Подвижные игры для детей 2 младшей группы. Игры для социально-коммуникативного развития

Содержание

Портал педагога |

Подвижные игры для детей 2 младшей группы. Игры для социально-коммуникативного развития

Авторы: Малышева Ирина Сергеевна, Дедюхина Людмила Афанасьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ “Детский сад № 157”
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Картотека игр по социально – коммуникативному развитию”
27.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр

по социально – коммуникативному развитию

п.п

Название игры:

Цель игры:

1.

«Яблочко настроения»

Формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов;

воспитание эмоциональной отзывчивости

2.

«Серебряный колокольчик»

Развитие позитивного взаимодействия в детском коллективе; освоение детьми

передачи эмоций радости, удивления.

3.

«Мяч по кругу»

Развитие коммуникативных способностей. Развитие внимания и общей кординации.

4.

«Весёлый паровозик»

Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.

Активизация словарного запаса (называние определений).

5.

«Пожалей котёнка»

Развитие коммуникативного общения; воспитание эмоциональной отзывчивости.

6.

« Да-да и нет-нет».

Определение своего места в окружающем мире. Развитие согласованности детей в

группе. Развитие речевой интонации.

7.

« Котята»

Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания. Стимулирование речевой

активности. Активизация моторной и мышечной деятельности

8.

«Доброе животное»

Объединение детей в группу. Развитие слухового внимания.

9.

« Подари улыбку другу»

Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти. Развитие положительного

отношения друг к другу.

10.

«Веселый клоун»

Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

11.

«Зеркала»

развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

12.

СЛУШАЙ КОМАНДУ

Развивать внимание, произвольность поведения.

13.

«Ау!»

развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

14.

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

Снять излишнюю двигательную активность.

15.

«КОГО УКУСИЛ КОМАРИК»

способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

16.

«ДВЕ ИГРУШКИ —

ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ»

развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.

17.

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ

развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

18.

«Кто к нам в гости пришел?»

учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и

действовать в соответствии с ней.

19.

«Чей предмет?»

научить детей проявлять внимание к другим людям.

20.

«Мы на карусели сели».

развитие координации речи и движения, слухового внимания, партнёрских

отношений.

21.

«Назови себя»

учить представлять себя коллективу сверстников.

22.

«Птичка».

активизация словарного запаса по теме: «Птицы», развитие творческого воображения,

выразительности движений.

23.

« Узнай по голосу»

Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

24.

«Встань на кого посмотрю»

воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .

25.

«Найди пару».

развитие внимания, проявление инициативы, преодоление застенчивости, развитие

лексического словаря по теме: «Животные и их детеныши».

26.

«Позови ласково»

воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

27.

«Ромашки на лугу».

развитие слухового внимания, воображения, активизация словарного запаса по теме

«Цветы»,выполнение согласованных движений.

28.

«Клубок».

развитие коммуникативных навыков, координации речи и движения.

29.

«Угадай, чей голосок».

развитие слухового и зрительного внимания, тактильной памяти.

30.

«Иголка и нитка».

развитие координации речи и движения, активизация глагольной лексики

1.

«Яблочко настроения»

Цели: Формирование умения выражать свои эмоции с

помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной

отзывчивости.

Ход: Детям предлагается рассмотреть «яблочки настроения»,

после этого каждый ребёнок выбирает понравившееся ему

«яблочко» и передаёт жестами и мимикой те эмоции,

которые изображены на нём.

Другие дети отгадывают.

2.

«Серебряный колокольчик»

Цель: Развитие позитивного взаимодействия в детском

коллективе; освоение детьми передачи эмоций радости,

удивления.

Ход: Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, зима пришла?

Мороз звенит в серебряный колокольчик и весело говорит:

«Зима пришла!» мороз подарил мне этот колокольчик, чтобы

я и вам сообщила эту радостную весть, а вы передали бы

друг другу. Но обязательно позвоните в колокольчик с

улыбкой и радостно скажите своему соседу: «Зима

пришла!». Так, передавайте друг другу колокольчик, пока он

не вернётся к ведущему.

