Виды дидактических игр математического содержания. Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников

Занимательная математика в играх дошкольникам

Виды дидактических игр математического содержания. Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников

Все дети дошкольного возраста — настоящие маленькие исследователи. Они открывают для себя целый мир, который их окружает. Воспитатели и родители должны работать совместно, чтобы оказать ребенку помощь в этих исследованиях.

Они должны стараться сохранять и развивать стремление дошкольника к познанию и удовлетворить желание активной деятельности, постоянно подогревая интерес к процессу изучения окружающего мира.

Отличным помощником в этом станут игры по математике для дошкольников.

Роль и цели математических игр

Очевидно, что с самого рождения ребенку необходимо развивать все мышцы. Но не только они требуют внимания. Ум также нуждается в постоянных тренировках. Ведь человек, который способен мыслить логически, легко справляется с решением всех жизненных задач. Он способен быстрее принимать решения, находить выход из сложных ситуаций, более мобилен и оперативен.

Математика в ДОУ

Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников велика. Именно через них и начинается познание математики, как науки, и увлечение ею.

Чтобы развивать логическое мышление и математические способности (а одно тесно связано с другим), необходимо использовать специальные игры. Только так можно привить интерес к математике.

Основные цели изучения математики в игре для дошкольников:

  • развитие логического мышления;
  • развитие самостоятельности и способности решать задачи без помощи взрослых;
  • формирование интереса к творческой и познавательной активности;
  • накопление логико-математического опыта;
  • знакомство с основными математическими понятиями с самого младшего дошкольного возраста;
  • знакомство с элементарными действиями:сложение, вычитание, счет и т. д.

Важно! Нельзя прекращать использовать дидактические игры в среднем и старшем дошкольном возрасте. Для полноценного развития математических способностей необходимо тренировать детей из года в год.

Виды заданий по математике

Детей дошкольного возраста разделяют на три возрастные группы: младший (3-4 года), средний (4-5 лет), старший (5-6 лет). Бывает, что выделяют еще одну группу — подготовительную — туда входят дети 6-7 лет. Именно в соответствии с возрастной категорией необходимо подбирать дидактические игры для юных математиков.

Дидактические мероприятия подразделяются на следующие:

  • игры;
  • загадки;
  • задачи-шутки;
  • головоломки;
  • работа с геометрическим материалом.

Важно! Не стоит заниматься дидактическими играми по математике слишком долго. Особенно это касается младших дошкольников. Изначально достаточно проводить такие занятия по 5 минут в день.

Дидактические игры своими руками

Чтобы усилить познавательный интерес воспитанников, педагоги стараются привлечь их внимание всеми возможными способами. Для достижения этой цели многие родители и воспитатели разрабатывают пособия по математике для дошкольников своими руками. Чтобы изготовить их, можно использовать любой подручный материал:

  • ткань, нитки, пуговицы;
  • природные материалы;
  • канцтовары;
  • воображение, ему придается особое значение в творческом процессе.

Пособия своими руками

Примерами могут послужить следующие игры:

  • «Найди лишнее». Игра проводится с целью анализа геометрических фигур, умению их сравнивать и находить лишнее. Детям предлагается проанализировать ряды геометрических фигур, вырезанных из картона или другого материала, и найти в нем ошибку. Она может заключаться, например, в нахождении треугольника среди кругов или отличии фигуры по цвету от других.
  • «Кто соседи». Для этой игры требуется всего один дополнительный предмет — мяч. С его помощью совершенствуется навык называть соседей числа. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и называет случайное число. Ребенок должен поймать мяч и назвать его соседей.
  • «Сбор урожая». Целью этой игры является развитие навыка сравнения предметов по размеру. Перед детьми ставятся две корзины. В одну из них нужно положить крупные фрукты и овощи, во вторую — мелкие.

  Декоративное украшение контура платья на уроке ИЗО в средней группе

Математические игры на восприятие и тренировку памяти

Самой популярной игрой является «Путаница». Она подходит для дошкольников всех возрастных групп. Смысл ее заключается в следующем: на столе в случайном порядке выкладываются карточки с числами от 1 до 9. Ребенок должен расположить их в порядке возрастания или же, наоборот, убывания. Для самых маленьких можно использовать два-три числа, постепенно увеличивая количество карточек.

«Хлопаем в ладоши». Очень простая и интересная игра. Воспитатель называет любое число, а ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько единиц в этом числе.

