Роберт благочестивый и его отлучение от церкви из-за любви к берте. Гришковец рассказал, как его пытались выгнать из музея орсе в париже Жан поль лоран отлучение роберта благочестивого

Содержание

«Мучительные откровения о Жане Ванье»: как Католическая Церковь и «Ковчег» переживают скандал | Милосердие.ru

Роберт благочестивый и его отлучение от церкви из-за любви к берте. Гришковец рассказал, как его пытались выгнать из музея орсе в париже Жан поль лоран отлучение роберта благочестивого

Жан Ванье. 2015 год. AP/TAСС

Менее чем через год после смерти Жана Ванье, известного благотворителя, основателя сети общин «Ковчег» и «Вера и свет», которые помогают людям с ментальными расстройствами, были обнародованы свидетельства о его неподобающем поведении.

Согласно расследованию, которое международная христианская благотворительная организация «Ковчег» инициировала в апреле 2019 года, Жан Ванье в период с 1970 по 2005 год вступил в интимные отношения как минимум с шестью женщинами.

Все эпизоды характеризуются авторами отчета как содержавшие элементы принуждения. Все пострадавшие – взрослые женщины без ментальных расстройств.

Кроме того, Ванье обвиняют в сокрытии ряда аналогичных преступлений, совершенных его духовным отцом, священником Томасом Филиппом, и намеренной лжи.

Результаты расследования были опубликованы 22 февраля 2020 года на сайте американского «Ковчега». «Мы расстроены и безоговорочно осуждаем эти действия», — заявил официальный представитель «Ковчега» Стефан Познер. Сотрудники организации предполагают, что полученные результаты не окончательны, и могут появиться другие свидетельства.

С чего все началось?

Первые подозрения о том, что Жан Ванье скрывает от своих соратников по «Ковчегу» правду, закрались в 2014 году. Тогда было инициировано расследование в отношении сексуальных преступлений, совершенных Томасом Филиппом – духовным отцом Ванье, умершим в 1993 году.

Филипп был запрещен в служении в 1956 году на несколько лет за ряд аналогичных эпизодов, однако причина запрета тогда официально не объявлялась – Ватикан счел необходимым лишь донести до всех духовных чад священника-доминиканца запрет на общение с ним.

Со временем, когда скандал утих, Филипп вернулся к служению – стал исповедовать прихожан и принимать участие в таинствах.

Томас Филипп оказал огромное влияние на Жана Ванье и считается одним из сооснователей «Ковчега».

Соратники Ванье по организации стали сомневаться, что он лично ничего не знал о сомнительных духовных практиках и нарушении обетов, которые позволял себе Филипп (вступая в отношения с женщинами, священник мотивировал это некими «духовными» причинами, объясняя, что таким образом через него происходит контакт с высшими силами).

Сам Жан Ванье дважды комментировал результаты расследования 2014 года. В 2015-м и 2016-м гг. он заявил, что ничего не знает о прегрешениях о. Филиппа. Затем, в 2016 году Ванье слегка изменил свои показания, признав, что был в курсе происходящего, однако считал что отношения его духовного отца с женщинами не были построены на принуждении.

Однако уже в 2016 году в распоряжении руководства «Ковчега» был рассказ одной из женщин, которая была свидетельницей событий 1970 года с участием Ванье и Филиппа. В 2019 году появилась еще одна свидетельница.

Когда после смерти Жана Ванье в июле 2019 «Ковчег» получил доступ к его архиву, было запущено двойное расследование.

Церковный историк Антуан Морж пытался разобраться с линией священника Томаса Филиппа, а британская группа GCPS Consulting, специализирующая на работе с жертвами сексуального насилия, вела опрос жертв. В результате вскрылись эпизоды с участием не только Филиппа, но и самого Ванье.

К каким выводам пришло расследование?

В настоящее время женщин, свидетельствующих против Ванье, шестеро. Авторы расследования сразу заявили, что раскрывать их имена не намерены, и что показания были тщательно перепроверены. Эпизоды отношений Ванье с этими женщинами охватывают период с 1970 по 2005 годы.

Среди пострадавших нет инвалидов и женщин с ментальными особенностями, то есть это не были подопечные «Ковчега». Речь идет о женщинах, которые в то или иное время помогали Ванье.

Сред них были одинокие, замужние и даже те, кто добровольно принял целибат (в докладе, однако, не указано, что речь идет о монахинях).

Авторы доклада особо указывают на два важных с их точки зрения момента. Первый – то, что «расследование не ставило целью установить, могут ли какие-либо из предполагаемых инцидентов или событий представлять собой возможные уголовные нарушения».

Второй же сформулирован следующим образом: «Любые выводы административного анализа такого рода основаны на «балансе вероятностей», а не на стандарте доказательств «вне всякого сомнения».

Принимая во внимание имеющиеся доказательства, следственная группа пришла к выводу, что события можно считать «более вероятными, чем не происходившими на самом деле».

Важно также, что никто из упомянутых женщин не был знаком друг с другом. Однако все они пересказывали более или менее одинаковые истории. Для уточнения были проинтервьированы еще более 30 человек, в разное время имевших отношение к «Ковчегу».

Большинство жертв Ванье говорили, что доверяли создателю «Ковчега», в то время как он использовал свою власть, чтобы вовлечь их в свои неподобающие практики. Фактов физического насилия не установлено, но говорить о том, что имели место психологические манипуляции, можно. В исследовании говорится, что все шестеро затем были вынуждены обращаться к психологам и тяжело переживали происшедшее.

При этом необходимость вступить с ним в связь Ванье мотивировал так же, как и его духовный отец Томас Филипп, объявляя женщинам, что таким образом они контактируют с высшими силами.

Расследование также установило, что Жан Ванье с самого начала, еще в 1956 году знал, за что был наказан его духовный отец. Об этом свидетельствует ряд писем и церковных документов, добытых из архива самого Ванье и предоставленных Орденом доминиканцев, к которому относился Томас Филипп.