3.

«Мяч по кругу»

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу,

глядя в глаза улыбнуться друг другу.

4.

«Весёлый паровозик»

Цели: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща

преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса

(называние определений).

Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен

составить поезд из детей. Ребятам отводится роль

«вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к

каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При

назывании имени можно попросить ребят придумать для

себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор,

пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают

друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком

положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не

попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны

отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к

финишу в полном составе, награждается («Паровозик и

вагончики были очень внимательными, заботились друг о

друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

5.

«Пожалей котёнка»

Цели: Развитие коммуникативного общения; воспитание

эмоциональной отзывчивости.

Ход: Появление игрового персонажа Котёнка, который

плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила

хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку,

как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы

высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть

его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.

6.

« Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.

Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает

вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть

громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

7.

« Котята»

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и

внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Описание игры:

Ведущий произносит слова, а дети – «котята» повторяют

движения за словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг – скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.

А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

8.

«Доброе животное»

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе

животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все

прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать

вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят:

«Тук-тук».

9.

« Подари улыбку другу»

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной

памяти. Развитие положительного отношения друг к другу.

Описание игры:

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару,

покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга

по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую

пару.

2.Детям предлагается повторять движения за словами:

«Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики

солнца, посмотрели друг на друга , улыбнулись. Правую

руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и

собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто

его зове т.

10.«Веселый клоун»

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой

интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Описание игры:

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит

живот, потерял игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных : заяц, медведь, слон , белка ,

петух.

11.

«Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных

навыков.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в

центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может

показывать любые движения, играющие должны повторить

их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший

ребенок становится ведущим.

Подвижные игры для младших групп детского сада

Подвижные игры для детей 2 младшей группы. Игры для социально-коммуникативного развития

Любая подвижная игра является важной составляющей при физическом воспитании ребенка. Для обеспечения успешного физического развития малыша родители должны подобрать соответствующие игры и развлечения. В процессе выбора развлечений, нужно учитывать возраст малыша, а также его способности. Специалисты не рекомендуют с самого раннего детства загружать малышей тяжелыми нагрузками.

Цели и задачи проведения подвижных игр с малышами

Для того чтобы правильно подобрать занятия, воспитатели заранее рассматривают задачи воспитания, анализируют возрастные особенности, состояния здоровья детей, а также их физические способности.

Немаловажное значение — это помещение, где проводят большую часть времени ребята, а также время года (осень или зима для проведения игр во внутреннем пространстве), климат и другие условия. Перед проведением занятия, педагоги оценивают степень организованности.

Если у детей отсутствует дисциплина, тогда подбираются занятия с минимальной степенью подвижности.

Цели и задачи составления подвижных развлечений

Обратите внимание! Для детей возраста 3–4 лет все игры объяснят на понятном им языке. Как правило, многие из них обращают внимание на процесс движений. Малышей привлекает бег, предметы, которые нужно найти в удаленных местах. Для такой категории нагрузка минимальная.

Средняя группа отличается двигательным опытом. У них наблюдаются более координированные движения. Для физического воспитания по методу доу, педагог постепенно усложняет условия. Это может быть связано с увеличением расстояние для бега, метания. Детей небольшого возраста особо привлекает рисование. Они могут самостоятельно выбрать персонажей, которых хотят нарисовать.

Как организовать подвижные действия для малышей

Организация подвижных игр для младших групп детского сада

Перед началом игры огромное значение уделяется размещению ребят. При объяснении требований дети размещаются так, чтобы они хорошенько видели и слышали своего воспитателя. Как правило, ребята становятся по кругу. Если занятие начинается с движения врассыпную («Солнышко и дождик», «У медведя во бору»), тогда малышей участников игры размещают полукругом.

При объяснении правил игры нужно все рассказывать ясно, четко и кратко. Особое значение уделяется интонации. Главное, правильно объяснить малейшие детали. При длительном, нечетком и менее эмоциональном объяснении, у ребенка теряется интерес ко всему окружающему. Чтобы весело провести занятия, можно заранее напомнить, как нужно правильно бегать, прыгать, лазить, бросать предмет.

