Креативное развитие дошкольников. Игры на развитие творческого мышления детей

Содержание

13 игр творческого человека: как развивать креативность, не уставая менять мир

Креативное развитие дошкольников. Игры на развитие творческого мышления детей

Почему креативность стоит на одном уровне с интеллектуальными способностями и зачем человеку современности и человеку будущего развитые творческие способности мы писали в статье о креативности. 

Сегодня  наш автор предлагает нам поиграть в 13 игр будущего креативщика. Сделаем?

Марина Довбыш – активная мама и блогер

С дошкольником интересно и весело играть в эти несложные игры для тренировки мышления, мамам, кстати, в декретном отпуске тоже полезно.

Ну а если быть вообще честной, то играть  в развивающие креатив игры, хорошо всем. Не помешает!

1.Рифмы

 Вы называете слово, а ребенок – варианты рифм. Например, придумать как можно больше рифм к слову “малина” – калина, долина, Каролина, глина. Потом предложите ребенку сочинить стих (не обращайте внимание на качество, тут главное скорость мысли и интерес ребенка). Получится что-то вроде “Я играла в барабан. Устала, скушала банан. Ох, наелась как кабан. Разойдемся по домам”.

2. Необычное применение обычных предметов 

Называйте какой-то предмет и попросите малыша придумать как можно больше вариантов его использования. Вот одеяло – им укрываются во время сна, из него можно сделать пончо, взять с собой вместо подстилки на пикник, можно соорудить шалашик, завесить окно – и будет темно. Вы сами удивитесь, какая у вашего крохи фантазия.

3. И плохо, и хорошо 

Обычно дети оценивают происходящее двумя категориями -”хорошо” и “плохо”. Предложите ему оценить неприятные ситуации из жизни, используя эти категории, пусть он найдет положительное в ситуации.

Потеряли рюкзак с игрушками – теперь он стал внимательнее и родители купят новый красивый рюкзак. Проболели неделю дома – зато иммунитет потренировался и ещё прочитали четыре толстые книги.

Приехали на море, а там дождь – ходили в кино, катались на лошадях.

Мы, взрослые оптимисты, привыкли видеть положительные моменты, но деток стоит этому потренировать.

4.Что делать, если

Придумываем несложную задачу, ребенку надо дать как можно больше вариантов ответов, реальных и нереальных. Тебе нужно узнать который час – можно спросить у прохожих, посмотреть на солнце, сесть в маршрутку и услышать по радио, сбегать в магазин часов, позвонить маме или папе с таксофона и так далее.

5. Метафоры

Пусть малыш придумает свое сравнение, завершит вашу фразу. Небо синее, как… чернила, море, васильки. Океан могучий, как…, гром гремит, как…, поезд быстрый, как…, звезды сияют, как… .

6. Превращения 

Поиграйте, как будто малыш на какое-то время превратился в сказочного персонажа- гнома, великана, волшебную птицу, фею или всемогущего короля. Пусть подумает и расскажет вам свои ощущения-  что он делал, как решал бытовые вопросы, с кем дружил, какие эмоции он испытывал

7. Музыка 

Включайте разную музыку без слов – классику, этническую, релакс или музыку природы. Закройте глаза и порассуждайте, о чем эта музыка, какая она, веселая или тревожная, о чем думал композитор.

8.Аналоги 

Придумываем аналоги по характеристикам, например, пила, на что похожа? Острыми зубчиками похожа на крокодила или волка. Но она металлическая и острая, как нож или ножницы. Издает звуки, как бормашина. По мере того, как у малыша будет получаться, задачу можно упрощать или усложнять.

9.Комбинатор 

Возьмите два предмета и попробуйте пофантазировать, как их соединить. Например, ключи и фонарик – идеальное изобретение, чтобы открывать замки в темноте, ключи можно использовать как отвертку, чтобы починить фонарик и так далее. Пусть ребенок прорекламирует своё изобретение.

Ведь телефон с фотоаппаратом, бамбуковые подушки и электровелосипеды кто-то именно так и придумал.

10. Что общего?

Назовите два разных предмета и пусть ребенок найдет как можно больше общих черт. Книга и машина – изделия человеческих рук, помогают людям, могут быть одного цвета, могут быть электронными.

11.Противоположности 

Вы задаете противоположные признаки, а ребенок догадывается, какие предметы могут этими свойствами обладать. Например, черное и белое – зебра, шахматная доска, пломбир с шоколадом, напечатанный текст, старые фильмы. Кислый и сладкий – яблоки, вишни, чай с лимоном. Важно, чтобы ребенок научился рассматривать окружающие его предметы с разных точек зрения.

12. Шоколадная страна 

Идея игры принадлежит Джанни Родари. Здесь мы развиваем творческие способности и умение задавать вопросы. Нужно два участника (мама тоже подойдет). Одному участнику завязываем глаза, потом по взмаху волшебной палочки переносим детей в Шоколадную страну.

“Видящий” ребенок должен описать второму волшебную страну, но только в ответ на вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы можно было получить о стране максимальное представление. Какие там дома, какое небо, какой транспорт, ходят ли шоколадные человечки в школу, чем питаются. Чем больше будет вопросов, тем лучше.