Примечательно, что, зная о сомнительных практиках священника, Ванье поддерживал их, неоднократно обсуждая с духовником возможность вступать во внебрачные связи (об этом косвенно свидетельствует переписка).

Кроме того, он позволил Томасу Филиппу поселиться в 1963 году в деревушке Тролли-Брёй, где была основана первая община «Ковчега», и продолжать свои «похождения», подвергая риску все больше и больше женщин. Общее число жертв Томаса Филиппа до сих пор не известно.

Как реагирует Католическая Церковь?

Реакция Католической Церкви на происшедшее последовала в тот же день, когда был опубликован отчет «Ковчега».

Поскольку Жана Ванье в течение жизни считали значительной духовной и социальной фигурой в общественной и религиозной жизни Франции, отмалчиваться в этом случае не получилось бы.

В заявлении, которое сделала Конференция епископов Франции, говорится о том, что представители Церкви узнали о происшедшем «с удивлением и болью».

Епископы поблагодарили женщин, рассказавших о том, что стали жертвами Жана Ванье, за мужество, с которым они решились свидетельствовать о преступлениях. Представители Церкви также отдельно указал на смелость руководителей «Ковчега», решившихся обнародовать скандальную информацию, которая, несомненно, повредит репутации этой международной организации.

Представители Ордена доминиканцев, к которому принадлежал Томас Филипп, объявили, что по итогам публикации отчета «Ковчега» начинают собственное расследование. Оно будет в равной мере касаться как самой личности Филиппа, так и его «учения».

Домиканцы говорят, что на изучение документов у созданной ими комиссии уйдет не мерее двух лет.

Работать будут церковные историки, которые должны установить все вехи жизни Филиппа и выяснить, почему ему все-таки не помешали продолжить служение после запрета в 1956 году.

Кроме того, подключатся богословы, которые должны будут изучить «доктрину», на которую опирался священник, оправдывая свои связи с прихожанками, и полностью ее ниспровергнуть.

Официальной реакции Ватикана пока не последовало, однако новость о публикации расследования была опубликована на его новостном сайте.

Как пытается исправить ситуацию «Ковчег»?

Происшедшее сильно ударило по репутации «Ковчега». Организация, которая начиналась с одного небольшого приюта для ментальных инвалидов, сегодня является международной, включает в себя 154 филиала в 38 странах.

Руководство «Ковчега» признает, что сознательно пошло на публикацию результатов расследования и изначально было против того, чтобы скрывать правду – именно желая сохранить наработанное годами доверие подопечных и благотворителей.

Глава французского отделения «Ковчега» Пьер Жаканд в разговоре с журналистами признал, что до сих пор пребывает «в изумлении», описывая свои ощущения как «головокружительную пропасть между человеком, которого мы знали, и тем, что мы узнаем о его жизни».

Жаканд говорит, что долго не мог принять правду и находился в отрицании, убеждая себя: «Этого просто не могло быть». «Жан Ванье был моим другом, он сделал много хорошего не только мне, но и сотням, тысячам других людей.

Но при этом он предпочел лгать нам, а не отказаться от «теорий» отца Томаса Филиппа, которых он придерживался и которые сам применял на практике».

Сегодня «Ковчег» заявляет, что по результатам опубликованного расследования продолжит работу, чтобы установить все ранее скрытые подробности происходившего. В организации ожидают, что, узнав о результатах, к ним могут обратиться и другие женщины, пострадавшие от действий Томаса Филиппа и Жана Ванье. Всем им гарантируется полная конфиденциальность.

Пережить происшедшее нужно и сами сотрудникам «Ковчега». Сообщается, что специально для них будут открыты специальные «пространства» (в широком смысле этого слова), где можно будет обсудить происшедшее и поделиться своими переживаниями.

Это, считает руководство «Ковчега», поможет коллегам быстрее и эффективнее справиться с переживаниями и избежать выгорания.

«Мы уверены в нашей коллективной способности пережить этот кризис», — заявил в своем открытом письме официальный представитель «Ковчега» Стефан Познер.

Источники:

https://www.la-croix.com/

http://www.lavie.fr/

https://www.parismatch.com/Actu/International/Scandale-au-sein-de-L-Arche-Jean-Vanier-accuse-d-abus-sexuels-1675071

https://www.lemonde.fr/societe/article/2020/02/22/jean-vanier-le-fondateur-de-l-arche-accuse-d-abus-sexuels-sur-plusieurs-femmes_6030479_3224.html

Гришковец рассказал, как его пытались выгнать из музея орсе в париже. Роберт благочестивый и его отлучение от церкви из-за любви к берте Жан поль лоран отлучение роберта благочестивого

Роберт благочестивый и его отлучение от церкви из-за любви к берте. Гришковец рассказал, как его пытались выгнать из музея орсе в париже Жан поль лоран отлучение роберта благочестивого

Мы всегда обязаны женщинам: добрым – своим счастьем, злым – своим познанием добра и зла.

Луи Лепре

Король Роберт II, сын Гуго Капета, удостоился бы причисления к лику святых, если бы не любовь, которая перевернула всю его жизнь.

Король был очень набожен и проводил время за молитвами, сознаваясь, что для него нет приятнее развлечения, чем чтение литаний.

Некоторые летописцы утверждают, что, когда он хотел ненадолго сменить род своей деятельности, он сочинял церковные песни. Этого вполне достаточно, чтобы понять: Роберт II не был легкомысленным.

Увы? Женщина сумела все изменить и превратить этого строгого коронованного монаха в страстного любовника.

Берта из Бургундии была замужем, когда король обратил на нее свое внимание. Ее супругом был Ода, граф из Шартра, у них было пятеро детей.

Первый раз король увидел ее в Орлеане. Берте было тогда двадцать семь лет, она находилась в расцвете сил и красоты. Роберт почувствовал к ней непреодолимое влечение, что его очень удивило. До этого дня он никогда не ощущал потребности в женщине. Правда, он женился в восемнадцать лет на Розали, вдове Арнула, но этот брак был продиктован чисто политическими интересами.