Движения можно показывать поочередно. Все действия делает не только педагог, но и сам участник развлечения. Главное правило — это сопровождать ребенка действиями, показывая как едет машина, как летает птица.

Какие требования должен соблюдать педагог при организации игр

Требования к организации подвижных игр

Младшие дошкольники очень быстро теряют интерес ко всему. У них наблюдается неустойчивое поведение. Чтобы привлечь их интерес к развлечениям, действия следует проводить весело. Такой метод оказывает отличное влияние на малышей малыго возраста. Длительность занятия не должна превышать 10 минут.

Есть категория ребят со значительной подвижностью. Они относятся к среднему возрасту, которые требуют от взрослых особого внимания. Ребята средней группы подвержены нагрузке во время игры.

Поэтому все действия нужно чередовать с кратковременным отдыхом, чтобы сохранить свои силы. После небольшой паузы можно обменяться впечатлениями со своими сверстниками.

Длительность подвижных действий не должна превышать более 9 минут.

Если ребенку уже второй год, тогда педагоги готовят новые подвижные действия по условному сигналу. В этот список можно отнести хлопок в ладони, взмах флажком, рукой. Сигнал подается после того, как все участники занимают свои места.
  Подвижные игры для средних групп в детском саду

Для соревновательных занятий даются команды, состоящие из двух частей: «Внимание». Ознакомление с окружающей средой формирует у малыша быструю реакцию на происходящее возле него.

Важно! Игры, которые относятся к сюжетному характеру («Лошадка», «Рыбаки»), где отсутствует выраженный соревновательный момент, не требуют четких команд.

Основные правила при планировании развлечения для второй группы

Правила организации подвижных забав во второй младшей группе

2-я младшая детская группа состоит из других правил, то есть воспитатель готовит детей для игры, выбирая для них соответствующие места. Для младшей группы правила объясняют в процессе самой игры. Детский педагог размещает и перемещает всех участников, рассказывает, как нужно повторять действия.

Играя с младшими малышами, педагог выполняет поочередно одинаковые действия, руководя всем процессом. Очень важно, чтобы воспитатель принимал участие не только исполнителем роли, но и просто рядовым участником этого представления (птичкой, зайкой).

Дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют каждую подвижность, охотно повторяя действия своего воспитателя. В средней группе воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает эстафету детям. Он участвует во всех мероприятиях, когда не хватает пары.

Виды развлечений

Птички в гнездышках

Цель обучение ходьбы и бега врассыпную. При этом ребята не должны толкать друг на друга. Их нужно постепенно приучать выполнять действия максимально быстро по сигналу руководителя.

Описание. Дети, сидящие на своих скамейках, расставленных по различным углам комнаты. Это гнездышки. Сразу после поступления сигнала своего руководителя, птички должны вылететь к середине комнаты.

Им приходится искать корм, а потом снова улететь в свое гнездо, размахивая руками. Когда воспитатель кричит «Птички, в гнездышки!» малыши должны сесть на свои стульчики и ждать следующего сигнала.

Педагог тщательно следит за поведением малышей.

Воспитатель приучает малышей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не толкнуть своего сверстника.

Лошадки

Основной целью является приучение малышей двигаться вдвоем один за другим. Таким образом, они должны согласовывать последующие действия.

Описание. Каждый ребенок выбирает для себя подходящую пару. Один участник представляет лошадку, другой выступает в роли кучера. Его основной задачей является езда по площадке. По сигналу педагога, ребята должны поменяться ролями.

Перед началом игры педагог помогает всем участникам надеть вожжи. Изначально воспитатель берет на себя роль кучера, объясняя действия. Вместо вожжей альтернативой могут послужить скакалки.

Бадминтон

Картотека подвижных игр

Подвижные игры в младшей группе составляются заранее. Педагог выбирает программу, по которой проводятся все занятия.