Таким же образом можно посетить Стеклянную, Деревянную, Железную, Пластилиновую страну.

13. Рисование 

Рисовать нужно, часто и много, но лучше не давать ребенку конкретные задания, а дать волю фантазии. Что это за клякса, какое у нее лицо? А это её подруга? Пусть выдумывает невиданных зверей и волшебные города, даже если это каляки-маляки, внимательно слушайте, что он там видит, задавайте вопросы.

Сегодня всё меняется очень быстро, и гибкое мышление, как и умение перестраиваться, адаптироваться к новым ситуациям – это очень важные качества не только  для детей, но и взрослых. Поэтому уделите должное внимание развитию креативного мышления и творческих навыков у вашего ребенка, сами избегайте заштампованности суждений и однообразия. Ведь мир меняют действительно творческие люди.

 Depositphotos.com

Развитие креативного и творческого мышления детей

Креативное развитие дошкольников. Игры на развитие творческого мышления детей

10.12.2019

1

11606

Наряду с общим образованием, современному человеку также важно развивать множество других навыков, одним из которых является креативность. На сегодняшний день именно она задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности.

Искусство и творчество, реклама и маркетинг повсеместно требуют нестандартного подхода к решению рабочих задач. Даже в области науки и техники не обходится без свежих идей, именно они двигают прогресс вперед.

Родители также замечают данную тенденцию, а потому нередко задаются вопросом: как развить творческий потенциал сына или дочки? Давайте разберемся в этом в данной статье.

Развитие творческого потенциала ребенка

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека.

Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам.

Начиная с тех времен, когда человек изобрел колесо, и, вплоть до современного века высоких технологий, лучшие умы мира работают над тем, чтобы сделать нашу жизнь проще.

Стиральная машина, пылесос и даже обычная лампочка сегодня являются знакомыми нам с детства предметами, доступными для каждого человека. Мы с трудом можем представить себе жизнь без различных полезных гаджетов, редко задумываемся о том, что все они когда-то были новаторскими идеями изобретателей прошлого.

Всем нам еще со школьной скамьи известны имена великих деятелей науки: Никола Тесла, Томас Эдисон, Александр Белл – их труды опередили время и подтолкнули человечество к множеству современных открытий. Неизвестно, как выглядел бы наш быт, если бы не их вклад в мировую науку.

Но не только в сфере технологий важно креативное мышление: существует множество профессий неразрывно связанных с творчеством. Искусство, дизайн, реклама, маркетинг – в основе всех этих областей лежит умение специалистов нестандартно подходить к решению самых разных задач.

Конечно, если человек обладает талантом к творчеству, то у него больше шансов преуспеть в подобных сферах профессиональной деятельности. Неудивительно, что многие родители интересуются различными методами развития креативного мышления ребенка, ведь это может дать ему существенное преимущество перед сверстниками и заложить основу для будущей специальности.

Современная система общего образования не уделяет должного внимания развитию творческого мышления у школьников: акцент делается на логику, а также на усвоение знаний по ряду точных и гуманитарных дисциплин.

Малого количества часов, уделяемых изобразительному искусству, музыке, хореографии в современных школах, недостаточно детям для масштабного развития их потенциала.

По этой причине многие родители отдают ребенка в различные кружки на базе школ или центров дополнительного образования, ведь творческая деятельность является хорошим способом привить креативный подход к решению самых разных проблем.

Ребенок и творчество

Интерес к различным видам искусства меняет сознание человека, делает его взгляд шире на все, что его окружает. То, чему обычный человек не придаст особого значения, может заинтересовать творческую личность. Для таких людей привычные вещи могут стать неиссякаемым источником вдохновения.

Творческая деятельность всегда подразумевает креативность. Пробует ли себя ребенок в изобразительном искусстве или открывает в себе музыкальные таланты – подобные занятия способствуют развитию неординарного мышления.

Увлечение различными видами рукоделия также являются полезным видом деятельности. Для вышивки, плетения браслетов из бисера или пошива одежды требуется сначала продумать дизайн будущего изделия. В рукоделии этот период работы максимально задействует креативное мышление детей, заставляет их придумывать все новые и новые варианты.

Театральная деятельность также развивает творческий потенциал. Учителя обычных школ нередко задействуют детей разных возрастов для участия в концертах, приуроченных к различным праздникам.

Постановка сценок, разработка сценария, подбор костюма, нанесение грима, изготовление декораций – подготовка к выступлению потребует проявить самые разные таланты.

Поэтому постарайтесь привить малышу интерес к школьным мероприятиям.

Важно понимать что креативность – это не столько навык, сколько образ мышления, умение нешаблонно реагировать на поставленную задачу, находить неожиданные варианты решений. Кроме творческой деятельности есть также целый ряд методик, благодаря которым можно развить эту способность.

Как научить ребенка мыслить нестандартно

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра.

Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам.

На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.

Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.

Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:

  • «игра в ассоциации». Для нее необходимо иметь двух и более участников: один игрок называет слово, другой должен назвать то, что ассоциируется с ним, затем игроки меняются. Этот метод положительно влияет на образное мышление и воображение.
  • «да или нет». В течение определенного времени отвечайте на вопросы окружающих односложно, используя только эти слова. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не придал этому особого значения. Это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.
  • «мозговой штурм». Для выполнения данного упражнения нужно придумать проблему, например: человек попал на необитаемый остров, у него с собой только вилка, бинокль и веревка. Необходимо придумать несколько различных вариантов, как можно было бы выбраться из этой ситуации. У данного упражнения нет единственно верного решения, его задача в том, чтобы продемонстрировать как можно больше идей, даже самых бредовых. Лучше тренироваться группой: так у участников появится возможность выслушать предложения других игроков и провести время весело и с пользой.
  • «креативность». Возьмите за основу любую простую фигуру: треугольник, квадрат, ромб или круг. На листе A4 распечатайте или нарисуйте несколько таких значков в три строчки. Засеките время и постарайтесь как можно быстрее изобразить на основе этих фигур какой-либо свой рисунок. Ничего страшного, если нет особого художественного таланта: важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.
  • «аббревиатуры». Возьмите любое слово и представьте, что оно является аббревиатурой. Придумайте интересную расшифровку, например: «КОТ – кого обожаем тискать».
  • «необычный подход». Нас окружает множество самых разных предметов, придумайте им необычное применение. Чем больше вариантов – тем лучше! Это не только отличный способ развить креативность, но и хорошая возможность скоротать время в поездке или в ожидании транспорта.

Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.

Методики развития креативного мышления

Нагрузка в современных школах больше направлена на запоминание и применение информации, чем на развитие креативности и творческого мышления.

Общее образование предполагает решение различных заданий без использования нестандартного подхода: случается так, что ученику даже может быть снижена оценка за решение задачи по математике методом, который не включен в программу.

С одной стороны, такой подход дисциплинирует, учит придерживаться общепринятых рамок, с другой – не дает раскрыться творческому потенциалу, негативно отражается на качестве обучения.

Благодаря левому полушарию мозга, задействуются логика и анализ, так необходимые школьникам. Правое полушарие, отвечающее за воображение, мечты, цветоощущение и креатив не получает такой же нагрузки.

Большинство программ обучения действуют точечно, участвуют в формировании какой-либо одной определенной способности.

По этой причине необходимо подобрать такую методику, которая поможет разносторонне развивать навыки человека.

Программой, идеально подходящей данным параметрам, является ментальная арифметика. Она использует методы, позволяющие не только задействовать в работе оба полушария мозга, но и улучшать взаимодействие между ними.

К тому же, после прохождения курса у ученика заметно повышается успеваемость и по гуманитарным, и по точным наукам: ребенок начинает не только мгновенно выполнять арифметические действия в уме, но и улучшает работу мозга в целом.

Правое полушарие получает нагрузку, начинает функционировать также эффективно, как и левое, а значит и креативность повышается.

Ментальная арифметика – универсальная тренировка мозга, дающая отличную базу как для учебы в школе, так и для взрослой жизни.

Чтобы добиться максимального эффекта от занятий, важно выбрать центр дополнительного образования, в котором данный курс преподается опытными педагогами и по уникальной методике.

Тогда и результаты тренировок будут достаточно хорошо закреплены, а приобретенные навыки сохранятся на всю жизнь.

Развитие творческих способностей у дошкольников

Креативное развитие дошкольников. Игры на развитие творческого мышления детей

Творческие способности представляют собой набор качеств, благодаря которым человек мыслит нешаблонно и может создавать уникальные, принципиально новые результаты в своей деятельности.

Такие способности отчасти зависят от психофизиологических особенностей человека, однако они не являются врожденными, природным даром.

Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.

Человек, у которого хорошо развиты творческие способности, обладает креативностью. У обычного человека мышление однонаправленное, у креативного оно направлено в различные стороны.

Такие люди стараются искать не одно решение проблемы, они продумывают несколько путей, ищут всевозможные способы, рассматривая даже самые неожиданные из них.

Причем наибольшее удовольствие такие люди получают именно от принятия нестандартных решений и получения эксклюзивных результатов.

Что входит в понятие “креативность”? Какие способности человека можно отнести к творческим? Над чем следует поработать, чтобы стать креативным?

  • воображение (фундамент креативности);
  • гибкость и нестандартность мышления (способность создавать за короткий промежуток времени множество разнообразных идей);
  • восприимчивость (поиск простого в сложном, нового в старом, необычного в обычном);
  • способность оказывать сопротивление стереотипам, навязанным точкам зрения;
  • смелость;
  • открытость новому опыту, желание и умение искать новое;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей взаимосвязано с формированием интеллектуальных познавательных способностей. Мышление ребенка тесно взаимодействует с воображением. Дошкольный возраст — время для сказок, фантазий, поэтому именно в этот период оптимально работать с креативностью ребенка, обучать его управлять своей фантазией.

Творческие способности очень важно развивать. Даже если у ребенка есть природные задатки креативности — оставленные без должного внимания, с годами они потеряются под грузом воспитательных и учебных программ.

