Первые детские сады появились под руководством кого. Детские сады в ссср

Детские сады в СССР

Первые детские сады появились под руководством кого. Детские сады в ссср

У каждого рожденного в Советском Союзе свои воспоминания о детстве. И, пожалуй, одни из самых ярких (причем, не всегда положительных) – воспоминания о детском садике.

Кто-то вспоминает детский сад с удовольствием и светлой ностальгией; у кого-то он ассоциируется с ненавистной манной кашей, обязательным дневным сном в самое интересное время суток и хождение строем даже в туалет.

Тем не менее, детские сады в СССР запомнились каждому, кто их посещал – ведь они были неотъемлемой частичкой советского детства.

Историческая справка

Детские дошкольные учреждения – ясли и сады – существовали и в царской России. Правда, исторические сведения о первом детском садике в разных источниках расходятся. По одним источникам первый детский сад был открыт в Петербурге в 1816 году.

Другие называют более позднюю дату – 15 мая 1837 года: в этот день при Демидовском доме трудолюбия были открыты дневные детские комнаты, где матери-работницы могли оставить детей под присмотром нянечек.

Третьи источники называют датой появления детских дошкольных учреждений 1880 год, когда при Раменской текстильной фабрике открылись первые ясли для детей ее сотрудниц. Аналогичное заведение на селе появилось еще позже: в 1896 году в пермском губернском земстве.

Советские ясли и детские сады

В СССР детские ясли и сады открывались по всей стране с первых лет его существования: молодому советскому государству требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских.

Поэтому проблемы «с кем оставить ребенка молодой работающей маме» практически не существовало – ее успешно решали повсеместно открываемые детские сады и ясли.

Кроме того, дошкольные учреждения были начальной ступенью системы всеобщего среднего образования, гарантированного Конституцией каждому советскому гражданину.

Отметим, что до середины прошлого века это были отдельные учреждения: в ясли принимали детей с двухмесячного возраста (когда у мамы заканчивался оплачиваемый декретный отпуск) до 3 лет, в садик – с 3 до 7 лет.

И только в 1959 году детские ясли и сады были объединены в одно учреждение, для которых Министерством образования была разработана единая программа воспитания и обучения по принципу «от простого к сложному».

Классический ясли-сад состоял из семи групп – трех ясельных и четырех детсадовских: младшей, средней, старшей и подготовительной. Правда, ясли как отдельное учреждение еще оставались до середины 70-х годов в сельской местности.

Частных детских садов в СССР не было, все они были государственными (муниципальными) либо ведомственными (принадлежащими какому-то предприятию: заводу или фабрике). Курировали их местные органы образования и здравоохранения.

Причем государство не только повсеместно строило детские дошкольные учреждения, но и несло львиную долю расходов по обеспечению воспитательного процесса. Игрушки, книги, мебель, посуда и все остальное закупалось в необходимом количестве и регулярно обновлялось.

О каких-либо поборах «на шторы» или иные «нужды», процветающих в современной России, не было и речи. На плечи родителей ложились лишь частичные расходы на детское питание, которые рассчитывались, исходя из совокупного размера заработной платы мамы и папы.

А малообеспеченные и многодетные семьи полностью освобождались от платы за детский сад.

Детсадовские будни

Утро в советском детском садике начиналось с обязательной зарядки под бубен. Размявшись и окончательно проснувшись, малыши садились завтракать. Утреннее меню не отличалось особым разнообразием: молочная каша (чаще всего – манная, которую многие дети терпеть не могли), булка с маслом и сыром и какао. После завтрака воспитатели проводили занятия соответственно возрасту.

В числе обязательных занятий, разработанных Министерством образования, были музыка, рисование, лепка, конструирование, счет, изготовление поделок и аппликаций, знакомство с окружающим миром, физкультура. И, конечно же, чтение детских книг воспитателем.

Последнее действо выходило далеко за рамки обязательных занятий: воспитатели читали книги и рассказывали сказки в любую свободную минуту. Одни – из искреннего желания привить малышам любовь к книге и народному творчеству, другие таким образом обеспечивали дисциплину в группе.

Как бы там ни было, к семи годам советские дошкольники наизусть цитировали длиннющие произведения Чуковского, Михалкова, Маршака, с удовольствием пересказывали и инсценировали сказки, а многие уже самостоятельно читали любимые книги.

