Развитие ребёнка в девять месяцев. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

Содержание

Что должен уметь ребенок в возрасте 9 месяцев и как распознать отставание в развитии

Развитие ребёнка в девять месяцев. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

Девять месяцев – очень интересное время в жизни малыша. Сходит на нет кризисный период, маленький человечек становится спокойнее, взрослеет с каждым днем и постоянно радует вас чем-нибудь новеньким. Поговорим сегодня, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чтобы обратить внимание на все стороны развития крохи.

Что умеет делать девятимесячный малыш

Не существует никаких нормативов, что должен делать ребенок и чего он достиг в своем развитии, так как в 9 месяцев все детишки довольно разные.

Вас не должно беспокоить, если малыш немного отстает от сверстников: очень скоро он их догонит и перегонит!

Физическое развитие ребенка в девять месяцев, как правило, включает следующие навыки:

  1. Кроха хорошо ползает, причем не обязательно на четвереньках. Малыш вполне может перемещаться по-пластунски, и это не является патологией;
  2. Детки уверенно садятся и сидят без опоры продолжительное время;
  3. Кроха встает у опоры;
  4. В девять месяцев многие малыши делают первые шаги. Это могут быть передвижения вдоль дивана или решетки кровати, или хождение с мамой, когда она поддерживает крошку за обе ручки или подмышки. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить>>>

В это время еще не все дети умеют самостоятельно выходить из положения «стоя», чаще всего им требуется помощь взрослого.

Игровые навыки малыша

Психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему обзавестись новыми умениями и потренировать ранее приобретенные навыки. К концу девятого месяца жизни малыш может:

  • сминать и рвать кусочек бумаги или пластилина;
  • играть с двумя игрушками одновременно: стучать ими друг об дружку или пытаться соединить;
  • играть в «ладушки» (хлопать);
  • приподнимать и рассматривать мелкие вещицы, пользуясь большим и указательным пальцами;
  • самостоятельно выбирать игрушку, которая нужна ему в данный момент;
  • листать толстые картонные страницы детских книжек;
  • по просьбе показывать пальчиком на знакомые предметы, в том числе на картинках;
  • играть в «ку-ку» и прятки (прятаться под покрывалом, искать взрослого, спрятавшегося под покрывалом);
  • собирать пирамидку (нанизывая кольца в любой последовательности);
  • кидать различные предметы;

В развитии ребенка девятого месяца жизни появляется и кое-что новенькое:

  • малыш в этом возрасте должен запомнить некоторые части тела, обычно детки учат, где находятся ручки, ножки, глазки, носик. Кроха показывает на них по просьбе взрослого человека.

Для развития малыша очень полезны прогулки. В этом возрасте можно выходить на улицу во время бодрствования крохи.

  • в девять месяцев маленькому человечку интересно смотреть, как летают птички, как играют другие малыши. Наблюдение за старшими детьми – одно из занятий, помогающих развитию вашего крохи.

Как спокойно гулять с малышом и избежать конфликтов на детской площадке, вы можете узнать из курса Внимание: прогулка!>>>

Важно! В 9 месяцев много внимания уделяется безопасности малыша. Следите, чтобы он не оставался один на диване или стуле, уберите из его зоны досягаемости мелкие и острые предметы, спрячьте провода.

Эмоции, которые испытывает малыш

В девять месяцев крошка становится спокойнее, он вполне способен несколько минут поиграть самостоятельно, пока вы моете посуду или завтракаете. В это время уже можно судить о развитии будущего характера вашего малыша. Воспитательные приемы из курса «Мой Любимый Малыш», будут вам отличным подспорьем и сберегут миллионы нервных клеток. Подробнее о курсе>>>

Есть детки, все время пребывающие в движении, есть те, кто больше предпочитает сидеть за игрушками и книжками. Малыш может быть разрушителем порядка и разорителем шкафов, а может больше интересоваться кубиками и погремушками.

В девять месяцев ребенку приходится впервые ощутить разницу в развитии и воспитании маленьких леди и джентльменов: намечаются различия между тем, что должна уметь девочка, и тем, что умеет мальчик:

  • Девочки быстрее развиваются в эмоциональном плане, они более привязаны ко взрослым, но уж если и играют самостоятельно, то в «осмысленные» игры: перекладывают предметы, катают машинки, листают книжки.
  • Мальчики, как правило, более самостоятельны и любознательны. Они хотят ползать по всей квартире, выкидывать вещи из шкафов, забираться на стулья, падать оттуда, что-то швырять и ломать. Эти, с первого взгляда варварские действия необходимы для развития будущих мужчин. Подробнее о том, как объяснить ребенку что нельзя>>>
  • Часто мальчики хотят, чтобы их водили за ручки, иногда ничем другим не хотят заниматься на протяжении всего времени бодрствования. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>
  • Девочки часто более ласковы, льнут ко взрослым;
  • Мальчики уже в этом возрасте пытаются ударить, ущипнуть. Не стоит переживать из-за такой особенности развития ребенка, ведь в 9 месяцев детишки поступают так не из-за злобного характера, просто им интересен результат их действий. Это один из этапов развития малыша. Подробнее об этом: почему ребенок не слушается?>>>

Не бойтесь останавливать руку драчуна и спокойным равнодушным тоном объяснять, что так делать нельзя.

Важно! Если взрослые не будут выдавать эмоциональную реакцию на действия малыша, ему скоро надоест предпринимать попытки драться. Точно так же следует пресекать желание крохи кого-нибудь укусить.

Психическое развитие ребенка в девять месяцев позволяет ему улавливать настроение других людей и реагировать на него. Например, малыш может смеяться вместе с родителями или хныкать, если маме грустно.

В этом возрасте детки активно выражают свое мнение по поводу различных событий. Малыш бурно радуется, встречая папу с работы, и горько плачет, если не хочет переодеваться или у него что-то не получается.

