Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи

Платья Екатерины II Великой – мода и стиль эпохи

Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи

Свадебное платье

Свадебное платье — другой ракурс

Как водится у великих реформаторов, изменения в эпоху Екатерины II коснулись не только политики, экономики, науки, но и моды.

Стиль Екатерины II можно считать демократичным, по сравнению с «тиранией моды» Елизаветы или насильственным насаждением западных костюмов Петром I.

В отличие от модницы Елизаветы, предпочитавшей французскую пышность, платья Екатерины Великой имели выраженный русский колорит и заметную народную «изюминку».

За почти полвека радикальных нововведений Петра I и «модной тирании» Елизаветы, дворянство и бояре привыкли заказывать костюмы на французский или немецкий манер, а также привозить их непосредственно из Европы, подбирая модный фасон и цвет. Мужские и женские платья при Екатерине II в 60-е годы ХХ-го века стали отшиваться только в России и содержать традиционные русские элементы.

Вошедшая на престол российская императрица с немецкой кровью, считала необходимым воспитание в подданных национальной гордости и ощущения самодостаточности, в том числе с помощью моды, потому и вывела из опалы запрещённые ранее национальные мотивы костюма.

Платья Екатерины великой – мода на службе государства

Стиль при Екатерине II представлял собой симбиоз европейского фасона и национальных русских элементов. Придворным и боярам разрешалось носить уже привычные для них костюмы французского, немецкого или английского манера, екатерининская же мода водилась постепенно.

С точки зрения Екатерины II, платье служило одной из форм национального самоосознания.

Подтверждением тому служит наказ императрицы боярам носить одинаковый наряд, дабы продемонстрировать «единство стоящей над нацией элиты», жёнам же полагалось шить платья под стать мужьям, соответствующие их должности и положению.

Жак Вуаль. Портрет бригадира В.А.Зубова, 1791

Сравнив платья Екатерины Великой по фото картин с нарядами её предшественницы, не сложно сделать вывод о стремлении императрицы к упрощению гардероба, избавлению от чрезмерной помпезности, к коей была склонна Елизавета. К основным деталям стиля Екатерины II можно отнести короткий шлейф платья и длинные свисающие рукава.

Однако упростить платья дворян было не так просто, тогда государыня издала указ, в соответствии с которым «ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см».

В последствие платья Екатерины II в Европе получили название «офранцуженный сарафан», а в России сформировали модную основу на много лет вперёд.

Табакерка – главный модный аксессуар во времена Екатерины II

Придворный стиль Екатерины II подразумевал наличие множества аксессуаров: некоторые закреплялись в причёсках, иные цеплялись к корсажу или поясу, но главной диковинкой была табакерка.

Признаться, сей предмет имел несколько предназначений, некоторые из которых не совсем понятны современным людям. Все приёмы и балы подразумевали танцы «до упаду», которые занимали изрядную часть времени всего мероприятия.

Завезённая в начале века ароматная туалетная вода более не справлялась со своей функцией, учитывая, что придворные танцы проходили в помещениях с наглухо закрытыми окнами.

Потому табакерка, в коей отнюдь не всегда хранили порошок из табачных листьев, стала настоящим «спасением». Этот элемент платья времён Екатерины II иногда стоил дороже всего остального наряда и служил для привлечения внимания окружающих.

Считалось, что нюхательный табак «разгоняет кровь» и препятствует распространению хворей, потому довольно быстро получил распространение при дворе. Табакерка представляла собой небольшую коробочку, которая удобно помещалась в руке, хранили диковинную вещицу при себе.

Модный аксессуар служил и для определения статуса владельца – по материалу с искусности изготовления табакерки можно было судить о достатке её обладателя. Табачную коробочку делали из серебра, золота, украшали драгоценными камнями и филигранью, особой ценностью считались табакерки с миниатюрой императрицы.

Подобные экземпляры демонстрировались с особым удовольствием: владелец табакерки неспешно доставал её, подолгу вертел в руках, показывая всем желающим украшение и гравировку внутри, и только потом брал щепотку табака.

