Почему подростки хотят умирать? Если не хочется жить.

Содержание

Подросток, который хочет умереть: Причины и признаки скрытой угрозы

Почему подростки хотят умирать? Если не хочется жить.

Сентябрь во всем мире считается месяцем по предотвращению самоубийств. Случаи суицидов детей и подростков всегда вызывают особенно сильные эмоции и большое количество вопросов.

Как утверждает статистика, Украина занимает одно из ведущих мест в Европе по количеству самоубийств. Смерть от суицида занимает второе место в Украине после естественной смерти и смерти от внешних причин.

Большинство совершивших самоубийство – подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет.

Это статистика уже свершившихся суицидов, которая не учитывает неудачные попытки, а их в 7 раз больше! Ирина Савельева, практический психолог, психоаналитик, рассказывает о тревожных признаках, которые сигнализируют родителям о той опасности, в которой находится ребенок, а также анализирует причины суицидов подростков, у которых, казалось бы, все есть.

Кто такие подростки

С наступлением подросткового возраста дети начинают пробираться к взрослости, но делают это зачастую как будто бы на ощупь. В этот период усиливаются те проблемы,  которые были заметны и раньше, в детстве.

И даже если ваш подросток был прекрасным и безобидным ребенком, не стоит рассчитывать, что пубертат пройдет легко и незаметно. Просто этому этапу развития присущи некоторые изменения и сложности.

Меняется гормональный фон, происходят физиологические изменения, могут возникать проблемы с кожей — это все влияет на восприятие подростком себя. Для некоторых молодых людей их внешний вид, вес, отношение к нему других подростков становятся центральной проблемой.

В этот период переосмысливаются отношения с родителями, и если раньше, будучи ребенком, для него главными людьми были мам с папой, то теперь он разворачивается в сторону сверстников и уже они определяют вектор его интереса.

Признаки, которые говорят нам об опасности

Обеспечение безопасности ребенка в любой сфере — это родительская обязанность и ответственность. Нужно быть готовыми к трудностям, находить время, а иногда и силы, для поддержания отношения с вашим «сложным» подростком.

Всегда важно обращать внимания на изменения в вашем ребенке, особенно, если это не единичные случаи. Правда, не всегда изменения в поведении и самочувствии ребенка будут нам говорить о том, что у него депрессия или же он думает о суициде, но в любом случае мы должны быть внимательны к тому, что происходит.

Обращаем внимание на:

  • то,  что не свойственно именно вашему ребенку (отказ от любимой еды, одежды, частую смену настроения или изменение в поведении: был общительным, а стал замкнутым или слишком агрессивным, — то есть все то, что было привычным и любимым долгое время, в какой-то момент резко меняется или отвергается);
  • частые жалобы, что у него что-то болит;
  • речь, особенно, если она стала эмоционально неокрашенной;
  • то, что часто слышим ответ «мне все равно»;
  • резкий переход от бунта или сопротивления к смирению;
  • то, если поведение и речь становятся более провокативными.

Неважно, говорит ли ребенок о реальном суициде или пытается привлечь внимание — поговорите с ним, а возможно, прямо спросите: «О чем ты сейчас говоришь? Ты имеешь ввиду суицид?»

Сегодня очень просто найти информацию о способах совершения суицида, буквально рецепты и, самое ужасное, людей, которые будут поддерживать  идею, что смерть — это выход из любой ситуации. Мы не можем оградить детей от всего мира, и вокруг них всегда будет много различного рода провокаций, но подросток, который не испытывает постоянного непонимания и одиночества, будет более устойчив к ним.

Важно:

  • активно напоминать про свою поддержку;
  • давать понять, что вы замечаете, что его что-то беспокоит;
  • говорить о том, что «мы здесь, если нужна помощь»;
  • вы можете не понимать, как и о чем он страдает, но главное — показать, что вам не все равно;
  • не игнорировать угрозы, которые бросает вам ребенок;
  • не откладывать разговор на потом, а говорить в тот момент, когда заметили, что что-то не так;
  • давать ему знать, что вы открыты для любого разговора, даже неприятного, и вы не испугаетесь и не станете паниковать.

Почему суицид?

За попытками суицида могут стоять сложности в отношениях с близкими, неуверенность в своей ценности и значимости, отсутствие друзей, не взаимная любовь, непринятие в группе.

Для подростка эти проблемы кажутся непреодолимыми, а боль, которую они причиняют, невыносимой. Самоубийство может стать актом отчаяния. Причина такого шага лежит в подростковой депрессии.

Иногда суицидальные попытки носят как будто бы демонстративный характер, с их помощью подростки хотят изменить ситуацию, в которой находятся.

Им кажется, что они все контролируют (правильно рассчитали не смертельную дозу снотворного, угрозу выпрыгнуть из окна и т.д.), но такие попытки могут закончиться действительно трагично.

Суицидальные попытки могут совершать дети, у которых, казалось бы, все есть. Под «все» мы часто понимаем то, что у них есть родители, дом, хорошие условия жизни, возможность обучения и отдыха. И вдруг такое! Как так может быть?!

