Теория говарда гарднера. Теория множественных интеллектов ховарда гарднера

Содержание

Множественный интеллект и развитие детей

Теория говарда гарднера. Теория множественных интеллектов ховарда гарднера

Каждая мама стремится дать своему ребёнку самое лучшее. Она постоянно в трудах и заботах. Если ребёнок первый, у мамы возникает множество вопросов, ведь она проходит этот путь со своим ребёнком впервые.

И если с физическим развитием всё более-менее ясно — открывай справочники с таблицами и сверяйся с нормами, то как быть с интеллектуальным развитием? На что сделать упор? Как ничего не упустить? Если родители хорошо учились в школе, значит ли это, что и ребёнок будет успешен? Кто он: гуманитарий или математик? Или кто-то ещё? И вообще, глобально, что есть интеллект и как его можно развить?

Этими же вопросами задавался американский психолог Говард Гарднер более тридцати лет назад и предложил свою теорию множественного интеллекта.

В этой статье рассмотрим основные принципы теории и разберёмся, как мы сможем использовать подход Гарднера в развитии и обучении своих детей.

Говард Гарднер и его теория

Говард Гарднер впервые описал свою теорию множественного интеллекта в 1983 году в книге «Структура разума». Он рассматривал интеллект человека как совокупность способностей в различных областях знаний и физических умений и утверждал, что между этими способностями нет сильной зависимости.

К примеру, человек может быть силён в математике, но совершенно не иметь музыкального слуха. Или быть одарённым танцором, но не уметь грамотно писать. Таким образом, интеллект складывается из многих умений, которые могут быть не связаны между собой, и не измеряется известным всем IQ-тестом.

Принципы теории

  • Теория описывает механизмы работы разума, способы, которые задействует мозг при обучении новым вещам.
  • Интеллект — это сочетание нескольких типов способностей и умений, нет двух людей, обладающих тем же набором, каждый человек уникален.
  • Человек обладает всеми видами интеллекта, но лишь несколько могут быть ведущими. Каждый может развить любой тип интеллекта, необходимо создать для лучшего обучения подходящие условия.
  • В плохих отметках больше виновата система образования, а не низкие способности учеников. К каждому ученику можно найти подход, зная о его сильных сторонах и каналах восприятия информации.
  • Разные виды интеллекта могут влиять друг на друга. Известны примеры, когда занятия музыкой приводили к большим результатам по математическим дисциплинам.
  • Существует множество способов развить каждый вид интеллекта.

7 типов интеллекта по Гарднеру

В своей книге Гарднер выделил 7 типов интеллекта: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, межличностный и внутриличностный (интраперсональный). Рассмотрим их подробнее.

Лингвистический

Способность выражать мысли устно и письменно, воспринимать устную и письменную речь. Хорошо развит у ораторов, политиков, поэтов, писателей и журналистов.

Если у ребенка это ведущий тип интеллекта, то он:

  • рано начинает говорить;
  • любит, когда ему читают;
  • легко учит стихи наизусть;
  • рано учится читать;
  • занимается словотворчеством;
  • легко выражает свои мысли.

Логико-математический

Умение работать с цифрами и мыслить рационально. Этот тип интеллекта присущ бухгалтерам, математикам, программистам.

Особенности проявления у дошкольников:

  • ребёнок интересуется цифрами, выучивает геометрические фигуры и тела и пытается находить их в окружающей среде;
  • склонен пересчитывать предметы;
  • живо интересуется математическими терминами;
  • с удовольствием играет в математические игры, любит головоломки (например, «Сложи квадрат»).

Визуально-пространственный

Способность понимать мир на визуально-пространственном уровне. Характерен для охотников, гидов, архитекторов. Ребенок при таком типе интеллекта:

  • быстро усваивает понятия «право-лево», «верх-низ»;
  • корректно оценивает расстояния;
  • интересуется картами, схемами, пространственными планами в различных играх;
  • хорошо ориентируется в пространстве.

