Урок доброты в детском саду. Конспект занятия «Добро в твоём сердце

Слово педагога | занятия о добре и милосердии в старшей группе детского сада

Урок доброты в детском саду. Конспект занятия «Добро в твоём сердце

Недосекова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12 “Золотой ключик”
Населённый пункт: Кемеровская обл. г.Таштагол
Наименование материала: конспект занятия
Тема: занятия о добре и милосердии в старшей группе детского сада.
12.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия о добре и милосердии в старшей группе детского сада.

Подготовила и провела: Недосекова Л.В.

Цель

занятия:

формировать

у

старших

дошкольников

представление

о

содержании

данной

этической

категории;

побуждать

проявлять

чувство

милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание,

помощь, делать это доброжелательно, искренне.

Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты

своих слов, мыслей, поступков.

Воспитывать

в

детях

умение

основано

делать

выбор

в

пользу

добра,

следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Развивать

в

детях

стремление

проявлять

добро

и

милосердие

разными

способами, учить высказывать свои мысли.

Ключевые слова и понятия: Доброта сердца, забота, милосердие, пожалеть.

Ход:

Дети сидят полукругом.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Просто так».

Какое

у

вас

сейчас

настроение?

(ответы

детей).

И

создатели

этого

мультфильма дарят вам солнечное, веселое настроение. Улыбнитесь друг

другу. Просто так. Погладьте

друг друга. Давайте поцелуем друг друга в

щечку.

Педагог:

Как

вы

думаете.

Можно

назвать

героев

этого

мультфильма

милыми? (ответы детей ).

Нам приятно и радостно на них смотреть.

Слайд 1.

Педагог читает стихотворение.

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это – маме усталой помочь.

Это – бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел – простить.

Это – птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз – согрей,

Если он неодет – одень.

Если голоден – накорми.

Если жаждет он – напои.

Если он скорбит – утешай,

Заболеет он – навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил.

Педагог: Вы услышали, какое доброе стихотворение я вам прочитала. О

чем это стихотворение? (Ответы детей.)

Педагог: Дети, а что значит быть добрым? (Ответы детей).

Педагог: Ребята, как вы понимаете слово « милосердие»?

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о

сердце, которое милует, любит и жалеет

– Как солнце согревает всех своими лучами, так и каждый человек должен

быть милосердным ко всем.

Милосердие-это

милость

сердца.

Милосердие

это

готовность

делать

добро, это сочувствие, сострадание. Милосердие – это готовность прийти на

помощь тем, кому трудно, кто попал в беду.

Слово милосердие — очень древнее слово.

Наши далекие предки называли человека милосердным, если он проявлял

заботу о других людях.

Считалось очень плохим поступком не оказать помощь нуждающимся, не

заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание.

Такого человека называли бессердечным.

Педагог: Если человек милосердный, то он должен быть каким? (Ответы

детей).

Педагог: К кому нужно проявлять милосердие? (Ответы детей: к растениям,

животным, игрушкам, старшим и старым, друг к другу).

Педагог: Давайте поиграем в игру «Кто такой друг?»

Он в беде всегда со мной, (если так поступает настоящий друг, хлопаем в

ладоши, если нет – молчим).

Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,

Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой –

Сливы, груши, шоколадки.

Педагог:

Делать

добро

это

значит

помогать. Дети, а вы когда-нибудь

делали

добрые

дела?

А

как

вы

помогали

пожилым

людям,

родителям? (Ответы детей)

Педагог:

Обратите

внимание

на

экран

телевизора

(на

экране

слайды

пожилых людей в трудной ситуации.)

О ком из детей можно сказать. Что он проявил « милосердие».

Слайд 2.

1.Бабушка несет тяжелые сумки с продуктами. Мальчик Миша помогает ей.

– Что можно сказать о поступке Миши? (Ответы детей: он ласковый и

добрый мальчик ).

Слайд 3.

2 Дедушка переходит дорогу, девочка Ира помогает ему перейти дорогу по

пешеходному переходу.