Дело в том, что иногда мы подменяем понятия «быть счастливым» на «иметь все», а подростку, кроме материальных благ и, часто, просто номинального присутствия родителей, нужно реальное участие в его жизни, принятие и внимание в этот непростой для него период.

С помощью таких попыток подросток может пробовать обратиться к вам за помощью, показать, насколько ему тяжело. Важно, чтобы он смог переводить действия в слова, то есть вместо того, чтобы совершать травматические акты, рассказать «историю своей депрессии».

И родители могут в этом помочь своему ребенку, научить обдумывать происходящее. Создать пространство между травматическим событием и переходом непосредственно к действию: нанесению порезов, самокалечению, девиантному поведению или самоубийству.

И тогда, перед тем как действовать, он сможет остановиться и подумать что происходит.

О депрессии

Дети могут прямо жаловаться на ощущение безнадежности и пустоты. При депрессии можем отметить у подростка:

  • изменение аппетита
  • жалобы на бессилие;
  • изменение веса;
  • навязчивые мысли;
  • сильную усталость;
  • утрату интереса;
  • нарушение сна
  • подавленность;
  • чувство собственной никчемности.

Депрессивное состояние у подростков может маскироваться девиантным поведением, нарушением пищевого поведения, нанесением порезов, гиперактивностью. Печаль сменяется гневом, бешенством, которые, в свою очередь, будут переходить в действие. Эти симптомы появляются там, где депрессивное состояние отрицается или избегается.

Иногда подросток может ощущать, что его оставили в одиночестве с его страданиями, с агрессией, с которой он не может справиться. А когда сложившиеся отношения в его окружении достаточно хорошие, то и психологические проблемы, возникающие в процессе развития, решаются. Он приобретает уверенность в надежности отношений.

Он чувствует себя в безопасности и имеет свободу мыслить и поступать, зная, что будет иметь поддержку. И это помогает приспосабливаться к жизни. Ведь неудача приспособления в целом или отсутствие необходимой поддержки вызывают у подростка невообразимую тревогу.

Накопление негативного опыта приводит к ощущению покинутости и одиночества.

Очень важно родителям обладать доверием по отношению к подростку. Особенно на протяжении продолжительного времени в его становлении. Если родители в этот момент отказывают ему в доверии, то подросток, потеряв его, лишает доверия себя. Они как бы отнимают у него опоры в момент, когда он начинает учиться ходить в опасном месте.

Если у вас как у родителей возникают сложности в этот момент, не бойтесь обратиться за поддержкой к специалисту, ведь на чаше весов может оказаться жизнь вашего ребенка, а это перевешивает страх и сомнение в том, нужна ли вам эта помощь.

«Мой ребенок не хочет жить…»

Почему подростки хотят умирать? Если не хочется жить.

Почему подростки совершают попытки самоубийства? В самом прекрасном цветущем возрасте, когда впереди еще столько открытий, любви и счастья, что, казалось бы, нужно жить да радоваться, дети принимают страшное решение добровольно уйти из жизни. Каким потрясением и шоком это становится для родителей юных самоубийц, невозможно передать словами.

Мир буквально взрывается, раскалывается на две части: до и после.

Вынужденные до конца жизни нести тяжелый груз вины, неутихающей душевной боли, раскаяния и сомнений, близкие люди переживают этот страшный момент вновь и вновь, не находя ответов на мучительные вопросы: «Почему мы не уберегли свое дитя? Можно ли было предотвратить трагедию? Кто виноват в случившемся?».

Попытки добровольного ухода из жизни в большинстве случаев действительно можно вовремя предсказать, а значит, и предотвратить. Суицид не происходит внезапно: от возникновения мыслей о самоубийстве до воплощения страшного замысла всегда проходит некоторое время.

Иногда несколько часов или дней, иногда – месяцы и даже годы.

Причем до совершения суицида подросток обычно выражает свою боль и протест в иной форме: уходит из дома, бросает учебу, совершает несвойственные ему антисоциальные поступки, разрывает все связи, начинает употреблять алкоголь или наркотики, раздаривает любимые вещи, прямо или косвенно сообщает окружающим о намерении уйти из жизни. Ребенок отчаянно ищет спасительную «соломинку», за которую можно было бы ухватиться. Испробовав все доступные способы и потерпев неудачу, он решается на самоубийство. Суицид – это последний отчаянный шаг, к которому прибегают дети, чей крик о помощи прозвучал в пустоту, не был своевременно услышан.

Если поведение ребенка вызывает у вас тревогу, если вы обнаружили записи, личные дневники, письма или запросы в поисковых системах, указывающие на то, что подросток планирует уйти из жизни, и, в особенности, если он прямо заявляет, что не видит смысла в своем существовании и хочет умереть, не упускайте драгоценное время! Бейте в набат – пока еще не поздно, пока можно помочь подростку, заблудившемуся, запутавшемуся в жизни. Не думайте, что ребенок «мается дурью», «перебесится», «перерастет». Помните, что только квалифицированная и своевременная психологическая, а иногда и медицинская, помощь специалистов поможет решить эту серьезнейшую проблему.

