Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка

Содержание

Важность комплекса оживления

Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка

Большинство родителей даже не подозревают, что такое комплекс оживления. Это специальный чувствительный, двигательный и эмоциональный ответ ребенка, который направлен на взрослого. Этот комплекс определяет конкретный период жизни младенца, его формированию доктора уделяют повышенное внимание.

Комплекс оживления присущ детям в младенческом возрасте

Описание

Комплекс оживления не является собранием конкретных жестов и действий. Это метод младенца контактировать со взрослым человеком. Для того чтобы завлечь взрослого человека, малыш начинает трясти ручками и ножками, выдает звуки. Наиболее энергично ребенок это совершает, когда его игнорируют.

В первый месяц жизни младенец находится в своем личном пространстве и почти не проявляет отношения к окружающему миру.

Рождение является источником огромного нервного перенапряжения для малыша, поскольку он оказывается в неизвестном месте, в котором возникают необычные звуки, освещение, непривычный температурный режим.

В момент новорожденности мамочке необходимо почаще брать младенца на ручки, поскольку лишь у нее он ощущает себя в безопасности. У младенца в этот момент эмоции появляются на исходе первого и истоке второго месяца жизни.

В этот период чадо уже может фокусироваться на объектах, энергично откликается на голос и говор взрослого. При близком контакте с родителями у крошки формируется комплекс оживления, реакция на взрослого — это свидетельствует о том, что закончился этап новорожденности, малыш перемещается в другой период своей жизни и комплекс оживления появился.

Развитие

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте со второго месяца жизни. Проявления на внешние раздражители появлялись и прежде, но сейчас они возникают в комплексе. Такой комплекс у ребенка со временем модифицируется в довольно сложный характер действий оживления, организованный на каждом проявлении отдельно. Это возникает приблизительно в четырехмесячном возрасте.

Комплекс оживления у младенца обладает инициативной функцией, которая сконцентрирована на взаимные действия со взрослым человеком. Вдобавок эта функция является ключевой в расположении к эмоциональной функции.

Обнаружение этого в комплексе оживления у ребенка представляет особое значение в науке, так как подтверждает, что младенец на втором месяце жизни осваивает умение общаться со взрослым и что эта взаимосвязь — основное действие оживления до шести месяцев жизни.

Проявления

Комплекс оживления младенца заключает в себе следующее:

  • застывание во время контакта со взрослым в течение нескольких секунд;
  • визуальный контакт — разглядывание взрослого человека, продолжительный, сосредоточенный взор, который сфокусирован на лице, повышенный интерес ребенок проявляет к глазам;
  • смех и улыбка реально обозначает восторг младенца;
  • оживление в действиях — новорожденный поднимает ноги, вытягивает руки, шевелит головой, изгибает спину ко взрослому человеку;
  • звуковые проявления — младенец завлекает внимание пронзительными, непродолжительными возгласами или долгим лепетом.

Это главные составляющие комплекса оживления, которые обязаны выражаться в совокупности. Собрание проявлений именуется комплексом.

Смех младенца — явный признак оживления

Стадии

Малыш подрастает, и у него возникает потребность контакта — это его первичная общественная необходимость. Младенец формируется, и в этот период комплекс оживления включает ряд стадий.

  1. Первичная стадия комплекса оживления именуется застыванием. Подобным способом малыш откликается на внешние факторы. Проявляется в начале второго месяца.
  2. Вторая стадия комплекса оживления — фокусирование. Берет начало на третьем месяце и проявляется энергичностью. Малыш применяет для контакта с окружающей средой определенные проявления (отзывается на улыбку, действиями завлекает взрослых, попавших в обозрение).
  3. Третья стадия комплекса оживления у ребенка именуется лепетом, смехом и усмешками. Подобным способом младенец делает попытки выразить свои позитивные эмоции.

Более энергично младенец развивается в первом полугодии, если на этом этапе жизни он получит в достаточной степени заботу и внимание от близких, то его психическое формирование будет нормальным.