К тому же Розали была на тридцать четыре года старше его, и молодой король не воспринимал их отношения всерьез, из за чего королева постоянно жаловалась, что он не выполняет супружеских обязанностей. Наконец Роберту надоели ее претензии, которые он находил не только бесстыдными, но и чрезмерными, и он отверг ее.

Таким образом, король оставался целомудренным, и в свои двадцать два года чувствовал себя таким же чистым, как мальчик из церковного хора. Завораживающий взгляд Берты и ее легкая походка заставили его задуматься о том, сколько времени он потерял, занимаясь литаниями.

В первый же вечер после встречи ему захотелось увлечь в постель жену Ода. Несомненно, свое желание он изложил несколько прямолинейно с поспешностью новичка, и поэтому Берта обиделась на него и достойно удалилась в свои апартаменты.

[attention type=red][attention type=yellow]
Роберт, почувствовав в теле тяжесть от пере возбуждения, понял, что неразделенная любовь – очень болезненное чувство. И отправился принять холодную ванну…
[/attention][/attention]

На следующий день Берта вернулась в Шартр, а бедный Роберт пребывал в удрученном состоянии. Никто не мог его узнать, поскольку любовные страдания, овладевшие им, превратили его из благочестивого и милостивого короля в разъяренного быка.

С тех пор, как Берта отвергла его, у Роберта появилась прямо таки навязчивая идея – сделать ее вдовой.» Забыв обо всех религиозных догмах, которые он чтил еще недавно, он стал думать, как бы быстрее избавиться от Ода.

Действовать нужно было тонко. Роберт, хотя знал женщин плохо, чувствовал, что обычное убийство может отпугнуть от него милую женщину. Тогда он принялся разыскивать врагов графа из Шартра, предлагая свою помощь:

Мы его достанем живым или мертвым, – говорил он.

Когда представился случай свести счеты с графом, он взял на себя командование войском и развернул яростное сражение против своего соперника.

Жестокая борьба длилась долгие годы. Но любовь Роберта не ослабла. Когда он вспоминал о восхитительных формах Берты, его охватывала такая ярость, что он готов был уничтожить целое войско, лишь бы его любимая была рядом. Несомненно, когда нибудь наступил бы день, когда Роберт отрубил бы голову своему сопернику. Но Од неожиданно умер от гриппа.

Смерть графа сразу прекратила затянувшуюся войну, и Роберт, не теряя ни минуты, устремился в Шартр просить руки Берты. Она была так растрогана таким постоянством, что сразу дала согласие. Роберт наконец обрел ту, о которой мечтал более трех лет.

Правда, бракосочетание не могло состояться так быстро, как того желали жених и невеста. Вскоре появились новые трудности, оказалось, Берта приходилась троюродной сестрой Роберту, а церковь категорически запрещала браки между родственниками. Все же запросили согласия папы и, разумеется, получили отказ.

Король Франции такой же христианин, как и все другие. Он должен тоже подчиняться закону, – гласил ответ, пришедший из Рима.

Роберт не сдавался и обратился за помощью к епископам, снисходительно относившимся к людским (и королевским) слабостям. Когда те прибыли в Рим в надежде смягчить папу римского, Григорий V отказал им в аудиенции.

[attention type=green][attention type=red]
После года бесплодных переговоров Роберт, которого любовь сделала дерзким, нарушив запрет церкви, женился на Берте и даже имел наглость пригласить на свою свадьбу архиепископа из города Тур.
[/attention][/attention]

Папа Григорий V, узнав, что его посмели ослушаться, сильно разгневался и в 998 году собрал в Павии синод, постановивший: «Король Роберт, который, несмотря на папский запрет, женился на своей родственнице, должен отправиться к нам и искупить свою вину вместе с епископами, разрешившими этот кровосмесительный брак. Не явившиеся будут отлучены от церкви».

Такая угроза, прозвучавшая за четыре года до знаменитого 1000 года, который некоторые экзальтированные монахи считали временем, возвещавшим о конце света, была не из приятных. Роберт очень расстроился. Пытаясь задобрить папу, он направил в Рим посла, слывшего искусным дипломатом.

У нас некоторые противоречия с папским престолом, – сказал король ему. Заверьте Григория V, что я искуплю полностью свою вину, если он не будет разлучать нас с Бертой.

Но папа не пошел на компромисс и вторично предписал Роберту отвергнуть Берту.

Сконфуженный посол вернулся ни с чем, а его весть вызвала у короля сильный гнев.

Никогда я не расстанусь с женой, – воскликнул Роберт. – Она мне дороже всего на свете! Пусть об этом знают все!

Прошло несколько месяцев, Роберт упрямился, и папа собрал в Риме Вселенский собор, где был вынесен суровый приговор:

«Король Роберт должен расстаться с Бертой, своей родственницей, на которой он незаконно женился. По церковному предписанию в течение семи лет он должен раскаяться. Если он откажется от решения церкви, то будет предан анафеме. Такой же приговор ожидает и Берту».

Канон 2. «Аршамбо, архиепископ из Тура, освятивший этот брак, и все епископы, присутствовавшие на церемонии при заключении этого кровосмесительного – брака, отлучены от церкви до тех пор, пока они не приедут в Рим и не искупят свою вину».

[attention type=yellow][attention type=green]
Это решение Григория V поразило Роберта до глубины души. Несмотря на ослушание папы, он оставался глубоко набожным. Теперь речь шла не просто об отлучении от церкви, а об анафеме – самом суровом церковном наказании, которое только мог объявить папа, о наказании, осуждающем на вечное проклятие.
[/attention][/attention]

Испытывая сильнейшие муки, он тем не менее не уступил папе и остался верен любимой женщине. Он предпочел ад разлуке с Бертой.

