Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход. Развитие ребенка на втором месяце жизни

Содержание

Как развивать ребенка в 2 месяца? Рекомендации и советы педиатра, нормы и отклонения

Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход. Развитие ребенка на втором месяце жизни

Последнее обновление статьи: 06.04.2018 г.

Вы прошли этап новорождённости. Уже во второй месяц жизни ребёнка вы начинаете понимать его личность. Вы также уже научились понимать знаки, которые подаёт двухмесячный ребёнок, его симпатии, антипатии.

Знаете причины недовольства, которые на данный момент довольно примитивны: голод, сонливость и грязные подгузники.

Зрение

Младенцы рождаются очень близорукими, что означает, что они видят лучше на близких расстояниях.

Ребёнок второго месяца жизни учится следить взором за движущимся объектом, больше интересуется формами и узорами, а также может замечать знакомые лица даже на расстоянии. Лицо человека — один из любимых объектов младенца, на который можно смотреть, особенно, если это собственное лицо или лицо родителя.

Установите безопасное для ребёнка детское зеркало на уровне глаз малыша и посмотрите, как ваш ребёнок наблюдает за собой.

Цветное зрение ребёнка в два месяца продолжает развитие, поэтому яркие настенные украшения или игрушки помогут развить способность маленького ребёнка различать цвета. Мягкие пастельные цвета трудно оценить ребёнку, и это нужно иметь в виду при покупке игрушек и книг.

У детей в 2 или в 2,5 месяца координация глаз улучшается, чтобы следить за движущимся объектом.

Слух

Грудничок 2 месяца начинает идентифицировать голоса, которые он слышал чаще.

Регулярное говорение (или пение) — отличный способ способствовать привыканию ребёнка к голосу, а также это один из методов успокоить малыша.

Младенец будет наслаждаться прослушиванием музыки (включайте различные стили) и, возможно, очаруется обычными звуками окружающего мира. Держите младенца поблизости, когда вы гремите кастрюлями, готовя обед, и позволяйте сидеть в пределах слышимости старших смеющихся и играющих братьев и сестёр.

Детские погремушки и музыкальные мобили — хорошие методы стимулировать слух вашего ребенка.

Двигательное развитие ребёнка на втором месяце характеризуется большим контролем за положением тела. Это значит, что малыш в положении на животе или вертикально может держать голову более устойчиво, чем раньше.

В два месяца у младенцев сохраняется сильный рефлекс сосания. Можно заметить, что крохе нравится сосать кулак или пальцы. Это один из лучших методов утешения детей.

В 2 месяца у младенца ещё нет достаточной координации для игр с игрушками. Но он может ударить в красочный предмет, висящий перед ним. В 2 месяца малыш может начать тянуться к объектам. Это начало проявления координации рук и глаз.

В 2 месяца малышу под силу даже немного держать игрушку, которую вы положите в одну из его рук.

Для двухмесячного ребёнка основное средство общения — это плач. Но иногда можно услышать агуканье, кряхтение и гуление. Ребёнок должен идентифицировать лицо и голос родителей. Возможно, вы обнаружите первый восхитительный намёк на улыбку.

Одна из самых главных вещей, которую родители могут осуществить в этом возрасте — говорить с ребёнком. Вопреки тому, что дети двухмесячного возраста не могут говорить, они реагируют на звук родительского голоса, и это побуждает их начинать формировать свои первые слова.

Поведение

Многие дети достигают пика в эпизодах плача в 2 месяца, в результате чего родители становятся почти такими же расстроенными. Существует много причин, почему ребёнок плачет, даже когда кажется, что все его потребности были удовлетворены. Созревание нервной системы, переутомление или просто потребность в успокоении — одни из самых распространённых причин.

В эти ранние месяцы будут моменты, когда родителям просто нужно будет следить за потребностями ребёнка и следовать своим инстинктам.

  • ребёнок держит голову более устойчиво;
  • многие из рефлексов периода новорождённости всё ещё сохраняются. Например, сосательный рефлекс;
  • ребёнок пытается цеплять ручками предметы, которые вы размещаете перед ними;
  • зрение развивается, и младенец может видеть объекты на расстоянии до 45 см;
  • кроха начинает взглядом следить за происходящим;
  • малыш любит слушать голос и пение;
  • крик может содержать больше кряхтенья;
  • малыш начинает поворачивать голову к звукам;
  • некоторым родителям повезёт увидеть первую осознанную улыбку малыша.

Уход за ребёнком в 2 месяца мало чем отличается от периода новорождённости. Разница заключается в количестве кормлений, времени сна, развивающих играх и игрушках.

В этом месяце малыш будет требовать, чтобы его кормили чаще. Постарайтесь следовать и доверять знакам, которые подает ребёнок, когда дело доходит до времени кормления.

При кормлении следует предлагать обе груди, чтобы способствовать лучшей лактации.

