детям непросто распределить свои вещи на группы и придумать, куда и как их лучше убрать

Поэтому родителям нужно сначала в общих чертах представить себе, на какие категории их можно разделить, и приготовить для каждой категории свой «уголок».

Например: учебный уголок, уголок для одежды, уголок для разных игрушек, уголок для книг и т. д. Затем распределяем вещи в уголках на более мелкие группы. Например, одежда: свитеры и кофты, рубашки, нижнее белье, мелочи и т. д. Определяем, куда и как складывать вещи каждой группы.

Но это еще не всё. Теперь нужно решить вопрос о количестве вещей. Их должно быть столько, чтобы мы легко с ними управлялись, чтобы они не валялись, забытые и никому не нужные. Не стоит бесконечно захламлять шкафы.

Ребёнку сложно понять, сколько ему нужно вещей. Он пока не может составить себе общее представление обо всем, что его окружает в жизни. Родители должны сами это решить, исходя из характера и привычек ребёнка, и объяснить, куда что класть.

2. Определите идеальное количество вещей

Если ребёнок жалуется, что коробка уже полная и в неё больше ничего не помещается, найдите сломанное и ненужное и сразу выбросьте это. Не нужно готовить новые коробки, бездумно увеличивая количество вещей.

Старайтесь заполнять места хранения примерно на 70%. Люди часто пытаются уместить как можно больше, занимая все 100% или даже 150% пространства и не оставляя ни одного свободного миллиметра. Но если все так уплотнять, то потом сложно класть обратно то, что вы вытащите, да и доставать нужный предмет непросто.

Пока все коробки и полки не заполнятся, вы наверняка будете добавлять туда что-то новое. Приучите себя, убирая на хранение очередную вещь, заодно проверять, нет ли в коробках того, что можно выбросить. В будущем это упростит вам задачу.

Конечно, вам может понадобиться еще одна коробка. Это означает, что вашему ребенку нужно немного больше вещей, чем вы думали.

3. Обозначьте время

Одним простым замечанием можно дать понять, что действовать нужно прямо сейчас. Если вы видите, что ребёнок собирается бросить ножницы, скажите ему, что нельзя оставлять их где попало. Если он вставал на стул, чтобы что-то достать, и потом забыл его убрать, напомните ему, что стул стоит не на месте.

Это применимо и к более продолжительным действиям. Если ребёнок достает сначала кубики, потом игрушечную железную дорогу, потом оригами, мягко остановите его.

Достаточно простых слов: «Убери здесь немного, а потом продолжай, хорошо?» или «Сначала убери на место то, во что поиграл, а потом уже доставай другие игрушки».

Можете сказать ему один раз в конце дня: «Ну что ж, уже вечер, пора тебе убрать все на место».

Возвращать вещи на место — дело привычки. Первые замечания вряд ли понравятся ребёнку, и, возможно, он будет вам перечить. Но если вы неустанно повторяете одно и то же, как будто сразу убирать — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.

Людям вообще не нравится, когда им указывают, что делать. Даже то, с чем ты охотно справился бы по своей воле, тяжело делать по указке

Если родители заставляют помыть посуду, то тебе не хочется ее мыть. Но если ты сам решил помочь, то с радостью берешься за дело. Наверняка у каждого был похожий опыт.

Если у родителей с детьми складываются хорошие отношения, то рано или поздно ребёнку надоест делать всё по указке и он начнет действовать сам.

Поэтому родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание.

Например, если ребенок только собирался убрать вещь на место, а вы ему говорите: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.

Тем не менее родительское воспитание чуть ли не полностью состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Там, где посторонний человек сдаётся с первого раза, родители, выполняя свою социальную роль, повторяют снова и снова, не поддаваясь эмоциям и поддерживая свой авторитет.

Наверное, родителям ничего другого не остается, пока их дети в таком возрасте, когда привычку можно сформировать только с помощью слов.

4. Расскажите о том, что убирать вещи нужно так, чтобы их было легко доставать

Обозначение временных рамок важно для того, чтобы ребенок, придя домой, возвращал на место то, что он брал с собой.

Скажите ему, что он оставил в прихожей свою сумку, и он сам догадается ее убрать. Вам достаточно просто констатировать факт, например: «на стуле лежит контейнер для еды».

Не нужно говорить «убери»: ребенок все поймет и так. Но всё же обозначения временных рамок недостаточно.

