Золотая маска царя агамемнона. Сокровища великих цивилизаций: Маска Агамемнона

100 великих сокровищ | Страница 4 | Онлайн-библиотека

Золотая маска царя агамемнона. Сокровища великих цивилизаций: Маска Агамемнона

В Советском Союзе «трофеи» из Берлина хранились в режиме особой секретности, и только в 1993 году правительство России объявило, что сокровища Трои находятся в Москве.

Златообильные Микены

В области археологии, как пишет немецкий писатель К. Керам, «Шлиман достиг трех вершин». Первой были «сокровища царя Приама», второй стало открытие царских погребений в Микенах.

В феврале 1876 года Генрих Шлиман устремился в Микены, древнейший город Греции. По договору с греческим правительством все найденные немецким археологом предметы должны будут стать собственностью греческого народа.

Именно на Микенском акрополе, по предположению ученого, должны были находиться могилы Агамемнона, Эвримедона, Кассандры и других древнегреческих героев. В конце июля Г.

Шлиман приступил к раскопкам, а уже 7 августа сосредоточил свое внимание на внутренней части акрополя.

Его опытный глаз отметил сразу же своеобразную впадину, находившуюся справа от знаменитых Львиных ворот, и знаменитое скопление щебня.

Через несколько дней рабочие вскрыли ряд горизонтально стоявших плит, перекрытых такими же хорошо отесанными плитами, которые образовывали «круг». Внутри этого круга, чуть ниже, были найдены надгробные стелы, покрытые древними рельефными изображениями.

Эти изображения представляют сражающихся на колесницах людей, сцены охоты и орнаменты различного характера. Странный каменный круг Г. Шлиман принял сначала за скамью, на которой восседали отцы города во время совещаний и судебных заседаний.

По предположениям ученых, каменный круг сначала, видимо, служил местом захоронений и только позднее стал местом совещаний.

В Микенах Г. Шлиман открыл пять знаменитых гробниц, находки из которых своими художественными достоинствами ослепили весь ученый мир. Сам Г. Шлиман писал впоследствии: «Все музеи мира, вместе взятые, не обладают и одной пятой частью этих богатств». Действительно, лишь намного позже, уже в ХХ веке его превзошел знаменитый клад из гробницы египетского фараона Тутанхамона.

Погребенные в микенских гробницах люди принадлежали к высшим слоям общества, а может быть, были правителями его.

Вместе с ними было положено в гробницы много вещей, которые служили им при жизни, но большая часть предметов была сделана специально для погребальной церемонии. Из золота были выполнены диадемы, покрывающие лица усопших маски, нагрудники, наплечники, пояса.

Тонкие золотые маски сначала были выдавлены в форме, а потом отчеканены. Одежда усопших была покрыта бесчисленными золотыми пуговицами и другими украшениями.

Первая гробница была разграблена еще в древности, и все же Г. Шлиман насчитал в ней пятнадцать золотых диадем – по пяти на каждом из трех усопших. Кроме того, в ней были золотые лавровые венки и украшения в виде свастик. На полу гробницы лежало множество ножей из обсидиана, а также куски большой серебряной вазы с устьем, покрытым резьбой и толстым слоем позолоты.

В другой могиле, где лежали останки трех женщин, Г.

Шлиман собрал более 700 тонких золотых бляшек, на которых были выбиты самые разнообразные узоры, спирали, стилизованные цветки, изображения бабочек, медуз, осьминогов, листья растений, звезды… В таком же беспорядке лежали и застежки, сделанные из золота и драгоценных камней, а также множество золотых фигурок: грифоны, львы, олени, пальма с львятами на макушке, лебеди, утки, сфинксы, кузнечики на тонких цепочках… На одном из скелетов была надета золотая корона с 36 золотыми листиками: она украшала голову, уже почти обратившуюся в прах.

В четвертой гробнице археологическая экспедиция Г. Шлимана обнаружила пять больших медных котлов, один из которых был наполнен золотыми пуговицами (68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом).

Рядом с котлами лежал ритон – серебряная голова быка (высотой около 50 сантиметров) с крутыми, красиво изогнутыми золотыми рогами и золотой розеткой во лбу. Пасть, глаза и уши этого быка-ритона были покрыты толстым слоем позолоты.

Возле этой головы лежали две другие, чуть меньшего размера, – из листового золота.

Одна из найденных золотых масок изображала овальное молодое лицо с высоким лбом, широкими дугообразными бровями, длинным прямым носом и удивительно маленьким ртом с тонкими губами.

Но самой замечательной среди всех найденных оказалась одна маска, которая сохранилась гораздо лучше, чем все остальные. Она воспроизводит черты, испокон веков считающиеся эллинскими: узкое лицо, длинный нос, большие глаза, крупный рот с несколько пухловатыми губами… У маски – глаза закрыты, кончики усов чуть закручены кверху, подбородок и щеки закрывает окладистая борода.