«Ласковое имя»

Цель: взаимодействие друг с другом, называть имя другого сверстника.

Ход игры: Дети встают в круг, каждый ребенок по очереди выходит к середине комнаты. Все остальные ребята под руководством педагога называют варианты ласкового имени своего друга, стоящего в центре круга.

Педагог спрашивает: «Кто пришел в гости?». Участник игры называет ласковое имя своего друга.

Обратите внимание! Цель: развитие самоуважения детей. Это занятие учит доброжелательности и налаживанию отношений со сверстниками.

Ход игры: Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Какой замечательный зверь пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

  Занятия пальчиковой гимнастикой в ДОУ для детей 2-3 лет

«У птички болит крылышко»

Конспект проведения подвижной игры в младшей группе способствует формированию умения любить окружающих.

Ход игры: Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка (Саша, Маша) хорошая». Затем все окружающие вокруг дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

Классификация развлечений

Классификация игр по степени подвижности

Классифицируя игры по степени подвижности можно выделить элементарные движения. Например, в ряд этих действия можно отнести сюжетные игры.

Перед началом занятия, педагог знакомит участников с зафиксированными требованиями, которые нужно четко выполнить. Каждый участник получает свою роль.

Как правило, в ходе игры действия выполняются коллективно. Этот дидактический метод относится к сюжетной игре.

Составляются также бессюжетные развлечения, которые сопровождаются двигательными занятиями. Все действия направлены на достижение определенной цели. В ходе игры ребята будут ловить друг друга, перебегать, передавать эстафеты и прочее.

Обратите внимание! Игровые упражнения, где каждый малыш индивидуально выполняет свою роль, в том числе развивают речь.

Более сложная категория развлечений относится к спортивным мероприятиям. Участникам дается возможность поиграть в бадминтон, теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. В основном все эти занятия детям предлагает школа.

Временный план составления развлечений

Временной план и проведение игры в младшей группе детского сада

В таком возрасте малыш плохо владеет своими движениями. То есть ему сложно контролировать свое равновесие, он может резко упасть или приложить все свои усилия, чтобы выполнить требования руководителя. Поэтому для младших дошкольников подбирают простые, интересные развлечения, не требующие больших усилий.

Выполняя упражнения, ребята обязательно отдыхают на определенное время. Во время отдыха, можно заняться рисованием или чтением. Каждому ребенку выдается специальная карточка (бумага), на которой можно раскрасить любимых персонажей. С детьми от 5 лет занимается математик. Как было выше указано, для каждой группы подбирается соответствующая программа.

Любое занятие должно быть интересное со смыслом («Догони мяч», «Беги ко мне»). К основным действиям относится бег и прогулка с последующим отдыхом.

Ходьба, бег, несложные прыжки относятся к наиболее доступным движениям с минимальной степенью нагрузки. Эти упражнения служат для укрепления сердечно-сосудистой системы, развитию быстроты и ловкости.

Основная цель и задача педагога — это физические развитие по стандарту ФГОС.

Важно! Посещая детский сад, малыши выбирают такие игры, как «Мой веселый, звонкий мяч», «Допрыгни до мяча» и др., формируют навыки прыжков вверх с места, воспитывают смелость, настойчивость и другие качества. Их также привлекает улица. Когда на дворе тепло, дети предпочитают играть на свежем воздухе.

Как проанализировать результат подвижной игры, схема разбора

У каждого педагога разный подход к воспитанию. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, дети получают знания самостоятельно. Все навыки, полученные в ходе обучения собственными усилиями, остаются в их памяти.

Каждая решенная задача для малыша — это рождение веры в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. У детей уж за месяц успешно формируется творческая активность. Их привлекает рисование, музыка, спорт и др.

Заключение

В завершение следует отметить, что каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предлагающей ситуации.

Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него. Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности.

Благодаря этим занятиям малыш может освоить творческий мир.

Слово педагога | Картотека игр на развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников

Подвижные игры для детей 2 младшей группы. Игры для социально-коммуникативного развития

Чубанова Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “Радость” детский сад №66
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Картотека игр на развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников.
22.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей у младших

дошкольников.