Необходимо отметить, что придворная мода и платья Екатерины Великой никоим образом не отразились на одежде простого люда: крестьяне, как и прежде, носили сарафаны, шушуны и распашные кофты.

Мужская мода

Мужские наряды, в отличие от женских платьев времён Екатерины Великой, претерпели незначительные изменения – стали изящнее и легче. Простота фасона, тем временем, с лихвой компенсировалась блеском драгоценностей.

Тут «приложили руку» фавориты императрицы, склонные к расточительству и помпезной демонстрации украшений и орденов. Русский посол во Франции Куракин носил прозвище «бриллиантовый князь» в европейском обществе, прозван так был за блеск драгоценностей на платье.

К.Л.

Христинек. Портрет Алексея Григорьевича Бобринского ребенком, 1769

В екатерининскую эпоху мужчины по-прежнему носили кафтаны (несколько суженного силуэта с воротником-стойкой и скошенными полами) и камзолы.

К основным элементам гардероба придворного также относилась рубаха с оборками на груди, сшитая из льняной ткани или батиста, имеющая прямой разрез, жемчужные или золотые пуговицы с инкрустацией. Поверх рубахи полагался камзол, схожий по крою с кафтаном.

Кюлоты (штаны) или панталоны шили из той же ткани, что и кафтан, по обыкновению, парча, шёлк или бархат. Иногда кафтан имел меховой подбой или украшался золотым шитьём, и всегда застёгивался на 2 пуговицы.

Для примера парадного мужского платья дворянина эпохи Екатерины Великой, можно рассмотреть фото портрета первого директора Академии Художеств Александра Филипповича Кокоринова.

Парадный наряд был заказан по случаю вступления Кокоринова в должность и стоил годового жалования архитектора.

Атласный камзол с золотым шитьём проглядывает под богатым гродетуровым кафтаном длиной до колена с соболиным подбоем.

Д.Г.Левицкий. Портрет Александра Филипповича Кокоринова, 1769

К концу века парадный мужской костюм, в угоду тогдашней французской моде, сменился фраком. Первоначально фрак имел полы разной длины, так как изначально предназначался для верховой езды.

Однако в дальнейшем наряд был демилитаризован и стал предметом гардероба для торжеств и балов, потому отшивали его из бархата, шёлка или сукна, преимущественно чёрного, голубого, зелёного или фиолетового цвета.

Обувной стиль Екатерины II почти не изменился. Колодка башмака имела абсолютно прямую форму, без дифференциации для правой и левой ноги, потому разнашивать обувь приходилось самостоятельно.

Толстая подошва башмака и высокий каблук затрудняли передвижение, для исправления походки многие мужчины при дворе брали уроки танцев и правильной ходьбы у иностранных преподавателей.

Остальные прибегали к помощи декоративной тросточки.

Мужские платья времён Екатерины Великой пополнились и модной одеждой для дома. Заведённая Петром I мода на шлафроки (вариация домашнего халата) при императрице получила широкое распространение.

Прокофий Демидов – один из самых знатных и богатых промышленников Урала, подтверждая свою славу чудака, заказал портрет в «неглиже», как говорили при российском дворе на французский манер, проще говоря – в домашнем костюме.

  На Демидове шлафрок сочно-терракотового цвета, жилетка и мягкие домашние туфли. «Гвоздём» образа стал зелёный ночной колпак.

Д.Г.Левицкий. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова, 1773

Женская мода

Отличительной особенностью женского платья времён Екатерины Великой было кружево.  Если в доекатерининскую эпоху кружево завозили из Франции, то при Великой императрице особым спросом пользовалось кружево русское, монастырское.

Искусная работа монастырских кружевниц по достоинству оценивалась русской знатью. Стиль Екатерины II подразумевал использование так называемого «блондового» кружева – тончайшей ажурной паутинки светлых тонов.

Наибольшую популярность имели кружева золотого, серебряного и белого цветов; нередко кружево украшали стеклярусом или белым шёлком.

Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г.Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.

Д.Г.Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776

К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый.

Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами.

Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.

На картине К.Л.Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.

К.Л.Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е

В.Л.Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796

Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала.

На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы.

Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.
К концу века китовый ус, из которого изготавливали каркас юбки сменился фижмой из проволоки, что позволяло дамам сжимать пышную юбку, минуя узкие дверные проёмы. Длина платья имела значение – чтоб считаться приличным и модным, наряд должен был доходить до пола, скрывая щиколотки.

Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр.

Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью.

Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.

Безымянный художник по оригиналу Стефано Торелли. Екатерина II в русском платье, вторая половина XVIII века

Гардероб императрицы

Парадные платья Екатерины Великой отличались многообразием. Руководствуясь идеей придания наряду национального колорита, императрица отдавала предпочтение русскому стилю с самого начала своего царствования.

Любимый цвет Екатерины II – белый, потому каждое важное событие, как то окончание войны, Новый год или свадьба, императрица встречала в белом наряде с выраженным русским колоритом, тем самым, подавая пример придворным дамам. Екатерина часто дополняла наряд мехами, уделяла немалое внимание обуви и аксессуарам, однако с опаской относилась к французским «излишествам», потому избегала крупных и заметных декоративных деталей в причёске.

Мундирные платья

Эти платья Екатерины II являлись изысканным сочетанием французской моды и русских традиций. В таком наряде императрица принимала парады, встречалась с офицерами или отмечала особые исторические события.

Портрет в мундирном платье

Мундирное платье

Еще одно мундирное платье

Коронационное платье

Особого внимания заслуживает наряд императрицы в день коронации. Гладкая серебряная парча с вышитыми золотой нитью накладными орлами дополнена шёлковым подкладом из белой тафты. Корсаж с пластинами китового уса, юбка на гибких фижмах. Объемные рукава-пагода с богатым тонким кружевом и лентами.

Портрет Екатерины II в коронационном платье

Церемониальное платье Екатерины II

Напоследок представим вашему вниманию еще несколько платьев того времени:

Выходное платье

Парадное платье

Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи

Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи

Обложка книги Ксении Бордэриу «Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи» (Издательство «Новое литературное обозрение», 2016)

С любезного разрешения издательства представляем к прочтению одну из глав книги

Влияние России на европейские моды

В 1777 году шведский король Густав III привез из путешествия в Петербург идею реформы костюма. Как утверждает Я.

Грот, беседы с Екатериной II и ее преобразования в области придворного костюма «подзадорили» шведского короля, который уже давно обдумывал реформу придворного костюма.

По возвращении он писал в своих «Размышлениях о национальной одежде»: «Что касается женщин, то Россия представляет нам свежий пример того, что сопротивление их такому нововведению бывает непродолжительно; там они охотно приняли новую одежду, удостоверясь, что она и покойнее, и полезнее. Русская императрица, руководствуясь теми просвещенными понятиями, которые возвышают ее столько же над ее полом, как и над современниками вообще, и не желая долее подражать иноземным обычаям, уже возвратила своим придворным дамам национальный костюм»1.

Реформа 1778 года вводила шведское платье во всех классах общества2. Она не была зафиксирована законодательно, а приняла форму обращения короля к своим подданным с призывом следовать его примеру.

Следующие несколько десятилетий были отмечены достаточно широким распространением шведского платья. Женское платье в целом не отходило от принятых форм, его национальный характер проявлялся разве что в цветах и некоторых деталях отделки.

А мужское представляло собой «костюм, по уверению Густава, похожий на тот, который употребляли древние шведы, но в сущности напоминавший театральных героев»3.

Российская императрица отмечала со свойственной ей проницательностью, что шведский король был модником: «я нашла, что он [Густав] чрезвычайно озабочен своей одеждой и охотно проводит время перед зеркалом»4.

Российские подданные узнавали об этой реформе из «Санкт-Петербургских ведомостей»: «Швеция. Из Стокгольма, от 1 мая. Ныне все ко двору являются в новоустановленном платье. Кавалеры носят оное черного и жаркого [алого], а дамы черного только цвета, с флеровыми рукавами. Королевская пехотная Гвардия и другие здесь находящиеся военные Корпусы носят также новообразцовое платье»5.

1781-1782 годах поездка графов Северных по Европе породила волну увлечения всем российским.