Трудный возраст

Исследования проблемы подросткового суицида показали, что самым опасным является возраст 10-14 лет: ребенок переживает острый возрастной кризис, сопровождающийся рефлексией, острым недовольством собой, своими способностями, возможностями и внешностью, поиском ответов на «извечные» вопросы: «Кто я? Зачем я живу? В чем смысл существования?». К тому же, подростки часто романтизируют смерть, чему в немалой степени способствуют молодежные субкультуры, продукция современной киноиндустрии, пропаганда суицида в социальных сетях и средствах массовой информации, месяцами смакующих подробности самоубийств известных людей. Ребенок пока еще не понимает, что смерть – это конец всего. Суицид представляется подростку способом быстро избавиться от душевной боли, сбежать от проблем, а смерть кажется переходом в некую иную форму существования.

Истинные попытки суицида редко встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Это связано с тем, что маленькие дети практически полностью зависимы от родителей, у них только начинается процесс самоидентификации, поиска своего «Я», а потому мысль, что можно причинить боль самому себе или, в особенности, совершить попытку ухода из жизни, пока не приходит им в голову.

С 14-летнего возраста число подростковых суицидов резко возрастает, достигая максимального пика в 16-19 лет. Хотя девушки в три раза чаще пытаются наложить на себя руки, две трети попыток, завершившихся смертью, приходится на юношей. Связано это с тем, что мальчики обычно выбирают жесткие экстремальные способы: прыжки с высоты, повешение, отравление сильнодействующими ядами.

Почему дети решаются на этот отчаянный шаг? В подавляющем большинстве случаев причиной становятся конфликты в семье, потеря доверительной связи с самыми близкими людьми – матерью и отцом, дефицит любви с их стороны, отсутствие поддержки и взаимопонимания, чувство одиночества, сомнения в собственной ценности. На втором месте этого печального рейтинга – проблемы в школе, включающие в себя плохие оценки, конфликты с преподавателями и травлю со стороны сверстников. Чем старше ребенок, тем чаще причиной попыток наложить на себя руки становится несчастная любовь и проблемы в сексуальной сфере.

В своей работе психологи очень часто сталкиваются с тем, что субъективное восприятие подростков очень сильно отличается от той реальной ситуации, которая существует.

Например, родители говорят о том, что в семье много уделяется внимания детям, что все выходные проводятся вместе, что все сделано для того, чтобы у их отпрыска была хорошая модная одежда и гаджеты «не хуже, чем у других».

Но нечаянно брошенные фразы в беседе с психологом, результаты психологической диагностики, рисунки, которые создает подросток, – все выражает крик о ненужности и непонятности.

Отчасти это происходит потому, что у подросшего ребенка другие критерии любви. Ему может казаться, что запреты и критика родителей, выставление требований к выполнению домашних обязанностей и школьной успеваемости, – придирки.

На приеме психолога 14-летний мальчишка, попавший в кабинет специалиста после демонстративной суицидальной попытки, сказал: «Её (мать) волнует только то, что у меня в дневнике и в комнате, а на то, что у меня в душе ей плевать».

Неправильное восприятие реальности и сильные душевные переживания приводят к тому, что подросток находит все новые и новые доказательства того, что он ничего не значит для окружающих, что «всем будет легче без него». День ото дня растет уверенность, что ничего изменить нельзя.

Наиболее важный фактор, который приводит к попыткам наложить на себя руки – чувство безнадежности. Ребенок не видит другого выхода, не знает, что его проблемы могут быть решены.

Как отличить истинное намерение от манипулирования?

Различают три вида суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Демонстративное суицидальное поведение носит театральный характер.

Это форма эмоционального шантажа, с помощью которого ребенок пытается манипулировать окружающими, чтобы получить их интерес и внимание, добиться сочувствия, уйти от наказания за совершенный проступок, отомстить за нанесенную обиду.

Если дело заходит дальше угроз, то попытка самоубийства происходит в явном расчете на спасение и редко заканчивается смертью.

Аффективный суицид носит спонтанный характер и всегда происходит в моменты сильнейшего психоэмоционального напряжения, на пике негативных эмоций. Суицид в состоянии аффекта может быть спектаклем, рассчитанным на «благодарных зрителей», но также может оказаться хоть и мимолетным, но истинным намерением. Предсказать эти попытки сложнее всего.

Наиболее опасным является истинный суицид, который чаще всего приводит к смерти. В этом случае подросток долго вынашивает замысел, ищет самые эффективные способы уйти из жизни, выбирает время и место, где ему не смогут помешать.

При демонстративном суицидальном поведении обычно используют отравление неядовитыми веществами, порезы вен, имитацию попыток повешения. При истинном – в подавляющем большинстве случаев выбирают самоповешение и прыжки с высоты.