Телесно-кинестетический

Талант выражать чувства через язык тела, как это делают танцоры, актёры, акробаты, или использовать руки для преображения вещей, что необходимо в работе скульптора, ремесленника, парикмахера.

Такие дети:

  • любят танцевать, интересуются пальчиковыми играми;
  • им нравятся подвижные игры;
  • они тяготеют к прикладному творчеству: лепке, изготовлению поделок, аппликации.

Музыкальный

Способность понимать и оценивать музыку, запоминать и воспроизводить мелодию, чувствовать ритм. Музыкальным интеллектом наделены композиторы, певцы, музыкальные критики. Дошкольники с преобладанием этого типа интеллекта:

  • любят петь и слушать музыку, чувствуют ритм;
  • у них рано проявляется музыкальный слух;
  • они умеют слышать музыку в обычных повседневных шумах, типа звука работающей стиральной машины или посудомойки.

Межличностный

Способность чувствовать других людей, умение налаживать контакт и обмениваться информацией с другими людьми всеми возможными способами: устно, письменно, языком жестов и при помощи музыки. Межличностный интеллект высоко развит у психологов, преподавателей, работников сферы обслуживания, менеджеров по продажам.

Такого ребёнка интересуют чувства других людей. Часто от него можно услышать фразы: «А почему малыш плачет?», «Мама разозлилась», «Братик обиделся». Он быстро считывает настроения и учится манипулировать людьми.

Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!

Интраперсональный

Умение хорошо понимать себя и чувствовать свои настроения, объяснять, что происходит с собой. Люди с развитым интраперсональным интеллектом обладают высоким уровнем самоконтроля. Это психологи и философы.

Ребёнок может говорить о своих чувствах и называть их другим, его интересует суть вещей, вопросы «что?», «зачем?» и «почему?» он начинает задавать раньше сверстников. Склонен к задумчивости и созерцанию.

По мнению Гарднера, каждый человек обладает всеми видами интеллекта в большей или меньшей степени. Типы интеллекта могут проявляться независимо, а могут взаимодействовать друг с другом.

Позднее учёный к ранее заявленным семи типам интеллекта добавил ещё два: натуралистический и экзистенциальный. Натуралисты способны легко ориентироваться в многообразии живой природы, они чувствительны к некоторым изменениям окружающего мира.

Люди с экзистенциальным типом интеллекта склонны задаваться вопросами о жизни и смерти, они склонны к философствованию.

Стоит отметить, что в разных культурах ценятся разные типы интеллекта. В западной культуре особое значение уделяется трём первым видам интеллекта, и именно на них ориентировано большинство школьных программ. Остальные типы задействуются в различных внеурочных занятиях, если задействуются вообще.

Плюсы и минусы подхода Гарднера

Среди бесспорных плюсов ТМИ можно назвать:

  • новое осмысление понятия «интеллект»;
  • возможности для развития учеников с разными типами интеллекта, использование разных подходов в обучении;
  • признание многогранности человеческого интеллекта и его проявлений во всех сферах знания: в музыке, науке, физической культуре, искусстве, политике;
  • демократический подход: каждый вид интеллекта равноценен, нельзя утверждать, что какой-то вид важнее и нужнее остальных;
  • огромные возможности для построения процесса обучения, которое может быть ориентировано на разные виды интеллекта.

Недостатки теории связаны с её незавершённостью и с неопределённостью границ применения. Теория не даёт ответа на многие вопросы.

Можно ли включать в теорию новые типы интеллекта? Например, стоит ли считать отдельным типом способность искусно вышивать или вкусно готовить? Можно ли назвать интеллектуальной личностью человека, который силён в математике, но абсолютно лишён музыкального слуха? Когда применение ТМИ оправдано, а когда от неё лучше отказаться?

Критика теории

Теория Гарднера неоднократно подвергалась критике со стороны психологов. Всё-таки формы интеллекта, которые выделил Гарднер, неравнозначны. Одни из них более жизненно необходимы, другие не так важны.