«Не зевай!». Перед ребенком на столе разложены карточки с числами, которые легко изготовить самостоятельно. Воспитатель рассказывает сказку, в которой фигурируют различные числа. Как только прозвучит какое-либо из них, дети должны быстро поднять соответствующую карточку.

Числа по порядку

Большую роль для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность имеют и современные интерактивные задания. Они должны подбираться с учетом ФГОС и соответствовать возрастной категории воспитанников.

Интерактивные занятия

Математические задачи на смекалку

Почетное место среди всех заданий занимают математические задачи на смекалку. Такие упражнения очень нравятся детям и формируют гибкий, пластичный ум и сообразительность.

Примеры:

  • «В комнате 4 угла, в каждом сидит кошка, напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?» (4 кошки);
  • «У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?» (всего 4);
  • «Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?» (8 человек);
  • «7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?» ( 7 дорожек).

Важно! Для детей старшего дошкольного возраста особенно занимательными покажутся олимпиады и конкурсы, проводимые в режиме онлайн. Ребята смогут не только принять в них участие, но и занять почетные места, выиграть призы. Также для участников интернет-конкурсов выдаются соответствующие сертификаты, которые собираются в портфолио.

Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы

Такие задания, как правило, вызывают наибольший интерес у детей. В эту категорию входят как веселые, простые задания, так и дидактические игры на состав числа для дошкольников.

  Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Примеры:

  • «Продолжите фразу: если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…» (вышел позже Саши).
  • «Отгадайте загадку в стихах:

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще второй

И уселся, как герой. Сколько стало щенят?».

  • «У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?»

Задача-шутка

Значение подобных упражнений: дети приобщаются к активной умственной деятельности, осваивают необходимые навыки счета. Благодаря таким заданиям незаметно, в несерьезной форме формируются навыки счета.

Важно! Все игры и задания должны быть подобраны с учетом возрастной группы воспитанников. Маленькие дети не смогут справиться со сложными заданиями, что может привести к потере интереса к предмету и даже снижению самооценки.

Старшие, напротив, не захотят думать над слишком легкими заданиями. Они будут им просто не интересны. В результате этого может сложиться неверное представление о математике — малыши будут считать ее слишком сложной, старшие дети — легкой.

Все виды дидактических игр по математике способствуют развитию интереса к цифрам, задачкам и счету у детей, начиная с самого раннего возраста. С навыками математического и логического мышления адаптация ребенка в школе проходит гораздо быстрее. В процессе изучения дети учатся рассуждать, анализировать и обобщать полученную информацию.

Портал образования | Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников

Виды дидактических игр математического содержания. Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников

Смяткина Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.

Мурманска № 73
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников
08.12.2019
Раздел: дошкольное образование

С.М. Смяткина

МБДОУ г. Мурманска № 73

Мурманск, Россия

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В

ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе

очень

важно,

с

ее

помощью

можно

развивать

мышление,

внимание,

память,

воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые умения, знания,

навыки, развивать способности. К важным свойствам игры относят тот факт, что в

игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на

пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности

достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. На всех этапах

дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится важная роль.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические

игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, углубляют, закрепляют,

расширяют

математические

представления

детей,

а

главное

одновременно

решаются игровые и обучающие задачи. Поэтому на занятиях и в повседневной

жизни, педагоги должны широко использовать дидактические игры.

Место

дидактической

игры

в

структуре

занятий

по

формированию

элементарных

математических

представлений

определяется

возрастом

детей,

назначением, целью,

содержанием

занятия.

Она

может

быть

использована

в

качестве упражнения, учебного задания, нацеленного на выполнение конкретной

задачи развития представлений. В группе пред школьной подготовки, особенно в

начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры.

В

формировании

у

детей

математических

представлений

повсеместно

используются

занимательные

по

содержанию

и

форме

разные

дидактические

игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

– игры с предметами;

– настольно-печатные игры;

– словесные игры;

При

формировании

элементарных

представлений

у

дошкольников

используют:

игры

на

плоскостное

моделирование

(Танграм

и

т.д.),

игры

головоломки:

«кубик

рубик»,

«змейка»

и

другие

,

задачи-шутки,

ребусы,

кроссворды, развивающие игры .

Несмотря

на

обилие

игр,

их

главной

задачей

должно

быть

развитие

логического

мышления,

а

именно

умение

устанавливать

простейшие

закономерности.