Распространенный миф гласит: человек, действительно собирающийся наложить на себя руки, не говорит об этом, не демонстрирует свои намерения, наоборот, тщательно скрывает их, молчит. Это не так. Большинство подростков, которые собираются покончить с собой, предупреждают об этом окружающих: прямо или намеком.

Потому нельзя оставлять без внимания любые слова или фразы, свидетельствующие о желании свести счеты с жизнью. Даже если вы понимаете, что ребенок прибегает к эмоциональному шантажу и угрозам с целью напугать, произвести впечатление, обратить на себя внимание, вытребовать поблажки или материальные ценности.

Такое поведение – не норма, оно свидетельствует о наличии серьезных проблем. Каких именно? Это сможет установить только специалист.

Если вы не знаете к кому обратится за помощью, начните с посещения психолога.

Будьте готовы к тому, что, если уже были попытки суицида и существует хоть малейшая опасность их повторения, вас могут направить на консультацию к психиатру.

В этом случае гораздо важнее сохранить жизнь ребенка, чем реноме в глазах окружающих. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее сможете изменить ситуацию.

История из жизни

«После развода Ольга М. воспитывала дочь Марину самостоятельно, без поддержки со стороны отца ребенка.

Денег в семье постоянно не хватало, потому женщина была вынуждена несколько лет работать на двух работах, приходила домой поздно вечером и не могла уделять дочери достаточно внимания.

По мере взросления ребенка в семье участились конфликты: Марина обвиняла мать в разводе, утверждала, что Ольга М. не позволяет отцу навещать её, упрекала в холодности и безразличии.

Во время острых конфликтов в речи девочки мелькали фразы, которым Ольга поначалу не придала значения, считая эмоциональным шантажом: «Лучше умереть, чем так жить!», «Хочу уснуть и не проснуться», и т.д. Ольга всерьез испугалась, когда обнаружила в истории браузера ссылки, которые её дочь забыла удалить: 12-летняя девочка искала в Сети советы, как можно быстро и безболезненно уйти из жизни».

Что в таких случаях делать родителям? Нельзя заниматься нравоучениями, высмеивать подростка, устраивать скандал, выносить проблему на общее обсуждение. В первую очередь, нужно постараться вызвать подростка на доверительный разговор тет-а-тет и предложить вместе посетить центр психологической помощи. Ребенок должен знать, что его проблемы можно решить.

Поговорив с дочерью, Ольга предложила вместе съездить в центр психологической помощи, не упоминая, что обнаружила в истории браузера напугавшие её ссылки. На встречах с психологом Марина вначале вела себя замкнуто, «раскрывалась» с неохотой.

Девочка признавалась, что дороже и ближе матери у неё человека нет. Вместе с тем, у Марины было острое ощущение, что она лишь обуза для семьи, что именно из-за нее им так тяжело. Случалось, что Ольга в порыве гнева бросала фразы типа: «Если бы не ты, мне бы не приходилось пахать как лошадь.

Я все для тебя делаю, а ты даже спасибо мне порой сказать не хочешь».

Мать была обижена на дочь, что та не желает помочь ей хотя бы с домашними хлопотами, а дочь – злилась на то, что единственный родной человек как будто не замечает ее, не видит ее слез и переживаний, «даже в кино со мной ни разу не сходила».

Встречи с психологом иногда проходили только с девочкой и были направлены на стабилизацию ее эмоционального состояния, иногда – только с матерью, где разбирались семейные конфликты и пути выхода из них, а чаще – совместно, чтобы помочь научиться понимать друг друга.

После работы со специалистом доверительные отношения матери и дочери удалось восстановить, после чего депрессия и суицидальные мысли больше не возвращались к ребенку».

Если не хочется жить

Почему подростки хотят умирать? Если не хочется жить.

  • Рекомендации специалистов
  • подросток

Дорогие родители!

Последнее время в рубрику «Консультация психолога» сайта «Я – Родитель» все чаще поступает один и тот же вопрос от наших юных читателей: что делать, если не хочется жить?

Поэтому совместно с нашими экспертами мы решили опубликовать памятку для тех детей, кто задумывается о самоубийстве.

Если ваш ребенок склонен к самообвинению, испытывает постоянное одиночество и предпринимает попытки убежать из дома, а также проявляет другие признаки самоубийцы, донесите до него информацию из этого текста.

Вы можете сделать это ненавязчиво. Например, оставить открытой страницу на компьютере. А можно просто начать дружеский разговор о приоритетах, жизненных ценностях, любви и ваших отношениях с ребенком. Вы также можете аккуратно затронуть эту тему в разговоре и упомянуть некоторые рекомендации, о которых пишет наш эксперт, – семейный психолог Ирина Григорьева.

Памятка подросткам 13-18 лет

Бывает, обстоятельства складываются так, что твой привычный мир рушится. Может быть, из-за невыносимого стыда и неловкости за какие-то поступки, а возможно, и в силу самих обстоятельств. Такое ощущение, что всё и все против тебя. Если тебе знакомо это состояние, прочитай, пожалуйста, этот текст.