Ребенок будет энергичным, веселым, бодрым, рано начнет лепетать и смеяться — это показатель верного развития младенца. Если ребенок обделен вниманием, то у него наступает пассивность или он постоянно кричит. Его интеллектуальное и физиологическое формирование затормаживается.

Дети, которые чувствуют нехватку общения, предрасположены к неврозам, психическим расстройствам.

Необходимость контакта

Кроме проявления эмоций, комплекс оживления у ребенка играет роль функции взаимосвязи со взрослыми, что подтверждается тем, что, исходя от условий, ребенок может увеличивать или тормозить одну или другую его составную часть.

Младенцу нужно непрерывное общение с человеком, которое способствует его психологическому формированию. Примерно до полугода общение ребенка и взрослого человека осуществляется на основании эмоций, сопровождающихся различными проявлениями.

Чувствительный контакт осуществляется благодаря разным действиям, которые отвечают конкретным эмоциям: применяются жесты, тон голоса.

Когда ребенок достигает возраста 6-8 месяцев, начинается следующая стадия его контакта со средой обитания и близкими — ситуативно-деловое общение. В этот момент наравне с эмоциями возникает манипуляция с предметами.

Вследствие энергичного общения со взрослыми в первые месяцы младенец психически формируется и перемещается на следующие стадии своего развития.

Но самому совершать это ему тяжело, отчего взрослый человек обязан помогать ребенку в познании окружающей среды. Благодаря этому младенец будет стремительно и безупречно формироваться.

На этой стадии основываются предпосылки для естественного развития психики ребенка.

Общение со взрослыми важно в первые месяцы жизни

Смысл явления

Комплекс оживления предоставляет младенцу право быть основоположником контакта. В психологии говорится, что отныне ребенок может:

  • издали заприметить приближение человека;
  • уловить голос;
  • завлечь внимание;
  • оповестить о конкретных нуждах.

Таким образом младенец вливается в процесс взаимосвязи, оказываясь в окружении, которое способствует психологическому и эмоциональному формированию.

Необходимо обозначить тот факт, что, если ребенок пытается проявить инициативу, стоит дать ему эту возможность. Некоторые родители не отходят от ребенка ни на минуту, пытаются по первому звуку, который издал ребенок, удовлетворить его потребности.

Младенцу нет нужды напрягаться, чтобы привлечь внимание, это может неблагоприятно отразиться на активности и предприимчивости. Однако это не означает, что не надо обращать на ребенка внимания вообще.

Все нужды нужно выполнять в свое время и полностью для формирования у ребенка хорошего самочувствия, но не стоит пытаться их предвидеть.

Благодаря комплексу младенец учится привлекать внимание взрослых

Сроки проявления

Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются.

Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам.

Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.

В отдельных случаях формирование комплекса оживления может затормаживаться. Это может означать неправильное формирование или нехватка ухода и заботы со стороны близких.

Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора.

Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата.

Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.

Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще.

То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе.

Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.

Кризис развития новорожденного от 0 до 2 месяцев

Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка

Первый год жизни ребёнка – это особенный период для всех членов семьи. Ребёнок адаптируется к новым условиям жизни, осваивает необходимые навыки, и родители должны быть всегда наготове прийти ему на помощь.

В первый год идёт интенсивный рост и развитие всех систем организма, закладывается фундамент будущего характера ребёнка, выстраивается отношение к окружающему миру.

Из беспомощного новорожденного он превращается в активного ребёнка, способного демонстрировать практически весь спектр эмоций. Формирование личности начинается с первых дней жизни.

Поэтому очень важно, чтобы в эти моменты кроха получил положительный опыт общения с внешним миром, и в первую очередь с родителями.

Причины кризиса

Период новорожденности психологи называют кризисным. Сам факт рождения является для маленького организма огромным стрессом, а новые условия жизни доставляют крохе немалый дискомфорт.

В этот период ребёнок полностью зависит от взрослого. У малыша наблюдаются лишь врожденные (безусловные) рефлексы, которые необходимы ему для выживания и приспособления к жизни в окружающем мире. С одной стороны, ребёнок зависит от родителей, с другой — он не способен выразить свои желания с помощью речи.