7 интеллектов — слишком широкая трактовка человеческих способностей, многие «интеллекты» — это просто таланты и умения человека. К тому же, существует определённый недостаток исследований, подтверждающих теорию.

Несмотря на это, ТМИ была новаторской и многие профессионалы от образования приняли её позитивно.

Применение при развитии ребенка

Нам, увлечённым мамам, прежде всего интересно будет узнать, как теорию Гарднера мы можем использовать в развитии своих детей. Зная, какой тип интеллекта лучше развит у ребенка, можно подобрать такие типы занятий, которые будут ему ближе и понятнее. И соответственно быстрее принесут результат.

Но не стоит постоянно делать упор на стимулирование ведущих типов, остальные виды тоже стоит задействовать.

Вот сколькими разными способами можно изучить тему «Времена года», опираясь на ТМИ:

  • вербально-лингвистический: чтение и пересказ текста, стихи о природе;
  • логико-математический: сравнение данных по температуре воздуха, давлению, количеству осадков, направлению ветра в разное время года;
  • визуально-пространственный: тематическая подборка картин и фотографий;
  • телесно-кинестетический: поделки из природных материалов;
  • музыкальный: прослушивание и обсуждение «Времён года» Чайковского и Вивальди;
  • интраперсональный: обсуждение как лучше одеваться в разное время года, которое основано на личном опыте;
  • межличностный: подготовить и провести интервью о любимом времени года;
  • натуралистический: наблюдать за изменениями в природе.

Этот пример больше подойдёт для старших дошколят или учеников начальной школы, но и для малышей можно использовать подобный подход.

Теория Гарднера позволяет нам шире смотреть на способности детей и на процесс обучения в целом. Конечно, пересмотреть методы обучения сложно не только родителям, но даже учителям. Это требует много времени и работы над собой. Но это верный путь, потому что каждый ребёнок уникален и каждый может обучиться новому, стоит лишь подобрать верный ключ к ученику.

Попробуйте при помощи вышеприведенного описания определить, какие типы интеллекта наиболее развиты у вашего ребёнка и стройте систему развития, ориентируясь на его сильные стороны.

Если вам близки идеи Говарда Гарднера, советуем прочитать его книгу «Структура разума», чтобы познакомиться с его теорией ближе. Также вас может заинтересовать его книга «Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни».

Ольга Казунеткина

Теория множественных интеллектов Гарднера

Теория говарда гарднера. Теория множественных интеллектов ховарда гарднера

IQ тесты для одних людей работают лучше, чем для других. К тому же прошло то время, когда человека называли умным, исходя из уровня его айкью. Конечно, великие ученые вроде Стивена Хокинга имеют высокий уровень интеллекта, однако есть многочисленные примеры людей со средними показателями, которые также добились огромных успехов.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою книгу «Структура разума», в которой описал семь моделей интеллекта. Спустя десять лет он добавил еще один. Теория множественных интеллектов стала невероятно популярной, в частности за объяснение того, что человеческий интеллект может развиваться в совершенно разных направлениях.

Теория множественных интеллектов

Эта теория утверждает, что все люди на планете имеют восемь моделей интеллекта, развитых в той или иной степени. Все они в сумме формируют профиль интеллекта. Он базируется на нашей генетике и опыте, а каждый человек имеет уникальное сочетание всех этих моделей.

Вот эти модели:

1

Это способность разговаривать и писать на конкретном языке и при этом эффективно выражать свои мысли. Такой интеллект свойственен юристам, писателям и ораторам.

2

Это способность анализировать проблемы при помощи логики, эффективно работать с математическими операциями и изучать проблемы, используя научные методы. Поиск шаблонов и дедуктивное мышление — это еще два признака логико-математического интеллекта. Как вы сами понимаете, ученые и математики развивают именно эту модель.

3

Это способность исполнять, сочинять и оценивать музыкальные работы, включая понимание разницы в подаче, тоне и ритме. Успешные музыканты, композиторы и люди, вовлеченные в музыкальную индустрию, имеют высокий уровень такого интеллекта.