После занятий – прогулка. Гуляли детсадовцы на специальных участках возле садика, оборудованных качелями, горками, лесенками, песочницами, столами, скамеечками и обязательными беседками на случай дождливой погоды. Прогулка, как и занятия, была неотъемлемой частью режима дня, установленного в детских дошкольных учреждениях. Не гуляли малыши только в сильные морозы.

Вернувшись с прогулки, проголодавшиеся дошкольники принимались за обед, который уже ждал их на столах. Состоял детсадовский обед из трех блюд: супа, второго блюда и компота из сухофруктов или киселя. Надо сказать, кормили в детских садах вкусно, готовили качественно. Один из главных советских принципов «Все лучшее – детям!» соблюдался здесь неукоснительно.

Затем начинался самый неприятный момент в жизни воспитанников детского сада: тихий час. Спать днем дети не любили, особенно летом, когда вовсю пекло дневное солнце и хотелось бегать, прыгать и играть, а не валяться в кровати.

И чем старше они становились, тем сложнее было воспитателям уложить и усыпить маленьких непосед. Тем не менее, дневной сон в детском саду был обязательным.

И здесь тоже приходила на выручку книга: спокойный голос воспитателя, читающего Пришвина или Бианки, в конце концов, усыплял даже самых отъявленных озорников.

После тихого часа следовал полдник, который состоял из молока или кефира с булочкой или печеньем. Затем воспитатели занимали детей играми, разучивали с ними стихи и песни к праздникам, коротая время до ужина.

На ужин подавалось горячее второе блюдо: рыба с гарниром, творожная запеканка или омлет и сладкий чай.

После ужина детей начинали потихоньку разбирать родители: в теплое время года – с участка, в холодное – из группы.

На лето ведомственные детские сады переезжали на загородную дачу, однако и там режим дня оставался неизменным.

Как видите, жизнь в советском детском саду была подчинена строгому режиму, который нравился далеко не всем детям. Случалось, что малыши бурно протестовали против необходимости есть по утрам манную кашу, пить молоко с противной пенкой и спать, когда не хочется.

Иногда доходило и до побегов из детского сада. (Автором этих строк, например, дважды предпринимались попытки сбежать: один раз попытка оказалась неудачной – засекли у ворот детского сада и водворили в группу.

Второй раз мне удалось не только выйти за пределы участка, но и самостоятельно доехать на трамвае до дома – родители схватились за сердце). Но было в садике и то, ради чего стоило забыть обо всех неприятных моментах – это детские утренники, посвященные тому или иному празднику.

Их ждали, к ним тщательно готовились, их вспоминали долгие годы. Многие рожденные в СССР помнят их и по сей день. А вы помните?

В разделе – советское образование

 Советские дети почти поголовно шли в школу с удовольствием. Да и как могло быть иначе: глядя на важничающих старших братьев, сестер и соседских ребятишек, малыши тоже хотели подтянуться. В первой четверти оценок им почти не ставили – в тетрадках мелькали только «См.», что означало «смотрела», если работа была не на высоте, или красные звездочки, равносильные «4» и «5».  …

В разделе – советские дети

Детство… Оно у каждого свое, неповторимое. Но все же есть общие моменты, объединяющие несколько поколений в одно понятие: советский человек. И все они – родом из детства.   …

День дошкольного работника в России

Первые детские сады появились под руководством кого. Детские сады в ссср

27 сентября в России отмечается День воспитателя и дошкольного работника. Праздник молодой, но весьма любимый по понятным причинам: каждый из нас был когда-то дошкольникам и как минимум контактировал с человеком, считавшимся воспитателем. А как появилось само понятие дошкольного образования и как развивалось это направление деятельности? И что за люди стояли у истоков?

Совсем недавно, 17 мая этого года приказом № 577 Минобрнауки РФ установило новый профессиональный праздник, назвав его «День воспитателя и всех дошкольных работников» и определив дату — 27 сентября, когда в России был открыт первый детский сад. 
Готовясь поздравлять работников дошкольных учреждений, давайте вспомним о том, как вообще появились детские сады.

Утопия, ставшая реальностью

История детских садов — это рассказ про реализованную утопическую мечту. Что ещё раз доказывает: если человек что-то делает с увлечением, у него обязательно это получится.
История детских садов начинается с Роберта Оуэна, родившегося в 1771 году.

Он работал на фабрике своего тестя — управлял одним из предприятий в Шотландии (Нью-Лэпаркс). В то время рабочим жилось сложно — они трудились по 14 часов в сутки, зарабатывая лишь себе на жизнь.