Редкие школы и педагоги считают важным развитие творческого потенциала детей, чаще, к сожалению, креативность вовсе не поощряется.

Поэтому важной задачей любящих родителей является сохранение и формирование способностей ребенка, поиск и взращивание его креативности.

Как можно помочь дошкольнику развивать творческие способности?

  • Позволяйте ребенку мыслить и действовать самостоятельно. Родители наблюдают, вмешиваясь лишь в том случае, если ребенок своими действиями может причинить вред себе или окружающим.
  • Поощряйте желание ребенка изменить что-то, внести свои идеи, переделать по-своему. Обязательно порадуйтесь вместе, если у него получилось лучше, чем было задумано изначально.
  • Принимайте, уважайте точку зрения ребенка, не навязывайте ему чье-то мнение. Даже самые маленькие могут иметь свое отношение к некоторым моментам в их жизни: манная каша не нравится, сказка очень скучная и т.д.
  • Проявляйте фантазию, занимаясь с ребенком творчеством. Ищите необычные идеи и материалы для игр и поделок. Придумывайте вместе с ребенком что-то новое каждый раз. Покажите ему безграничные возможности фантазии.
  • Анализируя результаты творческой деятельности ребенка, не критикуйте и не оценивайте его. Можно обсудить некоторые детали, задать вопросы: “Почему ты решил слепить именно такие ушки?” и т.п. Сравнивайте работы ребенка только с его же опытом, но не с другими детьми.
  • Дети своими импровизациями и экспериментами порой очень удивляют и веселят. Однако любая реакция взрослого должна быть душевной и нести одобрение. Издевки, насмешки, даже шуточные, могут обидеть ребенка, вселить в него неуверенность и страх проявлять свою спонтанность.
  • Играя и занимаясь с ребенком, старайтесь как можно чаще из родителя превращаться в его друга-ровесника. Играйте по его правилам, пытайтесь понять логику его творческих идей. Должно работать воображение ребенка, а не родителей.
  • Обращайте внимание ребенка на то, что в творческой деятельности сам процесс может быть даже важнее, чем его результаты. Научите ребенка наслаждаться подготовкой и ходом занятия, не думая о качестве продукта, который он творит.
  • Помогайте ребенку переключаться с одного вида творчества на другой или вовсе отвлекайте от творческой деятельности на другие задачи. Ребенку может очень нравиться лепить, но длительное однообразие грозит переутомлением и потерей интереса к лепке надолго.
  • Поддерживайте благоприятный эмоциональный фон во время творческих занятий и игр. Спокойствие, сосредоточенность, радость, доброжелательные интонации в голосе помогают ребенку, дают ему веру в свои силы.

Развивать творческое мышление можно практически в любой игре. Главное правило — играть креативно. Разные форматы игры по-своему влияют на творческие навыки:

  • конструирование не по схеме позволяет развить креативность в пространственно-образном мышлении;
  • решая головоломки, ребенок учится мыслить логически и нестандартно;
  • вербальные игры отлично развивают словарный запас, скорость мышления и его нелинейность;
  • сюжетно-ролевая игра помогает ребенку социализироваться, искать различные модели поведения и взаимодействия с окружающими.

Предлагаем несколько игр-упражнений, которые помогут развивать воображение и творческие способности у дошкольника

  1. “Универсальный предмет” Предложите ребенку какой-нибудь самый простой предмет (пуговица, ложка или карандаш) и попросите его пофантазировать, как этот предмет можно применить не по прямому назначению. Принимаются любые идеи, приветствуются наиболее оригинальные.

    Настраивайте ребенка придумывать как можно больше различных вариантов. Можно по-очереди с ребенком отвечать на вопрос “Для чего еще это можно использовать?” Такая игра развивает гибкость, оригинальность и образность мышления, а также воображение ребенка.

    Самые интересные идеи появляются после того как названы 10-15 вариантов!

  2. “Таинственная свеча”
    Вечером перед сном зажгите свечу и предложите малышу понаблюдать за тенями, которые отбрасывает пламя. Пусть ребенок попробует придумать, на что они похожи. Возможно, получится из этих образов сочинить целую историю. Такую же игру можно затеять с облаками во время летней прогулки или путешествия.
  3. “Волшебное путешествие”
    Предложите ребенку пофантазировать, что у вас дома появился настоящий ковер-самолет и он может увезти вас куда угодно. Куда бы захотел отправиться маленьких фантазер? Что бы он там увидел, услышал, сделал? Постарайтесь задавать как можно больше вопросов, которые предполагают активное включение фантазии ребенка.
  4. “О чем говорят игрушки”
    Предложите ребенку придумать, как ведут себя игрушки ночью, когда он засыпает, или днем, когда он в детском саду. О чем они говорят? Дружны ли они? Нравится ли им, как с ними обращаются? Что делают самые любимые игрушки малыша, скучают ли по нему?
  5. “Капля краски, превратись…” На лист бумаги капните каплю гуаши, и пусть ребенок палочкой или пальчиком превратит ее во что захочет. А еще можно придумать историю про этого персонажа!