-Как можно оценить поступок Иры? (Ответы детей).

Слайд 4.

3.Бабушка болеет. Внук Гена играет в мяч. Кричит и не обращает внимание

на больную бабушку.

-Обратите внимание на поведение Гены. Правильно он поступает? (Ответы

детей ).

Слайд 5.

4.Дети играют во дворе в футбол. Мячик попадает в дедушку. Он разбивает

очки. Мальчики не просят извинение и продолжают дальше играть в мяч.

-Как можно оценить поведение детей? (Ответы детей).

Дети, я желаю вам всегда делать добрые дела, потому что добро приносит

людям радость!

Педагог: Ребята, давайте с вами поиграем в замечательную игру« Доброе

сердечко».

Дети встают в круг.

Педагог: Сейчас вы будете передавать сердечко, и вспоминать пословицы и

поговорки о добре:

1. Дружбу помни, а зло забывай.

2. Про доброе дело и говори смело.

4. За добрые дела, всегда похвала

5. Ласковое слово, как весенний день

6. Нет друга ищи, нашел береги.

7 Добрый человек не помнит.

8. За добро злом не платят зла.

9. Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Педагог читает стихотворение.

Доброта нужна всем людям.

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день» и « Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека…

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого спасибо не ждут.

(Генрих Акулов).

– Ребята, вот такое замечательное стихотворение о доброте, написал Генрих

Акулов.

Педагог

обращает

внимание

детей

на

стол,

с

выставленными

на

нем

поделками, которые сделали дети и воспитатели своими руками.

Педагог: Дети, посмотрите на эту прекрасную поляну. Какой удивительный

запах, она пахнет добром. Потому что эти цветы сделаны вами

для доброго дела. Я предлагаю подарить их нашим пожилым людям, которые

нуждаются в добре и ласке. И, наверное, у них на душе будет тепло и

солнечно. Им тоже захочется кому-то помочь, поделиться своим добром. А

кто добро творит, того Бог благодарит.

Педагог: Как сделать так, чтобы добро на земле умножалось?

Дети: Самому совершать добрые поступки.

Итог занятия:

Педагог: Давайте сделаем вывод, что же такое милосердие? (Ответы детей).

Милосердие – это помощь слабым, больным и старым.

Педагог: Я возьму чуть-чуть его тепла и передам его вам. Пусть в вашем

https://www.youtube.com/watch?v=YhZpi-RIhyo

сердце всегда живет добро и милосердие.

Быть добрым – значит быть сильным и смелым. Добрый – не значит слабый.

Доброе отношение к миру, людям и всему живому дает нам великую силу. И

только по-настоящему сильный человек может ее проявлять.

Конспект занятия «Спешите делать добро»

Урок доброты в детском саду. Конспект занятия «Добро в твоём сердце

Автор занятия: Кузыева Елена Тургуновна, МДОУ МДОУ «Детский сад комбинированного вида №8» г. Сергиев Посад.

Программное содержание:

Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения.Учить детей конструктивным способам снятия напряжения.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заботливое отношение к малышам.

Обогащение и активизация словаря:

Благотворительность: «благо» (добро), «творить» (делать) – делать добро.

Предварительная работа:

Чтение сказок, обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы по рассказам на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций.

Материалы и оборудование:

Наглядное пособие «Уроки доброты», картинки с изображением двух волшебников – доброго и злого, иллюстрации с изображением ситуаций, «волшебный мешочек», кусочки черной бумаги, цветная бумага для оригами, фломастеры, «волшебная» книга, аудиозаписи песен («Улыбка», «Если добрый ты», «Волшебники»), магнитная доска, «листы-модели» разрешения ситуаций.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под песню «Улыбка». Приветствуют гостей.

Чтение стихотворений:

Воспитатель:

Я люблю, когда при встречеМы знакомым и родным«С добрым утром»,«Добрый вечер»,

«Доброй ночи говорим».