Выше я уже говорила, что вещи легко убирать без лишних размышлений, если у них есть свое место. Точно так же и с удобством: если вещь лежит так, что ее легко достать и убрать, вам будет просто ею пользоваться.

Давайте подумаем, удобно ли хранить куртку, которую вы носите каждый день, в шкафу в спальне, если спальня на втором этаже, а прихожая, ванная и гостиная — на первом? Придя домой, вы снимете куртку перед тем, как помыть руки, и бросите ее куда-нибудь на диван в гостиной. Может быть, вы унесете ее на второй этаж только перед сном или вообще оставите внизу, ведь все равно завтра опять одеваться. Если бы вешалка для верхней одежды была где-то между прихожей и ванной, вы бы смогли сразу повесить куртку и пойти мыть руки.

У моих знакомых в прихожей стоят три коробки для троих детей, чтобы каждый из них мог после школы сложить туда свои вещи. Но их мама жалуется, что убирать в итоге приходится родителям. Умение заставить ребенка делать то, что нужно, служит показателем, насколько хорошо родитель справляется со своей ролью.

Другой пример: допустим, ваш ребенок ходит на кружок рисования. Что будет, если вы сделаете местом для хранения красок верхнюю полку книжного шкафа? Наверняка ребенку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому краски останутся валяться на полу всю неделю.

Если так происходит, значит, следует серьезнее отнестись к определению места для вещи. То, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, можно размещать на верхних полках.

Для вещей, которые нужны часто (каждый день, раз в неделю и т. д.), старайтесь выбрать место, до которого легко достать, не вставая на стул и не садясь на корточки.

Кроме того, детям бывает неохота постоянно открывать коробки и неудобно каждый раз уплотнять их содержимое, если они набиты.

Почему у ребенка не получается убрать или выбросить то, что он принес домой? Ведь если определено место для хранения, остается просто положить вещь куда следует. Поводов для этого может быть много, но причина — в банальной лени.

Когда приносишь домой что-то новое, нужно выбрать, где это хранить. Пока место не определено, остается большой соблазн положить новую вещь «где-нибудь тут».

Как хитро приучить ребенка убирать за собой игрушки

Как сделать, чтобы ребенок захотел читать. Как сделать, чтобы ребенок убирал игрушки

Рады приветствовать вас на сайте «Наш секрет»!

«Как мне это надоело! Каждый день одно и то же! Сейчас же собери игрушки!» Знакомая ситуация? Так как приучить ребенка убирать игрушки за собой без нервов?

Конечно, приучать ребенка убирать за собой нужно. А вот как это сделать хитро, без детских капризов, истерик и нервных затрат со стороны родителей, вы сейчас узнаете.

Простые правила

Как заставить ребенка убирать игрушки? Запомните, никакие методы и приемы не помогут приучить «маленького неряху» к порядку, если не соблюдаются четыре правила.

Начни с себя

Дети с ранних лет копируют взрослых. Если родители не убирают одежду в шкаф, книги на полки, оставляют продукты на столе, ребенок будет повторять их поведение. И наоборот.

Будьте настойчивы

Как бы малыш не отказывался, а убрать за собой придется. Никаких мультфильмов, сладостей и прогулок не будет, пока игрушки не окажутся на местах. Дайте это понять ребенку.

Воспитывайте регулярно

Если взялись приучать к порядку, делайте это ежедневно. Воспитывать раз или два в неделю не получится. Результата не будет!

Не заставляйте, не ругайте и не кричите!

Насильственные методы отбивают стремление помогать, а вам ведь нужно его привить.

Ребенок не хочет убирать игрушки — что делать?

Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Все, что вам понадобится — позитивный настрой. Немногие родители знают, но маленькие дети легко заряжаются положительными эмоциями. А если у крохи приподнятое настроение, с ним легче договориться.

Всех по домам

Придумайте для игрушек домики. Так малышу легче ориентироваться в комнате. Например, куклы будут жить в шкафу, машины в гараже, конструктор в ящике. Еще лучше, если коробки и места хранения плюшевых зверушек превратить в яркие жилища.

Ящик для конструктора обклейте цветной бумагой, нарисуйте окошки, смастерите треугольную крышу из картона. Машинам обозначьте гаражи, куклам сшейте мягкие подушечки в домик. Немного творчества — и ваш карапуз окажется в стране игрушек.

А здесь есть правило — после игры убирать всех по домам.

Кто быстрее?