Жизнь каждого человека – это чередование радостей и трудностей, которые мы преодолеваем на своем пути. Проблемы необходимы нам: они закаляют людей, дают возможность вырасти личности внутри нас. Думая о самоубийстве, человек лишь бежит от проблем, но никак не решает их.

Все временно

Помни о том, что любое твое состояние временно. Каждая сложная ситуация когда-нибудь кончается, а каждая проблема имеет решение. Даже если положение кажется безвыходным, оно не может длиться вечно.

Никто не выиграет от того, что ты умрешь

Каждый раз, когда ты задумываешься о жизни и смерти, помни о том, что есть люди, которые тебя любят. Никаким родителям не «станет легче». Если ты желаешь близким счастья, всегда выбирай жизнь.

Возможно, ты рассчитываешь на то, что кто-то будет чувствовать себя виноватым перед тобой и хочешь «насладиться местью»? В этом случае помни, что ты не увидишь чувства вины тех, на кого ты обижен.

При жизни у тебя есть возможность исправить ошибки, преодолеть трудности, пережить неприятности, доделать дела, извиниться, выражать радость или грусть, раскаяться, начать что-то с чистого листа, а вот после смерти ничего изменить ты уже не сможешь.

Найди, с кем поговорить

В трудной ситуации в первую очередь нужно найти, с кем поговорить. Подумай, есть ли в твоем окружении человек, который может тебя понять и по-настоящему поддержать? Возможно, это кто-то из близких – папа или мама, бабушка или дедушка, тетя или дядя. Стоит рассказать им о своих переживаниях и попросить тебя выслушать.

Если такого человека не оказалось рядом, то на территории всей России действует бесплатный, анонимный телефон доверия для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: ты можешь позвонить на него в любое время и получить помощь у опытных психологов.

Напиши письмо самому близкому человеку

Иногда нам легче рассказать о своих чувствах на бумаге. Напиши настоящее бумажное письмо самому близкому человеку:

  1. Подумай, что ты чувствуешь? Обижаешься ли на родных или на близкого человека? Возможно, тебе больно и страшно оттого, что одноклассники с тобой не общаются?
  2. С кем может быть связано это чувство? Обвиняешь ли ты себя или кого-то другого?
  3. Доверь все свои переживания бумаге и тому близкому человеку, кто тебя поддерживает. Расскажи историю в лицах, не боясь ругательств и обвинений.
  4. После того, как ты почувствуешь, что сказать больше нечего, перечитай письмо несколько раз.
  5. А теперь рви на мелкие кусочки и выбрасывай!

Окажи помощь тому, кто в беде

Самое лучшее и эффективное «лекарство от ощущения собственной бесполезности» – начать заниматься действительно полезной деятельностью. Это может быть волонтерство или просто помощь другим людям.

По всей стране действуют тысячи волонтерских организаций, которые с радостью примут тебя в свои ряды. Одни помогают сиротам и курируют детские дома, другие направлены на помощь старикам, третьи занимаются больными людьми с серьезными диагнозами, четвертые – экологией. Выбери для себя тот вид волонтерства, который придется по душе.

Однако для того, чтобы помогать людям, совершенно не обязательно числиться в волонтерском движении: ты можешь делать это адресно. Например, купить бабушке-соседке продукты, научить дворовых малышей каким-нибудь навыкам или новым играм, помогать им с уроками.

Мечтай!

Подумай о том, чего тебе по-настоящему хочется: представь себя через пять, десять, двадцать, тридцать лет. Задай себе вопросы:

  • каким я хочу быть?
  • как я хочу выглядеть?
  • чего я хочу достичь?
  • как я хочу себя чувствовать?
  • чем я хочу заниматься?
  • какие люди будут меня окружать?
  • что полезного я буду делать для себя, семьи, общества?

По результатам мысленно нарисуй самый позитивный портрет «будущего себя» и не скупись на детали.

А теперь подумай над «маленькими шажками» к своей мечте: что для этого ты можешь сделать уже сегодня? Действуй!

С наилучшими пожеланиями,
Ирина Григорьева Психолог, психотерапевт. Магистр психологии. Стаж работ психологом более 5 лет.

Основная специализация: экстремальный психолог, педагог-психолог, коррекционный психолог. Сертифицированный специалист в области экстремальной психологии, арт-терапии, рилив-терапии, тренинговой работы.

Консультант Психологических центров «Искусство гармонии»

Эксперт сайта «Я – Родитель»

Подростковый суицид: желание не умереть, а уйти от проблем?

Почему подростки хотят умирать? Если не хочется жить.

22 апреля в Москве 11-летний школьник покончил с собой, выбросившись из окна. К сожалению, подобные новости становятся регулярными.

Почему подростки добровольно уходят из жизни, и, как правило, подростки, жившие во внешне благополучных, а совсем не в асоциальных семьях? Как связаны ЕГЭ и подростковые самоубийства? На эти и другие вопросы отвечает Елена Дозорцева, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии, доктор психологических наук.