1 ребенок:

Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться:- Доброе утро!Доброе утро солнцу и птицам.Доброе утро улыбчивым лицам.И каждый становитсяДобрым, доверчивым.

Доброе утро длиться до вечера.

2 ребенок:

– Добрый день! – тебе сказали.- Добрый день! – ответил ты.Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

3 ребенок:

Нам желают:- Доброго пути!Будет легче ехать и идти.Приведет, конечно, добрый путь.

Тоже к доброму чему-нибудь.

4 ребенок:

– Здравствуйте! –Ты скажешь человеку.- Здравствуй, – улыбнется он в ответ.И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

5 ребенок:

Отметить, что ли слово «пожалуйста»?Повторяем его поминутно.Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

6 ребенок:

За что мы говорим «Спасибо»?За все, что делают за нас.И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали? Сколько раз?

7 ребенок:

Простите, я больше не буду нечаянно бить посудуИ взрослых перебивать, и что обещал забывать.

Но если я все же забуду, простите, я больше не буду.

8 ребенок:

Будьте добры – это я говорю по секрету.Будьте добры – и не ждите за это конфету.Будьте добры – без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте скорее добры.

9 ребенок:

Эти слова всем известны давно,Видишь, они и просты, и новы.Но я еще повторю все равно:

– Добрые люди, будьте здоровы!

На магнитной доске висят картинки с изображением волшебников (доброго и злого).

Воспитатель:

К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам, что волшебники бывают добрыми и злыми.

Дети рассматривают картинки и определяют кто из них добрый, а кто злой волшебник ( по выражению лица). Воспитатель обращает внимание детей на то, что порой трудно определить злого и доброго человека, так как внешний вид бывает обманчивым.

Воспитатель читает стихотворение про волшебников:

Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду, и правду говорю.Не жадничаю никогда, жалею я других.Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.Не пожалею никогда, нигде и никого.

Люблю на свете я всегда себя лишь одного.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

А вы хотели бы еще пообщаться со злым волшебником? Давайте мы его прогоним. (Дети дуют, широко раздувая щеки, тем самым выгоняя злость и из себя).
Воспитатель с детьми продолжает беседу о добрых и злых людях, какое у них бывает настроение (у доброго – настроение веселое, доброе, светлое; у злого – мрачное, сердитое, угрюмое).

Вопросы к детям:

– Кого называют добрым?- Кого называют злым?- Как ведут себя добрые люди? А как злые?

– Какие слова они говорят?

Воспитатель с детьми вспоминают героев из народных сказок, мультфильмов, художественных фильмов. По окончании беседы воспитатель подводит детей к выводу:
– Каким лучше быть: добрым или злым?

Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Цель: Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.

Наша Таня громко плачетУронила в речку мячик.Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывает его:
– Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»?
(Предположения детей) «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

Упражнение «Волшебный мешочек»

Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек волшебнику воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

И после, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от доброго волшебника. Физкультминутка под музыку «Если добрый ты» из мультфильма про кота Леопольда.
Дети садятся за столы. Работа с раздаточным материалом.

У детей карточки с моделями выхода из ситуации и фломастеры.

Детям предлагается ситуация:Товарищ нарочно толкнул вас в бок. Как вы поступите?- будете плакать, пожалуетесь взрослым, ответите тем же, никак не отреагируете, поговорите с обидчиком.

Какой ответ выберете, обведете фломастером один лепесток.Воспитатель предлагает сделать доброе дело для малышей – игрушки, с тем, чтобы их порадовать.

Дети выполняют работу оригами.

Перед выполнением работы дети вспоминают пословицы о добре:

– Добрый человек добру учит.- Доброе слово лечит, а худое калечит.- Добро всегда побеждает зло.- Добро век не забудется- Жизнь дана на добрые дела.

– Мир не без добрых людей.