    Прекрасно развивает креативность рисование в технике эбру — на водной (глицериновой) поверхности очень здорово превращать каплю краски во что захочешь, возможен неограниченный полет фантазии.

Креативность помогает видеть интересное даже в самых обычных ситуациях. Это качество очень ценится в профессиональной деятельности. Люди, обладающие творческими способностями, живут более яркой и увлекательной жизнью.

Помогите вашим детям раскрасить их будущее, разнообразить его и наполнить новыми ощущениями!

Возможно, вам будет интересна статья “Развитие творческих способностей как способ интеллектуального развития”, в которой описаны игры и упражнения, направленные на развитие как  творческих так и интеллектуальных способностей ребенка. 

педагог-психолог Антонина Валевич

Онлайн занятия для детей 3 — 10 лет:

  • развитие внимания, памяти, логики;
  • подготовка к школе, помощь в освоении школьных предметов;
  • расширение кругозора — знакомство с биологией, географией, физикой, химией.

3-4 года 5-6 лет 7-8 лет 9-10 лет

10 лучших игр для развития творческого мышления дошкольников

Креативное развитие дошкольников. Игры на развитие творческого мышления детей

Творческие способности расцветают пышным цветом там, где у воображения и фантазии есть максимальная свобода. Творческое мышление можно и нужно стимулировать, его можно и нужно развивать.

Напомним, что основным видом деятельности дошкольников является игра. В игре дети учатся взаимодействовать с другими людьми, осваивают математические понятия, учатся читать и писать. Творческий потенциал ребёнка тоже помогут раскрыть весёлые игры.

Если вы, друзья, задумываетесь о том, как вырастить творческую личность, описанные нами простые, но эффективные игры будут для вас полезны.

«Прыгуны»

Предложите ребёнку попрыгать. Весело, правда?

А теперь давай попрыгаем, как… И вместе с карапузом называйте подходящих «прыгунов», имитируя их движения.

Обсудите, что лягушка, зайчик, кенгуру и кузнечик прыгают по-разному.

Ну-ка, насколько артистичен малыш?

«Угадай-ка»

Вы наверняка слышали про популярную игру, которая в разных вариантах называется «Крокодильчик» или «Показуха». Суть её в том, что, используя мимику и движения, без слов и вспомогательных аксессуаров надо изобразить загаданное слово: бытовой прибор, погодное явление, животного и пр. А мы предлагаем вам показывать эмоции.

Получится у юного лицедея изобразить радость, обиду, печаль, удивление?

Вы можете меняться ролями: сначала вы показываете, отгадывает ребёнок, а затем отгадывать придётся вам.

«Курьеры»

По долгу службы курьеры выполняют доставку самых разнообразных грузов. Давай-ка представим, как они тащат шкаф или мешок с сокровищами, как несут пёрышко или полное ведро горячей воды.

А что ещё могут приносить курьеры в дом? Давай пофантазируем.

«Оживший след»

Обведите ножку или ладошку малыша на листе бумаги. А теперь пусть карапуз «оживит» свой след, превратив силуэт в дивную птицу, инопланетянина, невиданное животное…

Придумайте историю про это фантазийное существо. Нарисуйте ему компанию. В общем, открываются прекрасные перспективы для активации творческого потенциала.

Аналогично можно поиграть с геометрическими фигурами.

«Волшебная скатерть»

Расчертите белый лист бумаги на квадраты одинакового размера и объясните малышу, что листик — это скатерть, которую пошила добрая волшебница.

Скатерть сшита из разных лоскутков:

  • доброты;
  • мудрости;
  • веселья…

Все лоскутки разные, но вместе они делали скатерть волшебной. Злая колдунья постирала скатерть с отбеливателем, и все узоры потерялись. Лоскутки стали одинаковыми, а скатерть стала обычной.

Надо помочь волшебнице вернуть магию: разрисовать квадратики так, чтобы все-все лоскутки снова стали разными.

«Неожиданные превращения»

Придумайте, во что можно превращать разные предметы:

  • каштан;
  • моток шерстяных ниток;
  • пластиковую бутылку или крышку от неё…

Некоторые превращения можно воплотить в жизнь, используя клей, пластилин, цветную бумагу, краски…

«Сладкие фантазии»

Все малыши любят «киндер-сюрпризы». И любят-то в основном за ожидающую их в пластиковом контейнере игрушку. В следующий раз, балуя своего карапуза этой сладостью, предложите ему не торопиться, а пофантазировать, что может лежать в яйце.

  • Может быть, там маленький жучок с росинками на крылышках? А может, перстень волшебника?
  • А чего там точно не может быть? Слон, может быть? А если игрушечный? А если на картинке?

Цель игры — включить детское воображение на полную мощность. Не бойтесь смелых предположений. Это весело.

«Свяжи текст»

Вы называете ребёнку первое и последнее предложения истории, а он должен придумать середину.

Например, вы говорите: «Светило солнышко. … Ванечка лёг спать».

А Ванечка придумывает свою историю:

«Светило солнышко. На улице была чудесная погода. Мы с папой собрались пойти в парк. Но вдруг налетел ветер, и начался настоящий ураган. Папа расстроился, что прогулка сорвалась, а Ванечка лёг спать».