Роберт придерживался социал-утопических взглядов и считал, что человек является продуктом социальной среды, которая его формирует вне зависимости от внутренних желаний и достоинств.

Стремясь улучшить положение рабочих и «открыть двери» в счастливое будущее их детям (избавив от риска пополнить ряды преступников и попрошаек), он делает несколько нововведений:

  • сокращает рабочий день до 10,5 часов;
  • создаёт школу при фабрике для детей рабочих;
  • создаёт школу для малолетних детей, которые ещё не доросли до обычной;
  • создаёт вечернюю школу для взрослых и детей от 10 лет, которые уже трудились на производстве.

Таким образом он пытался сделать людей более добрыми, сердобольными. Свои принципы он изложил в труде: «Новый взгляд на общество или опыт образования характера».

Школа для малышей Оуэна состояла из группы для детей от года до трёх, группы от трёх до пяти лет и большой площадки для игр.

Нововведения Оуэна не были сразу приняты. Так, русский врач и педагог П.Ф.

Лесгафт высказывался, что «с пелёнок учить ребёнка в школе — значит губить его умственно».

Тем не менее, история эта получила продолжение.

Школа под Питером

В 1832 году, под Петербургом, в Гатчине, при Сельском воспитательном доме открылась экспериментальная «Школа для малолетних» для детей двух-шести лет. Открыли её А.Ободовский, П.Гурьев и Е.Гугель на свои средства.

Что же было целью эксперимента? Оказывается, школа эта открылась только для того, чтобы занять детей неимущих родителей чем-нибудь «приличным», а заодно приучить к доброму поведению и порядку.

Полученные в играх знания не являлись целью эксперимента, но оказались очень значимыми, так как вёл занятия очень опытный и любящий детей педагог. К сожалению, школа просуществовала недолго и закрылась по банальной причине — закончились деньги.

К слову сказать, такие экспериментальные учреждения для детей открывались и закрывались по всему миру, однако ни названия, ни общей концепции у них не было.

Kindergarten — первый настоящий детский сад

В 1837 году Фридрих В.Фрёбель открыл в Германии (Бад-Бланкенбург) первый Kindergarten, что в дословном переводе означает «детский сад».

На самом деле, в Пруссии того времени были распространены два типа учреждений для детей: Kinderbewahranstalten — приют дневного содержания малолетних детей, где за детьми лишь присматривали; Kleinkinderschulen — школы для малолетних детей, где в полном соответствии с принятыми традициями, дети проводили время «в мертвенном молчании», уча наизусть катехизис или занимаясь вязанием носков.

Фрёбель же в то время был вдохновлён идеями Иоганна Г.Песталоцци и оба типа имеющихся детских учреждений ему не подходили. Ещё бы! Песталоцци, великий педагог, знаменит многими своими высказываниями, среди которых:

«Ребёнок — зеркало поступков родителей». «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения».

«Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении».

«Чтобы изменить людей, их надо любить». 

«В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были».

Понятно, что при таком подходе, Фрёбеля не устраивали учреждения для малышей, в которых полностью отсутствовали любовь и понимание к детям. Поэтому он придумывает другое название для своего детища, вынашиваемого им около двадцати лет: Kindergarten. Детский сад — сад, где выращивают детей. Но не просто растят, а под присмотром опытных садовниц делают лучше, сильнее и крепче.

Это детский сад можно считать полноценным с точки зрения нашего времени, так как тут была и концепция воспитания, преподавания и дидактические материалы «Дары Фрёбеля», всё, что способствовало развитию ребёнка в естественных для него и очень благоприятных условиях.
Именно Фрёбель предложил главный принцип развития детей в детских садах: воспитание и развитие через игру.

Промышленная революция как стимул развития детских садов 

XIX век ознаменовался бурным развитием промышленности, которая требовала множества рабочих рук. Отцы и матери пошли на заводы и фабрики, но куда девать детей? Тут же вспомнили про сады Фрёбеля и организовали детские сады при каждом производстве.

В ясли детей брали с 2 месяцев и до самой школы малыши были под присмотром уже квалифицированных «садовниц» – нянь и воспитателей.

Эти, новые, детские сады формировались по тому принципу, что все дети — братья и сёстры, а воспитательница — ласковая общая мама, в дополнение к той, что всегда на работе и не может позволить себе баловство и игры с собственным чадом.