Речь крошки в девятимесячном возрасте

К девяти месяцам малыш четко произносит различные слоги, комбинирует их. Иногда взрослым кажется, что их чадо разговаривает на каком-то «своем» языке.

Речевое развитие ребенка доходит до такого уровня, что в 9 месяцев жизни малыш вполне способен повторять за родителями простые слова. Пусть сначала это будет один слог из слова, или даже один звук. Немного практики, и у вашего малыша будет получаться все лучше и лучше.

Продолжайте читать крошке короткие стишки и потешки, петь песенки, это покажет ему хорошие речевые примеры, поможет развитию чувства ритма и впоследствии побудит самого рассказывать стихи. В 9 месяцев ребенку интересны напевные строчки, он способен повторить за вами простые движения; если вы не знаете, что он должен уметь, видео с записью потешек для малышей поможет вам сориентироваться.

Девять месяцев ребенку – самое время для расширения пассивного словарного запаса; показывать предметы по просьбе взрослого – это то, что должен уметь и мальчик, и девочка в этом возрасте. Чаще рассказывайте крохе обо всем, что его окружает, комментируйте все его занятия.

Смотрите также мой видеоурок про развитие ребенка в 9 месяцев:

Если малыш появился на свет раньше срока

Развитие недоношенного ребенка в 9 месяцев практически не отличается от развития его рожденных в срок сверстников. Детки умеют садиться и сидеть, вставать у опоры. Малыши могут выражать свои эмоции и пытаются произносить первые слова.

Однако развитие поторопившихся деток зависит и от срока гестации, на котором случились роды, и от последующего выхаживания. Глубоко недоношенные малыши могут достаточно сильно отставать от сверстников.

На что следует обратить внимание 

Все детишки индивидуальны, и родителям не стоит беспокоиться, если их чадо не ходит и не пытается произносить первые слова. Однако мамы и папы отслеживают, что умеет ребенок, и должны насторожиться, если в 9 месяцев:

  • малыш не умеет садиться или сидеть;
  • апатичен, мало и неохотно двигается;
  • не интересуется ни игрушками, ни книжками, ни бытовыми предметами.

В этом случае состояние крохи нужно обсудить с педиатром и детским неврологом. Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.

Каким должно быть развитие ребенка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка в девять месяцев. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения
Развитие по месяцам

Ближе к 9-месячному возрасту ребенок меняется, он становится более подвижным, любопытным, больше времени проводит в комнате с игрушками. Развитие ребенка в 9 месяцев остается под контролем родителей. Важно не упустить момент воспитания, ведь каждая мелочь откладывает большой отпечаток на дальнейшее развитие и формирование характера и личностных качеств ребенка.

Физиология 9-месячного малыша

Главное достижение малыша в 9-месячном возрасте – умение сидеть без поддержки родителей. Если данный навык отсутствует, следует посетить педиатра. Причиной отклонений от норм могут служить неврологические расстройства, переданные в момент беременности от матери к младенцу.

В девятимесячном возрасте ребенок добирает 500 г в весе. Приблизительная норма роста должна колебаться в пределах 72-84 см. Объем головы ребенка в 9 месяцев должен составлять примерно 45-46 см, а обхват грудной клетки – 44-45 см.

В 9 месяцев продолжается или начинается рост зубов, а сопровождается это естественное явление высокой температурой и плаксивостью. Не стоит переживать, если рост зубов еще не начался – все будет, и возможно, что одновременно вырастет сразу несколько зубиков.

В этот период начинается подготовка к основной задаче – твердому стоянию на ногах. Встать на ноги поможет психологически правильный настрой малыша и концентрирование на движениях. Для родителей главное – не торопить малыша, все должно происходить с его согласия и готовности.

Данные физиологического развития детей 9 месяцев приведены в таблице:

Возраст – 9 месяцевВес, кгОбъем головы, смРост, смОбъем груди, см
мальчики7,9-10,544-47,468,2-75,144,4-50,8
девочки7,5-9,742,9-46,467,5-74,144,5-49,3

Рацион питания

Что можно есть ребенку в 9 месяцев – вопрос, интересующий молодых родителей. В рационе должны присутствовать продукты питания, что употребляются взрослыми. В качестве дополнения обязательными должны быть фрукты и свежевыжатые соки в расчете 100 мг ежедневно.

Девятимесячный ребенок должен сам удерживать в ручках стаканчик, а вот бутылочку с соской следует убрать подальше. Суточная норма рациона, состоящего из злаков и овощей, составляет 200 г.

Пища, несмотря на наличие зубов, должна пропускаться через блендер, в блюдо можно добавлять сухарики или детское печенье. Рацион ребенка в 9 месяцев должен состоять из добавления не только овощных блюд, но и мяса курицы, яичного желтка.

Если аллергическая реакция на новый продукт отсутствует, можно в дальнейшем давать мясо из индейки, кролика, говядину.

В первое блюдо рекомендуется добавлять растительное (в приоритете оливковое) масло – оно улучшает работу пищеварительного тракта.

После усвоения мясных продуктов в рацион добавляют вареный желток, но не более половины. После года количество желтка можно увеличить до одного. Дети, употребляющие искусственные смеси, должны раньше быть приучены к полезной пище, такой как рыбное суфле, картофельное и другое овощное пюре.

Меню девятимесячного ребенка на грудном вскармливании можно увидеть в таблице:

Грудное кормление остается, но не чаще 3 раз в сутки.

Психологический фактор

Ребенок на 9 месяце жизни осознает окружающее его положение, но разговором остается агуканье или обрывки слогов. Он научен играть, мышление и моторика активно набирают обороты в развитии.

Для физической подвижности в играх должны присутствовать развивающие наборы, состоящие из мозаики, картинок, сборного конструктора, кубиков. Во избежание травмирования предметы, которые берет ребенок, должны быть среднего размера, а в их составе не должно быть полимеров, мелких деталей.

В этом возрасте младенец различает слова «мама-папа», откликается на свое имя. Ориентация в пространстве проходит более адаптировано, с частичным пониманием окружающих его предметов.