Попробуйте связать такие фразы:

  • Кот посмотрел в окно… Почтальон вернул коробку.
  • Начались каникулы… Каша была вкусной.
  • Василий Бегемотов очень любил бутерброды… Воробей выпорхнул в открытое окно.

«Аббревиатуры»

Для начала убедитесь, что ребёнок понимает, что такое аббревиатура. Вспомните с ним примеры распространённых аббревиатур: ООН, НЛО, РФ, МВД и др. А теперь представьте, что знакомые вам короткие слова — это аббревиатуры. Придумывайте, что бы они могли означать.

Например:

  • НЕТ — настоящий ежовый талисман;
  • ДА — дави апельсины;
  • ДОМ — Дима обнимает маму.

«Белогривые лошадки»

Популярная игра — придумывать, на что похожи проплывающие по небу облака. Если с погодой не повезло и облаков нет, можно искать скрытые образы в лужах, отбрасываемых предметами тенях, колдобинах на дорогах, сухих ветках…

Друзья! Не бывает бесталанных детей. Бывают взрослые, которые не дают детским талантам раскрыться. Но мы уверены, что вы не из их числа. Наслаждайтесь совместным творчеством с вашими малышами, фантазируйте и мечтайте вместе. Счастливого вам родительства.

До новых встреч!

Креативные игры: развитие креативности и фантазии у детей

Креативное развитие дошкольников. Игры на развитие творческого мышления детей

Развитие способностей ребенка – интеллектуальных, физических, творческих – это залог его успешности в дальнейшей жизни.

Полученные в раннем возрасте навыки, знания, умения облегчают процесс школьного обучения, повышают самооценку, помогают развить детские способности и таланты. Детские психологи и педагоги рекомендуют особое внимание уделить развитию креативности у детей.

Специалисты утверждают: сформированное в раннем детстве креативное мышление существенно облегчает процесс решения самых разных жизненных задач.

Что такое креативность?

Говоря о креативности, обычно подразумевают способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач. Считается, что изначально креативность присуща абсолютно всем.

Это мнение не лишено оснований: все родители замечали, что дети, которые еще не знакомы с традиционными способами использования предметов, нередко находят им очень оригинальное применение.

К сожалению, обучаясь решать задачи «правильным», стандартным способом, ребенок утрачивает креативные способности.

При грамотном подходе сохранить и развить креативность можно в любом возрасте. Существуют методики, которые даже взрослых заставляют стать более креативными и учат действовать нестандартно. Но, безусловно, лучший результат дают занятия, начатые в раннем возрасте.

Развитие фантазии и воображения

Современные родители оказываются перед сложным выбором кружков, секций и дошкольных заведений, которые обещают воспитать из ребенка творческую, неординарную личность.

Но необходимо понимать: наиболее эффективными являются занятия с родителями.

Создав в доме атмосферу, благоприятную для творчества и выделив время для общения с сыном или дочкой, родители могут сделать для их развития значительно больше, чем даже самый опытный преподаватель!

Развитие креативности начинается с формирования воображения и фантазии. Воображением называют способность представить определенный объект и удерживать его образ в своем сознании. Выделяют несколько стадий проявления воображения:

  • сновидения – неконтролируемое воссоздание образов, которыми человек не способен управлять;
  • мечты – контролируемое воспроизведение в сознании картин, которые вызывают приятные эмоции;
  • воссоздающее воображение, которое позволяет нам представить образы героев прочитанных книг, описанные кем-либо картины и т.д.;
  • творческое воображение, которое позволяет придумать абсолютно новые образы и разработать идеи, ранее не существовавшие.

Ребенок с легкостью может воссоздать в сознании сказочный мир, он искренне сопереживает выдуманным героям, легко воспринимает искажения реальности. Взрослому сделать это сложнее из-за накопленного опыта и запаса готовых образов и решений.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста происходит исключительно во время игры. Лучшим периодом для этого считается период 5-7 лет, когда происходит активное формирование воображения.

Дошкольники с удовольствием фантазируют и используют реальные предметы в качестве замены воображаемым.

Обычная ветка у них мгновенно становится пистолетом, кресло – салоном автомобиля, а карандаш – волшебной палочкой.

Такие игры не принято называть «развивающими», однако они отлично развивают воображение и фантазию. Впоследствии эти качества проявляются в творчестве, а потом и в других сферах детской жизни. Интересно, что чем старше становится ребенок, тем легче он манипулирует придуманными образами.

С возрастом у детей формируется способность управлять собственной фантазией. Сначала она проявляется спонтанно, дети почти не умеют фантазировать по собственной воле. Дошкольники, а тем более, школьники уже могут регулировать поток фантазии, создавая образы по своему желанию.

Заметить развитие этой способности можно, наблюдая за тем, как ребенок проявляет себя в творчестве. Приступая к рисованию или лепке, дети на ходу придумывают образы персонажей и добавляют им новые детали.