Именно это противоречие между максимальной зависимостью от взрослых и минимальными средствами общения является причиной кризиса, который подталкивает ребёнка к дальнейшему развитию и совершенствованию всех его систем.

Признаки кризиса:

  • потеря веса в первые дни после рождения;
  • крикливость ребёнка при неудовлетворении базовых потребностей;
  • вздрагивания, сжатие пальцев в кулачок, хватательные движения при купании и переодевании.

Как правило, кризис новорожденного длится не более 1-2 месяцев. Физиологическим критерием окончания кризиса является зрительное и слуховое сосредоточение, а также достижение малышом веса, в котором он родился.

Психологическим критерием окончания кризиса новорожденности считается появление комплекса оживления.

Комплекс оживления

Главным результатом кризиса новорожденного является комплекс оживления. Это набор реакций малыша на внешние раздражители. Он представляет собой совокупность следующих действий:

  •  реакция замирания и зрительного сосредоточения на объекте внимания в первые секунды общения;
  •  оживленные движения ножками и ручками, выгибание спинки;
  •  улыбка, как ответная реакция на речь взрослого;
  • вокализации (громкие вскрикивания и протяжные гуления) во время общения.

Всей совокупностью этих реакций ребёнок проявляет инициативу к общению со взрослым.

Важно знать!

Комплекс оживления у ребёнка начинает проявляться к концу первого месяца жизни. Более выраженным он становится в возрасте двух месяцев. Научные исследования показали, что он проявляется раньше у тех деток, родители которых не только удовлетворяют жизненные потребности ребенка, но и общаются с ними.

Своим вниманием, любовью и заботой взрослые стимулируют формирование у крохи новых эмоций, потребностей в познании и общении. При недостатке общения и внимания со стороны родителей комплекс оживления может задержаться или могут наблюдаться отклонения в его выраженности.

Как вести себя родителям

Из всех живых существ, населяющих нашу планету, самым беспомощным при рождении оказывается человек. Только человеческий детёныш нуждается в родителях сильнее всех и в течение самого долгого периода времени. Всем своим поведением он сигнализирует о своих потребностях.

Но и родители должны уметь распознавать эти сигналы. Задача родителей заложить чувство безопасности и базовое доверие к миру. Благодаря доверию ребёнок будет чувствовать себя счастливым и защищенным, и только оно придаст ему уверенность.

Чтобы помочь новорожденному менее болезненно пройти кризис, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  •  соблюдать комфортный температурный режим в комнате малыша;
  •  кормить малыша по требованию до сытости;
  •  разговаривать с ребёнком ласковым тоном во время кормления, купания и в процессе переодевания;
  •  окружить спокойствием, вниманием и теплотой;
  •  делать массаж и гимнастику;
  •  во время купания использовать какую-нибудь основу, чтобы малыш её чувствовал и не испытывал чувства незащищенности и тревоги;
  •  в дизайне комнаты новорожденного использовать светлые пастельные тона, яркие цвета добавлять очень дозировано и постепенно;
  • выстроить режим дня и соблюдать его.

Чего делать не следует

  1. Нельзя с первых дней новорожденного активно с ним взаимодействовать и перенасыщать день эмоциями и впечатлениями, показывать слишком яркие игрушки. Ребёнок может перенасытиться впечатлениями и стать беспокойным. Также не стоит постоянно менять интерьер детской.

    В таком возрасте ребёнок ощущает себя комфортнее спокойнее в привычном помещении.

  2. Нельзя оставлять плачущего ребёнка наедине с самим собой «проплакаться». Существует мнение, что не стоит обращать внимание на плач ребёнка после того, как все его потребности удовлетворены.

    Однако, такая рекомендация спорна, поскольку ребёнок в такие минуты чувствует себя покинутым и ненужным, ему одиноко и страшно. Если регулярно оставлять ребёнка «проплакаться», то у него может не сформироваться чувство доверия, необходимое для оптимального психоэмоционального развития.

    Все воспитательные приемы должны быть оправданы и разумно дозированы.