4

Это способность человека использовать свое тело для выразительности. Люди этой модели интеллекта используют физическую координацию для того, чтобы решать возникающие перед ними задачи. Профессиональные танцоры и спортсмены имеют высокий уровень этого интеллекта.

5

Это способность распознавать, использовать и интерпретировать образы и шаблоны для того, чтобы воспроизвести объекты в 3D-пространстве. Высоким пространственным интеллектом обладают архитекторы, скульпторы и дизайнеры.

6

Это способность понимать намерения, мотивацию и желания людей. Этот интеллект помогает сотрудничать с другими. Крайне полезен для продажников, а также для психологов и лидеров.

7

Это способность понимать себя, а также правильно интерпретировать и оценивать свои чувства, эмоции и мотивацию. Она развита у актеров, писателей, воспитателей, а также тех, кто использует осознанность в своей работе.

8

Это способность распознавать и оценивать взаимоотношения человека и окружающего мира. Астрономы, биологи и зоологи являются отличным примером хорошо развитого натуралистического интеллекта. Кстати, изначально его не было в теории, однако через некоторое время Гарднер его добавил.

Как только теория стала набирать популярность, многие ученые захотели создать тест, который бы показывал уровень этих моделей интеллектов любого человека. Были предложены разные варианты подобных тестов. Однако Гарднер и его коллеги пришли к выводу, что такой тест провести чрезвычайно тяжело. Он назвал две причины:

  • Он не сможет измерить эффективность интеллекта. Вопросы в них призваны лишь узнать о предпочтениях, навыках, интересах и умениях.
  • Чтобы результаты теста были точны, необходима развитая осознанность. А если так, то невозможно получить точные результаты, ведь у каждого человека уровень осознанности находится на разных уровнях.

Использование теории

Какие выводы мы можем сделать на основе теории Гарднера?

  • Он поощряет нас ценить и уважать людей, которые провалились по тесту IQ. И правда, ведь можно прекрасно разбираться в себе и людях и при этом иметь некоторые проблемы со стандартным тестом. Во многих областях уровень IQ совершенно не помогает достичь большого успеха, а в некоторых и вовсе мешает.
  • Он поощряет нас развивать в себе многогранность. Каждый человек может иметь практически все модели интеллекта Гарднера на высоком уровне. Это возвеличивает личность в общем и целом.

Гарднер был одним из первых, кто заявил, что таланты у человека могут быть совершенно разные, а главное — научиться их применять. Он пытался доказать, что тест IQ бывает красноречивым только в отдельных ситуациях и ничего не может сказать о личности в целом.

Многих его теория привела в восторг, особенно людей, на которых ставили крест в учебных заведениях, исходя из стандартного теста. Так что прав был Гарднер или нет, но он многое сделал для того, чтобы к интеллекту человека ученые подходили более взвешенно.

Теория множественного интеллекта Гарднера (ВВП) – Психологос

Теория говарда гарднера. Теория множественных интеллектов ховарда гарднера

Книга «Введение в психологию». Авторы – Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

Статья из главы 12. Индивидуальные различия

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

Гарднер был поражен разнообразием ролей взрослых представителей различных культур — ролей, базирующихся на самых разнообразных способностях и навыках, в равной степени необходимых для выживания в соответствующих культурах.

На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях.

Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой» (1993, р. 15). Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора (Gardner, 1993а).

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber & Gardner, 1991, р. 155). Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:

а) лингвистический;

б) логико-математический;

в) пространственный;

г) музыкальный;

д) телесно-кинестетический и

е) личностный модули.

Первые три модуля — знакомые нам компоненты интеллекта, и они измеряются стандартными тестами на интеллект. Последние три, по мнению Гарднера, заслуживают аналогичного статуса, но западное общество сделало акцент на первых трех типах и фактически исключило остальные. Эти виды интеллекта описаны более подробно в таблице:

Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру

(адаптировано из: Gardner, Kornhaber & Wake, 1996)

  1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
  2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
  3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
  4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
  5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
  6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
  7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

В частности, Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический.