В ходе работы воспитатель спрашивает детей:- Какие добрые дела могут совершить дети?- Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)Дети собирают свои поделки на поднос, с тем, чтобы потом отнести в младшую группу и подарить детям.Добрый волшебник дарит детям волшебную книгу.Нацелить детей на то, чтобы они не забывали делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным.О своих добрых поступках можно рассказать, поделиться в детском саду.

Волшебная книга будет все записывать.

(Воспитатель читает стихотворение. Звучит песня «Волшебники»).

Воспитатель:

Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.

Воспитатель обращает внимание на то, что все плохое, вся злость в волшебном мешочке превратилась в угощение.

Скачать конспект занятия из цикла «Уроки доброты» для детей подготовительной группы «Спешите делать добро»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Конспект занятия «Доброта живёт повсюду» для детей старшей группы

Урок доброты в детском саду. Конспект занятия «Добро в твоём сердце
Занятие направлено на обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.

Задачи:

  • познакомить с понятием «Благотворительность»;
  • формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении;
  • активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми по средствам речевой, игровой деятельности;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.

Ход занятия

Дети стоят в кругу.

Воспитатель читает стихотворение:

Что такое доброта? Вымыть миску у кота, Напоить водой цветок Он ужасно одинок, Починить сестре игрушку, Пропустить вперёд старушку, Грусть лечить любви словами, Помогать усталой маме, А девчонке незнакомой, Донести портфель до дома. От тепла и доброты, Распускаются цветы, Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

(И. Полюшко)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чём в нём говорится? ( О доброте).

Воспитатель: А что такое доброта нам поможет разобраться «Цветик – Семицветик». Почему он так называется и в какой сказке встречается?

Словесная игра «Что такое доброта?»

Дети, стоя в кругу, передают «Цветик – Семицветик» друг другу и отвечают на вопрос «Что такое доброта?».

Воспитатель: Да, вы совершенно правы, доброта может проявляться в поступках, словах, делах. Люди каждый день совершают добрые дела и поступки, то есть занимается благотворительностью. Ребята, вы знаете, что такое «благотворительность»? (Ответы детей)

Воспитатель: Это слово возникло давно. Потому что это в природе людей заложено делать добро. Ребята, скажите, пожалуйста, а мы с вами занимаемся благотворительностью? Кому мы можем помочь? (Ответы детей: птицам зимой, маме, когда она болеет, бездомным животным и т.д.)

Я совершенно с вами согласна. Мы помогаем тем, кто нуждается в нашей защите, поддержке, когда сильный помогает слабым.

Воспитатель:Ребята, вспомните и назовите сказки, в которых совершаются добрые дела.

Упражнение «В сказках живёт доброта»

Воспитатель: А ещё, что такое доброта, нам помогут разобраться пословицы и поговорки.

Я зачитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы попробуйте объяснить их смысл.

Пословицы и поговорки о доброте:

  • Делай добро и жди добра.
  • Добро творить — себя веселить.
  • Добрые слова дороже богатства.
  • Добрый человек добру и учит.

Физминутка «Доброе утро»

Доброе утро! – птицы запели. (дети машут руками)

Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются)

Прячется все темнота по углам, (разбегаются, прячутся за мебелью)

Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

Игра “Вежливые слова” (на ковре)

Я начинаю фразу, а вы продолжаете:

– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)

– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.)

– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)

– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)

– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки, на которых изображены разные действия.

(Раздаёт карточки). Вы внимательно рассмотрите карточки и объясните, правильно ли поступают герои, изображённые здесь, и как поступили бы вы в этой ситуации?

Упражнение «Добрый совет»

Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились с этим заданием!

А у меня возникла интересная идея! Давайте все вместе нарисуем «Дерево Добрых Дел» и на его листочках напишем те добрые дела, которые каждый из вас совершил.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Воспитатель: Надписи на листочках нашего дерева мы сделаем после того как они высохнут. А «Дерево Добрых Дел» я предлагаю разместить в приёмной и пополнять его добрыми делами и поступками, чтобы не только родители, но и гости выдели какие добрые, вежливые и сердечные дети в нашей группе.