От того, как пройдет период новорожденности, во многом будет зависеть дальнейшее развитие ребёнка.

Результатом его успешного завершения является нормальное функционирование организма малыша, удлинение времени бодрствования и живая реакция на появление мамы. Эти показатели в развитии ребёнка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Кризис новорожденности: его особенности и характеристики

Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка

В процессе развития человек проходит через несколько возрастных кризисов, первый из которых начинается сразу после рождения – переход от внутриутробного развития к внеутробному. От успеха прохождения кризиса новорожденности зависит все дальнейшее развитие ребенка.

Суть кризиса

Признак начала кризиса – потеря веса в первые дни жизни (9-12 дней). Кризис новорожденности длится от рождения до 2 первых месяцев жизни ребенка. Основа развития ребенка на этапе новорожденности и младенчества – противоречие между биологической зависимостью от матери, высокой социальностью и недостатком средств для полноценного общения.

Появляясь на свет, ребенок становится индивидом и самостоятельным психическим организмом. Происходит перестройка всех систем, особенно психики. Рождение означает:

  • переход от паразитарного образа жизни к индивидуальной и самостоятельной жизни;
  • изменение стиля питания с плацетарного на оральный;
  • перестройка системы дыхания, адаптация в воздушной среде;
  • адаптация к новым температурным условиям, свету, среде и т. д.

Психическое новообразование новорожденности – комплекс оживления (выражение потребности в общении). В его состав входит:

  • реагирование на приближение взрослого (моторное возбуждение);
  • инициатива общения (крик, плач и другие способы привлечения внимания);
  • вокализация, подражание речи при контакте с матерью («агу-агу»);
  • улыбка.

Ребенок еще не может говорить, но общается он с помощью тона, разного плача и смеха. Вокализация имеет множество оттенков, которые понятны только малышу и близкому взрослому. К другим новообразованиям этого периода относится реакция сосредоточения глаза и уха, перестройка поведения, условные рефлексы на некоторые раздражители.

У новорожденных отмечаются также некоторые врожденные рефлексы, но они не пригодны для человеческой жизни, потому постепенно отмирают. К врожденным рефлексам относится:

  • сосание (пищевой);
  • торможение при покачивании (рефлекс сна);
  • ориентировочные рефлексы (поворот головы к свету, вздрагивание от неожиданного влияния раздражителя, реакция зрачка).

Возможные осложнения

Только от взрослых людей зависит успех перестройки организма ребенка. При рождении ребенок беспомощен, у него отсутствуют инстинкты.

Он становится полностью социальным организмом, но еще не имеет необходимых средств. Без помощи взрослых ребенок погибнет через несколько часов.

Сам ребенок не выдержит перепада температур, яркого света и шума, а с помощью ухода взрослого, его защиты, малыш постепенно адаптируется.

Признаки комплекса оживления означают завершение кризиса новорожденности и его успешное прохождение. Сроки прохождения кризиса индивидуальны. В семьях, где мать является не только уходчицей для ребенка (покормить, переодеть), но и непосредственно матерью (поиграть, поговорить), кризис проходит быстрее.

В период новорожденности малыш приобретает базовое доверие к родителям и миру, уверенность в безопасности. Это произойдет только в любящей семье, которая удовлетворяет потребности ребенка и достойно за ним ухаживает.

В большей мере это зависит от материнской заботы, коммуникации матери и ребенка, реагирования женщины на обращения своего дитя.

Спокойствие и любовь матери, ее доступность и адекватность – залог формирования детского доверия к ней.

Если сформируется доверие к матери:

  • то и весь мир будет восприниматься ребенком как надежное и стабильное место, в котором есть понимающие и заботливые люди;
  • оно послужит основой умения в будущем стойко переносить жизненные трудности, сложности развития и взросления, другие кризисы.

Проблема в том, что кризис новорожденности иногда совпадает с послеродовой депрессией матери и ее личностным кризисом.

В таком случае существует риск неблагоприятного развития событий, неадекватного отношения матери к малышу.