Если кормите смесью, в этом возрасте уменьшается количество кормлений при увеличении разового объёма смеси. Это будет происходить по мере того, как младенец взрослеет. Поскольку дети не переваривают смесь так же быстро, как грудное молоко, родителям, как правило, не нужно кормить ребёнка, получающего смесь, так часто, как ребёнка на грудном вскармливании.

Двухмесячные дети обычно выпивают 6 — 8 бутылок по 120 — 180 мл в день, и, возможно, потребуется дополнительно 30 мл смеси, когда младенец достигнет 3 месяцев.

В два месяца ребёнку всё равно понадобится 1 — 2 кормления в течение ночи, но у них может быть более длительный период сна, например, 5 — 6 часов между парой ночных кормлений.

Этот более продолжительный непрерывный сон может стать идеальной возможностью для родителей компенсировать недосып в предыдущие недели, поэтому воспользуйтесь им.

Режим сна ребёнка стабилизируется, но в два месяца он ещё не полностью установлен. В этом возрасте младенцы спят 15 — 16 часов в день. Но эти часы являются случайными, и дети обычно не готовы спать всю ночь. Это в особенности верно для грудных детей, которые просыпаются, чтобы есть, примерно каждые три часа.

Продержитесь ещё несколько недель, и вы сможете получить столь необходимый отдых.

Нужно помочь малышу научиться самостоятельно засыпать. Положите младенца в кроватку, когда он сонный, а не крепко спит. Он может спать в одной комнате с вами, но не рекомендуется сон в вашей постели.

Все младенцы должны быть уложены на спину, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Позвольте ребёнку много времени проводить лёжа на животе, когда он бодрствует и контролируется взрослыми.

Кроме того, удалите все мягкие предметы из детской кроватки, включая подушки, одеяла, мягкие игрушки и перегородки.

Не позволяйте ребёнку перегреваться. Поддерживайте температуру в комнате, удобную для взрослых. Никогда не одевайте малыша более, чем в один слой. Не закрывайте лицо или голову ребёнка, пока он спит.

Не поднимайте изголовье в постели ребёнка. Ребёнок может скатиться в положение, которое затруднит ему дыхание.

Вакцинация

В 2 месяца грудничку должны быть сделаны первые прививки. Отметьте дату в календаре или дневнике, когда младенцу исполнится 2 месяца, чтобы не пропустить время вакцинации.

Ежедневно уделяйте малышу достаточно времени. Домашних животных нужно держать подальше от младенца. Никогда не оставляйте кроху без присмотра на пеленальном столике, на полу или в небезопасном месте. Игрушки должны быть округлыми и мягкими, без острых краёв.

Как развивать ребёнка в 2 месяца?

Всякий раз, когда вы с младенцем бодрствуете, пользуйтесь возможностью поиграть. Через игру вы поможете ребёнку в развитии как умственно, так и физически.

Можете использовать следующие развивающие занятия с ребёнком в 2 месяца.

Лежание на животике

Это является важной сенсорной деятельностью в повседневной жизни младенца. Положение на животе помогает развивать координацию и укрепляет шею, плечи, руки и позвоночник ребёнка.

Это положение помогает с моторными навыками, такими как перекатывание, ползание, потягивание и сидение.

Чтение

Никогда не слишком рано начинать читать своему ребёнку. Поскольку дети любят слышать голоса своих родителей, обеспечьте, чтобы оба родителя читали по очереди. Чтение имеет много преимуществ, так что полезно привыкать к нему каждый день.

Преимущества:

  • развивается умение слушать;
  • способствует языковому развитию;
  • помогает в развитии внимания и памяти;
  • укрепляет связь между вами и малышом.

Советы родителям:

  • читайте вашему малышу в тихом месте;
  • вам не обязательно читать все слова в книге;
  • вы можете описать, что видите на каждой странице;
  • получайте удовольствие при чтении. Используйте мимику лица, оживлённые голоса и просто глупости.

Магия человеческого прикосновения

Это легкая сенсорная деятельность, которая имеет удивительные преимущества для вас и маленького ребёнка.

Что можно сделать:

  • контакт кожи с кожей;
  • часто обнимать ребёнка;
  • покачивание ребёнка;
  • массаж малыша.

Некоторые из преимуществ:

  • создание связи между вами и младенцем;
  • укрепление психологического и физического здоровья;
  • улучшение сна;
  • массаж помогает малышам справляться со стрессом;
  • массаж стабилизирует вегетативные функции, такие как частота сердечных сокращений и температура;
  • массаж поможет облегчить боль.

Движения с ребёнком

Движения с ребёнком помогают в развитии вестибулярной системы.

Как вы можете двигаться? Вы можете включить свою любимую музыку и потанцевать с ребёнком. Можете качать его вниз, из стороны в сторону или поднимать вверх. Вы можете быстро и медленно перемещать своего ребёнка. Не забывайте останавливаться примерно каждую минуту. Это позволит телу зафиксировать движения и даст возможность убедиться, что младенец не слишком возбуждён.