Нам, экспертам-психологам, нередко приходится принимать участие в посмертных экспертизах подростков, окончивших жизнь самоубийством. Наша задача – выяснить состояние ребенка перед тем, как он решился на самоубийство, узнать о тех его психологических особенностях, которые могли этому способствовать.

Психолого-психиатрические экспертизы выясняют, не было ли у подростка какого-либо психического расстройства, в каком психологическом состоянии он находился. В некоторых случаях самоубийство действительно связано с какими-то психопатологическими явлениями: серьёзной депрессией или тяжелыми и длительно протекающими заболеваниями.

Но большая часть подростков, совершающих суицид, не страдает психическими расстройствами. По крайней мере, в последнее время часто встречаются случаи, когда самоубийством оканчивали жизнь вполне успешные мальчики и девочки, которые хорошо учились, изучали иностранные языки, были творческими людьми, имевшими в перспективе хорошее будущее.

Но сам по себе подростковый период сложен и для людей, окружающих такого подростка, и для него самого: появляются новые проблемы, подросток начинает иначе воспринимать себя, чем в детстве. С одной стороны он чувствует, что появились другие, «взрослые» возможности, а с другой, он еще не готов воспользоваться всеми этими возможностями, сомневается в себе.

Быстрое взросление и, возможно, ускоренное психосексуальное развитие (которое чаще встречается у девочек) связано и с первыми влюбленностями, и с изменением внешнего облика. Все это может быть связано с проблемами, которые трудно разрешить взрослеющему человеку.

И поэтому часто первая неудачная влюбленность приводит к тому, что подросток просто не видит выхода из ситуации, на ней концентрируется, она становится для него сверхзначимой. Тогда и возникают мысли о том, чтобы уйти из жизни не потому, что подростку хочется умереть, а потому, что он не знает, как жить дальше с этой проблемой.

Здесь могут действовать и другие факторы: изоляция от сверстников и трудности общения, сомнения в себе… К сожалению, в этот период порой не очень хорошо складывается общение, взаимодействие между родителями и подростком. Подросток старается освободиться от опеки родителей, поэтому охраняет свой внутренний мир от вмешательства, не все им рассказывает, что его волнует.

Родители тоже могут несколько поверхностно смотреть на своего ребенка и думать, что у него нет никаких внутренних сложностей и тяжелых переживаний. Поэтому мы часто видим после трагедии, что случившееся просто как гром среди ясного неба для родителей, они ни о чем не подозревали.

А, оказывается, внутри ребёнка шли очень сложные и тяжелые внутренние процессы, которые он проживал рядом с родителями, но они не видели этого. Часто это бывает в неполных семьях, где мама должна зарабатывать на жизнь, поэтому у нее нет времени на полноценное общение с ребенком.

rg.ru

Нет контакта

Так что, на мой взгляд, одна из главных проблем здесь – именно отсутствие контакта между родителями и детьми, когда родители, например, не могут им объяснить, что неудавшаяся первая любовь не фатальна, когда дети не чувствуют какой-то защиты.

Особенность подросткового возраста еще и в том, что возникающие проблемы приобретают совсем другой масштаб, у подростков мышление во многом зависит от эмоционального состояния, когда захватывают эмоции, нюансы исчезают, вокруг лишь черное и белое. Поэтому подростки, которые стараются справиться со своими проблемами, воспринимают их слишком гиперболизировано.

Свою роль играет и отсутствие опыта в решении каких-то проблем, потому что, может быть, именно в благополучных семьях, когда все хорошо, ребенку не приходится ни о чем особенно заботиться, быть ответственным за что-то, он не получает опыта трудностей и ошибок.

Нередко подросток, собирающийся расстаться с жизнью, думает о том, что будет значить его поступок для окружающих, при этом, чаще всего, он концентрирован на себе или хочет донести таким страшным образом какую-то свою реальную или мнимую обиду до тех, кто, с его точки зрения, виновен в этой ситуации. В любом случае это не желание подростка не быть вообще, а попытка разобраться в ситуации, в которую он попал, отреагировать на нее.

Поэтому, больший опыт в практической жизни, в разрешении каких-то сложностей, может быть, в помощи другим людям, давали бы большую устойчивость самим подросткам.

Агрессия, направленная на себя

Подростки, которые пошли на самоубийство, часто внешне хорошо социализированы: они выполняют все социальные правила, нормы, в школе выглядят вполне адаптированными.

Но, в то же время, у них копится агрессия, потому что они не могут справиться со всеми проблемами, которые на них обрушиваются.

Эту агрессию они направляют не вовне, как это бывает часто у подростков с девиантным поведением, а на самих себя.

Этому способствует и то, что у нас вообще вокруг очень много агрессии, и с ней тоже сложно справиться. И вновь человек, который не может направить её вовне, находит выход, обращая агрессию на себя.