Телесно-кинестетический интеллект включает контроль за своим телом и способность умело манипулировать предметами: примерами являются танцоры, гимнасты, ремесленники и нейрохирурги. Личностный интеллект состоит из двух частей.

Внутриличностный интеллект есть способность следить за своими чувствами и эмоциями, различать их и использовать эту информацию для направления своих действий. Межличностный интеллект — это способность замечать и понимать нужды и намерения других и следить за их настроением с целью предсказания их дальнейшего поведения.

Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

Как мы отмечали, обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере.

Меры других способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение (Kornhaber, Krechevsky & Gardner, 1990). Поэтому Гарднер и его коллеги призывают к «интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге, например таких, как сопоставление друг с другом различных элементов для демонстрации навыков пространственного воображения.

Другие теории интеллекта

  • Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона См.→
  • Триархическая теория Стернберга См.→
  • Биоэкологическая теория Цеси См.→

Теории интеллекта: итоги

Несмотря на эти различия, все теории интеллекта имеют ряд общих черт. Все они пытаются принимать во внимание биологический базис интеллекта, будь то базовый механизм переработки или совокупность множественных интеллектуальных способностей, модулей или когнитивных потенциалов. См.→

7 типов интеллекта и 5 способов мышления

Теория говарда гарднера. Теория множественных интеллектов ховарда гарднера

Говард Гарднер (англ. Howard Gardner, род. 11 июля 1943, Пенсильвания, США) — профессор, преподаватель когнитивной психологии и теории образования в Гарвардском университете. Автор знаменитой теории множественных интеллектов, специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.

Семь типов интеллекта (таланта) по Гарднеру

Howard Gardner Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

В соответствии с теорией множественных интеллектов (МИ), все люди обладают некоторым количеством сравнительно автономных когнитивных способностей, каждую из которых можно считать отдельным интеллектом.

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber & Gardner, 1991, р. 155). Талант — присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. 

Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

Семь основных типов таланта, интеллекта

1. Вербально-лингвистический
Лингвистический интеллект, вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).

Он заключается в природной способности читать и писать слова.

Отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам. В настоящее время он используется в нашей системе просвещения для измерения IQ. В основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею.

Таким талантом часто наделены журналисты, писатели, юристы и учителя.

2.Логико-математический интеллект
Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е.

к абстрактному мышлению.Имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах.

Характерен для математиков, программистов.

Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами. 

3.Пространственный интеллектПространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам.

Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
Присущ многим творческим людям — художникам и дизайнерам.

Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.

4.Музыкальный интеллект
Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
Возможные варианты самореализации: музыкант, лингвист, языковед. 

5.Телесно-кинестетический интеллект
Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

Им наделены многие спортсмены и танцоры. Такие люди легче обучаются на практике

Очень часто людей такого типа тянет к механике или строительным профессиям. Им могут нравиться уроки труда или домашнего хозяйства.

Другими словами, их талант выражается в наблюдении за вещами, их использовании и изготовлении.

6. Внутриличностный интеллект
Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

В данном случае основной способностью является доступ к осознанию человеком своих чувств — весь диапазон чувств и эмоций человека, его умение сразу понимать различия между этими ощущениями, давать им названия, выражать их в символической форме и пользоваться ими как средством понимать и управлять собственным поведением.

Развитый внутриличностный интеллект позволяет человеку различать и давать символическое описание сложным и крайне запутанным чувствам.

Это вид интеллекта также еще называют «эмоциональным». Люди с таким типом интеллекта с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими.

Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями.Личностный интеллект очень важен, потому что он отвечает за контроль над тем, что мы говорим себе сами.

Возможные варианты профессий: психолог, психиатр, преподаватель философии, священник, политик.