Важное значение имеет развитие тактильных ощущений. Ребенок через осязание узнает о своем теле и окружающей среде. Помните, что это касается не только использования рук. Оно включает в себя все тело.

Поэтому всякий раз, когда температура позволяет раздеть ребёнка до подгузника, позволяйте ему исследовать разнообразие текстур. Это помогает в развитии многих навыков, включая крупные и мелкие моторные навыки.

Вот некоторые идеи:

  1. Положите ребёнка на различные ткани или одеяла. Это может быть шерсть, шёлк, хлопок. Всегда контролируйте, чтобы ребёнку было удобно.
  2. Вложите в руки малыша различные рельефные материалы или игрушки. Примеры могут включать различные ткани, погремушки, кольца.
  3. Перемещение различных рельефных материалов по рукам, ногам, лицу, животу и спине. Опять же, это могут быть разные ткани или игрушки, например щекотание пёрышком.
  4. Время купаться! Вода покрывает всё тело, и это ещё одно приятное ощущение. Каждый раз вы можете использовать разные текстурные полотенца, чтобы добавить разнообразие.

Игра с пальцами

В этом возрасте ребёнок не может видеть далеко, но есть много вещей, которые ему нравятся. Лица, конечно, одни из их любимых. Ещё одно любимое занятие — смотреть на движущиеся пальцы.

Что делать? Вы можете позволить разгуляться своему воображению. Основная цель для малыша — смотреть, как ваши пальцы танцуют. Вы можете включить музыку и ритмично двигать руками. Вверх, вниз, из стороны в сторону, быстро или медленно.

Вы можете использовать пальчиковые куклы и устроить простое кукольное представление.

Наблюдение за объектом

В два месяца ребёнок может видеть до 45 см от своего личика. В этом возрасте младенец может также фиксироваться на объекте и на короткое время следить за ним. Вы можете продвигать этот навык через игру.

Вы можете держать игрушку или любой предмет, который малыш находит интересным, перед его лицом. Перемещайте его в разные стороны.

В добавление к этому можете напевать, разговаривать или делать забавные звуковые эффекты.

Помните: развитие каждого малыша происходит в своем собственном темпе. Если ребёнок не готов или не заинтересован в этих мероприятиях, попробуйте их снова через несколько недель.

  1. Второй месяц жизни новорождённого является захватывающим и нервирующим для новоиспечённых родителей. Не бойтесь спрашивать совета, когда вам это нужно. Педиатр — лучший источник информации, но семья и друзья – тоже хорошие советчики и помощники.
  2. Современные родители всегда в пути. В итоге дети проводят много времени в автомобильных креслах и переносках. У младенцев должна быть возможность находиться в разных позах в течение дня, чтобы они могли использовать мышцы, которые им понадобятся для переворачивания, ползания и, в конечном счёте, для ходьбы.
  3. Прикосновение очень важно во время первых месяцев жизни. Полезен контакт с кожей. Некоторые специалисты рекомендуют детский массаж, но достаточно просто держать или покачивать ребёнка.
  4. Когда ребёнок плачет, попробуйте различные успокаивающие техники. Некоторые дети реагируют на мягкую музыку или пение. Другие успокаиваются «белым шумом» (например, запуск пылесоса или установка радиоприёмника между станциями). Если вы ещё этого не сделали, попробуйте ввести соску-пустышку. Она успокаивает, а также помогает в предотвращении синдрома внезапной детской смерти. Поэкспериментируйте, чтобы найти, что подходит лучше для двухмесячного малыша.

Все дети уникальны и достигают определённые ступени в своём собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что ребёнок может реализовать. Если не сейчас, то в ближайшее время. Если ребёнок был рожден преждевременно, ему требуется немного больше времени для достижения своих ступеней развития. Если есть какие-либо вопросы о развитии ребёнка, обратитесь к врачу.

Второй месяц жизни новорожденного мальчика и девочки: развитие и уход, что можно

Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход. Развитие ребенка на втором месяце жизни

Во второй месяц жизни новорожденного его развитие и уход за ним сильно меняются. Маленький человечек все больше и больше приспосабливается к окружающему миру и начинает его активно изучать. Родителям в данное время следует не выпускать любознательное чадо из вида и стараться всячески проявлять заботу и внимание.

Малышу 2 месяца

Особенности развития двухмесячного ребенка

Грудничок в 2 месяца развивается уже значительно быстрее. Данный период определяется как время открытий. Каждый день малыш видит и слышит лучше, открывает для себя новые горизонты.

Вопреки распространенному мнению, не у всех детей наблюдается в этом возрасте скачок веса и роста. Одни могут вырастать на 2-2,5 сантиметра, другие – всего на один. Поэтому средний показатель на 2 месяца по росту – 1,5 сантиметра. От рождения и до 8 недели детки могут вырастать на 4-5 сантиметров.

Вес также набирается по-разному. Всю информацию о двухмесячном ребенке, его развитии, наборе массы, поведении родители могут узнать у педиатра, проводящего регулярный осмотр малыша.