Мать должна не просто вызывать доверие у ребенка с помощью удовлетворения его потребностей, но и сама быть уверена в своих силах, доверять сама себе, считать себя и быть надежным человеком, которому можно доверять.

Диада «мать-дитя»

Несмотря на отделение после родов ребенка от матери, в психологии продолжают рассматривать их как единый организм – диада «мать дитя».

Жизнь ребенка находится в руках матери или замещающего ее близкого взрослого.

Через значимого взрослого ребенок удовлетворяет свои потребности, знакомится с собой, выстраивает представление о себе и мире; делает первые попытки понять и оценить свои состояния.

Попытки отделиться от матери и выстроить свой мир начнутся примерно в 10-14 месяцев. Пока же мама – индикатор его состояния и окружающей обстановки. Если близкий взрослый улыбается, гладит ребенка, прижимает, мило с ним беседует, то малыш делает вывод: «У меня все хорошо».

Если ребенок слышит в свою сторону негативный тон, чувствует возбуждение и негативное напряжение матери, тревожность, или его игнорируют, то формируется противоположная установка: «У меня все плохо, мир не безопасен».

Позже если ситуация не изменится, установка трансформируется в «я плохой».

Особенности новорожденного

В первые дни после рождения жизнедеятельность ребенка имеет свои особенности:

  • ребенок спит 80 % времени, притом во время сна малыш пребывает в полубодрствующем состоянии;
  • соответственно, 20 % времени малыш бодрствует, но в это время он находится в полудреме;
  • постепенно под влиянием воспитания режим сна и бодрствования восстанавливается, начинает совпадать с моментами кормления;
  • движения хаотичны, неорганизованны, но постепенно двигательная активность восстанавливается;
  • поведения как такого еще нет, но постепенно формируются условные рефлексы (комплекс оживления – первый акт поведения).

Человеческое лицо – первое, что начинает выделять ребенок из окружающего мира и на что реагирует.

Окончание этапа новорожденности

Таким образом, кризис новорожденности можно охарактеризовать как кризис «доверие-недоверие». Благоприятное его разрешение – формирование у ребенка доверия к матери и миру.

О завершении периода новорожденности и прохождении кризиса свидетельствуют три критерия: медицинский (обратный набор веса до номы), психологический (комплекс оживления), физиологический (зрительное и слуховое сосредоточение, условные рефлексы).

Новорожденным называют ребенка до одного месяца, в дальнейшем употребляется термин «младенец». Вместе с тем наступает и новый возрастной этап – младенчество, которое сопровождается другим возрастным кризисом – одного года.

Кризис новорожденности: психология, виды и особенности

Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка

Психологические кризисы сопровождают нас всю жизнь. Больше всего говорят о «переходном возрасте» и кризисе «середины жизни». Но самый первый переломный момент для нашей психики — кризис новорожденного.

Что собой представляет кризис?

Большинство психотерапевтов определяют момент рождения, как первую психологическую травму в жизни человека. Это связано с тем, что тип существования кардинально меняется. От внутриутробной жизни ребенок переходит к внеутробной.

Этот процесс требует не только физиологической перестройки, но и психологической. Хотя и психика у младенца пока еще не сформировалась до конца.

Считается, что кризис новорожденности проявляется потерей веса малышом впервые дни жизни. В его основе конфликт между повышенной социальностью, зависимостью от матери или другого значимого взрослого и невозможностью полноценно общаться.

Ребенок из комфортной среды попадает в непривычные условия, ему постоянно требуется подтверждение безопасности. Но он еще не умеет взаимодействовать с окружающими миром. Его единственный способ выражать свои не до конца осознаваемые потребности — крик.

Единственный способ получить подтверждение, что все хорошо — контакт с матерью или другим взрослым. Спокойный доброжелательный голос, ласковые прикосновения успокаивают младенца.

Матрицы Грофа

Американский психотерапевт Станислав Гроф рассматривал кризис новорожденности в психологии через стадии родов. Он выделил 4 матрицы:

  • период схваток;
  • прохождение по родовым путям;
  • непосредственно процесс родов;
  • первое взаимодействие с матерью.