Этот поступок был по разному оценен. Некоторые упрекали короля в том, что свои личные интересы он ставит выше интересов страны, с которой у папы всегда были хорошие отношения, другие считали, что Роберт втягивает в грех вместе с собой всю Францию.

Мы будем все обречены из за этой женщины, – кричали они.

Ибо когда народ негодует, он всегда склонен к преувеличению.

После отлучения от церкви Роберт и Берта, оцепеневшие от страха, закрылись во дворце.

Когда время от времени король выходил из своего добровольного заточения, при его виде все разбегались, как от чумного. Люди перекрещивали детей, на которых он посмотрел, сжигали вещи, до которых он дотронулся.

Вскоре он уже не покидал дворца, где находился наедине с женой. Пищу им готовили двое слуг, которые были вынуждены после еды предавать огню чаши и кубки, которых касались Роберт и Берта.

Однако, несмотря на все ужасные муки, которые причинил ему папский приговор, Роберт оставался нежным и любезным с Бертой, этой чудесной женщиной, ради которой он мог принести в жертву собственную жизнь и благодаря которой он познал искусство любви.

Прошло пять ужасных лет.

Берта, измученная такой жизнью, начала чахнуть. И тогда король известил папу о своей готовности покориться ему.

Это запоздалое повиновение имело лишь одну цель – дать Берте возможность нормально жить, а не чувствовать себя заживо погребенной в мрачном дворце.

[attention type=red][attention type=yellow]
Роберт официально развелся с ней под предлогом, что она до сих пор не родила ему наследника, на самом деле он оставил ее во дворце, и каждую ночь они разделяли ложе.
[/attention][/attention]

Папа был доволен тем, что одержал. победу. Но, вновь приняв в лоно церкви короля Франции и его возлюбленную, хитрец спросил у Роберта:

Когда ты собираешься еще раз жениться?

Мукам Берты не было конца…

Король был вынужден жениться. Выбор пал на Констанцию Аквитанскую. К счастью, эта грубая, скупая, тщеславная и злая женщина была занята только собой и не обращала внимания на связь между Бертой и Робертом, которая продолжалась до их смерти.

Констанция привезла с собой несколько странствующих поэтов. Это были первые трубадуры. Они очень напоминали женщин, а их странные манеры шокировали весь королевский двор. Вот что пишет о них один из летописцев: «Их волосы очень коротко пострижены. Это настоящие скоморохи.

У них выбрит подбородок, они носят короткие штаны, нелепые ботинки, оканчивающиеся загнутым носком. Весь их внешний вид говорит о духовной безнравственности.

Люди без веры, без принципов, без стыда, которые своим существованием подрывают былые представления о французской нации, как о нации, довольно пристойной, и заставляют думать о ней как о нации распутников и злыдней» .

Поскольку королева позволяла им делать все, что заблагорассудится, трубадуры воспользовались этим и устроили при дворе некую обитель любви и порока, что не слишком радовало приличных людей. Король разгневался на Констанцию.

К тому же она была настолько сварливой и алчной, что Роберт окончательно потерял терпение. Но больше всего короля тяготила жестокость, которую она проявляла при каждом удобном случае. Однажды, когда привели на казнь группу еретиков, она, узнав в одном из них своего бывшего духовника, палкой выбила ему глаз. Король был возмущен и потрясен случившимся.

[attention type=green][attention type=red]
Этот инцидент вызвал у него такое отвращение к Констанции, что он вскоре уехал в Рим с надеждой добиться у нового папы (Григорий V к тому времени умер) разрешения развестись и вновь возвратить себе дорогую Берту.
[/attention][/attention]

Роберт взял с собой и Берту, сочтя нормальным посетить папу вместе со своей наложницей, которую он любил так же страстно и сильно, как ненавидел супругу.

Папа не внял просьбе Роберта и наотрез отказался дать свое согласие на развод.

Несчастные любовники возвратились в Париж, и жизнь на троих снова началась.

Церковь из за своей же строгости, – с горечью воскликнул король, – нас иногда заставляет жить в грехах…

Это парадоксальное положение его глубоко тяготило.

Читая о последнем периоде жизни Роберта II, можно подумать, что он был распутником, но это заблуждение, ибо его нравственность была достаточно высока. Может, у него и были какие либо недостатки, зато его достоинство заключалось в том, что он не был безжалостен к слабостям других.

Однажды, когда утром король шел на молитву, он застал врасплох двух людей, предававшихся искусству любви прямо на обочине дороги. Он не стал их бранить и осуждать, как на его месте поступил бы другой богомолец, а ограничился тем, что накрыл их своей королевской мантией и спокойно удалился на молебен.

Берта умерла в 1031 году. Безутешный Роберт пережил ее лишь на несколько месяцев.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Роберт благочестивый и его отлучение от церкви из за любви к берте

релевантные научные источники:

  • Рынок труда и механизмы его регулирования в условиях формирования новой экономики Григорьев Игорь Евгеньевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург – 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 4.48 МбСпециальность 08.00.01 – экономическая теория. В начале третьего тысячелетия мировая экономика претерпевает фундаментальные изменения, связанные, прежде всего, с революционным технологическим
  • Американский сленг в художественном тексте и проблема его передачи на русский язык (на материале романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра») Холстинина Татьяна Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук | Диссертация | 2007 | docx/pdf | 4.74 МбСпециальность 10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание. Москва 2007 Введение. Общая характеристика работы стр.4-8 Глава 1. Перевод как результат
  • Корпоративный контроль в акционерных обществах и его правовые формы Гутин Александр Семенович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Пермь 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 6.72 Мб

Роберт благочестивый и его отлучение от церкви из за любви к берте. Роберт II Благочестивый Жан поль лоран отлучение роберта благочестивого

Роберт благочестивый и его отлучение от церкви из-за любви к берте. Гришковец рассказал, как его пытались выгнать из музея орсе в париже Жан поль лоран отлучение роберта благочестивого

Мы всегда обязаны женщинам: добрым – своим счастьем, злым – своим познанием добра и зла.