Интерес к далекой и загадочной стране усугублялся тем впечатлением, которое произвели августейшие путешественники: восторгам публики не было предела, пусть и раздавались мнения о том, что великий князь не очень красив6, а великая княгиня не очень стройна7. Графы Северные удивляли вовсе не своей «экзотичностью», но, напротив, «французскостью»: тем, насколько они образованны, галантны, благодетельны.

Заказы, сделанные великой княгиней на мануфактуре Гобеленов, Севрской фарфоровой фабрике, в ателье модистки Розы Бертен, вовлекли чету в такой механизм «рекламы», в котором производитель, продукт и персонаж, его представляющий, неразрывно связаны. Например, перед посещением фарфоровой фабрики были выпущены медальоны, сервизы с изображением графов Северных, изготовлены фарфоровые бюсты8.Эти сразу ставшие модными предметы, в свою очередь, способствовали популярности августейшей четы.

https://www.youtube.com/watch?v=OkMy0f4SSGw

Баронесса Оберкирх, подруга детства, сопровождала графиню Северную в этой части путешествия.

На страницах своих мемуаров она оставила множество заметок, свидетельствующих об интересе великой княгини к парижским магазинам, о ее изысканных вкусах в одежде, прическах, аксессуарах9.

Впрочем, не только в Париже, но и в Венеции графиня Северная проявляла живой интерес к убранству местных дам. После спектакля в опере она желала рассмотреть вблизи несколько комплектов драгоценностей, увиденных издалека на присутствующих в зале дамах10.

Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом, между 1762-1764 / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Приезд графов Северных обогатил европейские моды новыми идеями и образцами. Речь идет о фасоне одежды для детей, который Екатерина II разработала для своего внука Александра, будущего императора Александра I11. Графы Северные подарили экземпляр такого костюма французской королевской чете, а также преподнесли его при нескольких итальянских дворах12.

Костюм не стеснял движений, позволял легко и даже незаметно для самого ребенка надеть его и, главное, был специально созданной детской одеждой, а не уменьшенной копией взрослой. Благодаря письму императрицы барону Гримму, написанному летом 1781 года, до нас дошел эскиз этого наряда.

При Версальском дворе он стал известен благодаря графине Северной в июне 1782 года, то есть год спустя.

Фасон детского костюма Александра стал известен Гримму раньше, чем при дворе, что делает примечательной его историю. Но, по-видимому, популярность модели среди столичных жителей связана именно с тем, что он был подарком дофину. По его собственному признанию, барон Гримм позволил знакомому портному Фаго срисовать эскиз из письма императрицы.

О последующих событиях Гримм писал Екатерине II со смешанными чувствами. Барон выражал удовлетворение от того, что изобретение российской императрицы приобретает популярность13.

В то же время его негодование вызвало ловкачество портного: услышав рассказ о подарке графини Северной французской королевской семье, упомянутый портной присвоил себе славу изобретателя и даже дал название костюму «а ля графиня Северная».

Преимущества этого наряда предприимчивый Фаго использовал, чтобы создать специальный женский костюм для верховой езды. Вероятно, именно он появляется под названием «habit d’Amazone à la Moscovite» в рекламном объявлении парижского модного магазина в журнале Magasin des modes nouvelles14.

Императрица писала о костюме как о своем личном изобретении, но есть основания думать, что, создавая этот наряд, Екатерина II находилась под сильным влиянием английских фасонов.

Детский костюм был послан ею Густаву III, и вот что пишет о событиях 1778 года неизвестный автор записок: «Как ныне вдовствующая королева Шведская, супруга Густава III, была беременна нынешним королем, то Императрица послала такое заготовление [детское приданое] в Стокгольм и присовокупила к тому одетую куклу в рост ребенка, дабы показать, как надлежит одевать детей à l’anglaise»15. Сохранившийся в Швеции костюм легко идентифицировать с собственноручным эскизом Екатерины II. Идея своеобразной курточки с запахом узнаваема в модели платья «а ля левит», модной в конце 1770-х годов.

Волна увлечения Россией продлилась в Париже не менее полугода после отъезда великокняжеской четы, то есть вплоть до 1783 года.