По мнению психоаналитика, большинство ментальных проблем своими корнями уходят в сложности, с которыми младенец столкнулся в родах. Для разрешения этих трудностей Гроф, используя специальные техники, погружал пациентов в момент рождения. Он считал, что повторное прохождение четырех этапов, выход из них без страхов, недоверия и других проблем — основа здоровой психики.

Возможные осложнения кризиса

Базовое доверие к миру закладывается впервые месяцы жизни, на которые приходится кризис новорожденности. Если родители обеспечивают не только полноценный уход, но и комфортную психологическую обстановку — малыш легко адаптируется к внешнему миру.

Если ребенок чувствует раздражение, страх матери или она игнорирует его плач — он осознает, что не все в порядке, он не в безопасности. Мир кажется ему враждебным.

Если мама излучает покой и любовь — малыш понимает, что он в безопасности, с ним все в порядке, мир безопасное место. Сложности в этот период могут возникнуть из-за послеродовой депрессии у матери. Именно поэтому, впервые месяцы жизни ребенка, важна забота и о нем, и о матери. Именно это станет залогом нормального развития детской психики.

Сформированное доверие к родителям обеспечит более мягкое прохождение возрастных кризисов — года, трех, пяти и семи лет. Восприятие мира, как надежного и безопасного места, сформированное в младенчестве, в дальнейшем станет залогом комфортной социализации.

Как организовать адаптацию младенца

Успешное завершение адаптации к миру будет зависеть не только от спокойной психологической обстановки дома, но и умеренного количества внешних раздражителей.

Громкие, резкие звуки, яркий свет будут травмировать малыша. Не нужно с первых дней дома окружать ребенка яркими игрушками, включать ему детские песенки.

Фоновая спокойная классическая музыка и монохромные простые картинки — допустимый максимум впечатлений.

Визиты родных и друзей, желающих поздравить семью с пополнением, лучше отложить. Первые дни после выписки обилие гостей и внимание с их стороны причинят дискомфорт младенцу.

Не бойтесь приучить ребенка к рукам. Потребность в постоянном контакте с матерью жизненно необходима малышу. Ведь для него это залог подтверждения собственной безопасности.

Некоторые дети медленнее адаптируются к новому непривычному миру, именно они беспокойно спят и комфортно чувствуют себя на руках. Немного разгрузить маму в такой ситуации поможет слинг.

Комплекс оживления: в каком возрасте проявляется у ребенка, что такое – Гармония внутри

Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка

20.11.2019

Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением.

До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира.

Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Комплекс оживления младенца

Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

  • Комплекс оживления включает в себя:
  • — реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;
  • — зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;
  • — улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;
  • — оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

Источник:

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте

Анастасия

Для мам, заметевшим признаки аутизма( РАС) от 0 до года

Решила написать этот пост и закрепить у себя наверху в дневнике, потому что довольно часто мне приходят сообщения от мам малышей, которые оказались в подобной мне ситуации: когда в возрасте до года ребенок потерял или так и не приобрел в достаточной мере такие необходимые компоненты эмоционального общения, как глазной контакт, ответная улыбка, выраженный комплекс оживления ( радость при виде родителей, при общении с ними ), коммуникативный лепет и т.д… Читать далее →

Логопед, дефектолог

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИКоснитесь указательным пальцем щеки ребенка. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то повторите это еще несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке. В ответ ребенок поворачивает голову, открывает рот или совершает сосательные движения.

Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка. Ребенок захватывает палец тотчас, как только вы касаетесь руки, и удерживает его.Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его, держите наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45 градусов. Ребенок успокаивается в тот…

Читать далее →

Анна

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка до года — Первый месяцУ ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делатьcосательные движения; «хватательный»: Если вложить палец в ручкуребенка, он крепко сожмет его.Что может ребенок 1 месяц:Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;

Лежа на животике, пытается поднять… Читать далее →

Yulik

Развитие ребенка по месяцам до года

Развитие ребенка до года — Первый месяцУ ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делатьcосательные движения; «хватательный»: Если вложить палец в ручкуребенка, он крепко сожмет его.Что может ребенок 1 месяц:Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;

Лежа на животике, пытается поднять… Читать далее →

Календарь развития ребенка

Мы расскажем вам реальные истории наших мамочек, которые прошли через это или проходят прямо сейчас!