Луи Лепре

Король Роберт II, сын Гуго Капета, удостоился бы причисления к лику святых, если бы не любовь, которая перевернула всю его жизнь.

Король был очень набожен и проводил время за молитвами, сознаваясь, что для него нет приятнее развлечения, чем чтение литаний.

Некоторые летописцы утверждают, что, когда он хотел ненадолго сменить род своей деятельности, он сочинял церковные песни. Этого вполне достаточно, чтобы понять: Роберт II не был легкомысленным.

Увы? Женщина сумела все изменить и превратить этого строгого коронованного монаха в страстного любовника.

Берта из Бургундии была замужем, когда король обратил на нее свое внимание. Ее супругом был Ода, граф из Шартра, у них было пятеро детей.

Первый раз король увидел ее в Орлеане. Берте было тогда двадцать семь лет, она находилась в расцвете сил и красоты. Роберт почувствовал к ней непреодолимое влечение, что его очень удивило. До этого дня он никогда не ощущал потребности в женщине. Правда, он женился в восемнадцать лет на Розали, вдове Арнула, но этот брак был продиктован чисто политическими интересами.

К тому же Розали была на тридцать четыре года старше его, и молодой король не воспринимал их отношения всерьез, из за чего королева постоянно жаловалась, что он не выполняет супружеских обязанностей. Наконец Роберту надоели ее претензии, которые он находил не только бесстыдными, но и чрезмерными, и он отверг ее.

Таким образом, король оставался целомудренным, и в свои двадцать два года чувствовал себя таким же чистым, как мальчик из церковного хора. Завораживающий взгляд Берты и ее легкая походка заставили его задуматься о том, сколько времени он потерял, занимаясь литаниями.

В первый же вечер после встречи ему захотелось увлечь в постель жену Ода. Несомненно, свое желание он изложил несколько прямолинейно с поспешностью новичка, и поэтому Берта обиделась на него и достойно удалилась в свои апартаменты.

[attention type=red][attention type=yellow]
Роберт, почувствовав в теле тяжесть от пере возбуждения, понял, что неразделенная любовь – очень болезненное чувство. И отправился принять холодную ванну…
[/attention][/attention]

На следующий день Берта вернулась в Шартр, а бедный Роберт пребывал в удрученном состоянии. Никто не мог его узнать, поскольку любовные страдания, овладевшие им, превратили его из благочестивого и милостивого короля в разъяренного быка.

С тех пор, как Берта отвергла его, у Роберта появилась прямо таки навязчивая идея – сделать ее вдовой.» Забыв обо всех религиозных догмах, которые он чтил еще недавно, он стал думать, как бы быстрее избавиться от Ода.

Действовать нужно было тонко. Роберт, хотя знал женщин плохо, чувствовал, что обычное убийство может отпугнуть от него милую женщину. Тогда он принялся разыскивать врагов графа из Шартра, предлагая свою помощь:

Мы его достанем живым или мертвым, – говорил он.

Когда представился случай свести счеты с графом, он взял на себя командование войском и развернул яростное сражение против своего соперника.

Жестокая борьба длилась долгие годы. Но любовь Роберта не ослабла. Когда он вспоминал о восхитительных формах Берты, его охватывала такая ярость, что он готов был уничтожить целое войско, лишь бы его любимая была рядом. Несомненно, когда нибудь наступил бы день, когда Роберт отрубил бы голову своему сопернику. Но Од неожиданно умер от гриппа.

Смерть графа сразу прекратила затянувшуюся войну, и Роберт, не теряя ни минуты, устремился в Шартр просить руки Берты. Она была так растрогана таким постоянством, что сразу дала согласие. Роберт наконец обрел ту, о которой мечтал более трех лет.

Правда, бракосочетание не могло состояться так быстро, как того желали жених и невеста. Вскоре появились новые трудности, оказалось, Берта приходилась троюродной сестрой Роберту, а церковь категорически запрещала браки между родственниками. Все же запросили согласия папы и, разумеется, получили отказ.

Король Франции такой же христианин, как и все другие. Он должен тоже подчиняться закону, – гласил ответ, пришедший из Рима.

Роберт не сдавался и обратился за помощью к епископам, снисходительно относившимся к людским (и королевским) слабостям. Когда те прибыли в Рим в надежде смягчить папу римского, Григорий V отказал им в аудиенции.

[attention type=green][attention type=red]
После года бесплодных переговоров Роберт, которого любовь сделала дерзким, нарушив запрет церкви, женился на Берте и даже имел наглость пригласить на свою свадьбу архиепископа из города Тур.
[/attention][/attention]

Папа Григорий V, узнав, что его посмели ослушаться, сильно разгневался и в 998 году собрал в Павии синод, постановивший: «Король Роберт, который, несмотря на папский запрет, женился на своей родственнице, должен отправиться к нам и искупить свою вину вместе с епископами, разрешившими этот кровосмесительный брак. Не явившиеся будут отлучены от церкви».

Такая угроза, прозвучавшая за четыре года до знаменитого 1000 года, который некоторые экзальтированные монахи считали временем, возвещавшим о конце света, была не из приятных. Роберт очень расстроился. Пытаясь задобрить папу, он направил в Рим посла, слывшего искусным дипломатом.

У нас некоторые противоречия с папским престолом, – сказал король ему. Заверьте Григория V, что я искуплю полностью свою вину, если он не будет разлучать нас с Бертой.

Но папа не пошел на компромисс и вторично предписал Роберту отвергнуть Берту.

Сконфуженный посол вернулся ни с чем, а его весть вызвала у короля сильный гнев.

Никогда я не расстанусь с женой, – воскликнул Роберт. – Она мне дороже всего на свете! Пусть об этом знают все!