7. Межличностный интеллект
Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

В данном случае основной способностью выступает умение замечать и понимать различия между окружающими, особенно видеть разницу между их настроениями, темпераментом, мотивами и намерениями.Его можно найти в людях, которые могут свободно разговаривать с другими.

 

Люди с таким даром часто становятся специалистами по общению, политиками, актерами, торговцами и ораторами.

Иногда психологи также выделяют еще один тип интеллекта

8. Натуралистический интеллектГлавным интересом таких людей становится окружающий мир. Больше всего удовольствия они получают от взаимодействия с природой. Зачастую главным развлечением детей с натуралистическим интеллектом становятся эксперименты с природными явлениями.

Им нравится ходить в походы, оставаясь наедине с природой.  При взрослении люди с таким интеллектом часто включаются в борьбу с загрязнением и уничтожением планеты.

Есть люди с природным даром иметь дело с деревьями, растениями, рыбами, океаном, животными и землей.

Этим талантом обладают земледельцы, дрессировщики, океанографы и егеря.

Пять типов мышления

  Howard Gardner. Five Minds for the Future

Пять типов мышления — это не то же самое, что семь-восемь интеллектов человека. Они не являются отдельными мыслительными способностями, а скорее представляют собой обширную когнитивную деятельность, умения, которые можно развивать в школе, в ходе профессионального обучения, на рабочем месте.

Пять типов мышления задействуют все наши интеллекты.

Дисциплинарный тип мышления

Дисциплинарный тип предполагает, что человек освоил по крайней мере одну модель мышления – способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины, ремесла или профессии. Дисциплинарный тип мышления помогает человеку постоянно совершенствовать навыки и углублять понимание дисциплины.

Использует методы мышления, которые применяются в основных научных дисциплинах (истории, математике, естественных и гуманитарных науках и т. д.) и основных профессиях (юриспруденции, медицине, управлении, финансах и т. д., а также ремеслах и торговле).

Для данного типа характерны постоянное совершенствование, а также то, что освоение данного типа продолжается и после получения формального образования.

Примеры (образование). Освоение истории, математики, естественных наук и других ключевых предметов, получение профессионального образования.
Примеры (работа). Непрерывное развитие профессиональных навыков, в том числе получение дополнительных дисциплинарных и междисциплинарных знаний.

Синтезирующий тип мышления

Синтезирующий тип позволяет извлекать информацию из самых разных источников, понимать и оценивать ее объективно, и главное – сводить ее воедино так, чтобы результат имел самостоятельную ценность и принес затем пользу.

Способность синтезировать, ценная и в прошлом, становится все важнее, поскольку количество информации растет с головокружительной скоростью.

Выбор необходимой информации из всего множества фактов, выстраивание этой информации так, чтобы результат был полезным для самого человека и для других людей.

Примеры (образование). Подготовка к занятиям и экзаменам, организация материала в оптимальном порядке (особенно в школе).
Примеры (работа). Умение разобраться в том, какая новая информация/навыки важны, включение их в свой профессиональный комплекс знаний.

Креативный тип мышления

Выходит за рамки дисциплинарных знаний и синтеза, ставит новые вопросы, предлагает новые решения. Он предполагает рождение новых идей и ставит вопросы, ответы на которые до сих пор неизвестны.
Творчество является надстройкой над одной или несколькими дисциплинами и требует компетентного «окружения», которое сможет судить о его инновационности и приемлемости.

Примеры (образование). Мышление, более широкое, чем требует школьная программа. Новые, неожиданные решения учебных задач.
Примеры (работа). Решение проблем необычными методами – развитие, продвижение и внедрение новые идей и продуктов. Для руководителя означает умение формулировать и претворять в жизнь новое виґдение компании.

Респектологический тип мышления

Признает и принимает различия между людьми и группами. Это больше, чем обычная толерантность и политкорректность.Границы нашего взаимодействия с миром постоянно расширяются.

Поэтому человек, овладевший респектологическим типом мышления, признает и приветствует различия между людьми и их группами, пытается понять других и эффективно работать вместе с ними.