2-ОЙ МЕСЯЦ !

Вашему ребенку исполнился месяц — первый юбилей в жизни человека. Теперь его уже нельзя назвать новорожденным. Период приспособления организма к внеутробной жизни закончен и начинается активная фаза роста.

Народная мудрость описывает этот процесс словами «не по дням, а по часам», а наука — более привычными фразами о том, что никогда человек не растет так быстро и не меняется так стремительно, как в первый год своей жизни.

Читать далее →

Anastasia

19 игр для грудничков — играйте и развивайтесь!

Организовать игру для самых маленьких бывает непросто даже родителям со стажем. Что уж говорить о молодых и неопытных! Постараемся помочь и тем и другим. А главное — позабавим малюток! Ведь игра для них — это возможность успешно расти и развиваться… Читать далее →

Развитие от рождения до года

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

Светлана

Развитие ребенка до года по месяцам. Что должен уметь новорожденный ?

Первый месяцУ ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать сосательные движения; «хватательный»:Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.

Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд. Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице; Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову. Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;…

Читать далее →

may

19 ИГР ДЛЯ МАЛЫШЕЙ — ИГРАЙТЕ И РАЗВИВАЙТЕСЬ!

Организовать игру для самых маленьких бывает непросто даже родителям со стажем. Что уж говорить о молодых и неопытных! Постараемся помочь и тем и другим. А главное — позабавим малюток! Ведь игра для них — это возможность успешно расти и развиваться… Читать далее →

Татьяна

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка до года – Первый месяцУ ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делатьcосательные движения; «хватательный»: Если вложить палец в ручку

ребенка, он крепко сожмет его. Читать далее →

Burburka

Беспокойство у младенцев: детские страхи до года

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца.

Он не может терпеть, ибо его потребности биологически предопределены и направлены на поддержание и развитие жизни. Только постепенно ребенок становится способным справляться со своими нуждами и проявлять меньше беспокойства.

Если же физиологические потребности не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия… Читать далее →

Белко

Возрастные особенности развития. Понятие о кризисах и стабильных периодах. Их особенности

Развитие психики может идти медленно и постепенно, а может – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Стабильный период характерен долгой продолжительностью, плавными изменениями структуры личности без сильных сдвигов и перемен.

Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности… Читать далее →

Жанна

Календарь развития ребенка до года по месяцам

Календарь развития ребенка до года по месяцам Развитие ребенка в первый месяцУ ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения; «хватательный»: Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его. Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;

Лежа на животике, пытается поднять… Читать далее →

Комплекс оживления новорожденного

Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка

Все мы не раз слышали о комплексе оживления младенцев, и вроде бы знаем, что это такое и как он проявляется. Но вопросы и непонимания все-таки терзают родительскую душу.

Давайте разбираться детально. Начнем с того какие характеристики входят в интересующий нас комплекс.

  • младенец замирает в 1ые секунды общения;
  • младенец зрительно сосредотачивается – как бы «рассматривает», взгляд направлен на лицо «собеседника», он долог и пристален, наибольшее внимание уделяется глазам;
  • улыбка (уже) – показатель радости;
  • оживленные движения – ручки тянуться, головка двигается, ножки вскидываются, спинка выгибается;
  • все вышеперечисленные действия сопровождаются вокализацией, т.е. ыми реакциями, вас привлекают возгласами и гулением.

Комплекс на то и комплекс, все данные реакции должны происходить совокупно.

Когда же развивается комплекс?

Период формирования комплекса оживления начинается к концу первого месяца. Вы скажите, что реакции оживления были и раньше. Да, малыш реагировал на любые раздражители. Но только сейчас его реакции комплексны.

Важно установить с малышом разумный контакт глаз. Ребенок в данном возрасте осознанно смотрит в глаза.