Могилы были буквально набиты золотом. Но для Г. Шлимана было важно не золото, хотя его было почти 30 килограммов.

Ведь это могилы Атридов, о которых говорил Павсаний! Это маски Агамемнона и его близких, все говорит за это: и число могил, и количество погребенных (17 человек – 12 мужчин, 3 женщины и два ребенка), и богатство положенных в них вещей… Ведь оно столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо Агамемнона.

Позднейшие исследования показали, что маска была сделана почти за три столетия до рождения Агамемнона, но до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царем и так и называется: «Маска Агамемнона».

Перечисленные выше находки говорят о баснословном богатстве властителей древних Микен, и недаром Гомер называет их «златообильными Микенами». Но в микенских гробницах было не только золото. В одной из могил Г. Шлиман обнаружил большое количество бронзовых мечей, 87 штук – целый арсенал по тем временам.

Выставленные в Афинском археологическом музее, они привлекают многочисленных посетителей и туристов. На парадном оружии микенских басилеев, инкрустированном золотом, серебром и чернью, чрезвычайно тонко выполнены различные узоры: охота на львов и леопард, нападающий в зарослях тростника на диких уток.

Золотой козлик из Ура

В III тысячелетии до нашей эры шумерский город Ур был одним из крупнейших центров цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями.

В 1920-х годах там начались археологические раскопки. Объединенной экспедицией сотрудников Британского музея и Пенсильванского университета руководил английский археолог Леонард Вулли, посвятивший исследованию этого района более пяти лет.

На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество бесценных произведений искусства и сокровищ, и все же экспедиции Л. Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире. Перед глазами членов экспедиции предстала неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.

В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который помещали тело умершего владыки. С ним оставалось несколько приближенных, которых тоже умерщвляли, прежде чем положить в склеп.

Затем на дно огромной усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие всем погребальным ритуалом, военачальники со знаками отличия, дамы из придворного гарема – в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги, музыканты, рабы…

Следом за ними въезжали повозки, запряженные ослами или быками, а замыкали шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу. Все участники траурной процессии занимали отведенные для них места на дне могильного рва, и после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.

В результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения.

Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине ХХХ века до нашей эры.

К этому времени мастера Южного Двуречья уже в совершенстве освоили технику обработки золота и серебра, умели делать из них сплавы, чеканить, ковать и инкрустировать их цветным камнем, украшать зернью и тончайшим филигранным кружевом.

4

Сокровища великих цивилизаций: Маска Агамемнона. Золотая маска агамемнона Царь и его маска агамемнона

Золотая маска царя агамемнона. Сокровища великих цивилизаций: Маска Агамемнона

Благодаря самоотверженности археологов, готовых отказаться на время от комфорта ради поиска древних артефактов, мы сегодня точно знаем, что, например, Троя – это не вымысел Гомера, как долгое время считалось.

Раскопки Шлимана, археолога-любителя, не только подтвердили повествование о Троянской войне, но и явили миру сокровища древней микенской цивилизации.

Среди этих археологических находок была золотая маска, которую часто называют маской Агамемнона.

Гомеровская «Илиада»

Нам мало что известно о создателе одного из древнейших литературных произведений – Гомере. Никто не знает ни точной даты его появления на свет, ни места его рождения. До 70-х годов XIX века считалось, что события, описанные Гомером в «Одиссее» и «Илиаде», не что иное, как часть древнегреческой мифологии, ведь наряду с людьми в эпосах участвуют боги и полубоги.

Однако Трои, а затем Микен, побудили ученых по новому взглянуть на произведения Гомера. В частности, «Илиада» повествует о событиях Троянской войны, в историчности которой сегодня уже никто не сомневается. Греческой армией командовал Агамемнон, царь Микен. В то время этот город был самым значимым на юге Балканского полуострова.

В «Илиаде» Агамемнон предстает доблестным воином, однако его недостатки – неуступчивость и высокомерие – в дальнейшем принесли немало бедствий греческой армии.

Как закончилась жизнь микенского царя, «Илиада» умалчивает, тем не менее об этом повествуют более поздние эпические произведения греков.

Интерес к ним возродился с новой силой после того, как в результате раскопок древних Микен была обнаружена маска Агамемнона.

Мифы и действительность

О микенском царе и трагической судьбе его семьи писали и другие античные авторы: Стесихор, Эсхил, Софокл, Эврипид и пр.

До сих пор не обнаружено документальных доказательств его существования, поэтому Агамемнон в истории считается фигурой мифической, хотя, как предполагают, у него был прототип – греческий царь Акагамунас, о котором сообщают хеттские источники XIV в.