Внешних признаков у такого состояния немного, поэтому важно доброжелательное внимание и к подросткам, у которых вроде бы и нет каких-то особых причин для суицида.

Некоторые случаи, которые выглядят как самоубийство, таковым не являются. И здесь дело следователей разобраться, в чем дело.

Действительно ли произошло самоубийство или это несчастные случаи при рискованном поведении подростков: либо падение с высоты, либо иногда это удушение. То есть подросток не стремится к смерти, он просто пробует разные рискованные возможности.

Тщательный анализ экспертом состояния подростка в период, предшествовавший смерти, может помочь выяснить эти обстоятельства.

Подростковый возраст – возраст проб и ошибок, важно, чтобы эти ошибки не приводили к печальному результату.

Один из способов проявления большего внимания к подросткам – создание для них возможностей для обращения за помощью. Они не всегда идут к школьному психологу, который часто перегружен и не способен уделить внимание каждому.

Кроме того, если ребенок идет к школьному психологу, он не чувствует анонимности, а не все хотят раскрывать себя перед взрослым человеком, который его знает. В большей степени сейчас дети раскрываются в социальных сетях, в переписке с друзьями.

gettyimages.com

Возраст и страх перед будущим

Случаи суицида чаще встречаются именно среди подростков, хотя бывали случаи, когда дети девяти лет и даже моложе, добровольно уходили из жизни. В таких случаях особенно сложно разбираться в случившемся. Одной из причин может быть жестокое обращение.

Вообще же представление о необратимости смерти окончательно формируется лишь в 13-14 лет. Чем младше ребенок, тем более внимательно нужно изучать обстоятельства его гибели.

Среди причин, которые толкают подростка на самоубийство – неуверенность в том, что дальше все будет хорошо, страх перед будущим. Сейчас, мне кажется, подростки чувствуют себя немного брошенными. При этом к ним предъявляют очень большие ожидания.

Нередко родители ориентируются на завышенные стандарты, требуют, чтобы подросток выполнил жизненную программу, именно так, как они сами её видят, был суперуспешным.

То есть от ребёнка ожидают совершенства, а когда он чувствует, что в реальности не соответствует этим требованиям, то обвиняет себя в том, что он не такой, каким его хотят видеть.

На этой почве нередко и возникают мысли о самоубийстве.

Самоубийства молодых людей, которые иногда случаются в период сдачи ЕГЭ, возможно, отчасти тоже связаны с этим. И дело здесь не в ЕГЭ как таковом.

Мы снова сталкиваемся с гипертрофированным представлением о том, что плохая оценка на экзамене – это конец жизни, просто катастрофа.

Важно, чтобы подростку вовремя объяснили, что невысокая оценка на экзамене – вовсе не самая большая неудача в их жизни, ведь из этой ситуации всегда есть какой-то другой выход.

Подростки вообще должны представлять себе варианты возможностей и варианты неудач, варианты выходов из разных положений так, чтобы они не ощущали себя в безнадежном тупике. А это – уже задача родителей, взрослых.

Кто продал алкоголь?

В моей экспертной практике пока не было случаев суицида подростков, употреблявших курительные смеси. Хотя, действительно, ничего хорошего в этих смесях нет, ведь специалисты считают, что они хуже, чем традиционные наркотики, потому что еще быстрее разрушают нервную систему, мозг…

Что касается вообще наркотизации и алкоголизации при самоубийствах, то они нередко способствуют рискованному поведению и снижают страх смерти. У каждого человека есть определенный страх перед смертью и это достаточно серьезный барьер, который нелегко переступить.

Поэтому подростки, которые решаются на такой шаг, иногда употребляют что-то «расслабляющее». В случаях, с которыми доводилось иметь дело мне, чаще таким средством был алкоголь. Причём порой его употребляли даже те подростки, которые раньше не пробовали спиртного.

То, что им не составляло труда получить алкогольные напитки, говорит о слабости закона о запрете продажи спиртного несовершеннолетним. В то же время реальное, действенное ограничение доступа подростков к алкоголю и другим психоактивным веществам позволило бы избежать многих трагедий.

Подготовила Оксана Головко

Как заметить, что подросток задумался о самоубийстве? (Причины, факторы риска)

Почему подростки хотят умирать? Если не хочется жить.

В прошлой статье я обещала написать о самоубийствах.  Тема чрезвычайно тяжелая. Особенно для меня. Но я, как и многие другие родители, которые не понаслышке знают об этом, хочу понять, что приводит подростка к самоубийству?  Почему он хочет умереть? Отчего при внешнем благополучии ребенка, он не видит смысла в жизни…

По данным статистики Яндекса  спрашивают, как покончить с собой — 4763 человека в месяц. И что страшнее всего, по той же статистике, спрашивают в большинстве своем подростки о самоубийстве.

Как покончить жизнь самоубийством — еще 3460, хочу самоубийство — 1082, как совершить самоубийство — 935… И это только те, что спрашивают конкретику по этой проблеме.