Навыки и умения

Обязательные навыки ребенка в 9 месяцев:

  • устойчиво стоит стоя в кроватке, сидит самостоятельно, без опорных предметов;
  • ползает и переворачивается, опирается на кисти рук, предплечье;
  • передвигается по комнате, держась за руку, а иногда самостоятельно;
  • понимает, о каком предмете идет речь, когда на него указывают взрослые, поднимает его;
  • откликается на простые просьбы, например, подать предмет или взять его;
  • понимает, где расположены глазки, носик, ротик, ушки;
  • издает разнообразие звуков: от агуканья до простейших слогов.

Для активных занятий ребенку следует отвести детский уголок.

Игры для 9-месячного малыша

Для развития мышления ребенку следует устраивать кукольный театр, показанный с выражением и интонацией. На примере игрушек демонстрируйте то или иное правило поведения, несколько раз проговаривая названия разных предметов.

Если малыш активничает, пытается повторить действия, похвалите его старания. Детям очень нравятся жмурки: если спрятать в кулаке небольшой предмет, малыш обязательно постарается проверить, там ли он находится.

Рисуйте с малышом мелками, маркерами. Можно приобрести акварельные краски и, окунув пальчики малыша, водить ими по бумаге.

Такие игры не только вызывают интерес к различного рода деятельности, но и развивают мелкую моторику, познавательные способности.

Чувства и поведение

В 9 месяцев у ребенка обычно имеется особая игрушка или предмет, который наиболее полюбились. В этот период он становится независимым от матери, он больше времени проводит с игрушками. У ребенка этого возраста развиты кисти и пальцы рук, что позволяет ему прочно удерживать понравившийся предмет. Действия более осознаны, малыш знает, какая игрушка ему необходима на данный момент.

Если назвать предмет и спросить, где он, то при нормальном развитии ребенок должен перевести свой взгляд на этот предмет. Эмоции в этом возрасте наиболее ярко выражены, он наиболее чувствителен к эмоциональным изменениям и ситуациям, исходящим из внешнего окружения.

Строго запрещено повышать голос на ребенка во время шалостей. При полноценном психическом развитии в этом возрасте дети более спокойны. Если этого не происходит, причиной может служить воздействие негативного постороннего фактора.

Вполне вероятно, что так малыш выражает дискомфортное состояние – психологическое или физическое. Часто, разволновавшись по какому-либо поводу, ребенок начинает плакать, а через пару минут засыпает.

Сонный час днем может сократиться до 1 раза в день, а ночной отдых остается без изменений и составляет 10-11 часов.

Познавательное развитие

9-месячный ребенок с любопытством рассматривает себя или родителей в зеркале. Играет и перебирает игрушки, рассматривает их, гремит погремушками, передает их из рук в руки.

Положительные эмоции малышу принесут песенки мамы, комментирование и показывание объектов окружения, тихая и спокойная обстановка в доме. Собираясь на прогулку, не все дети любят одеваться. Рассказывая в это время стишки или считалочки, вы не только отвлечете малыша от капризов, но и развеселите его.

Развитие речи

Ребенок на 9 месяце жизни продолжает имитировать услышанные слова и звуки, родителям же надо закрепить умения ребенка в 9 месяцев и более активно участвовать в дальнейшем его развитии.

Нужно регулярно повторять вместе с ребенком звуки животных, напевать песенки, продолжать заниматься развивающими играми, складывать кубики, собирать мозаику, складывать картинки. При произношении малышом слов, не следует его копировать и повторять неправильное их значение.

Не стоит называть предметы «неправильными» словами для наиболее простого запоминания малышу – это затруднит их восприятие и произношение в дальнейшем.

Советы взрослым

Родители должны давать свободу карапузу, воспитывать в нем самостоятельность. Принимая вечернюю ванну, рассказывайте и показывайте предметы туалета, давайте их рассмотреть малышу.

В этом случае купание займет много времени, но это положительно отразиться на развитии.

Для разработки кистей рук полезным занятием будет игра с пластиковой посудой, в которую малыш будет наливать и выливать воду.

Родителей должны насторожить такие данные состояния и развития малыша:

  1. Неспособность ползти или переворачиваться со стороны в сторону.
  2. Неустойчивое сидячее положение.
  3. Ребенок не удерживает пальчиками мелкие предметы, не интересуется погремушками.
  4. Нежелание придерживать чашку и надевать вещи.

При наличии одного из проявления следует посетить врача. Но не нужно паниковать, если ребенок отстает немного в развитии, это зависит от физиологических процессов, индивидуальных для каждого из детей.

Некоторые начинают ходить в годовалом возрасте или чуточку позже, а есть те, что вообще не ползают – только ходят.

Помните, только ваша выдержка и забота помогут преодолеть барьер психического и физического формирования.

← Что должен уметь ребенок в 8 месяцевЧто должен уметь ребенок в 10 месяцев →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Развитие и навыки ребенка в 9 месяцев

Развитие ребёнка в девять месяцев. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

В 9 месяцев малыш воспринимает дом, как большую и волшебную территорию для игр. Его интересуют все предметы, он хочет их потрогать и исследовать. Поэтому все комнаты, где бывает кроха, должны быть для него безопасными. Развитие ребенка в 9 месяцев проходит под пристальным вниманием и контролем родителей.

Умения 9-месячного крохи

  • Малыш должен уметь сидеть – уверенно и без поддержки.
  • Умеет ползать на четвереньках.
  • В положении сидя ребенок может наклониться и взять игрушку. Способ захвата предметов в 9-месячном возрасте меняется, теперь малыш берет предмет, смыкая большой и указательный пальцы. Это так называемый пинцетный захват. Данный навык позволяет крохе поднимать мелкие вещи.
  • Ребенок должен уметь стоять, держась за опору. Иногда дети начинают играть, приседая, вставая или подпрыгивая.
  • Малыш должен уметь перелезать через невысокие препятствия и залезать на диван.
  • Кроха хорошо реагирует, когда его зовут по имени, и поворачивает голову.
  • 9-месячный карапуз должен уметь выговаривать не только гласные буквы, но и согласные буквы, и слоги. Самый простой метод развития речи малыша – разговаривать с ним, проговаривая все свои действия, рассказывая о предметах и явлениях природы.