до н.э. Таким образом, золотая маска, найденная в XIX веке, никак не могла принадлежать легендарному микенскому царю.

Согласно греческой мифологии, Агамемнон после убийства отца, царя Микен, бежал вместе с братом в Этолию. Им на помощь пришел правитель Спарты и помог вернуться в родной город. Когда Агамемнон утвердился в Микенах, он расширил границы своих владений, превратившись в могущественного царя. Позже он женился на дочери царя Спарты Клитемнестре, которая родила ему сына Ореста и трех дочерей.

Неугасающая память

После окончания Троянской войны Агамемнон вернулся в Микены с богатой добычей. Как сложилась его дальнейшая судьба? Существует несколько версий, изложенных в греческих мифах.

По одной из них он пал от руки своего двоюродного брата Эгисфа, обольстившего жену Агамемнона. По другой, его убила сама Клитемнестра, не простившая того, что он принес в жертву богине Артемиде их дочь Ифигению.

В любом случае Агамемнона в Микенах ждала смерть.

Сюжет, в котором злой рок преследует семью микенского царя, лег в основу не только античных трагедий. Его разрабатывали в своем творчестве и более поздние авторы, например немецкий драматург и поэт XVI в. Сакс Г., основоположник итальянской трагедии Альфьери В. (XVIII в.).

Убийство правителя Микен снова привлекло внимание драматургов, когда Шлиман Г. обнаружил царские гробницы. Среди древних артефактов была, как полагал археолог, маска Агамемнона. После этого открытия смерть царя обыграли в почти трех десятках пьес и нескольких операх.

Археологическая экспедиция

Сто пятьдесят лет назад ученые скептически относились к историчности сочинений Гомера. В противоположность им немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман верил в то, что великий грек не ошибался и Троя действительно существовала. Основываясь на эпосе Гомера и записках Павсания, греческого географа, посетившего Малую Азию во II в.н.э., он отправился на поиски исчезнувшего города.

Никто не мог предположить, что ему действительно в 1873 г. удастся найти древнюю Трою. Воодушевленный успехом, через три года Шлиман начал раскопки Микен в Греции. Многое из того, что нам сегодня известно о микенской цивилизации – заслуга этого археолога-энтузиаста. Находки, сделанные им, подтвердили сообщение Гомера о необычайном богатстве царей Микен.

Одна только маска Агамемнона произвела огромное впечатление на ученый мир XIX в., а ведь она была не единственным золотым объектом, обнаруженным экспедицией Шлимана. Раскопки начались в августе 1876 г. и продолжались до конца года, но уже в сентябре стало очевидно, что археологи нашли цивилизацию, процветавшую здесь во II тысячелетии до н.э.

Царские гробницы

Несмотря на то, что обнаруженные артефакты были великолепнее тех, что ему удалось раскопать в Трое, Шлиман был неудовлетворен. Одержимый идеей найти могилу Агамемнона, о которой писали многие древнегреческие авторы, он продолжал работать, невзирая на трудности.

В конце концов, Шлиман раскопал там где найдена золотая маска царя Агамемнона. Пять из них находились внутри крепости и представляли собой могилы-шахты, а четыре более поздних располагались за крепостными стенами. Захоронения оказались нетронутыми, поэтому все погребальные украшения, а их было очень много, сохранились.

Шлиман не сомневался, что перед ним гробница Агамемнона и его товарищей, убитых Клитеместрой и ее любовником Эгистом. Золотая погребальная маска, которую он нашел в одной из гробниц, известна сегодня как маска царя Агамемнона.

Древний обычай

У разных народов, ритуалы, связанные с верой в загробную жизнь, различаются. Тем не менее всегда можно отыскать в них нечто общее. Например, изготовление погребальных масок было присуще древним египтянам, ассирийцам, китайцам, индейцам, народам Сибири.

Золотая маска Агамемнона, найденная Шлиманом, свидетельствует о том, что микенцы также верили в то, что изображение умершего является очень важным для его благополучия в загробном мире, даже при отсутствии портретного сходства. Конечно, из золота эти ритуальные объекты изготавливали только для правителей, простой люд довольствовался глиной или деревом.

Загадки древних Микен: маска Агамемнона

Более ста лет прошло после открытия, сделанного Генрихом Шлиманом, однако многое еще остается тайной. Что олицетворяли львы на одноименных воротах, какие инструменты использовали микенцы для строительства сооружений из циклопических камней, почему город был покинут – эти и другие вопросы остаются пока без ответов.

Маска тоже хранит свою тайну.

Единственное, что удалось установить с абсолютной точностью, – она принадлежала другому человеку, поскольку была изготовлена за 400 лет до Троянской войны, современником которой был микенский царь.

К такому заключению ученые пришли уже после смерти Шлимана. Сам же археолог никогда не сомневался в том, что найденный им артефакт – не что иное как маска легендарного Агамемнона.