Средние показатели роста и веса малышей ко второму месяцу жизни

Наименование показателяСредняя нормаМальчикиДевочки
Вес, в кг5,1-5,64,4-74-6,5
Рост, в см57,2-58,354,5-62,353,1-61
Окружность головки, см38,2-39-236,7-41,635,7-40,6
Грудная клетка, см37,9-38,435,8-40,735,5-39,8

Важно! На здоровье ребенка негативно сказывается как излишний вес, так и его существенный недобор. Если малыш плохо питается, следует проконсультироваться с педиатром. Слишком большая окружность головы – повод показаться неврологу.

Однако, если малышке 2 месяца, но вес она набирает плохо, паниковать не стоит, с девочками подобное случается.

Если родители предпочитают взвешивать ребенка дома, чтобы отслеживать его состояние, то делать это стоит в одно и то же время, лучше всего с утра.

Нормы веса

Малыши в два месяца имеют ряд физических особенностей:

  • Происходят изменения волосяного покрова. Пушковые волоски начинают выпадать, на их месте образуются луковичные;
  • Повышается чувствительность к раздражителям (вроде мокрого подгузника), боли, физическому дискомфорту;
  • Появляются первые эмоции на окружающий мир. Дети в 2 месяца способны реагировать на запахи. Если малышу нравится аромат, он улыбается и замирает, если нет, он может чихать или кашлять и выглядеть недовольным;
  • Улучшается зрение. Малыш с интересом рассматривает яркие предметы, игрушки перед ним. Ребенок способен сосредоточится на одном предмете 5-8 минут;
  • Мочеиспускания в два месяца происходят не менее 6 раз в течение дня. Наличие стула зависит от кормления. Иногда некоторым родителям кажется, что малыш не может сходить в туалет по большому. Даже если стула не было целый день, не стоит волноваться.
  • Постепенно проходит физиологический гипертонус. Ребенок самостоятельно сжимает и разжимает кулачок.
  • Грудничок начинает слюнить;
  • Развивается слух – малыш начинает реагировать на звуки, голоса родителей.

Что малыши могут делать

Второй месяц жизни новорожденного наполнен и другими событиями: 2 месячный ребенок учится новым вещам, старается двигаться. Обычно детки в данном возрасте могут:

  • Держать головку. Само действие постепенно разрабатывается еще с первого месяца. Лежа на животике, малыш начинает постепенно отрывать лобик и щеку от поверхности. К 2-м месяцам ребенок самостоятельно держит голову и осматривает окружающий мир. Также меняется поведение, если грудничка держат на ручках. Малыш озирается, держа голову самостоятельно, ему все интересно;
  • Переворачиваться с положения на боку на живот или спинку;
  • Появляется первая улыбка. Некоторые детки начинают улыбаться даже раньше, если им оказывают достаточное внимание, общаются, поют. Наличие улыбки говорит о том, что в психологическом плане с чадом все в порядке, он контактирует с окружающими;
  • Появляется «комплекс оживления». Другими словами, малыш демонстрирует радость от встречи со знакомым человеком, любимыми родителями или бабушкой и дедушкой. Внешне это выглядит как беспорядочное движение ручками и ножками при появлении знакомого лица, голоса;
  • Фокусирование взгляда на предмете. Зрение у деток становится лучше, они начинают внимательно рассматривать интересные окружающие предметы и вещи;
  • «Пробует на зуб» все предметы. У малыша возникает желание тянуть в рот все, что только можно увидеть и схватить кулачками: погремушки, край одеяла. Так ребенок контактирует с окружающим миром;
  • Различать звуки, реагировать на знакомый голос (мамин или папин);
  • От малыша можно услышать первые протяжные гласные звуки – как способ общения.

Познание мира и самого себя

Поведение и режим дня

Новорожденный подрос, одним из важных этапов для формирования здоровой психики и физиологического развития является формирование режима дня. В данном случае поведение ребенка этому соответствует. Малыш начинает кушать и засыпать в одно и то же время. Самим родителям следует установить четкий распорядок не только сна и кормления, но и прогулок, принятия ванны, игр.

Четкий дневной график пойдет на пользу не только ребенку, но и самой маме, которая сможет выделять время на домашние дела и отдых.

Питание и сон в жизни малыша

Сколько должен спать малыш в двухмесячном возрасте? Данный показатель будет индивидуальным, в среднем малыши могут спать от 15 до 18 часов.

Обычно детки спят по 1,5-2 часа в течение дня, по 3-4 раза, оставшееся время, то есть 8-10 часов, малыши тратят на сон ночью. Соответственно, бодрствуют груднички не более 6-7 часов в сутки. Данные показатели являются абсолютно нормальными.

Что касается кормления? Общее количество приемов пищи в течение дня – от 6 до 7 раз, примерно через каждые 3 часа. Самый первый прием пищи осуществляется в 6-7 часов утра, самый поздний – в 10-11 часов ночи.

Большинство педиатров рекомендует кормить младенца по его требованию, обосновывая это тем, что детский организм может самостоятельно определять, когда он голоден.