Питание и рацион

В 9-месячном возрасте грудное молоко или молочная смесь составляют не более трети от общего объема пищи крохи. Теперь питание содержит больше твердых ингредиентов, так как появившиеся зубки необходимо тренировать. К примеру, мясо уже не обязательно прокручивать в блендере, а можно дать ребенку мягкую фрикадельку.

В процессе перехода от мягкой пищи к твердой важно не торопиться. Пусть питание крохи меняется постепенно. В первое время тщательно разминайте всю еду вилкой. Только после привыкания ребенка к такой консистенции можно предлагать ему очень маленькие твердые кусочки. Далее объем кусочков должен увеличиваться.

При этом не забывайте, что малыш в 9 месяцев еще совсем мал, у него прорезались не все зубки. И его питание не может состоять из тех блюд, которые едят взрослые. Карапуз делает лишь первые шаги во взрослый мир.

Ниже приведено примерное питание ребенка в течение суток:

  1. В шесть утра – грудное молоко или молочная смесь.
  2. В десять утра – 150 грамм каши с добавлением половины яичного желтка, 30 грамм фруктового пюре, 15 грамм творога.
  3. В два часа дня – 150 грамм пюре из овощей, 50 грамм рыбного или мясного пюре.
  4. В шесть часов вечера – грудное молоко или молочная смесь, 30 грамм творога.
  5. В десять вечера – грудное молоко или молочная смесь.

Игрушки, которые заинтересуют малыша

  • Центр активности – это плоскость, на которой закреплено большое количество всевозможных колесиков, кнопок, шнурочков, липучек и рычажков. Малыш с удовольствием будет нажимать на кнопки, крутить колесики или нажимать на рычажки. Основное назначение данной игрушки – развитие мелкой моторики рук.
  • Шкатулки с сюрпризами. Когда кроха нажимает на кнопочку, из шкатулки появляется фигура и играет музыка. Это стимулирует познавательную активность и логическое мышление (ребенок учится видеть связь между действием и результатом).
  • Пирамидки. Позволяют развивать координацию движений и моторику рук. Карапузу придется постараться, чтобы правильно насадить элементы игрушки на стержень.
  • Маленького непоседу по-прежнему увлекают игры с мячиками, шарами и кубиками. Их можно весело кидать, а потом собирать. И снова кидать. А кубики он уже умеет складывать друг на друга.
  • Книжки их картона с яркими картинками. Малыш будет разглядывать рисунки и листать страницы, а мама – читать вслух стихи или сказку из книги.

Развивающие занятия

В этом возрасте деткам очень нравится бросать любые предметы. Играйте с мячиками. Пусть малыш не только бросает их, но и катает. Он уже умеет это делать. Попросите кроху догонять мячик, которые вы бросили. Это стимулирует двигательную активность, ребенок будет ползти за мячом.

Чтобы развивать у ребенка чувство глубины и формы, проводите следующие занятия:

  • Поставьте в детский уголок небольшое ведерко, сложите туда игрушки. Кроха будет вытаскивать их из ведерка, опуская ручку на небольшую глубину. После игры попросите малыша сложить игрушки обратно. Ему снова придется ощутить глубину ведра. Такое упражнение способствует освоению физических параметров разных предметов.
  • Подготовьте крупную картонную коробку. Вырежьте в ней круглое отверстие такого диаметра, чтобы в него проходила ваша рука. Демонстрируйте перед ребенком, как вы просовываете руку в отверстие, а затем достаете. Предложите ему сделать то же. Кроха сначала будет бояться. Но через какое-то время преодолеет страх. Управлять своим телом без контроля зрения – сложная задача.
  • Подготовьте небольшую картонную коробку. Вырежьте в ней отверстия разной формы. Предложите малышу через эти отверстия засовывать предметы в коробку. Ему придется подбирать подходящие по форме отверстия. Это упражнение развивает чувство формы.

Всем деткам в 9 месяцев нравится играть в прятки. Накройте игрушку платком. Малыш примется искать игрушку, проверять, не пропала ли она. Прячьтесь вы сами от ребенка. Пусть попробует вас найти. Чтобы помочь крохе, подавайте голос: «Я здесь».

Предложите маленькому непоседе спрятаться самому. Ищите его в разных местах. Голосом проговаривайте свои действия: «Я ищу Дашеньку. Где же Дашенька? Нигде не видно Дашу!» Когда найдете, громко обрадуйтесь и обнимите кроху.

Прогулки на природе

Очень полезным занятием для детей в 9 месяцев будет экскурсия на природу. Для этого не обязательно выезжать за город. Можно отправиться в парк. Позвольте ребенку поползать по траве или по снегу. Оставайтесь все время возле него.

Комментируйте все предметы, которые вам встречаются. Это травка. Это камень. Это цветочек. Это листочек. Если вы гуляете летом, пусть карапуз понюхает цветок. Скажите, как он называется. Восторженно объясните, что запах этого цветочка очень приятный.

Если прогулка проходит осенью, то юный исследователь подержит в руке опавшие листочки. Расскажите немного о смене времен года.

Приготовьте заранее хлеб, семечки или крупу. Покормите птиц вместе с крохой. Пусть ребенок кидает маленькие кусочки хлеба. Объясняйте ему, что птички хотят кушать. Проговорите названия птиц. Это голуби, это воробьи и т.д.

Семейные забавы

Еще одна забавная игра – перетягивание каната. Найдите плотный и крепкий шарф, который будет выполнять роль каната. Посадите кроху на пол. Сядьте напротив него.