Еще одна золотая маска, найденная при раскопках в Микенах

Во время раскопок в 1874 году на развалинах древнегреческого города Микены знаменитый археолог-любитель Генрих Шлиман обнаружил несколько могильников с останками людей и лежавшие рядом с ними золотые украшения и оружие. Но самой главной его находкой оказалась уникальная чеканная золотая маска, которую он принял за посмертную маску царя Агамемнона, предводителя греческого войска в Троянской войне.

Из истории известно, что Агамемнон был микенским царем, а в древнегреческом эпосе — знаменитой «Илиаде» Гомера — стал одним из главных героев, отличившимся храбростью и прославившим себя многими подвигами.

Поводом для Троянской войны послужило похищение Парисом прекрасной Елены, супруги царя Менелая, брата Агамемнона. И тогда Менелай вместе с Агамемноном склонили греческих царей к участию в походе против троянцев. Возглавил войско Агамемнон.

Троянцы были разгромлены, но судьба отвернулась от героя. Его жена Клитемнестра не ждала мужа, более того, задумала убить его, так как у нее появился любовник Эгисф. Им удалось выполнить задуманное, и Агамемнон был убит.

Его печальная судьба послужила темой для многих древних трагедий.

Город Микены, в котором правил Агамемнон, был центром великой цивилизации, просуществовавшей около 500 лет, с 1600 по 1100 год до нашей эры. Ее следы — многие гончарные изделия — были найдены в Южной Италии, Египте, на Кипре, в Сирии и Палестине.

Уверенность Шлимана в том, что он обнаружил маску именно царя Микен Агамемнона, основывалась как раз на сказании Гомера в «Илиаде» о Троянской войне и на трудах греческого географа Павсания, жившего во II веке уже нашей эры.

Павсаний, например, утверждал, что Агамемнон был похоронен в самом городе, а его убийц, жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, как людей недостойных похоронили за пределами городской стены.

Шлиман, приступая к раскопкам в Микенах, руководствовался именно этими данными, он был уверен, что внутри городских стен ему удастся найти останки древнегреческих героев, о которых рассказывал Гомер.

И чутье его не обмануло — внутри городских стен в нескольких отрытых могилах он нашел золотые маски. Общий вес этих золотых изделий составил 14 кг, но не все они хорошо сохранились.

Наиболее ценной оказалась та, которую Шлиман назвал «маской Агамемнона».

Современные археологи не во всем согласны со Шлиманом. Они определили возраст кладбища в Микенах, открытого Шлиманом, в 1600 лет. Троянская же война, о которой писал Гомер, если она не была плодом его воображения, происходила около 1200 года до нашей эры. Следовательно, найденная Шлиманом золотая чеканная маска никак не могла принадлежать царю Микен Агамемнону.

Но во времена Шлимана этот вопрос не обсуждался. Шлиман был слишком большим авторитетом в археологии, и ему никто не возражал. Сам же археолог даже не допускал мысли, что он нашел что-то другое. Ему очень нравилась собственная версия, и никакие другие он в расчет не принимал. С того времени за найденной им золотой маской и закрепилось название «маска Агамемнона».

«Маска Агамемнона» – золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом . Своё название получила от легендарного царя Агамемнона , поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.

Маска была найдена в ходе раскопок возле Львиных ворот , на западной стороне микенских укреплений. Шлиман обнаружил группу захоронений (могильный круг А), состоящую из пяти шахтовых гробниц .

В них было найдено 19 скелетов (8 мужских, 9 женских, 2 детских). Лица некоторых мужчин были покрыты золотыми масками. Кроме них, в захоронениях были найдены золотые диадемы , пряжки, серьги и золотые весы для «взвешивания душ».

Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограммов.

Шлиман был уверен, что нашёл гробницу легендарного царя.

Королю Греции он писал: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра , Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и её любовником Эгистом». В гробницах было найдено 5 золотых погребальных масок, последнюю из них по времени обнаружения Шлиман связал с легендарным царём Микен.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу . Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды . Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин . В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

Литература

  • Спафари Э., Петропулу К. Коринф. Микены. Археологические памятники и музеи. – Афины, 2006. – С. 38-39.
  • Керам К.

Погребальная маска Агамемнона

Золотая маска царя агамемнона. Сокровища великих цивилизаций: Маска Агамемнона

Благодаря самоотверженности археологов, готовых отказаться на время от комфорта ради поиска древних артефактов, мы сегодня точно знаем, что, например, Троя – это не вымысел Гомера, как долгое время считалось.

Раскопки Шлимана, археолога-любителя, не только подтвердили повествование о Троянской войне, но и явили миру сокровища древней микенской цивилизации.

Среди этих археологических находок была золотая маска, которую часто называют маской Агамемнона.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.