Лучшим вариантом еды в данном возрасте является материнское молоко. Прикладывать малыша к груди нужно по мере необходимости. Если ребенок находится на искусственном питании, то в течение дня ему положено съедать до 900 граммов смеси (примерно по 160 грамм каждый прием).

Важно! После завершения приема пищи следует подержать малыша вертикально, чтобы из желудка вышел лишний воздух. Это необходимо для уменьшения колик.

Всестороннее развитие

Когда начинать чистить зубы малышу

Что необходимо делать с малышом в двухмесячном возрасте, чтобы он рос здоровым, сильным и умным? В первую очередь, здоровый сон и питание, но это не все. С ребенком обязательно необходимо заниматься, общаться, играть и посвящать ему массу времени.

Умственное и физическое развитие ребенка

В два месяца в основную задачу родителей входит укрепление мышц спины и шеи грудничка. Поэтому мамам и папам стоит ознакомиться с гимнастическими упражнениями. Ничего сложного, ребенка просто укладывают на животик и аккуратно поглаживают ручки, ножки, спинку.

Для чего в принципе нужна гимнастика? В первую очередь, укрепление мышц, закаливание, одновременно с массажем ребенку можно проводить солнечные и воздушные ванны, которые способствуют предотвращению возникновения высыпаний, покраснений.

Выполнять гимнастику предпочтительнее по утрам, спустя пару часов после еды. Пример упражнения:

  1. Положить малыша на спинку;
  2. Взять его ручки в свои;
  3. Аккуратно приподнять руки малыша в сторону вверх;
  4. Сложить конечности на груди.

Хорошо, если во время упражнения мама будет напевать ребеночку веселую песенку или зачитывать какой-нибудь детский стишок.

Также в 2 месяца с детьми рекомендуется делать «велосипед». Ребенок лежит на спинке. Мама или папа должен взять детскую ножку и аккуратно прижать ее к груди малыша, затем отвести обратно. Повторяется по 7-10 раз на каждую конечность.

Важно! Результат дадут только регулярные занятия. Гимнастика должна проходить каждый день по 10-15 минут.

Гимнастика

Зрение, слух и осязание ребенка

Как видит и слышит ребенок в 2 месяца? Чувства обостряются, малыш постепенно различает цвета, начинает видеть далекий для него мир, запоминает звуки.

Существуют специальные развивающие игры для глазок и ушек малыша. Самый простой вариант, когда мама водит перед глазками ребенка яркой игрушкой, заставляя его следить и поворачивать голову.

Для данного возраста малышу можно приобрести:

  • Игрушки с пищалками;
  • Погремушки;
  • Подвесной музыкальный мобиль;
  • Мягкие игрушки с шуршащей вкладкой.

Выбирать слишком громкие приспособления не надо. Подобные вещи могут не только не обрадовать ребенка, но и напугать.

Социальные навыки 2 месячного малыша

Почему нужно разговаривать с младенцем? Общение между родителем и ребенком должно происходить с первой минуты жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим или только по мере необходимости. Не нужно пускать психологическое развитие на самотек. Весть о том, что позже ребенку поставят диагноз – дефицит внимания, никого не обрадует.

Детям нравится наблюдать за мамой, ее лицом, их веселит, когда она повторяет за ними звуки. На такое поведение со стороны родителя чадо отвечает, и завязывается диалог.

Психология 2 месячного ребенка

Ребенок должен ощущать родительскую любовь. Поэтому ее нужно проявлять, даже если кажется, что чадо слишком маленькое и ничего не понимает. Дети чувствуют все на эмоциональном уровне и реагируют на любое изменение в поведении родителя.

Дети любят, когда мама дарит им свое прикосновение, гладит по животику, перебирает пальчики и смотрит в глаза.

Улыбка маме

Игры и упражнения для развития

Ребенок в 4 месяца не переворачивается на живот

Когда малышу 2 месяца, родителям стоит позаботиться об играх и упражнениях на развитие пальчиков. Заниматься с малюткой можно, исходя из хватательных рефлексов. Одно из упражнений:

  • В раскрытую ладонь вкладывается небольшой шарик или мячик (диаметром в 2-3 сантиметра);
  • Основная задача – добиться того, чтобы малыш его хватал.

Мячик не обязательно покупать, можно сделать его самостоятельно из ниток или других подручных вещей, главное, чтобы он был мягким.

Схожего типа упражнения можно проводить с палочками, погремушками. Хорошо давать ребенку прикасаться к разным вещам (шуршащим, ребристым, пушистым и так далее). Способствуют развитию моторики игрушки с вшитыми вишневыми косточками.