Парадоксальным образом длительности этой моды способствовал запрет Екатерины II на французские туалеты при своем дворе, в частности выход указов от 23 октября и 6 ноября 1782 года, ставших известными в Париже.

Отныне размер украшений на платьях придворных дам не мог превышать два вершка (9 см), была также ограничена ширина юбок.

Гримм шутит, что это могло бы стать политическим просчетом и осложнить отношения между Санкт-Петербургом и Версалем, вместо того стяжало российской императрице новую славу. Ее мудростью восхищались парижские дамы, как раз в конце года получившие счета от модисток. На рубеже 1782 и 1783 годов российская императрица была как никогда популярна в Париже, и Гримм сообщал ей об этом16.

Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II, 1763 / Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1787 году был заключен русско-французский торговый договор* и началась русско-турецкая война. В 1788 году на страницах 13-го выпуска французского Magasin des modes nouvelles появилось изображение и описание платья а-ля царица — robe à la Сzarinе17.

Не только предшествующие, но и непосредственные события 1788 года делают актуальной эту новинку: успехи российского оружия в русско-турецкой войне (победы при Хотине, в Очаковской битве) и начало русско-шведской войны.

Отметим, что в предыдущем номере Magasin des modes nouvelles была представлена модель «Карако по-шведски»18.

Как императрица превратила свои наряды в оружие политической борьбы

Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи

Императрица Екатерина II (1729-1796), правительница мудрая и дальновидная, умело влияла на общественное мнение – не только словом, но и модой. Самодержица создала особый костюмный язык военно-политической пропаганды.

Силу этого изысканного оружия она впервые осознала в 1763 году, во время коронационных празднеств. В Москве был устроен маскарад “Торжествующая Минерва”.

Три дня на улицах первопрестольной разыгрывали аллегорические картины в жанре народных комедий и балаганов. Шуты, скоморохи, зазывалы, чумаки с балалайками… Екатерина наблюдала за происходящим из окон дома Бецкого.

Многие ее видели. И отметили особый костюм – ало-бархатное платье в народном вкусе.

В тот год обращение к национальному стилю было важно царице, прекрасно понимавшей: и аристократы, и простые русские солдаты не одобряли нововведения Петра III. Могли невзлюбить и ее за германское происхождение. Потому и русское празднество после коронации, и стилизованный русский костюм, который не мог не понравиться публике.

Живописный детектив. Непёстрая лента княгини Барятинской

С началом Русско-турецкой войны Екатерина вновь примерила патриотический наряд. 4 апреля 1770 года, в день Пасхи, она “соизволила быть в славянском платье”.

К тому моменту война длилась уже больше года, императрица ожидала от войск новых “славных викторий”: следовало очистить Молдавию и Валахию от османских войск, взять Бендеры, большие надежды возлагались на русский флот.

И поскольку бои шли большей частью на территории, занимаемой славянскими народами, императрица сделала свой пасхальный выбор.

В этом платье она как бы становилась “матерью” славянских народов, их покровительницей и заступницей.

Как выглядело оно? Описания не обнаружены. Но ответ, возможно, следует искать на аверсе медали “Портретной серии” с чеканным портретом княгини Ольги.

Округлое лицо, мягкие черты, двойной подбородок, чуть заметная улыбка – все напоминает Екатерину II.

Если же принять во внимание, что славянское платье появилось практически одновременно с медалью, то не исключено, что оно было скопировано с портрета княгини.

Платье русское

В сентябре 1770 года Екатерина II впервые надела русский наряд. Он состоял из глухого неширокого в юбке платья с длинными рукавами и “молдавана”, то есть верхнего распашного платья без рукавов.

Фасон был также обусловлен военными событиями. Летом русские войска одержали серию блистательных побед – 17 июня при Рябой могиле, 8 июля – при Ларге, 21 июля – при Кагуле.

19 августа корпус князя Репнина взял крепость Килию, 16 сентября граф Панин овладел Бендерами.

Екатерине было чем гордиться. И она продемонстрировала это нарядом.