Вообще, тех кто интересовался этим, невероятно большое число — 141162.

Так почему же, при относительно неплохой жизни в целом, стольким людям захотелось свести счеты с жизнью? Потеряли смысл жизни? Тяжелые финансовые обстоятельства? Личная драма? Одиночество? Разочарования? Сплошные неудачи?

Ну, ладно, допустить, что тяжелые обстоятельства основательно достали людей в возрасте, я допускаю, но та же беспристрастная статистика говорит, что подростки и совсем молодые люди пытаются покончить жизнь самоубийством в несколько раз чаще, чем те, кому больше пришлось испытать в жизни…

Причины самоубийств подростков, почему задумывается подросток о самоубийстве?

1. Лидирующие позиции (85%)  занимает потеря смысла жизни. И если животные живут инстинктами, в том числе и инстинктом самосохранения, старшее поколение отдает дань традициям и правилам общества, то новое поколение, разуверившееся в идеалах и не обретшее новых, стало активно пополнять криминальные сводки. Пик суицидов приходится на возраст 12-16 лет.

2. Непонимание, обиды, конфликты со сверстниками, в семье.

3. Трудности в обучении и прессинг старшего поколения в связи с этим.

4. Неразделенная любовь.

5. Неизлечимые заболевания и инвалидность.

6. Подражание (за компанию, групповые самоубийства)

7. Одиночество.

8. После смерти близких, любимых людей.

9. Психические заболевания.

10. Самоубийство после убийства обидчиков.

11. Комплекс неполноценности.

12. Принадлежность к фанатико-религиозным сектам и объединениям.

Оформляются в реальные действия намерения и абстрактные фантазирования на тему смерти далеко не сразу. Они проходят несколько этапов. Конечно, я сейчас не беру в расчет суициды в состоянии аффекта, когда никакой дополнительной подготовки не проводится. Не успевает проводиться…

В большинстве же случаев сначала подросток при сниженном эмоциональном фоне начинает фантазировать о самоубийстве,  последующей реакции окружения… Потом в его голове зреют суицидальные замыслы, рассматриваются варианты ухода из жизни. И затем уже появляются попытки разной степени успешности…

Как  заметить, что ребенок задумался о самоубийстве?

Родители могут заметить снижение настроения, «загруженность», уменьшение социальных контактов, нарушение сна и питания. Иногда высказываются мысли о том, что все все равно, по фиг. Теряется интерес к прежним занятиям. Ребенок стремится к одиночеству и сам же от этого страдает.

Чаще всего подростки и дети хотят легкого и быстрого самоубийства. И безболезненного. Девочки чаще травятся таблетками и другой химией, чтобы заснуть и не проснуться, мальчишки прыгают с крыш, вешаются, стреляются…

Далеко не всегда попытка завершается смертью ребенка, в 45% случаев его спасают — приходят не вовремя, вызывают скорую. В 30% случаев в течении полугода попытка повторяется. Ребенок попадает под наблюдение к психиатру, а то и вовсе в психиатрическую клинику со всеми вытекающими последствиями.

Группа риска для подросткового самоубийства

  1. Подростки, употребляющие алкоголь и наркотические вещества.
  2. После расставания с любимым.
  3. Зацикленные на неудачах.
  4. Погруженные, сосредоточенные исключительно  на себе.

  5. При отсутствии планов на будущее.
  6. При эмоциональной нестабильности и перепадах настроения.
  7. В семье были случаи суицидов.

  8. Подростки, имеющие в анамнезе неврозы, депрессии и психиатрические заболевания.

Я не хочу жить!

Дай бог, вам никогда не услышать эту фразу от собственного ребенка! Отчаяние, тоска и полная безнадежность… Со стороны кажется, что это «просто блажь», да «они с жиру бесятся». Но когда смотришь на эту ситуацию изнутри, понимаешь, что все эти суждения поверхностны. И наши дети верят, что они переживают настоящую трагедию. И другого выхода нет…

Нам трудно понять такой максимализм, возможно, это только можно пережить и с высоты положения что-то вещать по поводу детских и подростковых самоубийств. Многие советуют найти опытного психолога или психотерапевта. Но, смею вас уверить, это сделать очень не просто.

Далеко не все психологи сталкивались с проблемой самоубийств и попросту не знают, как ее решать.

Да, они могут немного помочь подтянуть самооценку, решить мелкие конфликты с родными, посоветовать групповую или семейную психотерапию… Но если они не работали, много и часто, с суицидниками — толка не будет.

И плюс к этому, прямо таки культ насилия, льющийся с экранов телевизоров и компьютеров. Жизнь человеческая настолько обесценена, что очень трудно вернуть этот самый пресловутый смысл в жизнь, осознать ее ценность и важность.  Понять самому и показать другому, своему близкому и дорогому человеку, своему ребенку, который подумывает об страшном и безысходном.

Трудно… Сложно…

Но, надежда остается всегда, пока жив человек. И помогать, предпринимать усилия еще возможно…

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.