Необходимые упражнения для правильного психологического развития:

  • Разговор с малышом помогает не только сблизиться, но и способствует усвоению звуков. Ребенок наблюдает за тем, как родитель складывает губы;
  • Стоит научить ребенка высовывать язык. Это помогает для артикуляционной гимнастики;
  • Можно учить ребенка произносить звуки «ага» или «угу»;
  • Повторение звуков, издаваемых животными (кошечка «мяу-мяу», собачка «гав-гав» и так далее) способствует развитию речевого внимания;
  • Хорошо для развития слуха подходят музыкальные шкатулки или игрушки, проигрывающие приятную мелодию, установленные рядом с детской кроваткой;
  • Стоит показывать ребенку простые картинки с животными, фигурами, обязательно называть их.

Игры с ребенком

Советы, как ухаживать за двухмесячным ребёнком

Режим дня ребенка в 2 месяца

2 месячный ребенок, как и новорожденный, требует специального ухода. Что нужно знать:

  • Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на свежем воздухе;
  • Следует почаще выкладывать ребенка на животик, чтобы он развивал спину и шейные позвонки;
  • Ежедневно проводить ребенку воздушные ванны для профилактики опрелостей и сыпи;
  • Знакомство с разными предметами способствует развитию моторики;
  • Ежедневный массаж.

Развитие 2-х месячного ребенка предусматривает постоянный контакт с родителями. Не стоит оставлять его без присмотра. Уход за малышом также предусматривает ежедневные ванные процедуры, малышу обязательно протираются личико, глазки, носик и ушки.

При принятии ванны стоит учитывать температуру воды. Она должна быть 36-37 градусов. Время купания – не более 5-7 минут. Голову ребенку моют 2-3 раза в неделю.

Так что умеет малыш в 2 месяца, каково его развитие? В первую очередь, дети в данном возрасте учатся взаимодействию с окружающим миром, стараются запоминать звуки, запахи, внимательно следят за тем, что происходит вокруг. Как при этом нужно вести себя родителям? Проявлять внимание, заботу, общаться с чадом, проводить ежедневные упражнения, не забывать играть с грудничком.

Второй месяц жизни малыша

Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход. Развитие ребенка на втором месяце жизни

Второй месяц развития ребенка ознаменован многими достижениями. В этот период жизни малыша совершенствуются органы осязания, слуха, зрения, вкусовые рецепторы. Вы сами удивитесь, как быстро малыш усваивает новые движения, овладевает новыми умениями.

Ребенок познает мир

Важно помочь малышу развить необходимые познавательные способности с помощью специальных игр и упражнений. Кроха умеет ненадолго фиксировать взгляд на интересующем его предмете. Для дальнейшего совершенствования зрительного восприятия важно научить его не только рассматривать предмет, но и следить взглядом за его перемещением.

Упражнение «Следим взглядом». Покажите малышу яркую игрушку размером 15–20 см. Расстояние от предмета до уровня глаз должно быть не менее 40 см.

Начинайте движение игрушки только тогда, когда убедитесь, что ребенок задержал на ней взгляд. Плавно перемещайте игрушку вправо-влево, вверх-вниз.

Кроха учится провожать взглядом движущуюся игрушку, слегка поворачивает голову, чтобы расширить угол обзора.

Предмет нужно перемещать медленно и плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним. Вправо и влево игрушку перемещают на такое расстояние, при котором малыш сможет повернуть голову вслед за ней.

Не беда, если кроха на первом занятии проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении: совсем скоро он будет следить за предметом, движущимся во всех направлениях и плоскостях.

Ручку погремушки небольших размеров можно вложить малышу в ладошку, тем самым развивая тактильные ощущения и хватательный навык. Постепенно ребенок учится удерживать погремушку довольно длительное время, подносит ее к лицу, рассматривает, касается язычком и губами.

Ближе к двум месяцам кроха различает не только основные цвета, но и их оттенки. Это отличное время для тренировки цветового восприятия. Ваша задача — обогащать ребенка цветовыми впечатлениями, продолжать формировать его зрительную и двигательную активность.

Карусель, карусель…

Удачное изобретение для развития зрительно-слуховых ощущений – музыкальная карусель (ее еще называют мобиле), которая крепится на кроватку и подвешивается над малышом так, чтобы он мог рассматривать игрушки. Такая карусель развивает навыки слежения за перемещением предметов по кругу, а также слуховое и зрительное сосредоточение. Малышучится слушать мелодии, различать и воспринимать цвета и форму.

Игра «Разноцветный мир». Для такой игры подойдут небольшие разноцветные резиновые или мягкие игрушки. Например, желтая уточка, зеленый мяч и т.д. – всего 4–5 игрушек. Демонстрируя игрушку, обязательно разговаривайте с малышом, привлекайте к ней его внимание. Показав игрушку, назовите ее цвет. Такая игра развивает память, зрительно-двигательную координацию и цветовое восприятие.

Игрушку нового цвета ребенок будет рассматривать дольше, чем уже знакомую. Важно не только показать малышу игрушку, но и дать возможность потрогать ее: самостоятельно он это сделать пока не может. Возьмите ручку ребенка в свою и проведите по игрушке или вложите игрушку в ручку. Такая игра способствует установлению взаимосвязи зрительных и тактильных ощущений.