Респектологическая модель предполагает, что человек избегает стереотипов или карикатурности во всем, что бы он ни делал – писал, исследовал или управлял. Он должен понять людей такими, как они есть, демонстрировать доверие к ним, стремиться к взаимопониманию и быть достойным их доверия.

Это не значит, что он не следует собственным убеждениям или что он безоговорочно принимает все, с чем сталкивается (респектологическая модель не предполагает оправдания, например, террористам). Однако он должен попытаться понять другого, а не пребывать в уверенности, что его взгляд на то или иное явление единственно правильный.

Примеры (образование). Стремление понять сверстников, учителей, других людей и эффективно работать с ними, каковы бы ни были их происхождение и культурная принадлежность.
Примеры (работа). Умение эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, сотрудниками, независимо от их происхождения и статуса, умение прощать.

Этический тип мышления

Предусматривает последовательную реализацию нравственных установок в работе и жизни, а также стремление достойно трудиться и быть настоящим гражданином.

Поднявшись на более высокий уровень, человек овладевает этическим типом мышления – размышляет о природе людей, потребностях и желаниях общества, в котором живет.

Этот тип формирует представление о том, как сотрудники компаний могут служить целям, выходящим за рамки их собственных интересов, и как граждане могут трудиться на благо всех окружающих, а не только ради себя.

Примеры (образование). Размышление о своей роли как студента и будущего профессионала и стремление выполнить эту роль должным образом и с необходимой ответственностью.
Примеры (работа).

Знание основных ценностей профессии и стремление поддерживать и продвигать их даже во времена быстрых и непредсказуемых перемен. Чувство ответственности за профессию, готовность высказывать свое мнение даже в ущерб себе.

Признание и выполнение обязанностей гражданина сообщества, региона, страны и мира.

 «Все перечисленные типы мышления существуют одновременно, актуализируясь в определенные периоды развития человека. И все они взаимосвязаны. Так, невозможно творить, не овладев соответствующей дисциплиной, а дисциплина без творчества – лишь мертвый груз практических знаний» Говард Гарднер

Говард Гарднер отмечает, что хотя описанные виды мышления были важны и в прошлом, но именно сейчас они приобретают решающее значение. В недалеком будущем рутинные операции будут выполнять компьютеры и роботы, а контактов между людьми будет все больше.

И преуспевать будут именно те люди, которые успешно разовьют в себе эти пять типов мышления.
«Развивать различные типы мышления, а затем гармонично их сочетать – сложная задача, – пишет Гарднер.

– Однако лучше ставить перед собой сложные задачи, чем простые».

Другие теории интеллектаТеория интеллекта и когнитивного развития Андерсона Триархическая теория Стернберга 

Биоэкологическая теория Цеси 

КНИГИ

Мышление будущего. Пять стратегий, ведущих к успеху в жизни
Five Minds for the Future

Говард Гарднер

alpinabook.ru

litres.ru

Структура разума. Теория множественного интеллекта
Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences

Говард Гарднер, Алла Свирид

bookvoed.ru

chitai-gorod.ru

8 типов интеллекта: классификация по говарду гарднеру – Извилина

Теория говарда гарднера. Теория множественных интеллектов ховарда гарднера

Все больше людей признают современную школьную систему несовершенной. Это связано с тем, что детей излишне контролируют, давая знания исключительно по имеющейся программе, поэтому многие школьники сталкиваются с недостаточной успеваемостью и плохими оценками. Объясняется это тем, что существует 8 типов интеллекта.

У каждого человека может преобладать только один из них. При правильном направлении обучения чадо сможет добиться гораздо больших успехов, чем при классических уроках. Если нет возможности скорректировать школьную программу, то стоит заняться развитием в домашних условиях.

Для этого потребуется разобраться, какие вообще существуют виды интеллекта, и как их развивать.

Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году.

Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г.

Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться.

Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к.

он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Эйнштейн говорил, что все люди гении от рождения. Главным аргументом его слов стало высказывание, что рыба, которая судит о себе по способности забраться на дерево, будет считать себя глупой.