Рефлексия в кругу

Ребята, посмотрите друг на друга и подарите свою улыбку.

А теперь расскажите, что вы сегодня для себя поняли самое главное?

(Ответы детей)

Воспитатель:Ребята, никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова и совершать добрые поступки. Говорите ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

Внеклассное занятие по теме «Твори добро!»

Урок доброты в детском саду. Конспект занятия «Добро в твоём сердце

  • формировать нравственные качества;
  • развивать у детей чувство товарищества, взаи­мопомощи;
  • воспитывать вежливость, вниматель­ность,уважение к людям.

Пословицы о доброте; слова, написанные в«сердечках»; цветок Доброты; цветы; аудиозапись «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Ходзанятия

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, безкоторого человек не может называться человеком. Послушайте сти­хотворение искажите, о чем будет разговор.

Ученик 1.

Слово это серьезное, Главное, важное.То, что значит оно,  

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качествоВ сердце у многих живетИ о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее, Чем лица красота.Догадались, что это?           

Сердец  ДОБРОТА.

У. О каком качестве пойдет речь?

Д. О доброте.

У. Да, сегодня мы будем говорить о доброте.Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдаетсядефицит ми­лосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание,внимание, доброжелательность?

Доброта… Добро… Что же это такое? Прочитаемвысказывания великих людей.

Ученикичитают на доске:          

Доброта – отзывчивость, сочувствие, друже­скоерасположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.

 (Л.Толстой)

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, какничто другое. 
Доброта избавляет нас от оди­ночества, душевных ран и непрошеныхобид.

(В. Розов)

У. Это человеческое качество ценилось всегда, вовсе времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?

Детиназывают пословицы и поговорки, подго­товленные заранее. Некоторые пословицынаписаны на доске.

По ходу занятия дети будут находить нужные пословицы иобъяснять их смысл.

  • Спеши делать добро.    
  • Добрые дела красят человека.
  • Без добрых дел нет доброгоимени.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Злой не верит, что есть добрыелюди.  
  • Добро век не забудется.
  • Доброе слово дом построит, злоеслово дом разрушит    
  • От добра – добра не ищут.      
  • Доброе сердце лучше богатства.
  • Доброе слово – половинасчастья.
  • При солнышке тепло, при матушкедобро.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Добро, сделанное втайне,оплатится явно.
  • Худо тому, кто добра не делаетникому.
  • Не ищи красоты – ищи доброты.  
  • Доброе дело дорожебогатства.     
  • Красоту уносят годы, доброту неунесут.

У. А как много добрых слов образовано от этогослова – добро! 

На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ. Дети рассматривают цветок, читают на лепесткахслова:

 Доброжелательный,добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный,

добронравный, добро, добро­та, добродетель.

Дети знакомятся с высказыванием А. Грина,которое оформлено в виде эпиграфа:

«Доброта– солнечный свет, под которым рас­пускается цветок добродетели».

У. Вспомните: как называется сказка о волшеб­номцветке, кто ее автор?

Д. Сказка В. Катаева «Цветик-семицвётик».

У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?

Детиотвечают.

У. А на что бы вы потратили лепестки волшеб­ногоцветка? (Учительвыслушивает ответы детей).

У. Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-на­стоящемудобрым?     

Д. Нет.

У. Действительно, научиться по-настоящему бытьдобрым трудно. Путь к доброте долгий, не­легкий. На нем человека ожидают взлетыи паде­ния, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека,большого и маленького, свой путь к доброте.

Девочкаисполняет песню «Доброта»
(Сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко):

Добрымбыть совсем, совсем не просто:Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Припев:         
Только надо, надо добрымбытьИ в беде друг друга не забыть.Будет вертеться Земля быстрей,

Если будем мы, с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто: Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев.

Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Припев.

У. Выберите пословицу, отражающую: смысл песни.   

Детинаходят и объясняют смысл пословицы:

Красотууносят годы, доброту не унесут.