Один конец каната дают в руки малышу, другой конец держит мама или папа. Слегка потяните канат на себя. Предложите карапузу тоже тянуть на себя.

Поддавайтесь, делайте вид, что у ребенка получается перетягивать вас на себя. Он будет доволен.

Если кроха никак не поймет суть игры, проведите демонстрационную игру между мамой и папой. Пусть карапуз посмотрит, как проходит игра. Тогда ему будет легче повторять действия. Возможен и другой вариант. Мама садится на пол и берет малыша к себе, а напротив них садится папа. Так перетягивать канат еще веселее.

Таким образом, малыш в возрасте 9 месяцев должен уметь стоять возле опоры, сидеть и ползать. Ему под силу даже залезть на диван. Питание крохи становится еще более разнообразным, а количество грудного молока в рационе сокращается. Для полноценного развития малыша рекомендуется проводить разнообразные игры.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Развитие ребёнка в девять месяцев. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

07.04.2017

Доброго времени суток! Эта статья посвящена тому, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Тут вы узнаете, какими новыми навыками обзавёлся ваш малыш, что нового в его эмоциональном и умственном развитии, сколько он должен спать и ответы на другие вопросы.

Физиологические особенности крохи

В девятимесячном возрасте происходят следующие изменения:

  1. Уже полностью развиты сенсорные системы малыша. Ребёнок не только слышит звуки, но и понимает их значение.
  2. Малыш полностью адаптирован в эмоциональной сфере. Теперь по его поведению вы сразу поймёте, в каком кроха настроении.
  3. У большинства деток прорезаются новые зубки (вторые резцы). Также развитие продолжается и с челюстью карапуза. Особенно важно, чтоб ребёнок разрабатывал жевательный рефлекс.
  4. Малыш начинает ползать. Укрепляется мышечная масса, связки, совершенствуется координация движений.

Изменения физических параметров ребёнка

За последний месяц ребёнок в среднем набирает 450 грамм, прибавка в росте составляет 1,4 см, окружность головы и обхват грудной клетки максимум увеличиваются на сантиметр.

Есть основные общепринятые рамки значений веса и роста для детей этого возраста. Но это не значит, что ваш ребёнок обязательно должен попадать в эти границы. Если расхождение будет незначительным, ничего страшного. А вот если сильным, то стоит задуматься, достаточно ли малыш получает питания или наоборот, не перекармливаете ли вы его.

Девятимесячный мальчик должен весить от 7,1 кг до 11 кг, а девочка – от 6,5 кг до 10,5 кг. Рост таких деток – от 67,4 см до 76, 6 см и от 65,2 см до 75 см у мальчиков и девочек соответственно.

Мой сын в девять месяцев весил 10 кг, а рост у него был – 75,5 см.

Моторика и активность малыша

В девять месяцев ребёнок владеет следующими двигательными навыками:

  1. Ему легко удаётся держать предметы маленьких размеров, при этом использовать только два пальчика.
  2. Достаёт и опускает назад вещи, находящиеся в ящиках, коробках.
  3. Умеет открывать крышечки.
  4. Наловчился надевать разноцветные кольца на пирамидку.
  5. Малышу доставляет большую радость разрывание бумаги на клочки.
  6. Любит брать сразу два предмета, по одному в каждую ручку.
  7. Может уверено сидеть. При этом ему уже не нужна точка опоры. Девять месяцев – это крайний срок, отводимый для окончательного развития этого навыка. «Как научить ребенка сидеть»
  8. Присаживается, как из лежачего положения, так и стоячего.
  9. Учиться ползать.
  10. Умеет перелазить через препятствия, но только не высокие.
  11. Может взбираться и спускаться с низкой кровати или стульчика.
  12. Пытается подниматься, но только удерживаясь за какой-то предмет, например, кроватка, мамина рука.
  13. Пытается стоять, держась за руку родителя. Пробует шагать, если вы его держите под мышками.
  14. Ребёнок наловчился доставать интересующие его игрушки разными доступными способами.
  15. С лёгкостью катит небольшой мячик.

Умственные навыки

В девятимесячном возрасте у детей уже значительно лучше развита память, они впервые начинают логически мыслить, наконец, понимают значение разговоров взрослых. То, что уже умеет делать ребёнок, можно свести к следующим пунктам:

  1. Малыш осознаёт, что ему говорят, и выполняет маленькие поручения.
  2. Легко запоминает новые игры, если они ему нравятся.
  3. Может отыскать предмет, который вы спрячете под его пристальным взглядом.
  4. Умеет хлопать в ладоши, махать ручкой.
  5. Может указывать на названные вами предметы.
  6. Научился показывать, где носик, ручка и т.д.
  7. Понимает, что значат слова запретов или просьб. Выполняет эти действия.
  8. Называет «мама», «папа», но ещё не понимает, что это значит.
  9. Старается повторять звуки, которые где-то услышал. Пока получается не очень.
  10. Малыш полностью готов к развивающим игрушкам. Так что не упустите этот момент, и играйте вместе с ним.

Эмоции крохи

В эмоциональной сфере у вашего карапуза наблюдается следующее:

  1. Малыш становится хитрым, умеет изворачиваться, если его заставляют делать что-то нелюбимое.
  2. Жаждет быть независимым. Хочет показать, что он уже взрослый и всё сам может сделать.

Мой сын, в этом возрасте брал голыми руками пюре из тарелки и запихивал себе в ротик. Я его просила использовать ложку (он уже отлично умел ей орудовать), но сынулька как назло, специально продолжал есть рукой и делал вид, что не слышит мои просьбы. А иногда даже смеялся над этой ситуацией.

  1. Малышу спокойнее, если мама рядом. Особенно, когда он увлечён и во что-то играет.
  2. Детки в девять месяцев весьма ранимы. Многие вещи вызывают тревогу, и даже страх. Старайтесь исключать из его жизни ситуации и предметы, которые могут провоцировать у ребёнка фобии и вызывать волнения.
  3. Приучайте малыша садиться на горшочек.