Прошло несколько месяцев, Роберт упрямился, и папа собрал в Риме Вселенский собор, где был вынесен суровый приговор:

«Король Роберт должен расстаться с Бертой, своей родственницей, на которой он незаконно женился. По церковному предписанию в течение семи лет он должен раскаяться. Если он откажется от решения церкви, то будет предан анафеме. Такой же приговор ожидает и Берту».

Канон 2. «Аршамбо, архиепископ из Тура, освятивший этот брак, и все епископы, присутствовавшие на церемонии при заключении этого кровосмесительного – брака, отлучены от церкви до тех пор, пока они не приедут в Рим и не искупят свою вину».

[attention type=yellow][attention type=green]
Это решение Григория V поразило Роберта до глубины души. Несмотря на ослушание папы, он оставался глубоко набожным. Теперь речь шла не просто об отлучении от церкви, а об анафеме – самом суровом церковном наказании, которое только мог объявить папа, о наказании, осуждающем на вечное проклятие.
[/attention][/attention]

Испытывая сильнейшие муки, он тем не менее не уступил папе и остался верен любимой женщине. Он предпочел ад разлуке с Бертой.

Этот поступок был по разному оценен. Некоторые упрекали короля в том, что свои личные интересы он ставит выше интересов страны, с которой у папы всегда были хорошие отношения, другие считали, что Роберт втягивает в грех вместе с собой всю Францию.

Мы будем все обречены из за этой женщины, – кричали они.

Ибо когда народ негодует, он всегда склонен к преувеличению.

После отлучения от церкви Роберт и Берта, оцепеневшие от страха, закрылись во дворце.

Когда время от времени король выходил из своего добровольного заточения, при его виде все разбегались, как от чумного. Люди перекрещивали детей, на которых он посмотрел, сжигали вещи, до которых он дотронулся.

Вскоре он уже не покидал дворца, где находился наедине с женой. Пищу им готовили двое слуг, которые были вынуждены после еды предавать огню чаши и кубки, которых касались Роберт и Берта.

Однако, несмотря на все ужасные муки, которые причинил ему папский приговор, Роберт оставался нежным и любезным с Бертой, этой чудесной женщиной, ради которой он мог принести в жертву собственную жизнь и благодаря которой он познал искусство любви.

Прошло пять ужасных лет.

Берта, измученная такой жизнью, начала чахнуть. И тогда король известил папу о своей готовности покориться ему.

Это запоздалое повиновение имело лишь одну цель – дать Берте возможность нормально жить, а не чувствовать себя заживо погребенной в мрачном дворце.

[attention type=red][attention type=yellow]
Роберт официально развелся с ней под предлогом, что она до сих пор не родила ему наследника, на самом деле он оставил ее во дворце, и каждую ночь они разделяли ложе.
[/attention][/attention]

Папа был доволен тем, что одержал. победу. Но, вновь приняв в лоно церкви короля Франции и его возлюбленную, хитрец спросил у Роберта:

Когда ты собираешься еще раз жениться?

Мукам Берты не было конца…

Король был вынужден жениться. Выбор пал на Констанцию Аквитанскую. К счастью, эта грубая, скупая, тщеславная и злая женщина была занята только собой и не обращала внимания на связь между Бертой и Робертом, которая продолжалась до их смерти.

Констанция привезла с собой несколько странствующих поэтов. Это были первые трубадуры. Они очень напоминали женщин, а их странные манеры шокировали весь королевский двор. Вот что пишет о них один из летописцев: «Их волосы очень коротко пострижены. Это настоящие скоморохи.

У них выбрит подбородок, они носят короткие штаны, нелепые ботинки, оканчивающиеся загнутым носком. Весь их внешний вид говорит о духовной безнравственности.

Люди без веры, без принципов, без стыда, которые своим существованием подрывают былые представления о французской нации, как о нации, довольно пристойной, и заставляют думать о ней как о нации распутников и злыдней» .

Поскольку королева позволяла им делать все, что заблагорассудится, трубадуры воспользовались этим и устроили при дворе некую обитель любви и порока, что не слишком радовало приличных людей. Король разгневался на Констанцию.

К тому же она была настолько сварливой и алчной, что Роберт окончательно потерял терпение. Но больше всего короля тяготила жестокость, которую она проявляла при каждом удобном случае. Однажды, когда привели на казнь группу еретиков, она, узнав в одном из них своего бывшего духовника, палкой выбила ему глаз. Король был возмущен и потрясен случившимся.

[attention type=green][attention type=red]
Этот инцидент вызвал у него такое отвращение к Констанции, что он вскоре уехал в Рим с надеждой добиться у нового папы (Григорий V к тому времени умер) разрешения развестись и вновь возвратить себе дорогую Берту.
[/attention][/attention]

Роберт взял с собой и Берту, сочтя нормальным посетить папу вместе со своей наложницей, которую он любил так же страстно и сильно, как ненавидел супругу.

Папа не внял просьбе Роберта и наотрез отказался дать свое согласие на развод.

Несчастные любовники возвратились в Париж, и жизнь на троих снова началась.

Церковь из за своей же строгости, – с горечью воскликнул король, – нас иногда заставляет жить в грехах…

Это парадоксальное положение его глубоко тяготило.

Читая о последнем периоде жизни Роберта II, можно подумать, что он был распутником, но это заблуждение, ибо его нравственность была достаточно высока. Может, у него и были какие либо недостатки, зато его достоинство заключалось в том, что он не был безжалостен к слабостям других.

Однажды, когда утром король шел на молитву, он застал врасплох двух людей, предававшихся искусству любви прямо на обочине дороги. Он не стал их бранить и осуждать, как на его месте поступил бы другой богомолец, а ограничился тем, что накрыл их своей королевской мантией и спокойно удалился на молебен.

Берта умерла в 1031 году. Безутешный Роберт пережил ее лишь на несколько месяцев.