Главное, что нужно для развития зрения и мыслительных способностей в этот период, – чтобы малыш отчетливо и без напряжения видел игрушку. Поэтому мелкие игрушки подносите на расстояние 40–50 см, крупные – 60–70 см.

Для развития слухового восприятия и сосредоточения пригодятся музыкальные игрушки, погремушки, пищалки, простые музыкальные инструменты. Показывая ребенку игрушку, «озвучьте» ее. Кроха замирает и прислушивается к доносящимся звукам, сравнивает полученные слуховые ощущения.

Медленно отведите игрушку в одну сторону, в другую – дитя следит взглядом за ее перемещением.

Следующее упражнение совершенствует зрительно-слуховую координацию, помогает ребенку научиться различать и сравнивать неодинаковые тембры звучания.

Упражнение «Угадай, что звучит?». Для этой игры понадобятся две яркие погремушки или музыкальные игрушки с разным звучанием. Например, одна звучит глухо, другая – звонко (погремушка и колокольчик). Сначала покажите малышу одну игрушку, позвените ей. Отведите ее, например, вправо и снова позвените. Ребенок провожает взглядом звучащую игрушку.

Затем вторую игрушку расположите слева от ребенка и позвените ею. Малыш пытается определить, откуда идет звук. Он сравнивает различные слуховые ощущения, поворачивает голову в сторону другого, отличного от первого звука, рассматривает вторую игрушку.

Таким образом мы одновременно стимулируем совершенствование двух сфер ощущений ребенка – зрительную и слуховую.

Для обучения малыша умению реагировать на звучание, развития зрительно-ориентировочного восприятия можно использовать не игрушку, а собственный голос, на который, кстати, малыш реагирует более активно, с повышенным интересом.

Упражнение «Где моя мама?». Ненадолго выйдите из комнаты, в которой находится кроха. Вернувшись в помещение, не подходите сразу к ребенку, а позовите его по имени. Малыш замирает, пытается повернуть головку в вашу сторону и отыскать вас взглядом.

Слуховое сосредоточение и внимание полезно развивать с помощью чтения ребенку потешек, пестушек, коротеньких выразительных стихов, пения детских песенок.

Ладушки-ладушки, Испекли оладушки, На окно поставили, Остывать заставили, А остынут–поедим И воробушкам дадим.

Ши – полетели, на головку сели!

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

Киса, кисанька, коток, Киса – серенький хвосток, Приди, киса, ночевать,

Приди детку качать.

Мелодичное звучание голоса, разные интонации, повторяемое сочетание звуков и слов само по себе привлекает внимание крохи, который пока не фиксируется на содержании и смысле услышанных произведений народного фольклора.

Одновременно с развитием слуха можно совершенствовать сферу тактильных ощущений.

Упражнение «Веселая гимнастика».

Во время проведения воздушных ванн, когда кроха лежит голенький, постарайтесь дать ему разнообразные ощущения: прикоснитесь к ручкам и ножкам, туловищу, животику разнофактурными предметами, например детской мочалкой, банной рукавичкой, мягким шариком-игрушкой, колючим резиновым мячиком. Естественно, поглаживания и прикосновения должны быть легкими и осторожными: так вы подарите ребенку новые ощущения от соприкосновения с разнообразными по фактуре поверхностями.

Время бодрствования ребенка еще очень мало. Кроха быстро устает, его внимание пока неустойчиво. Поэтому продолжительность развивающих занятий не должна  превышать 4–5 минут.

В движении – жизнь

На втором месяце жизни движения ребенка становятся все более активными и разнообразными. Общение со взрослыми непременно вызывает у него не только радостную улыбку, но и двигательное оживление: кроха быстро и беспорядочно сучит ручками и ножками.

Для ребенка это один из способов продлить контакт со взрослыми, своеобразное безречевое общение. Ласково разговаривая с малышом, улыбаясь ему, мы провоцируем ребенка энергично двигаться, а это уже является своеобразной зарядкой для маленького непоседы.

Важно выкладывать кроху на животик, способствовать тому, чтобы он поднимал головку, укрепляя мышцы шеи и спины, и держал ее в таком положении некоторое время (не менее 5 секунд).

  Для этого покажите малышу яркую игрушку, то перемещая ее ближе, то удаляя. Можно привлечь внимание звучащей игрушкой. Ребенок старается приподнять головку, чтобы посмотреть на интересующий предмет.

Дайте ему возможность отдохнуть от этого упражнения, нежно поглаживая спинку в области лопаток.

Упражнение «Большое путешествие». Осторожно придерживая головку малыша, возьмите его на руки в вертикальное положение. Походите по квартире, обращая внимание ребенка на разные предметы интерьера: блестящую кухонную утварь, зеркало, комнатные растения, часы.

Расскажите ему об этих предметах. Пусть кроха осваивает новые пространства пока с помощью близких, учится рассматривать и слушать.