Малыш пока еще не умеет отличать лица знакомых от незнакомцев (обладание этим умением придет только к середине 1ого годика). Позже ребеночек будет насторожен при виде неизвестных людей.

В период четырех месяцев комплекс оживления модифицируется в другие формы реагирования, более сложные, они основаны на каждой отдельно взятой.

В чем же смысл комплекса оживления младенца?

С помощью данного комплекса малыш постепенно становится начинателем и побудителем общения! Малыш может заранее «сказать» родителю о своих желаниях и нуждах. Малыш постепенно попадает в среду общения, которая необходима для стимуляции развития психических функций.

Хочу отметить, как только малыш становится инициатором, позвольте ему им быть! Есть тревожные и невротичные родители, которые готовы чуть ли не спать у детской кроватке, они угадывают все желания малыша, даже если тот и не успел о них заявить. Малыш понимает, что его потребности удовлетворяются, даже не надо стараться и просить об этом.

В будущем могут появиться проблемы в инициативностью в целом. Но я не говорю, что стоит забросить малыша полностью. Запомните, не впадайте в крайности, будьте разумны, подходите ко всему с умом. Все нужды и желания малыша следует удовлетворять в нужное время и в нужном объеме. Но не предугадывайте их!

Обратите внимание! Если перечисленные реакции не появляются в нужное время – это, может быть, тревожный колокольчик. К примеру, если реакции комплекса не появляются до десятой недели, это может свидетельствовать о ЗПР или аутизме. Своевременно обращайтесь к врачу.

Комплекс оживления является той пограничной зоной, после которой заканчивается этап новорожденности, и начинается период развития психических функций малыша.

Данное развитие, как я отмечала ранее, строится с помощью взаимодействия и общения с взрослым.

Как мы уже определили, комплекс оживления – это способ коммуникации с взрослым миром. Данное общение, естественно, зависит от ситуации.

К примеру, если взрослый не обращает внимания на малыша, тот в свою очередь, чтобы привлечь взрослого использует комплекс оживления, машет ручками, «приманивая» взрослого к себе.

Или же наоборот, взрослый активен с малышом, как следствие комплекс не такой оживленный, как в первой ситуации.

Кульминация комплекса оживления!

Самый большой прилив счастья приходится на возраст трех – четырех месяцев. Только малыш услышит голос мамы, как активно начинает издавать разные звуки, двигаться, улыбаться. Обратите внимание на рекламы с детками, чаще всего мы видим именно малышей в таком возрасте. Малыш всегда весел, улыбчив и производит волшебные впечатления.

На данном этапе активно укрепляется связь малыш – родители. Некоторые родители говорят о том, что именно в данный период они испытали самое сильное чувство любви к своему чаду.

Есть ли улыбки после комплекса оживления?

Данный период совсем недолгий. Развитие требует более сложных форм реакции, и на смену данному комплексу приходят другие формы поведения. Данная смена происходит в возрасте четырех – пяти месяцев.

Теперь маленький знает, что позвать родителя можно, не только при помощи плача, но и при помощи других звуков. Улыбка становится звонким смехом. Движениями он начинает управлять. Осознанно изучает свое маленькое тельце и мир вокруг него.

В этот период малыш радуется не только маме – папе, но и другим близким людям. Также его радость вызывают игрушки!

Дорогие родители, обратите ваше внимание!

Случается, что комплекс проявляется с опозданием или же вообще не появляется. Это сигналы! Отреагируйте их, пожалуйста.

Если маленький не активничает в пять недель, не имеет фокуса на лице, не имеет реакции на голос, нет вздрагивания при резком и громком звуке, вероятно, что малыш имеет проблемы с развитием слухового и зрительного анализаторов.

Если маленький в четыре месяца реагирует на взрослого только в том случае, когда он наклонился к ребеночку почти впритык, или, увидев издали не активничает, то, возможно, он имеет проблемы с психомоторикой. Обратитесь к специалисту.

Задача для вас, дорогие мамы и папы, делайте так, чтобы максимально часто вызывать у малыша реакции оживления, всегда говорите с ним, проявляя любовь и заботу!

Растите большими и здоровыми.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.