На сегодняшний день для развития эмоционально -волевой сферы

младших дошкольников появляется необходимость и потребность в

использовании таких методов и приемов, характер которых зависит от

индивидуальных особенностей ребенка. Игры имеют наилучшие

возможности для возникновения контактов между детьми, малыши

приучаются действовать согласованно, учатся уступать, помогать друг другу,

делиться своими радостями. Они осваивают разные модели общения,

становятся более контактными, восприимчивыми к эмоциональным

проявлениям окружающих детей сверстников и взрослых.

Мною была составлена картотека игр и игровых упражнений , разделенная

на четыре группы.

Первая группа – игры, направленные на знакомство детей друг с другом,

установление между ними контакта, взаимодействия.

Вторая группа – игры на снятие эмоционального напряжения у детей во

время пребывания в детском саду.

Третья группа – игры на развитие мимики и эмоциональных чувств у детей.

Четвертая группа – игры, направленные на снижение агрессии и ослабление

негативных эмоций.

Картотека хранится в миникомоде с выдвижными ящиками. Под каждую

группу выделен ящик с условным обозначением, что помогает в

определенных ситуациях быстро найти необходимую игру.

Игры, направленные на знакомство детей друг с другом, формирование

навыков сотрудничества.

Игра «Магнит»

Цель: формирование навыков сотрудничества,

снижение застенчивости.

Описание: Дети стоят в кругу и держатся за руки.

Пока звучит музыка, они двигаются по кругу.

Когда музыка останавливается, взрослый

называет чьё-нибудь имя (Юля). Тогда все дети,

отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в

тесный кружок, так как Юля – магнит. Затем игра

возобновляется.

Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше»

Цель: формирование положительного

отношения к сверстнику, сплочение группы

Описание: Дети стоят в парах и дотрагиваются

до названой части тела сначала своей, а потом –

товарища со словами: «Мои руки (показ)

хороши, а у соседа лучше (взять товарища за

руки).

Игра «Продолжи фразу».

Цель. Р а з в и т и е

у м е н и я

в ы р а ж а т ь

собственные эмоции.

Игра «Продолжи фразу».Дети передают по

кругу

мяч,

при

этом

продолжают

фразу,

рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает

таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда

…», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда

…», «Я грущу, когда …» и т. д.

Игра «Кричалки—шепталки—молчалки»

Цель: развитие умения выражать собственные

эмоции, контролировать их

Описание: Надо сделать 3 силуэта ладони:

красный, желтый, синий.. Когда взрослый

поднимает красную ладонь — «кричалку»

можно бегать, сильно шуметь; желтая ладонь —

«шепталка» — можно тихо передвигаться и

шептаться, на сигнал «молчанка» — синяя

ладонь — дети должны замереть на месте .

Игра «Продолжи фразу»

Цель. Р а з в и т и е

у м е н и я

в ы р а ж а т ь

собственные эмоции.

Дети

передают

по

кругу

мяч,

при

этом

продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой

ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …»,

«Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я

обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других,

выражать собственные эмоции и чувства.

Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на

солнышке;

само

солнышко;

хитрая

лиса;

довольный ребенок; счастливая мама.

Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который

увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Игры, способствующие снятию эмоционального напряжения во время

пребывания в детском саду.

«Минута шалости»

Цель: психологическая разгрузка.

Омисание игры; Ведущий по сигналу (удар в

бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает

детям пошалить: каждый делает, что ему хочется

– прыгает, бегает, кувыркается и т.п. повторный

сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет

конец шалостям.

«

Мыльные пузыри»

Цель: развитие воображения, выразительности

движений, снятие напряжения.

Описание игры: Воспитатель или ребенок

имитирует выдувание мыльных пузырей, а

остальные дети изображают полет этих

пузырей. Дети свободно двигаются. После

команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.

«Ласковый ветерок»

Цель: снятие напряжения в области мышц лица.

Дети сидят на стульчиках. Ведущий: «К нам в

комнату залетел ласковый ветерок. Закроем

глазки. Ветерок коснулся вашего личика.

Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею.

Погладьте ласково волосики, руки, ноги, Откроем

глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще

«Это я. Узнай меня.»

Цель:

снятие

эмоционального

напряжения,

создание

положительного

эмоционального

климата в группе.

Ход: дети сидят на ковре. Один из них

поворачивается спиной к сидящим. Дети по

очереди ласково поглаживают его по спине

ладошкой и говорят: “Это я. Узнай меня”.

Ребенок, которого поглаживают, должен

отгадать, кто до него дотронулся

«Коробка переживаний».

Ц е л ь : направлено

на

снятие

эмоционального

напряжения.

Ход:

Я

принесла

сегодня

небольшую

коробку.

Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать

наши

неприятные

переживания

и

заботы.

Вы

можете сказать об этом шепотом, но обязательно

в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе

с

ней

пусть

исчезнут

и

ваши

неприятные

переживания.

Хороводная игра «Зайка»

Цель: снятие мышечного напряжения.

.Ход; В кругу стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем

больной.

Ты вставай, вставай, скачи!Вот морковку

получи! (2 раза) Получи и попляши!

Волшебные шарики.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход: дети сидят в кругу. Взрослый просит их

закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”.

Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки

стеклянный шарик и дает инструкцию: “Возьмите

шарик в ладошки, согрейте сложите ладошки

вместе, покатайте, подышите на него, согрейте

его своим дыханием. Откройте глаза Какой стал

шарик?.

«Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального

фона, сплочение группы, развитие

произвольного контроля, умения подчиняться

правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом,

держась за плечи. «Паровозик» везет

«вагончик», преодолевая препятствия.

Игры, развивающие мимику и эмоциональные чувства у детей.

«Белоснежка и её друзья»

Цель: Закрепить умение детей различать и

называть основные эмоции. По мимике

определять эмоциональное состояние героев. Ход

игры: Воспитатель говорит, что у Белоснежки

есть хорошие друзья.. Но настроение у них очень

быстро меняется. Предлагает найти гнома-

весельчака, гнома который испугался….

«Путешествие в сказку»

Цель: Учить детей понимать, какие чувства

вызывают те или иные поступки.

Ход игры: На столе разложены картинки.

Воспитатель предлагает посмотреть на

сказочных героев. Рассказать кто из них хитрый,

капризный, злой, грустный, веселый, добрый

Кому что?»

Цель: Закрепить понятие, что цвет и настроение

взаимосвязаны. Учить объяснять свой выбор.

Воспитывать эстетические чувства.

Ход игры: Воспитатель говорит, что две

волшебницы перепутали свои вещи и просит

детей помочь им в их поиске. Дети находят

картинки и объясняют выбор.

Тише»

Цель: учить выражать эмоции жестами,

знаками.

Ход игры :Два мышонка должны перейти

дорогу, на которой спит котенок. Детям

предлагается так перейти дорогу, чтобы не

разбудить котенка, знаками показывая друг

другу: «Тише!»

«Ласка».

Цель;

Учить передавать жестами и мимикой

доброжелательные чувства.

Ход игры: Детям предлагается показать, как они

любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.

«Какое у меня настроение?»

Цель: Учить понимать эмоции и чувства,

выражать их с помощью мимики .

Ход игры: Воспитатель выдает детям зеркала.

Показывает картинку. Просит высказаться по

поводу настроения изображенного героя. Затем

предлагает посмотреть в зеркало и нахмуриться

как тучка, рассердиться как волк и т.д.

«

Игра «Стулья для животных»

Цель: развитие эмоциональной сферы

Ход игры; центре комнаты ставятся три стульчика

с прикрепленными картинками животных в

разных настроениях: веселое, страшное,

грустное. Тот, кто сядет на стульчик,

превращается в страшного зверя, грустного или

веселого животного..

.Эмоциональные руки.

Ц е л ь ;

з н а к о м с т в о

с

р а з л и ч н ы м и

эмоциональными

состояниями,

позволяющие

окружающим правильно понять их.