Я показывала сыну эту процедуру на примере куклы, мягких игрушек. Сажала по очереди игрушки на горшок. Вскоре малыш начал поднимать пупса и садиться сам. А потом и осознал для чего именно там нужно сидеть.

Как малыш уже играет

В девятимесячном возрасте уже достаточно развиты игровые навыки. Он уже умеет:

  1. Комкать бумагу и рвать её на мелкие кусочки. Это доставляет ребёнку огромное удовольствие.
  2. Играть в «козу-дерезу», «ку-ку» или «ладушки».
  3. Переворачивать толстые или мягкие страницы книжек.
  4. С лёгкостью собирает пирамидку, но при этом путает последовательность колец.
  5. Любимым занятием является разбрасывание предметов. Радуется, когда достаёт всё из шкафов и выкидывает на пол.
  6. Умеет сразу играть с двумя предметами, например, врезает «лбом» машинки друг в друга.
  7. Научился пальчиком показывать на объекты, которые ему называют, в том числе и на свой носик и другие части тела.
  8. Сам достаёт игрушки и играет ими.

Кормление и период сна

Ребёнок продолжает питаться, как материнским молоком (смесью), так и потихоньку пробует продукты. Причём основная пища грудничка должна составлять уже лишь четвёртую часть от суточной нормы. В рацион детей на грудном вскармливании уже можно вводить рыбу, но только нежирных сортов (не чаще, чем раз в неделю).

Можете попробовать ввести каши глютенового ряда. Обязательно следите за реакцией ребёнка и срочно прекращайте ввод продукта при возникновении каких-либо аллергических процессов. Меню деток-искусственников тоже продолжает расширяться.

Они уже едят все продукты, допустимые для питания детей до года, причём пюре становятся многокомпонентными.

Средняя продолжительность суточного сна составляет 14 часов. За день малыш может видеть сновидения два раза, хоть некоторые детки и один. Продолжительность сна ночью и днём зависит от особенностей и состояния ребёнка, а также от факторов окружающей его среды (в частности температуры, влажности, освещения помещения, в котором он находится).

Вероятные отклонения

Необходимо знать, что в девятимесячном возрасте у некоторых детей могут проявляться отставания в развитии, об этом будут свидетельствовать следующие признаки:

  1. Не проявляет никаких эмоций.
  2. Не может сидеть. Или сидит, но всё ещё не держит равновесие.
  3. Не умеет совершать перевороты.
  4. Не пытается повторять услышанные звуки.
  5. Не испытывает чувство страха.
  6. Не проявляет интерес к игрушкам.

Если у вашего малыша наблюдаются какие-то симптомы, лучше обратиться к врачу. Он поможет развеять все сомнения или поможет справиться с проблемой.

Особенности в развитии девочек и мальчиков

В девятимесячном возрасте уже, наконец, можно увидеть разницу в правильном развитии мальчиков и девочек.

Что должен уметь мальчик в 9 месяцев?

  1. Повышенная активность.
  2. Желание быть самостоятельным и никого не слушать.
  3. Мальчишки шустрые, успевают напакостить буквально за две минуты.
  4. Такие детки упрямые.

    Не понимают, что если им чего-то нельзя, то нужно послушать и успокоиться. Будут стоять на своём.

  5. Ведут себя спокойнее, чем девочки. Менее эмоциональны.

  6. Мелкая моторика и разговорная речь развиваются медленнее, чем у девочек.

Что должна уметь девочка в 9 месяцев?

  1. Активно развиваются разговорные навыки.
  2. Быстрее обучается.
  3. Девочки послушные и исполнительные.
  4. Менее активны, чем мальчики.
  5. Сильная привязанность к маме.

  6. Повторяют звуки, которые услышали.
  7. Более эмоциональны.

Но не стоит забывать, что это всё индивидуально.

И не расстраивайтесь, если ваш ребёнок отличается от указанных выше положений.

Помогаем правильно расти и развиваться

Для того, чтоб ваш малыш мог спокойно развиваться следует соблюдать ряд рекомендаций:

  1. Стимулируйте ребёнка делать первые шаги. Для этого можете перемещать малыша, держа его под мышками.
  2. Пусть карапуз сам совершает какие-то действия, например, снимает носочки. Не забывайте про похвалу.
  3. Давайте ребёнку возможность помогать вам по хозяйству. Например, пусть вытрет пыль или сам поскладывает игрушки на место.
  4. Обязательно называйте все предметы, которые попадают в поле зрения крохи. Рассказывайте карапузу, как говорит корова, котик и другие животные.
  5. Не забывайте читать ребёнку перед сном.
  6. Просите малыша выполнять какие-то несложные действия. Не забываем хвалить ребёнка за правильно выполненную просьбу.
  7. Ну и куда же без игрушек, влияющих на развитие ребёнка. Покупайте малышу мячики, пирамидки, посудку, игрушечных животных и другие товары.
  8. Ребёнок уже достаточно активен. Позаботьтесь о его безопасности. Проследите, чтоб в зоне доступа ребёнка не было открытых розеток, бытовой химии, красок, острых углов, мелких деталек.

Рекомендуем к прочтению:

Девятимесячный малыш уже становится весьма самостоятельным, не препятствуйте ему в этих начинаниях. Он уже понимает, что от него хотят, о чём говорят родители. Однако он всё ещё нуждается в вашей поддержке, любит, когда с ним играют. Родители должны, как можно больше бывать с крохой, развивать его, показывать свою любовь. И тогда ваш малыш будет расти здоровым и будет правильно развиваться.



Что должен уметь ребенок в 9 месяцев: развитие мальчика и девочки, чему учить

Развитие ребёнка в девять месяцев. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

К девятому месяцу жизни грудничок активно осваивает окружающее пространство, учится манипулировать предметами, развивает речевые навыки, может порадовать родителей первыми шагами. В 9 месяцев ребенку свойственно любопытство, он охотно наблюдает за действиями взрослых и подражает им, проявляет интерес к общению.