Детские сады в России

Первый сад в Российской Империи был открыт в Финляндии (которая тогда относилась к ней), в Гельсингфорсе в 1859 году, Седмиградским. Спустя четыре года, открылся детский сад на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Софья Андреевна Люгебиль была последовательницей Фрёгеля. Дети много резвились на свежем воздухе и занимались под зорким оком воспитательниц с большим опытом работы.

Интересно, что родители могли свободно приходить в детский сад и наблюдать за играми детей. По нашим меркам демократичный детский сад вызвал в то время бурный протест среди просвещённого сообщества. Даже Пирогов, известный врач, говорил, что любой детский сад делает детей несвободными, ограничивая их развитие. В 1869 году детский сад закрылся по причине недостаточного финансирования.

Детский сад Аделаиды Симонович 

Напомним, что было время непростое, когда женщины и мужчины в профессиональной сфере были абсолютно неравны. Аделаида вышла замуж за врача-педиатра и очень хотела приносить пользу.

Если муж лечил детей, то жена хотела создать условия для того, чтобы дети росли здоровыми и умными. Чтобы получить образование, ей пришлось уехать в Швейцарию.

В Женеве она изучала педагогику в университете и познакомилась с племянницей Фрёбеля, у которой и переняла опыт организации Фрёбелевских садов для детей. После возвращения в Петербург, Симонович открыла платный детский сад для детей из богатых семей.

Помещения и придомовая территория были благоустроены под нужды малышей. Воспитание велось ненавязчиво, в играх. Учитывался и национальный характер — в основу были взяты идеи Ушинского.
Идеальная воспитательница у Симонович была такой:

  • имела профильное образование;
  • отличалась энергией и бодростью;
  • была весела и строга одновременно, не злопамятна;
  • понимала природу детей и не придиралась к ним.

Выпускала Аделаида и свой журнал: «Детский сад», в котором пропагандировала идеи Фрёбеля. В 1869 году детский сад был закрыт по причине отсутствия финансирования. Журнал остался. Его стала издавать Е.Бороздина под названием «Воспитание и обучение».

Интересна дальнейшая судьба Аделаиды Симонович. Её муж, прекрасный врач, умер от сыпного тифа, заразившись от пациента. Аделаида одна воспитывала шестерых детей и племянника (в будущем — известного художника В. Серова), да ещё и удочерила дочку умершего у мужа пациентки. В конце жизни она выпустила книгу «детский сад» с иллюстрациями Серова и собственных детей и внуков-художников.

Есть ещё много примеров организации детских садов в которых успевали «повоспитываться» и известные личности, к примеру: А.Бенуа (у фрейлейн Герке в Петербурге) и В.Вересаев (в Туле у Смидовичей).

Первым бесплатным детским садом считается тот, что был создан при Обществе дешёвых квартир для детей из низших слоёв населения по почину Е.Вертер и Н.Задлер. В конце XIX века в Москве работало 13 дошкольных учреждений. Однако против них выступали врачи, отмечая, что детские сады являлись местом, где здоровые дети заражались от больных.

https://www.youtube.com/watch?v=iycNJvHnM1Y

Тем не менее, идея детских садов отвечала требованиям современности и освобождала рабочие руки, поэтому постепенно расширялась и совершенствовалась. Открывались даже специализированные сады, для немых и глухонемых детей.

Детские сады после революции 1917 года

20 ноября 1917 года принята была «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшей бесплатное образование и воспитание детей-дошкольников. Уже в 1918 году открылся факультет университета, готовящий профессиональных воспитателей. 

Сейчас в России около 50 000 детских садов. В каждом из них работают воспитатели, няни, уборщицы, повара, садовники, музыкальные работники и физкультурники, дворники, сторожа, водители и другие. Те люди, которые имеют прямое или косвенное отношение к детям, посещающим детские сады или ясли. И все они отмечают теперь свой профессиональный праздник 27 сентября.

Какими были детские сады в СССР

Первые детские сады появились под руководством кого. Детские сады в ссср

В нашем прогрессивном XXI веке родители по-разному относятся к детским садикам. Одни считают, что нахождение в группе ровесников полезно для детей, другие предпочитают частные учреждения. А третьи нанимают няню или сидят с дошколятами сами.

В советские времена в детские сады ходили практически все ребята. Ведь их мамы и папы были на работе (иначе привлекут за тунеядство!). Давайте посмотрим, как проводили день в садиках малыши СССР, пока их родители трудились на благо отечества.