Россияне носили и продолжают её носить поголовноНовое платье государыне явно нравилось. В нем она часто появлялась – в дни торжества высочайшего коронования, орденских праздников, Нового года.

В нем с удовольствием позировала художникам – Иоганну Лампи, Федору Рокотову, Александру Рослину, Дмитрию Левицкому.

За основу наряда был взят боярский костюм эпохи царя Алексея Михайловича – этим Екатерина выказывала уважение народным традициям, русской истории, подчеркивала свою близость допетровским Романовым.

Последнее особенно важно: императрица пыталась всеми способами доказать легитимность своего пребывания на троне и оправдать совершенный “во благо” государственный переворот.

Русско-турецкая кампания подсказала некоторые элементы платья. Заметна его близость восточным костюмам, в особенности османскому женскому кафтану XVII века, который богатые дамы отделывали мехом.

Не случаен и выбор названия для верхнего распашного платья – “молдаван”.

В 1768-1774 годах на территории Молдавии и соседней Валахии развернулись главные военные действия, словечко было, что говорится, на слуху – государыня носила турецко-славянский “молдаван”, пока войска Румянцева и Суворова били турок в Молдавии и Валахии.

Кокошник-заступник

В головном уборе, напоминавшем кокошник, и русском платье с элементами восточно-европейского стиля Екатерина Великая становилась гарантом покровительства всех славян, их заступницей, “Матерью Отечества” – ее так и именовали. Более того, мастер Карл Леберехт в 1779 году создал медаль “В честь Екатерины II”, где на аверсе поместил погрудный портрет государыни в русском платье и кокошнике, а сверху – титул: “Мать Отечества”.

Есть, впрочем, и чисто бытовая причина привязанности императрицы к русскому платью. В 1770-е годы она располнела, наряды с утягивающими лифами ей не шли. Пришлось изменить фасон мундирных платьев, сделать их свободнее. Теперь верхнее и нижнее платья не слишком сковывали движения, длинный распашной “молдаван” скрадывал недостатки фигуры и даже сообщал царице живописную монументальность.

Первые несколько лет этот эффектный патриотичный наряд носила только государыня. В 1773 году его примерили некоторые великие княжны.

А в 1782 году императрица решила регламентировать “русские платья” и 6 ноября издала постановление “О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору”.

Впрочем, в нем не было детального описания костюмов, и знатные дамы выбирали на свой вкус и отделку, и цвета материалов.

В придворную форму русские платья превратил много позже император Николай I.

Платье “a la Czarine”

Примерно через 15 лет после своего появления русское придворное платье проникло в отечественную светскую моду. В периодике 1790-х годов, частных письмах и заказах портным можно найти множество упоминаний о нем.

Журнал “Магазин” писал: “Для балов в торжественные дни и для выездов носят дамы русские платья из тафты и из разных, как английских, так и французских материй; рукава бывают одинакового цвета с юбкой; пояса носят по корсету, шитые шелками или каменьями, по приличию платья”.

В 1790-е годы русские платья – царственные и красивые, дорогие и немного экстравагантные – стали известны в Европе. Одна из самых именитых французских портних, министр моды Роза Бертен наловчилась шить их специально для великой княгини Марии Федоровны.

В заказах на ее имя перечислено более двадцати разнообразных вариантов. Русский стиль, в том числе и платья, стали частью светской моды европейских государств. Можно было заказать маскарадные “robe a la russe” (“платья в русском стиле”).

Некоторые портные предлагали нарядные повседневные платья “a la Czarine” (“в стиле царицы”).

Почему кокошник стал так популярен во время чемпионата мира

Французский “Журнал новых французских и английских мод” сообщал: “На улице Салль о Конт открывается магазин женской одежды под началом госпожи кутюрье. В нем можно будет найти одежду разнообразных жанров. Среди прочего, платья a la Czarine и амазонки a la Moscovite (“в стиле москвички”. – Авт.)”.

В марте 1788 года в том же издании поместили изображение этого платья с его описанием: “Россия – это последняя страна, которую посещает мода. И там она непременно носит платье a la Czarine. Это платье делается из светло-зеленого сатина и украшено стоячим воротничком из двухслойного разрезного газа, как и манжеты.