Роберт II Благочестивый. Роберт благочестивый и его отлучение от церкви из за любви к берте Семейные дела Роберта

Роберт благочестивый и его отлучение от церкви из-за любви к берте. Гришковец рассказал, как его пытались выгнать из музея орсе в париже Жан поль лоран отлучение роберта благочестивого

Мы всегда обязаны женщинам: добрым – своим счастьем, злым – своим познанием добра и зла.

Луи Лепре

Король Роберт II, сын Гуго Капета, удостоился бы причисления к лику святых, если бы не любовь, которая перевернула всю его жизнь.

Король был очень набожен и проводил время за молитвами, сознаваясь, что для него нет приятнее развлечения, чем чтение литаний.

Некоторые летописцы утверждают, что, когда он хотел ненадолго сменить род своей деятельности, он сочинял церковные песни. Этого вполне достаточно, чтобы понять: Роберт II не был легкомысленным.

Увы? Женщина сумела все изменить и превратить этого строгого коронованного монаха в страстного любовника.

Берта из Бургундии была замужем, когда король обратил на нее свое внимание. Ее супругом был Ода, граф из Шартра, у них было пятеро детей.

Первый раз король увидел ее в Орлеане. Берте было тогда двадцать семь лет, она находилась в расцвете сил и красоты. Роберт почувствовал к ней непреодолимое влечение, что его очень удивило. До этого дня он никогда не ощущал потребности в женщине. Правда, он женился в восемнадцать лет на Розали, вдове Арнула, но этот брак был продиктован чисто политическими интересами.

К тому же Розали была на тридцать четыре года старше его, и молодой король не воспринимал их отношения всерьез, из за чего королева постоянно жаловалась, что он не выполняет супружеских обязанностей. Наконец Роберту надоели ее претензии, которые он находил не только бесстыдными, но и чрезмерными, и он отверг ее.

Таким образом, король оставался целомудренным, и в свои двадцать два года чувствовал себя таким же чистым, как мальчик из церковного хора. Завораживающий взгляд Берты и ее легкая походка заставили его задуматься о том, сколько времени он потерял, занимаясь литаниями.

В первый же вечер после встречи ему захотелось увлечь в постель жену Ода. Несомненно, свое желание он изложил несколько прямолинейно с поспешностью новичка, и поэтому Берта обиделась на него и достойно удалилась в свои апартаменты.

[attention type=red][attention type=yellow]
Роберт, почувствовав в теле тяжесть от пере возбуждения, понял, что неразделенная любовь – очень болезненное чувство. И отправился принять холодную ванну…
[/attention][/attention]

На следующий день Берта вернулась в Шартр, а бедный Роберт пребывал в удрученном состоянии. Никто не мог его узнать, поскольку любовные страдания, овладевшие им, превратили его из благочестивого и милостивого короля в разъяренного быка.

С тех пор, как Берта отвергла его, у Роберта появилась прямо таки навязчивая идея – сделать ее вдовой.» Забыв обо всех религиозных догмах, которые он чтил еще недавно, он стал думать, как бы быстрее избавиться от Ода.

Действовать нужно было тонко. Роберт, хотя знал женщин плохо, чувствовал, что обычное убийство может отпугнуть от него милую женщину. Тогда он принялся разыскивать врагов графа из Шартра, предлагая свою помощь:

Мы его достанем живым или мертвым, – говорил он.

Когда представился случай свести счеты с графом, он взял на себя командование войском и развернул яростное сражение против своего соперника.

Жестокая борьба длилась долгие годы. Но любовь Роберта не ослабла. Когда он вспоминал о восхитительных формах Берты, его охватывала такая ярость, что он готов был уничтожить целое войско, лишь бы его любимая была рядом. Несомненно, когда нибудь наступил бы день, когда Роберт отрубил бы голову своему сопернику. Но Од неожиданно умер от гриппа.

Смерть графа сразу прекратила затянувшуюся войну, и Роберт, не теряя ни минуты, устремился в Шартр просить руки Берты. Она была так растрогана таким постоянством, что сразу дала согласие. Роберт наконец обрел ту, о которой мечтал более трех лет.

Правда, бракосочетание не могло состояться так быстро, как того желали жених и невеста. Вскоре появились новые трудности, оказалось, Берта приходилась троюродной сестрой Роберту, а церковь категорически запрещала браки между родственниками. Все же запросили согласия папы и, разумеется, получили отказ.

Король Франции такой же христианин, как и все другие. Он должен тоже подчиняться закону, – гласил ответ, пришедший из Рима.

Роберт не сдавался и обратился за помощью к епископам, снисходительно относившимся к людским (и королевским) слабостям. Когда те прибыли в Рим в надежде смягчить папу римского, Григорий V отказал им в аудиенции.

[attention type=green][attention type=red]
После года бесплодных переговоров Роберт, которого любовь сделала дерзким, нарушив запрет церкви, женился на Берте и даже имел наглость пригласить на свою свадьбу архиепископа из города Тур.
[/attention][/attention]

Папа Григорий V, узнав, что его посмели ослушаться, сильно разгневался и в 998 году собрал в Павии синод, постановивший: «Король Роберт, который, несмотря на папский запрет, женился на своей родственнице, должен отправиться к нам и искупить свою вину вместе с епископами, разрешившими этот кровосмесительный брак. Не явившиеся будут отлучены от церкви».

Такая угроза, прозвучавшая за четыре года до знаменитого 1000 года, который некоторые экзальтированные монахи считали временем, возвещавшим о конце света, была не из приятных. Роберт очень расстроился. Пытаясь задобрить папу, он направил в Рим посла, слывшего искусным дипломатом.

У нас некоторые противоречия с папским престолом, – сказал король ему. Заверьте Григория V, что я искуплю полностью свою вину, если он не будет разлучать нас с Бертой.

Но папа не пошел на компромисс и вторично предписал Роберту отвергнуть Берту.

Сконфуженный посол вернулся ни с чем, а его весть вызвала у короля сильный гнев.

Никогда я не расстанусь с женой, – воскликнул Роберт. – Она мне дороже всего на свете! Пусть об этом знают все!