С помощью такого упражнения мы не только обогащаем мозг ребенка разнообразными впечатлениями, но и способствуем укреплению мышц спины и шеи, развиваем способность крохи удерживать головку.

Работу по тренировке мелкой моторики, т.е. тонкому движению пальцев рук, можно начинать уже сейчас. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, берите каждый пальчик по отдельности, сгибайте и разгибайте его, массируйте «подушечки» кру-говыми движениями.

Следующая игра отлично развивает тактильную чувствительность ладоней и мышечное  усилие  пальцев рук.

Игра «Возьми – отдай». Вложите в ручку ребенка яркую атласную ленточку или деревянную палочку (например, стержень от пирамидки). Когда кроха рефлекторно сожмет кулачок, обхватив ленточку, слегка потяните за нее. Забрать предмет у малыша не так-то просто: он сожмет кулачок еще крепче, удерживая игрушку.

Отличным занятием для малыша являются упражнения на большом надувном мяче – фитболе. Положив кроху животом на мяч, осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, придерживая ребенка в области лопаток и ягодиц.

Упражнения на мяче полезны для укрепления мускулатуры. Ритмичные покачивания с разной амплитудой тренируют также вестибулярный аппарат крохи, отвечающий за ощущения равновесия и движения.

Впоследствии эти умения пригодятся малышу, когда он начнет осваивать ходьбу.

Учимся общаться

Известно что социальное развитие младенца осуществляется преимущественно в эмоциональном общении со взрослыми (мамой, папой, старшими детьми и другими родными).

В процессе такого взаимодействия происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. На протяжении второго месяца жизни малыш все чаще начинает отвечать на улыбку и обращенную к нему речь близких осознанной улыбкой.

Такой двусторонний контакт со взрослыми способствует формированию у младенца привязанности к близким людям.

Упражнение «Страна эмоций». Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации голоса попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, обиду, гнев, удивление).

Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям голоса. Возможно, он даже скопирует выражение лица.

А это значит, что он воспринимает и узнает изображение лица, радуется этой встрече, что, безусловно, способствует социально-эмоциональному развитию.

Вместе с тем на этом этапе возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека», например с куклой.

Для показа подойдут 2–3 большие выразительные куклы (высотой от 30 см), изготовленные из разных материалов – пластиковые, тряпичные, резиновые и даже фарфоровые.

Желательно, чтобы пропорции фигуры и черты лица были приближены к человеческим, а выражение кукольного личика было нейтральным или жизнерадостным.

Игра «Знакомимся с куклой». Покажите ребенку куклу, расскажите немного о ней: как ее зовут, какого цвета ее платье, покажите глазки, носик, ротик, части тела. Возьмите ручку малыша в свою и проведите ею по платьицу, волосам.

Можно подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать перчаточную куклу, надев ее на руку и «оживив».

Подходят также игрушки, передающие внешний облик животных или птиц, – пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом).

На этом возрастном этапе происходит усвоение речи. Не забывайте, что дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах.

Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса.

Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других людей, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

Ответная реакция ребенка не заставит себя долго ждать: малыш будет отзываться на «своем» языке – оживленно двигать ручками и ножками, гукать, произносить простые отдельные звуки.

Чаще всего на втором месяце это звуки и их сочетания: гласные «у», «а», «и», и согласные «г», «к», «х», а также их сочетания: «кх», «гх», «гу» и т.д.

Обратите внимание: когда вы общаетесь с крохой, он не только слушает, но и очень внимательно всматривается в ваше лицо, наблюдает за движением губ, изучает, а потом подражает вам. Поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не только слышал ваш голос, но и видел ваше лицо.

Малышам очень нравится ритмичная речь. Читайте крохе стихи, произведения детского фольклора (песенки, пестушки, потешки). Ребенок пока не понимает смысла стихов, но на яркие речевые интонации реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает также слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.

Важно произносить слова отчетливо, достаточно громко, стараясь выделять ударный слог, проговаривая все звуки, соблюдая интонацию.

Наблюдать за тем, как растет ваш малыш, участвовать в его развитии – что может быть приятнее для молодых родителей. Каждый день дитя учится чему-то новому, осваивает разнообразные движения, изучает окружающее пространство. Благодаря активному двустороннему взаимодействию каждый день будет непременно приносить новые открытия для малыша и его родителей.

Важные достижения второго месяца

К этому возрасту ребенок обычно обладает следующими умениями:

  • фиксирует взгляд на предметах;
  • поворачивает голову, отслеживая взглядом перемещение предметов;
  • предпочитает смотреть на новые предметы, рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров;
  • переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу;
  • замирает при появлении нового звука на фоне других;
  • увереннее держит голову, находясь в вертикальном положении;
  • лежа на животе, поднимает голову на 45° и держит ее не менее 5 секунд;
  • издает звуки, произносит отдельные звуки «а», «ы», «кх», «и» и др.;
  • узнает голос близких: оживляется, смотрит в их сторону, улыбается в ответ на вашу улыбку.

Источник фото: Shutterstock

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.