На голове – бонне a la Czarine из белого газа с мушками из золота. Он представляет собой обыкновенный ток[*]”.

Кафтан-намек

В 1787 году Екатерина II совершила свой знаменательный пропагандистский тур на юг России и в Крым. Она пригласила в поездку европейских дипломатов, а также императора Священной римской империи Иосифа II, желая обрести в его лице надежного союзника в будущей схватке с османами.

В дороге Екатерина множество раз меняла платья. Попутчики видели императрицу и в самом простом капоте, и в чепце, и в златопарчовом парадном облачении.

Но, конечно, у современников и потомков путешественница ассоциируется с известным портретом Михаила Шибанова 1787 года.

Екатерина одета в суконный красного цвета кафтан на меху, расшитый застежками-“бранденбургами” с кистями, украшенный золотой вышивкой, двумя рядами пуговиц по борту и по рукавам. На голове – высокая шапка из соболя с красным шлыком и кистью.

Живописный детектив. Джеймс Бонд при дворе Екатерины Сложно не заметить, что у этого своеобразного яркого кафтана много общего с польскими и венгерскими костюмами – красный цвет, застежки-“бранденбурги”, широко скроенный верх рукавов. Он напоминает красные эффектные жупаны польской шляхты XVII века.

Восточно-европейский колорит усиливает меховая шапка – светская версия высокого мехового колпака со шлыком, который был популярным головным убором у различных восточно-европейских народностей в XVII-XVIII веках.

Похожие колпаки носили и запорожские казаки.

Разумеется, мудрая государыня не случайно выбрала этот дорожный ансамбль. Он стал ее декларацией о политических и военных намерениях. Соболий колпак со шлыком напоминал казачьи головные уборы и как бы говорил о дружественном отношении Екатерины II к запорожцам.

Именно во время путешествия она официально объявила о намерении восстановить казачество, создать из запорожцев Сечи новое формирование. “Войско верных запорожцев” хорошо себя проявило во время Русско-турецкой войны, начавшейся сразу после окончания путешествия.

Кафтан, похожий на польский жупан, тоже был “с намеком”. Екатерина еще не говорила напрямую о новом разделе Польши. Но стилизованный кафтан словно бы демонстрировал: Россия с такой же легкостью овладеет и Речью Посполитой.

Мундир-угроза

19 июня 1783 года состоялась весьма прохладная встреча императрицы с королем Густавом III. Шведский монарх мечтал отвоевать у России Финляндию. За несколько месяцев до свидания с Екатериной II отправил шесть полков в Тавастгус, прямиком к русской границе, где они разбили лагерь. Но на этот дерзкий демарш последовал гениальный костюмный ответ императрицы!

На встречу с воинственным королем она надела свое любимое платье по форме Лейб-гвардии Преображенского полка.

Это был отличный ход – по-женски осторожный, без агрессии и одновременно жесткий. Императрица будто бы говорила королю: “Против ваших шести полков я выставлю всю русскую гвардию, преданную мне, как и я ей”.

А еще в этом жесте Екатерины II крылась изощренная издевка. Она проведала, что монарх не терпит военной формы и даже своим офицерам приказал являться ко двору не иначе “как в черном и пунцовом платье”.

Потому и нарядилась точно по гвардейской форме, ибо, как писала позже Потемкину: “Нет платья почетнее и дороже мундира”.

Фаворит Екатерины II обожал войны, роскошные балы и капустные кочерыжки

Густав III, прекрасно владевший эзоповым языком Просвещения, понял намек.

Впрочем, от столкновения это уже не могло защитить. В 1788 году между Швецией и Россией вспыхнула война, в которой принял участие и Лейб-гвардии Преображенский полк.

Екатерина II была не только хитроумным политиком. Она первой среди российских самодержцев осознала политическую силу костюма. Императрица превратила моду в особый язык, которым не только сообщала о победах русской армии, но даже угрожала правителям европейских государств.

Реставрация коронационного платья императрицы Марии Фёдоровны

ПараметрЗначение
Автор(ы)Бордэриу Ксения

«СкидкаГИД» — это сервис сравнения цен в магазинах, кэшбэк сервис и помощь в выборе товаров, посредством подборки видео обзоров, отзывов и сравнения товаров.