А ребенок старшего возраста обычно планирует, что именно он хочет нарисовать или слепить, он может заранее вообразить законченный образ будущей поделки и подготовить только те материалы, которые необходимы ему для реализации задуманной идеи.

Игры для развития креативности

Стимулировать воображение можно при помощи самых разных игр:

  1. конструкторы отлично подходят для развития пространственного мышления;
  2. занятия творчеством способствуют формированию эстетического вкуса, учат видеть конечную цель работы и воплощать придуманные образы в рисунках или поделках;
  3. головоломки помогают улучшить логические способности, развивают умение находить нестандартные решения различных задач;
  4. ролевые игры тренируют социальные навыки, учат моделировать различные ситуации, создавать цельные образы, удерживать их в сознании на протяжении длительного времени и манипулировать ими по своему желанию;
  5. словесные игры подходят для детей в возрасте от 6 лет, они помогают развить вариативность и скорость мышления.

Но любая игра будет эффективной только в том случае, если заниматься ей вместе с ребенком, вносить в нее элементы развивающего обучения, стимулировать воображение.

Например, если ребенок увлекся строительством домика из конструктора или кубиков, ему стоит задать вопросы: кто будет здесь жить, кто будет приходить в гости к хозяину домика. Если ребенок включится в процесс фантазирования, с ним можно придумать сказку, разыграть любую ситуацию, создать образы различных персонажей.

Иногда можно провести для детей тест на креативность, предложив им самостоятельно придумать историю, разобраться с логической задачкой или сделать поделку. Но ни в коем случае не говорите им, что вы их тестируете! Они должны воспринимать такое задание как игру, не нервничая, не пытаясь соответствовать вашим ожиданиям.

Развивая воображение и фантазию ребенка, стоит придерживаться следующих правил:

  1. откажитесь от желания критиковать процесс и результаты детского труда – ваша задача заключается не в том, чтобы научить его создавать шедевры, действуя по шаблону, а в том, чтобы развить его фантазию;
  2. не делайте всю работу за ребенка, предоставьте ему возможность действовать самому;
  3. не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, дайте ему свободу выбора, постарайтесь увлечь его, но не требуйте строить или рисовать, если у него нет соответствующего настроения;
  4. старайтесь находить занятия, которые не вызовут скуку – если ему будет интересно, от игры он получит не только удовольствие, но и максимальную пользу;
  5. поощряйте у ребенка самостоятельность и любопытство, позволяйте ему задавать вопросы, искать ответы на них.

Но самое главное – прислушивайтесь к своему ребенку! Выбирайте те методы развития воображения, которые будут соответствовать его темпераменту, его интересам и настроению.

Даже если вы не сумеете заинтересовать его играми, направленными на совершенствование креативных способностей, не отчаивайтесь! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы обязательно найдете способ научить его мыслить нестандартно.

10 упражнений для развития креативности

Креативное развитие дошкольников. Игры на развитие творческого мышления детей

Творческое начало есть в каждом человеке. Оно помогает находить интересные нетривиальные решения, создавать новое, выявлять закономерности и несоответствия, реализовываться. Однако если креативность не развивать, со временем она угаснет.

Что это такое

Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи. В России этот термин прижился благодаря специалистам по маркетингу, которые подразумевали под ним возможность создавать оригинальные идей для продвижения товара. Позже иностранный термин закрепился в психологии и вошел в повсеместный обиход.

В широком смысле под креативностью понимается творческое начало, умение находить новые образы, идеи, нестандартно решать типовые задачи.

Параметры креативности

Определенные умения и особенности характера говорят о творческом потенциале человека. Решительность, сообразительность, умение рисковать, широкий кругозор – все эти качества свойственны креативному человеку.

К другим параметрам относят:

  • нестандартность, оригинальное решение задач;
  • способность выдавать много идей за короткий промежуток времени;
  • гибкость мышления и действий;
  • развитое образное представление;
  • использование метафор и ассоциаций;
  • внимательность – нахождение противоречий и необычных элементов;
  • придание абстрактным образам реальных форм.

Креативность и творчество: сходство и отличия

Большинство людей не видят существенного различия этих двух понятий. Однако, творчество – деятельность, процесс, относящиеся к искусству, эстетики.  Креативность  же больше направлена на утилитарное, практическое применение. Иностранный термин часто применяют в маркетинге, бизнесе, образовании. Эти качества личности могут, как дополнять друг друга, так и существовать независимо.

10 упражнений на развитие креативности

В каждом человеке присутствует творческое начало, но не каждый доволен его уровнем.  Существуют игры, задания, техники, упражнения для развития креативности.

Найди взаимосвязь

Это упражнение можно делать одному, в паре или в компании друзей. Для начала необходимо случайным образом выбрать 2 слова. Для этого нужно взять книгу, закрыть глаза и ткнуть пальцем в  2 слова. Затем нужно найти их взаимосвязь, и использовать в одном предложении. Задание можно усложнить, попробовав составить небольшой рассказ, используя 5 случайных слов.

6 шляп

Интересное упражнение для развития креативности и ухода от стандартных, обыденных решений. Этот способ позволяет разыграться фантазии и посмотреть на проблему с разных точек зрения.