Телесно-кинетический

Для детей с таким типом интеллекта главным способом выражать свои чувства становится собственное тело.

Они любят танцевать, заниматься спортом, мастерить разные предметы, выступать перед другими людьми. Такие увлечения позволяют получить максимально крепкое здоровье и добиться успеха во многих сферах.

У детей также может существовать особенность характера, выражающаяся в ярком желании соперничать.

Любимое дело они могут найти в следующих профессиях:

  • Танцор;
  • Киноактер;
  • Артист;
  • Спортсмен;
  • Автомеханик;
  • Врач-хирург;
  • Скульптор.

Главной формой обучения для таких школьников должны стать спортивные секции. Именно они принесут самые лучшие результаты. Также можно отправить ребенка в другие кружки, где он сможет задействовать свои навыки.

Экзистенциальный

Один из самых особенных видов интеллекта, который может стать главным у ребенка. Он помогает получить высокий уровень осознанности, легко разбираться в своих чувствах, рассуждать о сложных вопросах, делать верные выводы.

Такие дети хотят узнавать о разных экзистенциальных вещах, зачастую их беспокоят мысли о жизни и смерти. Часто их внимание привлекают работы знаменитых философов.

Многие из них очень застенчивы, из-за чего становятся закрытыми личностями.

Какие профессии подойдут для таких людей:

  • Психолог;
  • Политик;
  • Ученый;
  • Преподаватель;
  • Священник.

Очень важно позволять таким детям высказывать свое мнение, слушать их, а также поддерживать некоторые идеи. Только такое отношение поможет развить им интеллект до хорошего уровня.

Натуралистический

Еще один из 8 видов интеллекта по Гарднеру, делающий ребенка способным к отдельным видам деятельности. Главным интересом таких людей становится окружающий мир. Больше всего удовольствия они получают от взаимодействия с природой.

Зачастую главным развлечением детей с натуралистическим интеллектом становятся эксперименты с природными явлениями. Например, проращивание растений. Им очень нравится ходить в походы, оставаясь наедине с природой. Оценки по биологии, географии и химии у них всегда хорошие.

При взрослении люди с таким интеллектом часто включаются в борьбу с загрязнением и уничтожением планеты.

Подходящие профессии:

  • Ветеринар;
  • Геолог;
  • Эколог;
  • Фермер;
  • Лесник.

Для развития натуралистического интеллекта нужно обязательно выделять ребенку время для ухода за питомцами, чтения интересных журналов или книг, отправляться с ним в походы, а также обеспечить его возможностью создать собственный сад.

Как развивать навыки

Определять тип интеллекта ребенка стоит всем родителям. Если сделать это и направить его развитие в правильную сторону, то успех в будущей жизни малыша будет неизбежен.

Все восемь типов человеческого интеллекта получится улучшить с помощью любых подходящих методов, которые задействуют соответствующие навыки или интересы.

Нужно лишь соблюдать регулярность тренировок, а также поддерживать своего малыша.

Источник:

8 типов интеллекта Говарда Гарднера (множественная теория) / раритеты

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера предполагает, что есть разные виды интеллекта, которые присутствуют во всех людях, одна из которых является той, которая выделяется или преобладает.

До того, как эта теория считалась интеллектом как уникальной сущностью, в основном связанной со способностью решать проблемы, и которую можно «измерить» с помощью простого теста IQ.

В этой статье мы расскажем о восьми типах интеллекта, которые существуют, и о том, как вы можете узнать свой интеллект, чтобы работать над ним, улучшить свой эмоциональный интеллект и добиться лучших результатов в своей жизни..

Прежде чем продолжить, важно помнить, что, хотя у каждого человека обычно есть интеллектуальный класс, врожденный или обученный, у него также есть другой. Например, человек может развить музыкальный интеллект и посвятить себя музыке, хотя он также может быть хорош в математике или межличностных отношениях.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.