Большинство магазинов, представленных на сайте, осуществляют доставку по России, поэтому выгодно пользоваться онлайн заказом на сайте этого магазина (доставляются ли заказы в ваш регион, можно узнать на сайте выбраного магазина).

Чтобы купить выбранный товар, необходимо кликнуть кнопку «купить» на против выбранного магазина и продолжить покупку на сайте этого магазина. Чтобы получить кэшбэк выполните теже действия предварительно зарегистрировавшись.

Цена от 561 руб до 854 руб в 3 магазинах

МагазинЦенаНаличие
Лабиринт

5/5

Наличные, б/н, visa, qiwi, webmoney, я.деньги

Кэшбэк до 7%

Читай-город

5/5

Кэшбэк до 6.3%

Буквоед

5/5

Минимальная сумма заказа 100 рублей

Кэшбэк 3.5%

Беру

5/5

10000 отзывов

Бесплатная доставка от 2 499 ₽

eBay

5/5

100000 отзывов

Заказывайте он-лайн и получайте часть денег обратно, подробнее..

  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Кингисепп
  • Кириши
  • Колпино
  • Пушкин
  • Тихвин
КомпанияПредложение
Growfood

Мы готовим и привозим вам домой ежедневный рацион правильного питания, разложенный по коробочкам, по доступной цене.

КомпанияПредложение
Карта рассрочки «Совесть»

Беспроцентная рассрочка до 300 000 ₽ на срок до 12 месяцев на любой товар. КИВИ Банк (АО), лицензия Банка России № 2241.

Кредитная карта Альфа-Банк

Беспроцентный период – до 100 дней. Выпуск кредитной карты – бесплатно

Кредитная карта Тинькофф – Platinum

Сумма кредита – до 300 000 рублей. Беспроцентный период – до 55 дней!

Home Credit Карта рассрочки “Свобода”

До 12 месяцев – период рассрочки на покупки у партнеров; 0% – процент на покупки в рассрочку; Бесплатно – оформление и обслуживание карты; 40 000 магазинов партнеров.

Тинькофф (Дебетовая карта)

До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.

Совкомбанк

Кредит наличными в Совкомбанк:Сумма кредита – от 5 000 до 100 000 рублей;Срок кредита – 12 месяцев;Процентная ставка – от 12% годовых;Возраст – от 35 до 85 лет.

Райффайзен Банк

Дебетовые карты:Выгодный кэшбэк до 3,9% со всех покупок;До 5,5% на остаток по счету;Бесплатная доставка карты курьером.

РОСБАНК

Cashback:- от 2 до 10% — на 2 выбранные категории- 1% — на остальные покупки в зависимости от общей суммы с начала месяца

Банк «Открытие»

Opencard:кэшбэк до 11% на любимые категории или 3% за все покупки;до 500 000 руб. снятие без комиссии в любых банкоматах;бесплатное обслуживание;бесплатные переводы с карты на карту и платежи;до 6,5% доход на остаток по счету «Моя копилк

ЛокобанкЛокоБанк Потребительские Кредиты:Кредит до 5 000 000 рублей;Ставка от 9,4%;Срок до 7 лет;
Точка – банк для предпринимателей

Описание продукта – РКО в Точка Банк:Открытие счета бесплатно;Стоимость обслуживания – от 0 руб./месяц;Бухгалтерия для ИП на УСН 6% – 3 500 руб./год;Круглосуточная и дружелюбная поддержка по телефону или в чате;До 70 000 рублей на рекламу в интернете;Круглосуточные быстрые платежи.

Тинькофф Бизнес

Описание продукта – Тинькофф Бизнес:Стоимость обслуживания – от 0 руб;Межбанковские переводы – с 4:00 до 21:00 (мск);Проценты на остаток по счету – до 6%

Заказать кредитную карту

Культура и искусство Новое литературное обозрение

Категория 448 р. – 673 р.

Все Культурология. Искусствоведение Новое литературное обозрение »

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.