Суть упражнения в разделении ролей. Озвучивается задача, которую нужно решить. Каждому одевается вымышленная шляпа определенного цвета. В зависимости от нее, обладатель должен найти ответ, согласно своей роли.

Цвет шляпыЧто символизируетКак действоватьзеленаятворчествопоиск оригинальных, нестандартных решенийбелаялогикаопираться на факты, имеющиеся данныежелтаяоптимизмс вдохновением и энтузиазмом искать решениечернаяпессимизмскептически относится к задачекраснаяэмоцииинтуитивный подходсиняяфилософияобъединить все предыдущие способы и сделать вывод

Если подходящей компании нет, упражнение можно выполнить самостоятельно, поочередно примеряю ту или иную шляпку. Этот подход помогает найти решение даже тогда, когда, кажется, что выхода уже нет.

Вымышленное животное

Часто техники для развития креативности напоминают детские игры и задания. Это неспроста, ведь люди с самого рождения наделены творческим потенциалом, который у большинства не реализован. Дети еще не привыкли мыслить шаблонно, поэтому действуют интуитивно, полагаются на  ощущения. Это врожденная способность у большинства взрослых стерлась.

Для ее «оживления» можно воспользоваться упражнением «вымышленные животные». Нужно вооружиться фломастерами и чистым альбомным листом. Далее необходимо изобразить несуществующего зверя, птичку или рыбку придумать название, и описать его.

50 вариантов

Задание заключается в том, чтобы придумать 50 нестандартных способов применения обычного предмета. Так, пустую консервную банку можно использовать:

  • для хранения продуктов;
  • в качестве меры объема;
  • для выращивания цветов;
  • как подслушивающее устройство;
  • для изготовления поделки.

Оригинальное название

Это задание хорошо выполнять в паре с ребенком. Придумайте новое название привычным вещам. Так, лимон может стать цитрусином, стол – обедником, а форточка – окнушкой. Не ограничивайте себя, проявите фантазию.

Письменные пятиминутки

Творческое мышление можно развить, выделяя ежедневно несколько минут для выполнения письменных заданий. Их можно придумывать самостоятельно, а можно взять из предложенного списка:

  • опишите свою любимую игрушку, используя примерно 100 слов;
  • придумайте рассказ о пустой бутылке;
  • напишите монолог от лица бабочки, которая недавно была гусеницей;
  • составьте список 15 причин для развития креативного мышления;
  • сочините рассказ, используя слова: «ветер», «книга», «небоскреб».
  • назовите 7 обстоятельств, из-за которых будет стыдно фотографу;
  • подготовьте инструкцию, как научить ребенка убирать за собой посуду.

Ряд ассоциаций

Выберите любой предмет в комнате и напишите к нему 5 прилагательных, например, окно: стеклянное, мокрое, белое, большое, соседнее. Затем добавьте еще 5 прилагательных, которые не подходят по смыслу, например, окно: шоколадное, горячее, громкое, быстрое, живое.  Сделать это будет труднее, чем первую часть задания, так как мозг привык думать шаблонно.

Рисунок обоими руками

Включить оба полушария в работу можно, используя простое упражнение. Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.

Не старайтесь сделать идеальную картинку, не зацикливайтесь на результате. Ваша задача сконцентрироваться на самом процессе, действии.

Расшифровка иероглифов

Представьте, что вам предоставили шанс расшифровать древние манускрипты. Найдите в интернете фрагменты египетских писем, всмотритесь в иероглифы, и постарайтесь их «прочитать».

Сундучок идей

Выделите место, в котором будете хранить записочки с интересными идеями. Фиксируйте то, что приходит в голову, даже, если это изначально кажется глупым и бессмысленным. Так, вы не только научитесь прислушиваться к идеям, которые вас озаряют, а потом испаряются бесследно, но и, возможно, сто-то притворите в жизнь.

Еще больше упражнений на развитие креативности смотрите в следующем видео.

Продолжительность 5:30 мин.

Креативные профессии

Творческий подход ценится во многих сферах деятельности: реклама, политика, наука, бизнес, искусство. Читая требования работодателя, часто можно встретить такой пункт, как креативность.

Современный бизнес и технологии не стоят на месте, постоянно растут и развиваются, поэтому и  сотрудники должны соответствовать быстрому темпу.

Консервативный подход, особенно малого и среднего бизнеса, может привести предприятие к банкротству. Чтобы избежать этого, нужно идти в ногу со временем, быть на гребне волны, следить за меняющимися тенденциями.

Для этого нужно соответствующее мобильное мышление. Конечно, не для каждой  ниши это актуально — для большинства.

Среди маркетологов креативность ценится на вес золота. Сейчас огромная конкуренция на рынке товаров и услуг, поэтому все хотят выделиться, показать свою индивидуальность. Хорошо с этой задачей справится креативный человек. Выгодная подача продукта, броский слоган, нестандартное применение товара способны увеличить продажи в разы.

  • Пошаговый алгоритм развития креативности
  • Упражнения на развитие креативности у детей
  • Как развить воображение
  • Как развить творческое мышление взрослым и детям
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.