Если «капризуля» категорически отказывается наводить порядок, предложите ему соревнование «Кто соберет больше?» или «Кто быстрее?». Понадобятся две коробки для двух участников, или разделите территорию уборки пополам. По команде мама с ребенком начинают собирать игрушки в коробки, или каждый убирает свою территорию. Победителю приз!

Давай поиграем

Можно предложить малышу игру «Собери по признаку»: мягкие — твердые, большие — маленькие. Мелкие игрушки гужно сложить в одну коробку, крупные — в другую. Сортировать можно по размеру, по семьям, кто с кем дружит и т.д.

Сказочная уборка

На помощь маме придут сказочные персонажи. Прикрепите на спину малышки крылышки, и она превратится в фею, которая наводит порядок в сказочной стране. Мальчишкам больше подойдет игрушечный самосвал, ракета-полицейский или робот уборщик. Он будет спасать мир от беспорядка. Заметьте, ребенок при этом не убирает, он играет.

Станция игрушек

Игра для двоих: малыш — паровоз, мама — диктор. Взрослый оповещает:
— Паровоз отправляется со станции «Уборка». Следующая — станция военных.

Ребенок собирает игрушечных солдатиков в коробку, едет дальше по комнате. Далее оповещается станция конструкторов, машин, резиновых и плюшевых животных и т.д.

После того, как будут собраны все предметы, паровоз может отправиться на заправку топливом — покушать или в гараж — постель.

Ритуал

Один из способов привить положительную привычку ребенку — ввести ритуал «Уборка». «Священная церемония» проводится в определенное время, с привязкой к конкретным режимным моментам. Например, перед прогулкой, обедом, сном.

Отправляя спать кукол в домики, машины в гараж, напевайте веселую песенку или колыбельную. На первых порах взрослый просит помощи у малыша. Затем ритуал поддерживают оба — родитель и ребенок.

Со временем помощь взрослого сокращается, а «таинство» уборки передается самому младшему.

Хитрая сказка

Поведайте крохе рассказ о том, что игрушки расстраиваются, когда про них забывают и не убирают в домики. Обиженные, они уходят в сказочную страну. Когда в очередной раз малыш не уберет игрушки, спрячьте одну или несколько из них. В том числе и самую любимую. Заметив пропажу, ребенок станет искать. Скажите, что она ушла.

Вы могли бы написать письмо в сказочную страну и попросить вернуться, но за это необходимо пообещать убирать ее на место.
Объявляется генеральная уборка! Включите веселую музыку. Участвуют все жильцы. За каждую такую «генералку» участники накапливают баллы, которые затем обмениваются на приз.

Договоритесь заранее, сколько баллов нужно собрать.

Полезные советы

  • Приучайте малыша к порядку с раннего детства. Тогда к четырем годам у него уже выработается стойкая привычка.
  • Чтобы ребенку было легче наводить порядок, регулируйте количество игрушек. Спрячьте часть их в дальний ящик и периодически меняйте местами.

    Вовремя избавляйтесь от ломаных, ненужных и неинтересных.

  • Не забывайте хвалить. Порой достаточно одной лишь похвалы родителя, чтобы у крохи выработалось стремление поддерживать порядок.
  • Выбирайте время на уборку до того, как малыш устанет, захочет спать и начнет капризничать.

  • С раннего возраста поддерживайте стремление маленького человека помогать взрослым. Пусть вас не пугает разбитая посуда и пролитый чай. И ни в коем случае за это не ругайте. Ведь он старался, убирал. Эта небольшая жертва сполна компенсируется в будущем.
  • Будьте терпеливы.

    Да, тяжело, да, трудно, но лишь терпением и настойчивостью вы добьетесь положительного результата.

  • Приучайте постепенно. Маленькой крохе тяжело собрать все игрушки, поэтому мама помогает. Чем взрослее чадо, тем меньше помощь взрослого.
  • Не приучайте к призам.

    Привлекать малыша к уборке за вознаграждение можно лишь на начальных порах. В дальнейшем пусть наградой будет сказка, мультфильм, прогулка. В конечном счете основным поощрением станет похвала.

  • Не требуйте идеальной уборки. Пока ребенок мал, достаточно того, что он разложит все по местам.

    Со временем начните обращать его внимание на то, что игрушкам не нравится, когда их раскладывают неаккуратно. Конкретно опишите и покажите, как правильно размещать предметы.

Чего делать нельзя категорически:

  • Заставлять.
  • Кричать.
  • Делать за ребенка.
  • Оставлять без поощрения — похвалы.

Уважаемые родители! Помните: как бы ребенок себя не вел, вы умнее и хитрее его.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.