С мамой весело играть

Основные навыки

Родителей беспокоит вопрос, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Каждый младенец развивается индивидуальными темпами, но к этому возрасту здоровые дети приобретают необходимые умения:

  • садятся без помощи взрослого и сидят без опоры до 10 минут;
  • держат равновесие в сидячем положении;
  • освоили ползание со сменой направления (некоторые ползают по-пластунски – задом наперед);
  • встают с поддержкой взрослого или у опоры;
  • пытаются ходить у опоры;
  • манипулируют предметами и игрушками (рвут бумагу, мнут пластилин, стучат игрушкой об игрушку, мелкие игрушки берут двумя пальчиками, крупные – всей ладошкой, листают книги с толстыми страницами из картона);
  • повторяют за взрослыми некоторые движения (хлопки в ладоши, поднимание ручек, топанье ножками);
  • по просьбе родителей показывают части тела (глазки, носик, ротик, ушки) и знакомые предметы;
  • находят предмет, спрятанный у них на глазах;
  • произносят большое количество звуков, повторяют за взрослыми слоги или простые слова;
  • перенимают эмоциональное состояние окружающих людей (смеются, если рядом кто-то смеется, плачут, если видят плачущего человека).

В 9 месяцев кроха может самостоятельно занять себя на некоторое время. В этом возрасте распознают некоторые черты будущего характера малыша: одни дети активно проводят день, нарушая все запреты, другие – тихонько сидят в одном месте и возятся с предложенными игрушками.

Сколько интересного вокруг

К 9 месяцу наблюдается существенная разница в развитии и воспитании девочек и мальчиков:

  • Девочки сильнее привязываются к родителям, быстрее, чем мальчики, развиваются в эмоциональном плане.
  • Девочки предпочитают спокойные игры и манипуляции с предметами, мальчики проявляют независимость и любознательность (влезают на низкую мебель и падают с нее, ломают игрушки и бросают их).
  • Мальчики любят активное общение со взрослыми (совместное хождение за ручку), девочки отдают предпочтение спокойному тактильному контакту (тихонько сидят на коленях у взрослых).
  • Малышки скорее, чем мальчики, начинают говорить, прислушиваются ко взрослым, скорее выполняют просьбы старших людей.
  • Мальчишки в этот период становятся очень энергичными и практически неуправляемыми, часто щипают или бьют окружающих людей (делают это не со злом, а из интереса к результату от такого поступка). Несмотря на это, специалисты считают более уравновешенными мальчиков, а не девочек.

Важно! Каждый ребенок развивается индивидуально, и отклонение от средних параметров необязательно является нарушением развития.

Как развивать девятимесячного ребенка

Современные родители стараются не упускать ни одной возможности для развития ребенка. Для этого существует большое количество методов и приемов.

Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев

Как развивать ребенка в 8 месяцев

Познавательная деятельность – это процесс освоения окружающей действительности. В возрасте 9 месяцев ребенок познает мир непроизвольно, взрослые создают условия для возникновения познавательных процессов:

  1. обеспечивают безопасное перемещение младенца по квартире;
  2. предоставляют малышу разные варианты интересного предметно-игрового окружения;
  3. развивают мелкую моторику рук через обучение манипуляциям с предметами разной величины, фактуры, веса (дети с удовольствием складывают мелкие предметы в банки и коробки, открывают и закрывают крышки в них);
  4. прививают элементы правильного поведения.

Важно! Как только малыш научился передвигаться самостоятельно, в зоне доступности не должно быть опасных для него предметов.

Для расширения умения ориентироваться в пространстве используют стульчик для кормления – кроха следит за действиями родителей и манипулирует предложенными игрушками. Разноцветные кубики, баночки, коробочки, пирамидки, всевозможные игрушки способствуют всестороннему развитию карапуза. Прежде, чем дать малышу игрушку, взрослые показывают, какие манипуляции с ней можно проводить.

Важно! Мелкие предметы полезны для развития ребенка, но родителям следует помнить, что оставленный без присмотра карапуз может не только проглотить мелкий предмет, но и засунуть его в нос или ухо.

Развитие познавательных процессов

Психология утверждает, если познавательные процессы развиты правильно, то в девять месяцев ребенок:

  • вынимает и складывает предметы в коробки и банки, при складывании сопоставляет размеры – маленькое вкладывает в большое;
  • умеет ощупывать предметы пальцами и засовывать пальчик в отверстие;
  • знает расположение и назначение всех помещений в квартире;
  • способен самостоятельно исследовать пространство в жилище;
  • с интересом наблюдает за происходящим.

Умственное и речевое развитие ребенка

Умственное и речевое развития тесно связаны между собой. Малыш уже способен в течение нескольких минут удерживать внимание на одном предмете, многократно повторяет одни и те же действия, знает, как выглядят свои и чужие взрослые.

Родители читают крохе книжки с крупным изображением зверей, овощей, фруктов, карапуз старается повторить их названия или произносить звуки, которые издают животные (ав-ав, му-му, мяу и другие). К этому времени у ребенка появляется любимая игрушка, которая вызывает положительные эмоции и надолго привлекает внимание крохи.

Активный словарь 9-ти месячного ребенка небогат: мама, папа, баба, дада, дай, на, ам – самые часто произносимые слова в этом возрасте. У каждого малыша появляется индивидуальный активный словарь, который понимают только близкие люди.

Дети хорошо подражают интонациям знакомых взрослых людей, «поют» и пританцовывают под музыку. Понимают слова-запреты и слова-одобрения, соотносят слова с образами людей, предметов, действий. Проявляют интерес к общению не только с людьми, но и с домашними животными и очень огорчаются, если общение не состоялось.

Постепенно малыш учится простейшим правилам общения: машет ручкой при прощании, прячется, закрыв глаза рукой. Активно включается в совместные игры-потешки (Ладушки, Сорока-ворона), исполняет понятные простые просьбы взрослого, ориентируется в знакомом пространстве, приучен к режиму дня.