Также

важным

условием,

обеспечивающим

успех

в

работе,

является

творческое отношение педагога к математическим играм.

Широкое

использование

специальных

обучающих

игр

важно

для

пробуждения

у

дошкольников

интереса

к

математическим

знаниям,

усовершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных

математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов:

1. Доступность

соотнесение

содержания,

характера

и

объёма

учебного

материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность- на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у

подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего

интеллектуального багажа.

3. Целостность – формирование у дошкольника целостного представления о

математике.

4. Научность.

5. Системность

этот

принцип

реализуется

в

процессе

взаимосвязанного

формирования

представлений

ребёнка

о

математике

в

различных

видах

деятельности.

6. Преемственность – обучение продолжается в начальной школе.

Для

развития

познавательных

способностей

и

познавательных

интересов

у

дошкольников я использую следующие инновационные методы и приёмы:

– элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

– сравнение

– метод моделирования и конструирования.

– решение логических задач.

– экспериментирование и опыты.

– воссоздание и преобразование.

– здоровьесберегающие технологии (пальчиковые игры, динамические паузы,

физкультминутки).

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

образовательную деятельность с детьми я провожу в различных формах:

-организованная детская деятельность (фантазийные путешествия, игровая

экспедиция,

занятие-детектив,

интеллектуальный

марафон,

викторина,

КВН, презентации, тематические досуги).

– демонстрационные опыты.

– сенсорные праздники на основе народного календаря.

– театрализация с математическим содержанием.

– обучение в повседневных бытовых ситуациях.

– беседы.

– самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности

является – игра.

Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного

умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это

искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Именно

игра

с

элементами

обучения,

интересная

ребёнку,

поможет

в

развитии

познавательных

способностей

дошкольника.

Такой

игрой

и

является

дидактическая

игра.

Дидактические

игры

по

формированию

математических

представлений можно разделить на следующие группы:

1.

Игры с цифрами и числами

2.

Игры-путешествия во времени

3.

Игры на ориентировку в пространстве

4.

Игры с геометрическими фигурами

5.

Игры на логическое мышление

особенность

дидактической

игры

в

том,

что

задание

детям

предлагается

в

игровой

форме,

которая

состоит

из

воспитательного

и

познавательного

содержания,

а

также-

игровых

заданий,

игровых

действий

и

организационных отношений.

К первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном

порядке. Я стараюсь знакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10,

путём сравнивания равных и неравных предметов.

Использую такие дидактические игры как: «Путаница», «Назови соседей»,

«Кто первый назовёт», «Какой цифры не стало?», и другие.

Вторая группа математических игр служат для знакомства детей с днями

недели,

названиями

месяцев,

их

последовательностью.

Использую

следующие

дидактические

игры:

«Живая

неделя»,

«Двенадцать

месяцев»,

«Круглый

год»,

«Назови скорее» и другие.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача-

научить

детей

ориентироваться

в

специально

созданных

пространственных

ситуациях

и

определять

своё

место

по

заданному

условию.

При

помощи

дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом

положение того или иного предмета по отношению к другому.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детя предлагаю

узнать в окружающих предметах форму треугольника, квадрата, круга. Применяю

игры:

«Чудесный

мешочек»,

«Геометрическая

мозаика»,

«На

что

похоже?»,

«Посмотри вокруг».

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не

предназначалась несёт в себе определённую умственную нагрузку. В ходе решения

каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную, поисковую

деятельность, стремиться достичь конечной цели, тем самым развивая логическое

мышление.

Работая

углублённо

в

данном

направлении,

я

всегда

помню,

что

в

дидактической игре математического направления моя роль – роль воспитателя

несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно я ввожу детей в

ту или иную игру и знакомлю их с методом её ведения. Участвую в ней, веду её так,

чтобы использовать для достижения больших результатов.

Отбирая игры, следует исходить из того, какие программные задачи буду

решать

с

их

помощью,

как

игра

будет

способствовать

развитию

умственной

активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Руководство

дидактическими

играми

осуществляется

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

детей.

Работая

с

детьми

младшего

возраста

воспитатель

должен

сам

включаться

в

игру.

Вначале

следует

привлекать

детей

играть

с

дидактическим

материалом

(башенки,

кубиками).

Воспитатель

должен

вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к

дидактическому материалу, желание играть с ним.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.