Ход; попробуйте, пользуясь только руками,

изобразить: злость; грусть; испуг..

Игры, направленные на снижение агрессии и ослабление негативных

эмоций.

Маленькое привидение.

Цель: направлено на обучение детей навыку в

приемлемой форме выплескивать накопившийся

у них гнев.

Ход: “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в

маленьких добрых привидений. По моему хлопку

вы будете страшным голосом завывать: “у-у-У!”

Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо,

если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг

друга громким голосом.

Мой хороший попугай.

Цель: развитие эмпатии, снятие агрессии,

расширение поведенческого репертуара.

Ход: дети стоят в кругу, плотно прижимаясь

плечами друг к другу. Педагог передает одному

из них мягкую игрушку. Ребенок должен

прижать ее к себе, назвать ласковым именем и

передать другому ребенку.

Злые и добрые кошки.

Цель: снятие общей агрессии.

Описание: Дети стоят в кругу, в центре на полу

лежит обруч – «волшебный круг» для

превращения. Ребенок входит в обруч и по

сигналу превращается в злющую кошку. Из

«волшебного круга» выходить нельзя. По

сигналу взрослого «превращение» заканчивается

После детям предлагается превратиться в добрых

и ласковых кошечек.

Рвакля.

Цель: помогает снять напряжение, дает выход

деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги;

широкое ведро или корзина.

Описание: Ребенок может рвать, мять, топтать

бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится,

а потом бросать ее в корзину

«Кулачок»

Цель; осознание эффективных форм поведения,

смещению агрегации и мышечной релаксации

Описание; дать ребенку в руку какую-нибудь

мелкую игрушку или конфету и попросить его

сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит

кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука

расслабится и на ладошке будет красивая игрушка

или конфета.

Игра « Бумажные мячики»

Цель; научить детей в приемлимой форме

выплескивать гнев.

Описание; Дети делятся на две команды и

становятся поотдаль друг от друга. Каждый

ребенок берет листок и скомкивает его таким

образом, чтобы получился мячик. По команде

воспитателя дети начинают перекидывать

мячики на сторону противника

Игра «Жужа»

Цель: снятие общей коллективной агрессии.

Описание: Ведущий выбирает «Жужу», которая

садится на стул (в домик), остальные дети

начинают дразнить Жужу:

Жужа, Жужа, выходи,Жужа, Жужа, догони/

«Жужа» смотрит из своего домика (со стула),

показывает кулаки, топает ногами от злости, а

когда дети заходят на «волшебную черту»,

выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала,

тот выбывает из игры

Мешок с капризками.

Цель: снижение агрессии, упрямства,

ослабление негативных эмоций.

Описание: – Посмотрите, это не простой мешок –

в нем собрались все детские капризы и

упрямства.. Давайте их прогоним, чтобы они не

портили нам настроение. Для этого нужно изо

всех сил постучать кулаками по мешку.

По окончании упражнения психолог выясняет у

детей, не осталось ли у них «капризок» .

Картотека дидактических игр во второй младшей группе по ФГОС с целями

Подвижные игры для детей 2 младшей группы. Игры для социально-коммуникативного развития

Дошкольное образование не преследует цель подготовить ребенка к школе и ни в коем случае не должно копировать формы школьной жизни. Развитие и обучение следует проводить через игры и другие детские виды деятельности.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:

  • восприятие норм социального поведения;
  • развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
  • развитие эмпатии;
  • формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;
  • формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
  • выработку навыков безопасного поведения.

Игра «Кому что нужно»

Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.

Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т.д.), а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.

Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.

В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, ведущий им помогает.

Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.

Игра «Да или нет»

Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

Дети становятся в круг. Учитель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.

Игра «С кем дружить»

Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.

На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор. 

Игры для речевого развития детей 3-4 лет

Игры для речевого развития направлены на достижение таких целей:

  • научить ребенка пользоваться речью как средством общения;
  • увеличение словарного запаса;
  • развитие фонематического слуха;
  • ознакомление с основами звуковой и интонационной культурой речи;
  • развитие речевого творчества;
  • ознакомление с образцами детской литературы.