Физиологическое и психологическое развитие ребёнка

При сбалансированном питании в течение девятого месяца малыш вырастает на 1-1, 5 см и набирает веса около 450-500 г., по отношению к массе тела при рождении карапуз прибавляет до 6 кг.

Физическое развитие мальчиков и девочек немного отличается. Мальчики к 9 месяцам вырастают в среднем до 71,3 см и весят 9-9,5 кг. Рост девочек – от 68,5 до 70 см, вес – 8,2-8,7 килограммов. Средний размер окружности головы для обоих полов – от 43,8 до 45 см, обхват грудной клетки – 46,6-47,2 сантиметра.

В 9 месяцев ребенок умеет проявлять различные эмоции. В зависимости от ситуации он негодует, гневается, обижается, радуется или удивляется. Пользуется утвердительными и отрицательными жестами, помогает взрослому одевать себя.

Упражнения и игры для малыша

Игры с ребенком с 10 месяцев

Для гармоничного роста и развития малыша родители организовывают для него различные игры и упражнения.

Игры с ребенком 9 месяцев

Для совершенствования двигательных умений из подручных средств (диванные подушки, скрученные в валик одеяла, крупные игрушки) устраивают своеобразную «детскую полосу препятствий», в конце которой находится заинтересовавший малыша предмет (пульт, телефон, любимая игрушка).

Важно! Все развивающие игры должны быть доступны для малыша, чтобы не пропал интерес к упражнению.

Манипуляции с рулоном туалетной бумаги, прикрепление к ручке малыша кусочка скотча, поиск игрушек, спрятанных в мисках с крупой, игры с сундучком, наполненным предметами с разной фактурой, – все это занятия, развивающие мелкую моторику рук.

На развитие познавательных процессов хорошо влияют игры с пирамидкой и кубиками. 9 месячный малыш не сразу сможет сложить башенку из кубиков или пирамидку, но ему точно понравится их разрушать. Родители показывают крохе куклу, потом переворачивают ее вверх ногами и просят ребенка положить игрушку правильно.

Малыши такого возраста любят «помогать» маме: с удовольствием вытирают пыль, мешают половником суп в кастрюле, моют посуду.

Игрушки для девятимесячных детей подбирают самые простые: мячики, кубики (мягкие и твердые), куклы, машинки, музыкальные игрушки. Во время игр с ними обращают внимание на их фактуру, форму, цвет, звук.

На прогулке родители знакомят кроху с окружающими предметами, позволяют подержать в руках травку, поиграть с песком.

В прятки играют своеобразно: взрослые набрасывают на малыша прозрачную ткань и ищут его.

Помните! Маленький ребенок может испугаться, если накрыть его непрозрачной тканью.

Если игрушки надоели карапузу, родители устраивают ему представление пальчикового театра. Для этого на пальцах взрослого рисуют забавные рожицы и иллюстрируют сказку или придуманную историю.

Интересно. Кастрюли, ложки, контейнеры и другие кухонные предметы привлекают ребенка больше, чем игрушки.

Для развития мышц с младенцем занимаются гимнастикой: позволяют катать коляску, учат держать равновесие на фитболе и переступать через невысокие препятствия.

Плюсы и минусы раннего развития

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Раннее развитие – комплекс мероприятий, направленных на наиболее полное развитие интеллектуальных и физических способностей малыша.

Доктор Комаровский считает, что развивать ребенка нужно, но без фанатизма. Если родители занимаются с крохой умеренно, в игровой форме и не стараются перегружать его энциклопедическими знаниями, то вреда от таких занятий не будет.

Разработаны различные методики раннего развития, наиболее популярные из них:

  • Методика М. Монтессори проводится под девизом: «Научат ребенка, и он сделает это сам». Для занятий используются объемные разнофактурные фигуры, буквы и цифры, которые малыш изучает на ощупь и визуально.
  • Методика Глена Домана предлагает работу с карточками, на которых изображены буквы, цифры, слова и фото.
  • Методика М. Гмошинской предлагает развивать детей через рисование пальчиками специальными красками.

Школа раннего развития

Противники раннего развития детей утверждают, что:

  1. Интенсивное развитие познавательных процессов ущемляет другие сферы развития малыша.
  2. Для проведения полноценных занятий нужны специальное оборудование, определенные знания и трудозатраты.
  3. Ускорение естественного процесса развития несет угрозу детскому здоровью.
  4. Раннее развитие не имеет перспективы в будущем – в школе все дети занимаются по одинаковым программам.
  5. Растить талантливого малыша очень сложно, и он может стать изгоем среди обычных детей.
  6. Раннее развитие отнимает у малыша полноценное детство.

Сторонники раннего развития малышей считают, что:

  1. Раннее развитие не исключает участия малыша в других сферах жизнедеятельности.
  2. Если человек заботится о своем ребенке, то он найдет немного времени для занятий с ним.
  3. Далеко не все методики требуют большого количества учебных пособий, многие из них родители могут сделать самостоятельно.
  4. Современные условия требуют от человека умения постоянно обучаться чему-то новому, раннее развитие с детства приучает кроху к быстрому ритму жизни.
  5. Раннее развитие не предполагает обязательное воспитание вундеркинда, только развивает природные способности ребенка.
  6. Использование приемов раннего развития не отбирает у крохи счастливое детство, наоборот, делает его интереснее и полноценнее, ведь все занятия проходят в интересной форме.

Манипулирование игрушками

Поводы для беспокойства у девятимесячного малыша

Каждый ребенок развивается индивидуально, но родители обращаются к специалисту, если малыш в 9 месяцев:

  • в сидячем положении не может удерживать равновесие;
  • не умеет стучать игрушками друг об друга;
  • не повторяет за родителями звуков и слогов;
  • не делает попыток пить из чашки без помощи родителей.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.