У. Как вы думаете, можно ли заставить человекабыть добрым? Можно ли стать добрым на время? (Детиотвечают).     

Достается недешево Счастье трудных дорог.Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?  

Этой мерой измерятся Все земные труды…Может, вырастил деревце?

Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?Согреваешь планету   

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей        Жизнь спасаешь кому?         Делать людям хорошее –Хорошеть самому.   

                              (Л. Татьяничева)

У. Какие пословицы можно отнести к этомустихотворению?    

Д. Добрые дела красят человека. Жизнь дана надобрые дела. 

У. Как вы понимаете смысл этих слов? (Выслушиваютсяответы детей).

У.  Никомуне нравятся люди, совершающие пло­хие поступки. Хорошие поступки говорят о том,что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.

Ученик3.

Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.           Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда.

У. Доброта – это стремление человека дать сча­стьевсем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте ихвнимательно.

Ситуация 1

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, какстарушка, поставив на скамейку тяже­лый пакет, не могла отдышаться. Он подошелк ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не попути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел наперекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел кнему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собралсяпоблагодарить,  его, как мальчика возленего не оказалось.

Ситуация2.

Когда старушка-соседка попро­сила мальчикаотнести и сдать в магазин бутыл­ки из-под кефира, он согласился, но сказал, чтоза это она должна чем-то отблагодарить его.

У. Проанализируйте эти ситуации и скажите: покаким мотивам совершилось доброе дело?

Д. В первом случае – бескорыстно, а во вто­ром – свыгодой для себя.

У. Как вы полагаете, сможет ли второй мальчикбескорыстно делать добро людям?

Д. Нет.

У. Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какиепословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творитедобро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!

Ученик4. 

Добрые люди, на свете все бывает…В наших окошках то свет, а то темно.Песни не любят, когда их забывают,

Сердце не любит, когда оно одно,

Добрые люди, никто нас не рассудит – Только мы сами поймем, в чем смысли суть.Добрыми будем – тогда и выйдем, в люди,

Добрыми будем – и будет добрый путь.

Добрые люди, ничто нас не остудит,И не захлопнуть распахнутых дверей!Добрыми будем, и мир добрее будет.     Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

                                                   (Р. Казакова)

У. Добрый человек – это тот, кто любит людей,помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегдапобеждает зло?

Д. В сказках.

У. Вспомните сказки, в которых добро побеждаетзло. (Детиперечисляют сказки).

У. Антон Павлович Чехов обратился к вам, моло­домупоколению, с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делатьдобро!»

Добрые сердца – это сады.  Добрые слова – это корни.  Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Давайте вернемся к нашему цветку Доброты. Какимикачествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можносказать, что он добрый? 

Детивыходят на сцену с цветками, которые они приготовили заранее.
В центре цветковписаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовилидома.

Звучит«Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дети прикрепляют свои цветы рядом с цвёткомДоброты.

У.  Какаячудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческиекачества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие,благодарное уважение, нежность, скромность.

Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ей зарастатьсорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешитеделать добро!      

Детипоют песню «Дорога добра» (Сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова):

Спроси у жизни строгой:Какой идти дорогой,Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Забудь свои заботы,   Падения и взлеты,Не хнычь, когда судьба ведет

Себя не как сестра.

Но если с другом худо,Не уповай на чудо –Спеши к  нему, всегда иди,

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разныхCoмнений и соблазнов!Не забывай, что эта жизнь

Недетская игра.        

Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный:Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Итог занятия

У. К какому выводу вы пришли?

Дети отвечают:

  • Доброе есть жизнь.
  • На добро отвечать добром.
  • Лучше всех знает цену добра тот, кто испыталзло.

У. Запомним слова Б. Окуджавы:

Давайте же, друзья,Друг другом восхищаться,Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить Друг другу комплименты,Ведь это всё любви

Счастливые моменты.

Давайте пониматьДруг друга с полуслова.Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибаться снова.

Т.А. Чеботаева,учитель начальных классов

МОУ СОШ №4 г. Екатеринбург

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.