На фото: кукольное чаепитие. Одна из популярных традиций детского сада. Особенно нравилась игра девочкам.

Ясли

До конца 60-х годов женщинам полагался короткий оплачиваемый декретный отпуск по родам. Всего 56 дней. Поэтому особую популярность приобрели ясли. До 1959 года это были отдельные учреждения, куда принимали детей до 3-х лет.

Как только малышу исполнялось 2-4 месяца, его отдавали в ясельную группу на попечение воспитателя и нянечки.

Позже ясли и детские сады объединили, но отдельные ясли-сады продолжали существовать в сельской местности до середины 70 – годов.

На фото: ясли. Мамы могли продлить декретный отпуск, но без сохранения зарплаты. Для большинства это была недопустимая роскошь, поэтому крохи проводили свой день в яслях.

Детские сады

Все дошкольные образовательные учреждения были государственными или подведомственными (примыкали к предприятиям, заводам). Родители не знали о «поборах» на ремонт, шторы, игрушки… На их плечи ложились лишь частичные расходы на питание. Малообеспеченные семьи и вовсе не должны были платить за детсад. Все остальное предоставляло государство.

На фото: воспитанник дошкольного учреждения на игрушечном самолете. Во многих группах были свои питомцы. Чаще всего – рыбки в аквариуме.

Утро в детском саду

Все начиналось с зарядки. Крохи выполняли несложные упражнения, а после разминки садились завтракать. Затем наступало время образовательных занятий в соответствии с возрастом.

На фото: развивающие уроки. Аппликация – один из популярных видов творческой занятости.

Малышей учили счету, конструированию, знакомили с окружающим миром. Музыка, рисование, лепка, изготовление поделок и аппликаций – входили в обязательную программу. Ближе к обеденному времени группу выводили на прогулку, если позволяла погода.

На фото: прогулка. Малыши играли на обустроенных участках с верандами, домиками, песочницами.

Обед и послеобеденные часы

Нагулявшись, воспитанники шли обедать, а потом готовились ко сну. И тогда, и в наши дни «тихий час» дети не любили. Хотелось прыгать и бегать, но… Режим. Зато воспитатели и няни могли спокойно вздохнуть и насладиться тишиной.

Воспитатели читали детям книги. Причем не в рамках обязательных занятий, а в любую свободную минуту. Так они прививали малышне любовь к литературе и поддерживали дисциплину в группе.

На фото: воспитатель рассказывает детям сказку и иллюстрирует ее с помощью игрушек. В некоторых группах были диапроекторы, но далеко не во всех, поэтому «выкручивались, как могли».

Вечерние традиции

Послеобеденный сон заканчивался, и наступал полдник. А затем – время для занятий, разучивания стихов, игр. И так вплоть до ужина. После которого дети играли, во что хотели, и ждали, когда их заберут мамы и папы. В теплое время года группы выходили на прогулку, и дожидались родителей на участке, а в холода беззаботно веселились в стенах родного детского сада.

На фото: дети играют в шахматы.

Праздники в детских садах

Особое место занимали «политические» торжества (Первомай). Воспитатели тщательно готовились к утренникам: разучивали с детьми стихи, танцы и сценки. Ведь для педагогов это было одной из форм аттестации.

На фото: утренник в честь Первомая.

Однако самым любимым праздником детворы был Новый Год. Девочки наряжались снежинками, а мальчики – зайчиками или моряками.

На фото: мальчик в костюме моряка.

Чем кормили в детских садах СССР

На самом деле, меню прошлых лет не сильно отличается от того, которое существует сейчас (если говорить о государственных учреждениях).

  • На завтрак: каша (гречневая, манная, овсяная, пшенная), булочка с маслом и сыром, какао. Другой вариант – молочный суп.
  • На обед: первое (суп), второе (пюре, рис, макароны с котлетами, подливкой) и компот.
  • На полдник подавали молоко или кефир с булочкой или печеньем.
  • Ужин: рыба с гарниром/творожная запеканка/омлет и сладкий чай.

На фото: полдник в детском саду.

Одни с удовольствием уплетали детсадовскую еду, а для других одна только манная каша и молочный суп были настоящим кошмаром, но…

Большинство с теплом относится к своим воспоминаниям о буднях в детском саду. Ведь там появлялись первые друзья, были любимые воспитатели и нянечки… Дети постигали азы обучения, чтобы подготовиться к следующему шагу – начальной школе.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.