Прошло несколько месяцев, Роберт упрямился, и папа собрал в Риме Вселенский собор, где был вынесен суровый приговор:

«Король Роберт должен расстаться с Бертой, своей родственницей, на которой он незаконно женился. По церковному предписанию в течение семи лет он должен раскаяться. Если он откажется от решения церкви, то будет предан анафеме. Такой же приговор ожидает и Берту».

Канон 2. «Аршамбо, архиепископ из Тура, освятивший этот брак, и все епископы, присутствовавшие на церемонии при заключении этого кровосмесительного – брака, отлучены от церкви до тех пор, пока они не приедут в Рим и не искупят свою вину».

[attention type=yellow][attention type=green]
Это решение Григория V поразило Роберта до глубины души. Несмотря на ослушание папы, он оставался глубоко набожным. Теперь речь шла не просто об отлучении от церкви, а об анафеме – самом суровом церковном наказании, которое только мог объявить папа, о наказании, осуждающем на вечное проклятие.
[/attention][/attention]

Испытывая сильнейшие муки, он тем не менее не уступил папе и остался верен любимой женщине. Он предпочел ад разлуке с Бертой.

Этот поступок был по разному оценен. Некоторые упрекали короля в том, что свои личные интересы он ставит выше интересов страны, с которой у папы всегда были хорошие отношения, другие считали, что Роберт втягивает в грех вместе с собой всю Францию.

Мы будем все обречены из за этой женщины, – кричали они.

Ибо когда народ негодует, он всегда склонен к преувеличению.

После отлучения от церкви Роберт и Берта, оцепеневшие от страха, закрылись во дворце.

Когда время от времени король выходил из своего добровольного заточения, при его виде все разбегались, как от чумного. Люди перекрещивали детей, на которых он посмотрел, сжигали вещи, до которых он дотронулся.

Вскоре он уже не покидал дворца, где находился наедине с женой. Пищу им готовили двое слуг, которые были вынуждены после еды предавать огню чаши и кубки, которых касались Роберт и Берта.

Однако, несмотря на все ужасные муки, которые причинил ему папский приговор, Роберт оставался нежным и любезным с Бертой, этой чудесной женщиной, ради которой он мог принести в жертву собственную жизнь и благодаря которой он познал искусство любви.

Прошло пять ужасных лет.

Берта, измученная такой жизнью, начала чахнуть. И тогда король известил папу о своей готовности покориться ему.

Это запоздалое повиновение имело лишь одну цель – дать Берте возможность нормально жить, а не чувствовать себя заживо погребенной в мрачном дворце.

[attention type=red][attention type=yellow]
Роберт официально развелся с ней под предлогом, что она до сих пор не родила ему наследника, на самом деле он оставил ее во дворце, и каждую ночь они разделяли ложе.
[/attention][/attention]

Папа был доволен тем, что одержал. победу. Но, вновь приняв в лоно церкви короля Франции и его возлюбленную, хитрец спросил у Роберта:

Когда ты собираешься еще раз жениться?

Мукам Берты не было конца…

Король был вынужден жениться. Выбор пал на Констанцию Аквитанскую. К счастью, эта грубая, скупая, тщеславная и злая женщина была занята только собой и не обращала внимания на связь между Бертой и Робертом, которая продолжалась до их смерти.

Констанция привезла с собой несколько странствующих поэтов. Это были первые трубадуры. Они очень напоминали женщин, а их странные манеры шокировали весь королевский двор. Вот что пишет о них один из летописцев: «Их волосы очень коротко пострижены. Это настоящие скоморохи.

У них выбрит подбородок, они носят короткие штаны, нелепые ботинки, оканчивающиеся загнутым носком. Весь их внешний вид говорит о духовной безнравственности.

Люди без веры, без принципов, без стыда, которые своим существованием подрывают былые представления о французской нации, как о нации, довольно пристойной, и заставляют думать о ней как о нации распутников и злыдней» .

Поскольку королева позволяла им делать все, что заблагорассудится, трубадуры воспользовались этим и устроили при дворе некую обитель любви и порока, что не слишком радовало приличных людей. Король разгневался на Констанцию.

К тому же она была настолько сварливой и алчной, что Роберт окончательно потерял терпение. Но больше всего короля тяготила жестокость, которую она проявляла при каждом удобном случае. Однажды, когда привели на казнь группу еретиков, она, узнав в одном из них своего бывшего духовника, палкой выбила ему глаз. Король был возмущен и потрясен случившимся.

[attention type=green][attention type=red]
Этот инцидент вызвал у него такое отвращение к Констанции, что он вскоре уехал в Рим с надеждой добиться у нового папы (Григорий V к тому времени умер) разрешения развестись и вновь возвратить себе дорогую Берту.
[/attention][/attention]

Роберт взял с собой и Берту, сочтя нормальным посетить папу вместе со своей наложницей, которую он любил так же страстно и сильно, как ненавидел супругу.

Папа не внял просьбе Роберта и наотрез отказался дать свое согласие на развод.

Несчастные любовники возвратились в Париж, и жизнь на троих снова началась.

Церковь из за своей же строгости, – с горечью воскликнул король, – нас иногда заставляет жить в грехах…

Это парадоксальное положение его глубоко тяготило.

Читая о последнем периоде жизни Роберта II, можно подумать, что он был распутником, но это заблуждение, ибо его нравственность была достаточно высока. Может, у него и были какие либо недостатки, зато его достоинство заключалось в том, что он не был безжалостен к слабостям других.

Однажды, когда утром король шел на молитву, он застал врасплох двух людей, предававшихся искусству любви прямо на обочине дороги. Он не стал их бранить и осуждать, как на его месте поступил бы другой богомолец, а ограничился тем, что накрыл их своей королевской мантией и спокойно удалился на молебен.

Берта умерла в 1031 году. Безутешный Роберт пережил ее лишь на несколько месяцев.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.