Игра «Громко – тихо»

Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.

Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).

Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.

— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.

Дети громко повторяют «Кря-кря!».

— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.

Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.

После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.

Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.  

Игра «Пускание корабликов»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука [ф] на одном выдохе и многократного произношения звука [п] на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.

Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.

— Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Ведущий устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).

— Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, и педагог устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).

— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук [ф].

— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки [п-п-п].      

Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.

Игра «Светофор»

Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.

Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.

Далее ведущий показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т.д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.

Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.

Игры для познавательного развития детей второй младшей группы

Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:

  • развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;
  • формирование навыков познавательной деятельности;
  • формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними;
  • ознакомление с понятиями «Отечество», «родина», основными социокультурными ценностями и традициями своего народа.

Игра «В лес за грибами»

Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».

Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.

— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).

— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).

Педагог должен спросить каждого ребенка.

— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).

Игра «Упакуй подарок»

Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

Игра «Что где растет»

Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.  

Картотека игр для художественно-эстетического развития

Игры для художественно-эстетического развития проводятся для:

  • закладывания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств;
  • формирования эстетического отношения к природе и окружающему миру;
  • реализации самостоятельной творческой деятельности.

Игра «Собери капельки в стакан»

Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.

Педагог обращается к детям:

— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

Игра «Узнай и дорисуй»

Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.

Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.  

Игра «Красиво — некрасиво»

Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

Игры, способствующие физическому развитию

Игры, способствующие физическому развитию, нацелены на:

  • формирование у детей навыков двигательной деятельности;
  • развитие координации, равновесия, моторики рук и гибкости;
  • правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
  • обучение правильному выполнению основных спортивных движений;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Игра «Качели»

Цель: учить выполнять различные ритмичные движения; развитие координации и равновесия.

Ведущий предлагает детям повторять за ним строчки стихотворения и выполнять соответствующие движения.

Все лето качели

Качались и пели,

И мы на качелях

На небо летели.

(Дети начинают качать руками впе­ред-назад, в приседании слегка пружиня ноги в коленях).

Настали осенние дни.

Качели остались одни.

(Уменьшают интенсивность движений и постепенно останавливаются).

Лежат на качелях                    

Два желтых листка.

И ветер качели

Качает слегка.

(Снова потихоньку начинают двигать руками).

Игра «Музыкальный стульчик»

Цель: формировать навыки двигательной деятельности, учить бегать по кругу, развивать внимательность, учить действовать по сигналу.

Для начала игры нужно по центру комнаты поставить в круг несколько стульчиков (на один меньше, чем количество участников). Дети должны стать в кружок вокруг стульев. Воспитатель включает музыку.

Пока звучит музыка, дети бегают по кругу. Как только музыка остановится, каждый должен сесть на отдельный стульчик. Одному ребенку стульчика не хватит. Он выходит из игры и стульчик убирается. Дальше игра повторяется. Так продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок.   

Игра «На прогулке»

Цель: разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия.

Перед началом игры дети выстраиваются в колонну. Воспитатель сообщает им, что они отправляются на прогулку, и просит их слушать его рассказ и повторять все движения.

— Мы идет по тропинке (дети идут друг за другом).

— Нам надо перейти через лужу (идут на пяточках).

— Подошли к яблоньке и хотим попробовать ее яблочки. Дотянитесь до них (идут на носочках).

— Надо перепрыгнуть через ручей (прыгают).

— Повстречали медвежонка, покажите, как он ходит (идут на внешней стороне стопы).

Ведущий может предлагать разные варианты движений. Для одного сеанса игры детям озвучивается не более пяти разных заданий.   

Реализация всех пяти образовательных областей обеспечивает комплексный подход к развитию ребенка.

Во второй младшей группе такая работа должна планироваться и проводиться с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет.

При проведении игр необходимо добиваться создания атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию ребенка и формированию у него позитивного отношения к себе, окружающим и к познавательной деятельности.  

Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.